Недобросовесная конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

В данной работе я рассматриваю вопрос о недобросовестной конкуренции.
Закон Украины о защите от недобросовестной конкуренции был принят 1 января 1997 года постановлением Верховного Совета Украины от 7 июня 1996 года за № 237/96 – ВР со сменами и дополнениями от 15 мая 2003 года № 762 – IV.

Содержание

Вступление
1.Правовое значение недобросовестной конкуренции
1.1. Понятие недобросовестной конкуренции
1.2. Правовое ограничение недобросовестной конкуренции
1.3. Особенности недобросовестной конкуренции в Украине
2. Формы недобросовестной конкуренции
2.1. Введение в обман
2.2. Нарушение коммерческой тайны
3. Ответственность за недобросовестную конкуренцию
3.1. Виды гражданско-правовых санкций
3.2. Криминальная ответственность.
3.3. Административная ответственность
Заключение
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

2 Недобросовестная конкуренция.docx

— 51.90 Кб (Скачать)

 

 

  1.3. Особенности недобросовестной конкуренции в Украине

 

Основные принципы защиты от недобросовестной конкуренции в Украине, в соответствии с которыми недобросовестная конкуренция пресекается как в судебном порядке по иску заинтересованного лица, так и непосредственно антимонопольными органами либо по обращениям конкретных лиц, либо по собственной инициативе, следует признать оптимальными в сложившихся социально-экономических условиях.

 Правовая сущность  недобросовестной конкуренции заключается  в том, что, будучи объектом  правового запрета, она представляет  собой действия, от которых обязаны  воздерживаться все участники  конкурентных отношений при осуществлении  деятельности на товарном рынке.  Соблюдение запрета недобросовестной  конкуренции, как и любого иного  правового предписания, не ставится  в зависимость от психического  отношения субъекта конкурентных  отношений к своим действиям.  Соответственно для признания  действий хозяйствующего субъекта  недобросовестной конкуренцией  не требуется устанавливать ни  наличие у лица умысла, ни вины  вообще.

Совершение акта недобросовестной конкуренции является основанием для  применения мер государственного принуждения, которые делятся на меры защиты (требование прекращения нарушения и требование об устранении его последствий) и  меры юридической ответственности (возмещение убытков, перечисление в  бюджет прибыли, полученной в результате недобросовестной конкуренции). Из общих  принципов применения мер защиты и привлечения к гражданско-правовой ответственности вытекает, что вина не входит в число оснований для  применения мер защиты от недобросовестной конкуренции, но является обязательным условием привлечения к юридической  ответственности. При этом юридическая  ответственность за недобросовестную конкуренцию наступает при любой  форме вины, а не только при умысле.

В легальном определении  недобросовестной конкуренции под  действиями, направленными на получение  преимуществ в предпринимательской деятельности, следует понимать действия, которые способны объективно, вне зависимости от степени осознания, предвидения и желания лицом наступления последствий таких действий, обеспечить превосходство над конкурентами, приводящее к увеличению получаемого им дохода.

Недобросовестная конкуренция  может совершаться в форме  бездействия, однако в ее легальном  определении упоминаются только действия. При применении на практике определения недобросовестной конкуренции возникают затруднения, которые вызваны связью некоторых признаков недобросовестной конкуренции с термином «предпринимательская деятельность», поскольку осуществлять реализацию товаров, оказание услуг, выполнение работ, то есть присутствовать на рынке могут лица, деятельность которых не квалифицируется как предпринимательская. Излишним является упоминание в определении недобросовестной конкуренции требований действующего законодательства и обычаев делового оборота, поскольку это поглощается указанием на противоречие требованиям добропорядочности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Формы недобросовестной  конкуренции

2.1. Введение в  заблуждение

В главе 1 Общих положений в статьях 1; 2 и 3 Закона о недобросовестной конкуренции определяется значение недобросовестной конкуренции, а также ее формы.

Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных  причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его  деловой репутации;

введение потребителей в  заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;

некорректное сравнение  хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с  товарами других хозяйствующих субъектов;  продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;

получение, использование, разглашение  научно-технической, производственной или торговой информации, в том  числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

Следует отметить: бытует типовое  заблуждение, что если действия конкурентов  не укладываются в это “прокрустово ложе”, то значит, игра идет по правилам. Это не так. Современный бизнес гораздо  сложнее, и современные формы  недобросовестной конкуренции гораздо  разнообразнее предусмотренных  законодателем форм. Поэтому законодатель, предвидя это, оставил перечень форм недобросовестной конкуренции открытым. Иными словами, действия конкурента можно признать недобросовестными, даже если эти действия не подпадают под предусмотренные в статье формы.

