Понятие и виды имущества субъектов хозяйствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 11:34, контрольная работа

Описание работы

Субъектами хозяйственной деятельности считаются юридические и физические лица, занимающиеся деятельностью по производству продукции (работ, услуг), если эта продукция (работы, услуги) используются не для собственного потребления, а предназначаются для реализации другим лицам. Предпринимательская деятельность осуществляется в производственной сфере, сфере услуг либо торговле и она должна быть направлена на постоянное получение прибыли или личного дохода.

Содержание

1. Теоретический вопрос:
Понятие и виды имущества субъектов хозяйствования. Права субъек-
тов хозяйствования в отношении их имущества (право собственности как основа хозяйствования; право хозяйственного ведения и оперативного управления, право аренды). Правомочия распоряжения. Источники формирования имущества субъектов хозяйствования. Уставный фонд, иные фонды и резервы ……… 3
1.1. Понятие и виды имущества субъектов хозяйствования. Права субъ-
ектов хозяйствования в отношении их имущества (право собственности как основа хозяйствования). Правомочия распоряжения …………………………… 3
1.2. Права субъектов хозяйствования в отношении их имущества (право
хозяйственного ведения и оперативного управления). Правомочия распоряжения …………………………………………………………………………………. 6
1.3. Права субъектов хозяйствования в отношении их имущества (право
аренды). Правомочия распоряжения …………………………………………. 13
1.4. Источники формирования имущества субъектов хозяйствования.
Уставный фонд, иные фонды и резервы ………………………………………. 17
2. Задача 1 …………………………………… ………………………….. 22
3. Задача 2 ……………………………………………………………….…. 28
Список использованных источников ……………..……………………… 32

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа - Понятие и виды имущества субъектов хозяйствования.doc

— 243.50 Кб (Скачать)

   В отношении распоряжения имуществом предприятия, находящегося на праве  хозяйственного ведения, следует отметить, что пределы распоряжения определяются в зависимости от принадлежности имущества к движимому или недвижимому. Унитарное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать в аренду, в залог, вносить в качестве вклада в уставный фонд, вновь создаваемых юридических лиц, иным образом распоряжаться имуществом без согласия собственника. Согласие должно быть получено на совершение любых сделок с недвижимым имуществом.

   Движимым  имуществом предприятие распоряжается самостоятельно, за исключением случаев установленных законодательством или собственником (ч.2.п.3 ст.276 ГК).

   Так, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 14  сентября   2006г. № 575 «О порядке распоряжения государственным имуществом», по решению Президента Республики Беларусь производится отчуждение, вклю-чая безвозмездное из республиканской собственности в коммунальную, находящихся в собственности Республики Беларусь недвижимого имущества в виде предприятий как имущественных комплексов, зданий, сооружений, иного недвижимого имущества (за исключением жилищного фонда, неэффективно используемых зданий и сооружений, подлежащих реконструкции и переоборудованию под жилые помещения), не завершенных строительством объектов (кроме жилых домов (квартир), основного технологического оборудования, транспортных средств общего пользования, акций, держателем которых является Министерство экономики, на сумму свыше 10 тысяч базовых величин, иного имущества в случаях, определяемых Президентом Республики Беларусь и законами. По согласованию с Президентом Республики Беларусь производится осуществление иных сделок по распоряжению имуществом на сумму свыше 10 тысяч базовых величин в установленном порядке без перехода права собственности, кроме залога имущества (исключая залог в соответствии с абзацем шестым настоящего подпункта), а также залог находящихся в собственности Республики Беларусь недвижимого имущества (в т.ч. не завершенных строительством объектов), основного технологического оборудования, транспортных средств общего пользования на сумму свыше 300 тысяч базовых величин. Некоторые особенности распоряжения государственным имуществом определены также «Положением о порядке осуществления сделок по распоряжению имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь» утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 декабря 2006г. № 1687.

   Субъектами  права оперативного управления являются как коммерческие, так и некоммерческие организации, а именно казенные предприятия (ст.15 ГК) и учреждения (ст.120 ГК).

