Контрольная работа по Хозяйственному праву

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2011 в 21:52, контрольная работа

Описание работы

Несмотря на то значение, которое имеет гражданско-правовой договор в экономической сфере, ни ранее действовавший Гражданский кодекс УССР 1922 года, ни действующее гражданское законодательство не дают его определения. Законодатель лишь ограничился указанием на некото­рые характерные признаки договора. Так, в ст. 41 ГК содержится указание на то, что договор - это двух - или многосторонняя сделка; из ст. 153 ГК следует, что в основе договора должно лежать соглашение сторон и т.п.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по хозяйственному праву.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

    Случайные условия, так же, как и обычные, не оказывают влияния на факт заключения договора и на его действительность. Но в отличие от обычных условий, которые предусматриваются непосредственно законом и начинают действовать в силу одного лишь факта заключения того или иного договора, случайные условия приобретают юридическое значение лишь тогда, когда они включены самими сторонами в договор. Следовательно, случайными называются такие условия, которые включаются в содержание договора по усмотрению сторон. Их отсутствие, так же, как и отсутствие обычных условий, не влечет недействительности заключенного договора. Однако, в отличие от обычных, они приобретают юридическую силу лишь в случае их включения в содержание договора. Кроме того, в отличие от существенных, отсутствие случайных условий лишь в том случае влечет за собой признание договора недействительным, если заинтересованная сторона докажет, что она требовала согласования данного условия. В противном случае договор считается заключенным без случайного условия. Например, по действующему законодательству вознаграждение поверенного по договору поручения за выполнение порученных ему действий не предполагается, но если соглашением сторон будет предусмотрено условие о вознаграждении, тогда поверенный имеет право требовать его.

    Следует отметить, что все три группы условий, к какому бы они виду не относились, обязаны своим появлением, в конечном итоге, лишь соглашению сторон, которым одни условия формируются непосредственно, а другие - признаны сторонами договора обязательными для них в силу самого факта заключения последнего. В этом, в частности, проявляется значение договора как волевого юридического акта. 

     Рассмотрение  споров между  хозяйствующими субъектами. 

     Хозяйственные споры - разногласия, возникающие между участниками хозяйственных отношений.

     Основные правовые акты, регулирующие хозяйственные правоотношения – акты министерств и ведомств, направленные на исполнение законов, Указов Президента РФ и Постановлений Правительства РФ. Для хозяйственного права наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере (Министерства финансов РФ, налоговой службы, Центрального банка Российской Федерации и др.)

     Несмотря на то, что значительную долю обращений к юридической помощи независимых юристов составляет досудебное урегулирование хозяйственных споров, судебные разбирательства между хозяйствующими объектами, чаще всего это - предприятие, фирма, предприниматель, далеко не редкость.

     Существуют различные классификации экономических (хозяйственных) споров. В частности, выделяют следующие их виды:

     Договорные, т.е. споры, по поводу прав и обязанностей, возникших из договоров. Это самая большая группа хозяйственных споров – ведь большинство прав и обязанностей субъектов хозяйственных отношений в условиях рыночной экономики возникают именно из договоров;

     Преддоговорные, т.е. споры, связанные с заключением договора или определением его содержания. Они могут возникать только в тех немногочисленных случаях, когда в соответствии с законом заключение договора является обязательным для одной из сторон или когда стороны сами, по обоюдному согласию, решили передать свой спор на рассмотрение юрисдикционного органа. Во всех остальных случаях предмета для спора нет, так как один из ведущих принципов регулирования договорных отношений является принцип свободы договора, в соответствии с которым никто не может быть принужден к заключению договора. Поэтому данная группа экономических споров немногочисленна;

     Внедоговорные, т.е. споры о правах и обязанностях, возникающих не из договоров и не по поводу их заключения. К ним относятся споры, связанные с нарушением права собственности, споры, возникающие из причинения вреда имуществу, споры о защите деловой репутации субъектов экономической деятельности, споры о товарных знаках и т.п. Такого рода споры между различными хозяйствующими субъектами возникают довольно часто, хотя они и не столь многочисленны, как договорные споры.

     Защита прав и законных интересов предпринимателей является одной из важнейших функций права. Так, например, к числу основных начал гражданского законодательства относится:

     — необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав (ст. 9);

     обеспечение восстановления нарушенных прав (ст. 12);

     судебная защита нарушенного права (ст. 11).

     Нормальное развитие хозяйственных отношений предполагает, что права их участников реализуются, а обязанности исполняются надлежащим образом, добровольно и сознательно в соответствии с действующим законодательством и заключенными договорами без вмешательства юрисдикционных органов.

    Однако практика предпринимательской деятельности свидетельствует о существовании большого количества хозяйственных споров и конфликтных ситуаций. Значительное их число относится к имущественным спорам, возникающим при заключении договоров, их исполнении.

     Действующее законодательство предоставляет лицу, чьи права нарушены или оспорены, возможность обратиться в суд (арбитражный суд) для их защиты. Гражданский кодекс (ст. II) допускает установление в законе и другого способа защиты прав предпринимателей — в административном порядке. Потерпевшая сторона может, а если это предусмотрено законом, то и обязана обратиться со своими требованиями к административному органу. Однако, если решение последнего будет неудовлетворительным, сохраняется право на обращение в суд. Однако необходимо иметь в виду, что защите подвергаются только права, осуществляемые надлежащим образом, не вступающие в противоречие с интересами общества, всего гражданского оборота и его отдельных участников. Действия предпринимателей, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, злоупотребление доминирующим положением на рынке, а также злоупотребление правом в иных формах не допускаются (ст. 10 ГК). В этом случае суд не только откажет лицу в защите принадлежащего ему права, но и может применить к нему соответствующие санкции — возмещение причиненного вреда, санкции, установленные антимонопольным законодательством. 