У известного философа Хейзингера есть теория, по которой все люди играют в игры. Одной из таких  игр является бизнес. Игры бывают разные — с правилами и без. А те, которые с правилами, бывают с правилами писаными и правилами неписаными.

     Так и наш украинский бизнес представляет собой набор сложных игр со сложными правилами, как писаными, так и неписаными. И, как и во всякой игре, цель — выиграть. Кстати, у того же Хейзингера есть замечательная мысль о том, что есть всего два типа игр: “выиграть-выиграть” или “проиграть-проиграть”. Те, кто думает, что выиграет, победив своего противника, на самом деле играют в игру “проиграть-проиграть”. По моему мнению, любой спор в суде — четкая иллюстрация этого типа игр. Игры “выиграть-выиграть” основаны на принципиально другой философии — философии партнерства. В данной системе миропонимания бизнес — это игра, в которой есть только победители, или, словами маркетологов, спрос рождает предложение, предложение удовлетворяет спрос. В общем, это позиция Партнерства.

     Бизнес — это игра, в которую играют очень много людей. Удовлетворить имеющийся спрос желают удовлетворить несколько игроков, что неизбежно порождает так называемую конкуренцию, то есть соперничество в игре.

     В любой игре соперники имеют выбор построения взаимоотношений — от уважительных, порою нигде не записанных правил поддержки (как, например, в футболе, при нарушении правил передать мяч игроку другой команды), до традиционных кулачных боев на хоккейных полях. Так же и в бизнесе — конкуренты могут поддерживать друг друга в тяжелые моменты и подкладывать взрывчатку в автомобили конкурента...

     Однако вернемся к юридическому взгляду на вопросы недобросовестной конкуренции. В Украине с 1991 года действует закон “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” (далее — Закон). Этот документ и представляет собой писаные правила ведения бизнеса.

     В четвертой статье Закона среди прочих определений есть толкование термина “недобросовестная конкуренция”. Дословно это звучит так:

     “Недобросовестная конкуренция — любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации”.

     Исходя из определения недобросовестной конкуренции, для того, чтобы признать игрока нарушившим правила, требуется доказать наличие трех условий. Причем, если одного из этих условий нет (не доказано), то нет и нарушения правил игры. Итак, рассмотрим каждый из указанных признаков.

Наиболее распространенным актом недобросовестной конкуренции  является введение в заблуждение. Введение в заблуждение может устанавливаться  различными способами. Наиболее элементарный вид введение в заблуждение имеет  место в случае, когда сходный  знак настолько напоминает охраняемый знак, что может привести к введение в заблуждение у значительного числа средних потребителей в отношении коммерческого происхождения товаров или услуг. При определении введение  в заблуждение часто рассматриваются такие факторы, как степень различительной способности охраняемого знака, масштабы деятельности и репутация владельца, уровень информированности потребителей и, конечно, сходство знаков и соответствующих товаров и услуг.

Введение в заблуждение  можно определить как действие с  целью создания ложного впечатления  о продуктах или услугах конкурента. Это также достаточно распространенная и отнюдь не безобидная форма недобросовестной конкуренции. Введение в заблуждение  может привести к серьезным последствиям: потребитель, основываясь на неправильной информации, может понести финансовый ущерб или даже более серьезный, если такая информация касается, например, области здравоохранения и фармакологии. Носителем информации, которая может ввести общественность в заблуждение, как правило, является информация, непосредственно размещенная на упаковке и/или в СМИ посредством рекламы.

    Введение потребителей в заблуждение так же, как и дискредитация конкурента, имеет своей целью привлечение внимания к своим товарам путем распространения не соответствующей действительности информации.  Однако, в  отличие от случаев дискредитации конкурента, здесь акцент делается не на ложных или обманных заявлениях в отношении конкурента и его товаров, а на недостоверной информации в отношении собственных товаров. Этот недобросовестный прием часто используется в конкурентной борьбе. Причем, в подавляющем большинстве случаев он применяется предприятиями, не имеющими широкой известности на рынке, но стремящихся с помощью любых средств, в том числе и нечестных, продвинуть свой товар. Безусловно, запрет этой формы недобросовестной конкуренции направлен на защиту и поддержку честной конкуренции. Это, в общем, является основополагающей целью Закона о конкуренции. Однако немаловажным является и то, что такие действия хозяйствующих субъектов, как введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товаров могут привести к серьезным негативным последствиям для рынка соответствующих товаров, а также нанести ущерб самим потребителям.  Следовательно, реализация предусмотренных Законом о конкуренции мер по пресечению рассматриваемой формы недобросовестной конкуренции также способствует нормальному функционированию товарных рынков и защите интересов потребителей.