   Собственником имущества находящегося в оперативном  управлении может быть только Республика Беларусь, а учреждения – Республика Беларусь, административно-территориальные единицы, юридические и физические лица (ст.114 ГК). Имущество может также принадлежать супругам, на праве совместной собственности или членам крестьянского (фермерского) хозяйства. Правомочия собственника по распоряжению имуществом, переданным предприятию на праве оперативного управления, значительно шире, чем на праве хозяйственного ведения.

   Пределы правомочий владения, пользования и  распоряжения имуществом предприятия  осуществляются в соответствии с  законодательством, целями деятельности предприятия, заданиями собственника и назначением имущества.

   Собственник закрепленного за казенным предприятием или учреждением имущества, имеет право: устанавливать предприятию задания по владению, пользованию и распоряжению имуществом; вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению; самостоятельно определяет порядок распределения доходов казенного предприятия; может предоставить учреждению право осуществлять приносящую доходы деятельность.

   Собственник казенного предприятия (учреждения) несет субсидиарную ответственность по их обязательствам. Казенное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества, за исключением случаев предусмотренных ГК Республики Беларусь.

   Ст.ст. 278 и 279 ГК Республики Беларусь, определяют пределы распоряжения имуществом казенного предприятия: оно не вправе отчуждать и иным образом распоряжаться движимым и недвижимым имуществом без согласия собственника; имеет самостоятельное право распоряжаться производимой продукцией; имеет право распоряжаться доходами и имуществом, приобретенным за счет предпринимательской деятельности, разрешенной собственником имущества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.  Права субъектов хозяйствования в отношении их имущества

(право  аренды). Правомочия распоряжения. 

     Предпринимательская деятельность неразрывно связана с необходимостью использования различного имущества. Приобретение имущества в собственность не всегда является целесообразным по причинам отсутствия в нём постоянной необходимости или бывает невозможным в силу отсутствия необходимого имущества в свободной продаже либо по причине высокой стоимости. Эти обстоятельства предопределили развитие отношений по передаче имущества во временное владение и пользование либо только в пользование на условиях платности и возвратности, что опосредуется договорами, составляющими договорный тип «аренда», который относится к группе договоров по передаче имущества и включает в себя шесть договорных видов:

  1. общие положения об аренде;
  2. прокат;
  3. аренда транспортных средств, включающая в себя две разновидности:

     а) аренда транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (аренда транспортного средства с экипажем);

     б) аренда транспортного средства без  предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации (аренда транспортного средства без экипажа);

      4. аренда зданий и  сооружений;

      5. аренда предприятия;

      6. финансовая аренда (лизинг).

     Заключаемые договоры аренды опираются на нормы  ГК Республики Беларусь, так как правоотношения аренды являются обязательными, следовательно, подлежат регулированию нормами главы 34 ГК Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь от 12 декабря 1990г. «Об аренде»1.

       В настоящее время договор  аренды претерпел значительные  изменения, объем правомочий арендатора значительно сужен, в частности, ранее действовавшее законодательство позволяло заключать договора аренды предприятий без последующего выкупа или с последующим выкупом и с дальнейшим преобразованием его в акционерное общество открытого или закрытого типа, что осуществлялось в соответствии с Законом Республики Беларусь от 19 января 1993г. «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», т.е. договор аренды здесь выступал как один из способов разгосударствления и приватизации государственного имущества. Вступивший в силу ГК Республики Беларусь обязал коллективные предприятия и иные предприятия, у которых имущество является собственностью других юри-дических и (или) физических лиц и принадлежит им на праве полного хозяйст-

___________________

1 Закон Республики Беларусь от 12 декабря 1990г. «Об аренде» (С изменениями и дополнениями от 23 апреля 1992г.; 17 июня 1993г.;  18 января 1994г.; 7 сентября 1995г.; 7 июля 1997г.; 4 января 1999г.) // Ведомости Верховного Совета БССР. 1991. №1(3). Ст.1. Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. №19. Ст.302; 1993. №26. Ст.323; 1994. №6. Ст.72; 1995. №33. Ст.431; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1997. №28. Ст.483; 1999. №5-6. Ст.93.

