Понятие и виды внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 11:53, реферат

Описание работы

Цель моей работы состоит в том, чтобы показать и понять значимость внешнеэкономических связей.

Содержание

Введение 3
Гл.1 Понятие внешнеэкономической деятельности……………….…………..5
Гл.2 Особенности, характеризующие внешнеэкономическую деятельность и ее структура…………………………………………………………….……………… 7
Гл.3. Механизм регулирования внешнеэкономической деятельности…....15
3.1. Органы государственного и негосударственного регулирования и управления внешнеэкономической деятельностью……………………………..15
3.2. Административные методы регулирования внешнеэкономической деятельности………………………………………………………………………..18
3.3. Экономические методы стимулирования экспортного производства……..21
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Работа содержит 1 файл

Право 4й семестр.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

      Правила определения дееспособности иностранных  граждан и лиц без гражданства  содержатся в двусторонних и многосторонних международных договорах Российской Федерации. Например, в соответствии с правилами Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г., участниками которой являются страны СНГ, дееспособность физического лица определяется законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой является это лицо, а дееспособность лица без гражданства определяется по праву страны, в которой оно имеет постоянное место жительства (ст.23).

      В необходимых случаях требуется определить, вправе ли иностранный гражданин или лицо без гражданства, с которыми российские предприниматели хотят заключить внешнеэкономический договор, осуществлять предпринимательскую деятельность. По общему правилу право физического лица, в том числе иностранного гражданина и лица без гражданства, заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя определяется по праву страны, где такое физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя (ст.1201 ГК РФ). Вместе с тем, поскольку право отдельных государств не ставит легальное осуществление предпринимательской деятельности физических лиц в зависимость от их регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, т.е. не содержит требования об обязательной регистрации, для таких случаев Гражданский кодекс предусматривает применение права страны основного места осуществления предпринимательской деятельности физического лица. В частности, право Франции не содержит требования о регистрации в качестве обязательного условия для осуществления физическим лицом предпринимательской деятельности на территории Франции. Французский торговый кодекс (ст.1) признает предпринимателями любых лиц, профессия которых предполагает совершение торговых сделок или осуществление торговых операций. Тем самым за иностранным гражданином или лицом без гражданства, основным местом осуществления предпринимательской деятельности которого является территория Франции, в силу ГК будет признаваться право осуществлять предпринимательскую деятельность, поэтому с такими лицами российские предприниматели вправе заключать международные договоры купли-продажи товаров, договоры международного финансового лизинга и иные внешнеэкономические договоры, стороны которых должны иметь статус предпринимателя.2

      Иностранный гражданин и лицо без гражданства, имеющие место жительства в РФ, могут зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя  в Российской Федерации в соответствии с Законом о регистрационном сборе и Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации".

      Российским  юридическим лицом является юридическое  лицо, созданное в Российской Федерации, а иностранным юридическим лицом - созданное за границей.

      Помимо  иностранных юридических лиц  участниками внешнеэкономической  деятельности являются иные правоспособные иностранные организации. Право таких организаций быть участниками внешнеэкономической деятельности предусматривается, в частности, ст.2 Закона о регулировании внешнеторговой деятельности. Такими иностранными организациями, не являющимися юридическими лицами, но имеющими ограниченную гражданскую правоспособность, необходимую для осуществления внешнеэкономической деятельности, являются, к примеру, американские partnership. В этой связи можно также вспомнить российские индивидуальные (семейные) частные предприятия, которые могли не наделяться статусом юридического лица и создание которых допускалось Законом РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности", действовавшим до принятия ГК РФ (Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

      В зарубежных странах и в Российской Федерации правовое положение юридических  лиц и иных организаций определяется по правилу личного закона.

      Существует несколько критериев, на основе которых формируется правило личного закона. Самым распространенным критерием для определения личного закона организации является место ее создания (Великобритания, США). Такой закон обычно называют законом инкорпорации. К примеру, по правилу закона инкорпорации если организация учреждена в США, то ее правовое положение будет определяться по праву соответствующего штата.

      В качестве критериев для определения  личного закона организации применяются  также место нахождения (ФРГ) и место деятельности (Италия) организации. Вместе с тем в ряде случаев указанные критерии по существу могут соответствовать критерию места создания организации. К примеру, в ФРГ правовое положение организации определяется по месту ее нахождения. В частности, местом нахождения акционерного общества, учрежденного в ФРГ, является место, определенное в уставе общества. В уставе общества может быть установлено, что местом нахождения общества является место его деятельности, место, из которого осуществляется руководство делами или из которого осуществляется управление обществом. Причем место нахождения общества должно находиться на территории ФРГ. "Перенести" место нахождения акционерного общества за границу ФРГ акционеры могут, только ликвидировав общество и зарегистрировав другое общество на территории иностранного государства.

      В период нахождения государства в  состоянии войны для определения  личного закона организации зачастую применяется критерий контроля как  единственный, позволяющий выявить  принадлежность организации лицам враждебного государства. При этом суды исходят из того, что иные критерии не позволяют достоверно установить действительную принадлежность организации. Впервые критерий контроля для определения личного закона организации был применен английским судом по делу Daimler Co v. Continental Tyre and Rubber Co во время Первой мировой войны (1915 г.). Английский суд обратился к теории контроля для определения личного закона компании с целью предотвращения торговли с врагом. В рамках дела Daimler Co v. Continental Tyre and Rubber Co английским судом был положительно решен вопрос о том, можно ли рассматривать учрежденную в Великобритании компанию, все акции которой, за исключением одной, принадлежат враждебным иностранцам, в качестве иностранной компании с точки зрения положений закона о запрещении торговли с врагом.