 Понятие введение в  заблуждение не ограничивается  заведомо обманными заявлениями или утверждениями, которые могут создать ложное впечатление у потребителя. Так, в ряде случаев правдивые утверждения также могут ввести потребителей в заблуждение относительно более высоких потребительских свойств того или иного товара, если при этом, например, подчеркивается, что продукция именно данного производителя отличается такими-то параметрами, хотя согласно принятым стандартам этим параметрам соответствует аналогичная продукция любого производителя. В результате этого у потребителя может возникнуть ложное впечатление, что только товар данного производителя обладает такими-то потребительскими свойствами, тогда как на самом деле искомые потребительские свойства присущи аналогичным товарам других производителей.

2.2. Нарушение коммерческой  тайны

Как правило, конкурентоспособность  в промышленной или коммерческой деятельности зависит от использования  новаторских методов и соответствующего ноу-хау. Однако такие методы и ноу-хау  не всегда находятся под охраной  патентного или авторского права.

Использование без надлежащего  разрешения ценной конфиденциальной информации любыми другими лицами помимо владельца  рассматривается как незаконное присвоение коммерческой ценности, которая  теряет свои конкурентные и экономические  преимущества после использования  и разглашения этой информации другими  лицами.

  Так,  в  соответствии  со статьёй  «Закона    об  экономической   конкуренции»,   формой недобросовестной    конкуренции    является    «получение,    использование, разглашение научно-технической, производственной и  торговой  информации,  в том числе коммерческой тайны, без согласия её владельца". Статья  5  данного закона определяет недобросовестную конкуренцию как  "любые  направленные  на приобретение  преимуществ  в   предпринимательской   деятельности   действия хозяйствующих  субъектов,  которые  противоречат   положениям   действующего законодательства, обычаям делового оборота,  требованиям  добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки  другим хозяйствующим  субъектам-конкурентам   либо   нанести   ущерб   их   деловой репутации».

      Уголовный   кодекс  Украины содержит  в  разделе   «Преступления  в  сфере  экономики»  статью  «Незаконное   получение   и разглашение  сведений,  составляющих  коммерческую  или  банковскую  тайну».

Данная  статья  предусматривает  два  состава  преступления.  Часть   первая указанной статьи предусматривает  ответственность  за  «собирание  сведений, составляющих  коммерческую  тайну  или  банковскую  тайну,  путём  похищения документов, подкупа или угроз, а равно  иным незаконным  способом  в целях разглашения либо незаконного  использования  этих  сведений».  Часть  вторая этой статьи  предусматривает ответственность за  «незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну,  без согласия  их  владельца,  совершённое   из   корыстной   или   иной   личной заинтересованности и причинившее крупный ущерб».

      Нарушение  прав  обладателя  коммерческой  тайны  может  происходить  с различных  сторон.  Во-первых,  коммерческая тайна может быть  разглашена работниками  обладателя  коммерческой  тайны или   его   контрагентами   по гражданско-правовым  договорам.  Во-вторых,  третьи  лица   могут   получить коммерческую тайну  незаконными  способами.  В-третьих,  коммерческая  тайна может незаконно использоваться лицами, получившими её как на  законных,  так и незаконных основаниях.  Соответственно можно различать способы защиты  от разглашения  коммерческой  тайны,  от  её   незаконного   получения   и   от незаконного использования коммерческой тайны.

 

 

 

 

3. Ответственность  за недобросовестную конкуренцию

3.1. Виды гражданско-правовых  санкций

С 1 января  1997 года вступил в силу Закон Украины о защите от недобросовестной конкуренции, который внес некоторые изменения в систему санкций за нарушения антимонопольного законодательства. Законодатели, принимая во внимание критику и пожелания со стороны антимонопольных органов, попытались предусмотреть дополнительные меры воздействия на нарушителей. Эти меры делают невыгодным противоправное поведение на рынке.

Информация о работе Недобросовесная конкуренция