венного ведения, до 1 июля 2000 года, а также арендные предприятия – не

позднее месяца по истечении договоров аренды, заключенных до дня официального опубликования Кодекса, преобразовать в иные, предусмотренные Кодексом виды юридических лиц либо ликвидировать. В отношении тех арендных предприятий, которые небыли преобразованы либо выкуплены в установленном законом порядке, согласно Указа Президента Республики Беларусь от 13 января 1998г. № 30 «О некоторых вопросах заключения договоров аренды государственной собственности», было разрешено продлить договоры аренды на срок до двух лет с арендаторами, надлежащим образом выполнившими принятые на себя по договору обязательства и при этом учесть, что заключение договора аренды и контракта с руководителем соответствующего арендованного предприятия, является обязательным условием.

     В Республике Беларусь получили своё развитие лизинговые отношения, возникновение которых опосредуется договором финансовой аренды. Из шести указанных договоров только один – договор аренды, порядок заключения и исполнения которого урегулирован нормами §1 главы 34 ГК, может быть заключён как на стороне арендодателя, так и на стороне арендатора физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. Договор финансовой аренды (лизинга) используется в том случае, когда необходимо приобрести дорогостоящее оборудование с рассрочкой его оплаты. Дефиниция понятия «договор финансовой аренды» закреплена в ст.636 ГК2. Правовая природа: договор финансовой аренды является консенсуальным, взаимным, возмездным, компромиссным, взаимосогласованным. Правовая основа: § 6 главы 34 ГК (субсидиарно §1 главы 34 ГК), а также нормы специальных нормативных правовых актов3. Во всех остальных случаях хотя бы для одной из сторон договор аренды является предпринимательским.

     Арендные  отношения в зависимости от особенностей их регулирования следует разделить на несколько групп.

     В первую целесообразно включить отношения  по передаче на условиях возвратности и платности любого имущества  между субъектами предпринимательской деятельности частной формы собственности.

     Вторую  группу составляют отношения, возникающие  в процессе передачи в аренду государственного имущества, а именно зданий, сооружений, нежилых помещений, оборудования и транспортных средств, находящихся в республиканской и коммунальной собственности. К указанным отношениям в части порядка передачи в аренду имущества, сроков аренды, порядка содержания

и обслуживания имущества, а также в части  определения ставок арендной платы и оплаты услуг, предоставляемых арендатору арендодателем в процессе эксплуатации арендованного имущества применяются нормы, закреплённые в

__________________

2 По договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определённого им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей.

3 О Положении о лизинге: Постановление Совета Министров, 4 июня 2010г. № 865.

специальных нормативных правовых актах. Правовое регулирование арендных отношений осуществляется таким образом, что позволяет участникам предпринимательской деятельности полностью удовлетворять свои потребности в имуществе, необходимом для осуществления предпринимательской деятельности.

     Договор аренды - это соглашение, в силу которого одна сторона, арендодатель, обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст.577 ГК).

     Сторонами договора аренды являются арендодатель и арендатор. Ими могут быть физические, юридические лица, Республика Беларусь и административно-территориальные единицы. Арендодателями могут быть собственники имущества либо уполномоченные лица.

     Предметом договора аренды является имущество, признанное в соответствии с законодательством объектом аренды и передаваемое арендодателем арендатору.

     Форма договора аренды зависит от субъектного  состава договора, предмета договора, его срока. Договор аренды на срок более 1 года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, - независимо от срока должен быть заключён в письменной форме.

     Договоры  аренды и субаренды недвижимого  имущества независимо от срока аренды, субаренды, об изменении и расторжении  этих договоров, а также права  на недвижимое имущество, возникающие в связи с заключением данных договоров, не подлежит государственной регистрации (п. 1.1 Декрета Президента Республики Беларусь от 19.12.2008г. № 24).

Информация о работе Понятие и виды имущества субъектов хозяйствования