      Правовое  положение иностранных юридических  лиц и иных организаций в Российской Федерации определяется нормами  федеральных законов, а в случае урегулирования соответствующих отношений  в международном договоре РФ - правилами международного договора Российской Федерации.

      В силу ГК РФ личным законом иностранного юридического лица и иной организации  считается право страны, где учреждена  данная организация (ст.1202, 1203), т.е. ГК придерживается закона инкорпорации. К примеру, если организация учреждена в Республике Польша, то ее личным законом является польское право.

      По  правилу личного закона определяются все вопросы, касающиеся правового  положения иностранной организации, в частности:

      1) статус организации в качестве юридического лица или организации, не являющейся юридическим лицом;

      2) организационно-правовая форма организации;

      3) требования к наименованию организации;

      4) вопросы создания, реорганизации  и ликвидации организации, в  том числе вопросы правопреемства;

      5) содержание правоспособности организации;

      6) порядок приобретения организацией  гражданских прав и принятия  на себя гражданских обязанностей;

      7) внутренние отношения, в том  числе отношения организации  с ее участниками;

      8) способность организации отвечать по своим обязательствам. 
 
 
 

Гл.3. Механизм регулирования внешнеэкономической деятельности.

       

3.1. Органы государственного и негосударственного регулирования и управления внешнеэкономической  деятельностью.  

      Большое внимание управлению и регулированию  внешнеэкономических связей уделяют: правительственные органы, государственный  аппарат, негосударственные отечественные  и международные организации.

      Энергичному и быстрому воздействию на регулирование  различных форм ВЭД способствуют указы Президента. Высшими органами, осуществляющими государственное регулирование ВЭД, являются Совет Федерации и Государственная Дума, которые вправе принимать, изменять, отменять законы, регулирующие внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и другие формы внешнеэкономического сотрудничества и взаимодействия.

      Общее руководство внешнеэкономической  деятельностью осуществляет Правительство  на основе принятия нормативных актов  управления по вопросам ВЭД, координации  деятельности министерств и ведомств в сфере ВЭД, проведения переговоров и заключения межправительственных договоров.

      На  Министерство торговли возложены такие  регулирующие функции:

  • выработка стратегии внешнеэкономической политики и обеспечение ее проведения всеми субъектами ВЭД на основе координации их действий в соответствии с международными договорами ;
  • разработка единой валютной, кредитной, ценовой политики;
  • осуществление контроля за соблюдением всеми субъектами ВЭД законов и условий международных договоров;
  • сотрудничество с различными международными и межправительственными комиссиями по вопросам развития и регулирования ВЭД;
  • подготовка и заключение внешнеторговых договоров и соглашений с разными странами;
  • координация и согласование внешнеэкономической деятельности с Министерством экономики, Министерством финансов и другими министерствами и ведомствами;
  • осуществление мер нетарифного регулирования ВЭД.

      Важная  роль в регулировании ВЭД принадлежит  Центральному банку , который заключает  межбанковские соглашения, представляет интересы государства в отношениях с национальными или центральными банками других государств, международными банками и другими финансово-кредитными учреждениями. К основным функциям Центробанка относятся: проведение всех видов валютных операций, разработка сферы и системы обращения в стране иностранной валюты и ценных бумаг, издание нормативных актов, регулирование курса, выдача лицензий банкам на осуществление валютных операций.

      Из  негосударственных организаций  наибольшее воздействие на развитие и осуществление ВЭД оказывают торгово-промышленные палаты. Торгово-промышленная палата является негосударственной некоммерческой общественной организацией, объединяющей предприятия и предпринимателей, она является юридическим лицом, она создается в целях содействия развитию экономики страны, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию современно промышленной и торговой инфраструктуры; всемирному развитию всех видов предпринимательства, торговых и научно-технических связей с зарубежными странами.

      Торгово-промышленные палаты выполняют следующие задачи:

  • оказание помощи предпринимателям и предприятиям,
  • организация взаимодействия между  субъектами предпринимательской деятельности и с государством,
  • содействие развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности,
  • оказание предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям информационных услуг,
  • содействие развитию экспорта товаров и услуг, оказание технической помощи субъектам предпринимательской деятельности в проведении операций на внешнем рынке,
  • принятие мер к недопущению и пересечению недобросовестной конкуренции, неделового партнерства,
  • содействие регулированию споров, возникающих между предприятиями, предпринимателями,
  • предоставление услуг для осуществления коммерческой деятельности иностранных фирм и организаций.

      Активное  воздействие на регулирование ВЭД  оказывают созданные при ТПП  Международный коммерческий арбитражный суд (МАКС), Третейский суд, Морская арбитражная комиссия, Ассоциация диспашеров. Международный коммерческий арбитражный суд рассматривает и выносит решения по спорам, возникающим при осуществлении внешней торговли, а так же экономических, научных, технических отношений между фирмами, организациями разных стран. Морская арбитражная комиссия занята регулированием конфликтов, возникающих из отношений по фрахтованию судов, морскому страхованию, спасению получивших повреждение судов.

      Ассоциация  диспашеров определяет размеры общей  аварии при кораблекрушениях или  происшествиях на море.

        За рубежом также производится регулирование ВЭД на государственном уровне, на уровне предприятий и, что особенно важно, большие успехи достигнуты и на межгосударственном уровне, в странах Европейского сообщества. Прежде всего это относится к инвестиционной политике и таможенной деятельности. В этих странах выработан довольно жесткий подход к поставкам сырья и, наоборот, либеральный, стимулирующий подход к готовой продукции.

Информация о работе Понятие и виды внешнеэкономической деятельности