     Претензионный порядок урегулирования споров

     Право на обращение в арбитражный суд конкретных субъектов правоотношений (право на предъявление иска) возникает лишь после принятия сторонами мер по непосредственному урегулированию спора в претензионном порядке.

     Предъявляя претензию, один хозяйствующий субъект указывает другому на совершенные им неправильные действия (бездействие) или ошибки, которые неправомерно ущемляют его законные интересы. Сторона требует устранения или исправления в добровольном порядке этих нарушений, ссылаясь при этом на нормативные актом и фактические обстоятельства дела. В этом суть каждой претензии.

     Непосредственными задачами претензионной работы являются:

     а) восстановление нарушенных прав и защита законных интересов предпринимателей;

     б) выявление причин и условий, влекущих невыполнение договорных обязательств, выпуск продукции и товаров ненадлежащего качества и др. нарушения;

     в) предупреждение нарушений договорной дисциплины, действующего законодательства;

     г) улучшение экономических показателей хозяйственной деятельности организаций;

     д) возмещение за счет виновных лиц ущерба, причиненного предпринимателю.

     Претензионная работа, главной целью которой является устранение или предупреждение отрицательного воздействия на предпринимательскую деятельность со стороны контрагентов. Будучи основанной на применении правовых норм и правильно организованной, становится эффективным средством устранения этих отрицательных результатов. Поэтому претензионную работу можно рассматривать как один из основных способов защиты прав и законных интересов предпринимателей. Путем предъявления претензий к своим контрагентам по поводу нарушения договорных обязательств предприниматель защищает свои законные права, требует восстановления нарушенных прав, ограждения своих имущественных и неимущественных интересов.

     С точки зрения оперативного разрешения возникшего спора претензионный порядок его урегулирования позволяет сторонам аргументировано изложить свою позицию, подтвердив ее ссылками на соответствующее законодательство, произвести сверку расчетов по взаимной задолженности, таким образом, самостоятельно, не прибегая к помощи арбитражного суда, урегулировать возникший спор. В свою очередь, арбитражные суды освобождались от многочисленных беспредметных, по существу, споров, завершавшихся, как правило, признанием иска либо заключением мирового соглашения.

     Законодательно устанавливаются требования к оформлению претензий и подтверждению их определенными документами. Например, в соответствии со ст. 138 Транспортного Устава железных дорог РФ к претензии о недостаче, порче или повреждении груза должны быть приложены железнодорожная накладная и коммерческий акт, выданный дорогой, в случае отказа железной дороги в составлении коммерческого акта представляется накладная и документы об обжаловании отказа.

     Право определило сроки для предъявления и рассмотрения претензий, дифференцированные в зависимости от характера требований и порядок исчисления этих сроков.

     Срок на предъявление претензий перевозчику не входит в установленный для таких требований срок исковой давности. Если претензия перевозчиком отклонена или ответ не получен в установленный срок, заявителю предоставляется 30 дней для предъявления иска со дня получения отрицательного ответа или истечения срока, установленного для ответа. 

     Органы, рассматривающие экономические споры.

Возникающие споры между участниками гражданских правоотношений могут быть урегулированы в судебном и в несудебном (путем компромиссного обсуждения) порядке.

     Основными правовыми источниками в данной области права являются Арбитражный Процессуальный кодекс РФ (АПК РФ), ФКЗ “Об арбитражных судах РФ”, Временное положение о третейских судах, Закон “О международном экономическом арбитраже” и др.

     Рассмотрением споров между хозяйствующими субъектами занимаются суды:

     а) суды общей юрисдикции

     б) Конституционный суд

     в) Арбитражный суд.

     Арбитражный суд - орган, рассматривающий споры в сфере экономики и предпринимательства.

     В его задачи входит:

     1) защита нарушенных или оспариваемых прав и интересов организаций и граждан;

     2) содействие уркеплению законности;

     3) содействие предупреждению правонарушений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Задача 1. 

Учредители  АО «Планета» приняли решение  о его ликвидации.25 февраля ликвидационной комиссией было опубликовано объявление о том ,что АО ликвидируется и  претензии кредиторов принимаются  в течение двух месяцев со дня публикации. По истечении этого срока были произведены расчеты со всеми кредиторами, заявившими о своих требованиях. Позднее были заявлены требования:

торгового дома об уплате 5 т.р.-штрафа за поставку АО «Планета» торговому дому некачественной продукции

Иванова,бывашего работника АО «Планета» ,об уплате задолженности  по заработной плате

ООО «Прокат» об оплате счета за отгруженное  ликвидируемому  предприятию и  полученное им сырье

Каков порядок ликвидации юридического лица?

В каком  порядке производятся расчеты с кредиторами при ликвидации юридического лица?

Обязано ли АО «Планета» удовлетворить заявленные требования

Информация о работе Контрольная работа по Хозяйственному праву