Правовая защита свободы конкуренции в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 09:10, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является исследование текущего состояния правового регулирования конкурентных отношений на товарном и финансовом рынках.
Основными задачами исследования, обеспечивающими достижение поставленной цели, являются:
- выявить правовые источники регулирования конкурентных отношений;
- определить организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

Содержание

Введение 3
1. Правовые источники регулирования конкурентных отношений 4
2. Монополистическая деятельность. Недобросовестная конкуренция 7
3. Федеральная антимонопольная служба 13
Заключение 19
Список использованной литературы 20

Работа содержит 1 файл

КР право.doc

— 51.03 Кб (Скачать)

Согласно статье 11 названного Федерального закона запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, а также координация экономической деятельности, если такие соглашения или согласованные действия или если такая координация приводит или может привести к:

- установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

- повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

- разделу товарного рынка по различным принципам;

- экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен нормативными правовыми или судебными актами;

- навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

- экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

- сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства;

- созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

- установлению условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях, если такие условия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также к установлению необоснованных критериев членства, являющихся препятствиями для участия в платежных или иных системах, без участия в которых конкурирующие между собой финансовые организации не смогут оказать необходимые финансовые услуги.

Исключение делается лишь для "вертикальных" соглашений, под  которыми понимаются соглашения между хозяйствующими субъектами, которые не конкурируют между собой, один из которых приобретает товар или является его потенциальным приобретателем, а другой предоставляет товар или является его потенциальным продавцом.

Антимонопольное законодательство устанавливает запрет на недобросовестную конкуренцию, что позволяет найти равновесие между субъективными правами конкретного хозяйствующего субъекта и окружающих его лиц.

Недобросовестная конкуренция  может выражаться в нарушении  условий конкуренции путем применения незаконных методов конкурентной борьбы.

Добросовестность хозяйствующего субъекта выражается в первую очередь в его правомерном поведении, однако действующее законодательство не содержит четкого разграничения между недобросовестностью и противоправностью.

Недобросовестная конкуренция  представляет собой одну из форм злоупотребления  правом, выражающуюся в противоправном поведении субъекта рыночных отношений, который посредством недозволенных законом или противоречащих обычаям делового оборота форм реализации своего субъективного права создает помехи в осуществлении его конкурентами своих предпринимательских прав или наносит ущерб потребителям.

Статья 14 Федерального закона «О защите конкуренции» содержит перечень форм недобросовестной конкуренции. Недобросовестная конкуренция может осуществляться посредством распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.

В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ хозяйствующий субъект может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.

В соответствии со ст. 152 ГК РФ хозяйствующий субъект вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

Если сведения, порочащие  честь, достоинство или деловую  репутацию, распространены в средствах  массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации.

Хозяйствующий субъект, в  отношении которого средствами массовой информации опубликованы сведения, ущемляющие его права или охраняемые законом интересы, имеет право на опубликование своего ответа в тех же средствах массовой информации.

Хозяйствующий субъект, в  отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением.

Недобросовестная конкуренция  может быть выражена в форме введения в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей. Данные недостоверные сведения нарушают также положения, установленные Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителя". В соответствии с указанным Законом потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Указанная информация в наглядной  и доступной форме доводится  до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

Недобросовестная конкуренция  может выражаться в форме некорректного сравнения хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами. Данная форма чаще всего прослеживается в рекламе. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе" недобросовестной является реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром (товарами) других юридических или физических лиц, а также содержит высказывания, образы, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию конкурента (конкурентов).

Не допускается недобросовестная конкуренция в форме продажи, обмена или ином введении в оборот товара, если при этом незаконно  использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг.

Правовую охрану результатов  интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации устанавливает часть IV ГК РФ.

Недобросовестная конкуренция  не допускается в форме незаконного  получения, использования, разглашения  информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

Правовой режим защиты коммерческой тайны устанавливают  Федеральный закон от 29.07.2004 №98-ФЗ "О коммерческой тайне", глава 75 части IV Гражданского кодекса РФ, а также иные федеральные законы.

Часть 2 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» отдельно устанавливает, что не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

Согласно ст. 54 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

В соответствии со ст.1474 Гражданского кодекса РФ юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом.

Не допускается использование  юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность, и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.

Юридическое лицо, нарушившее данные правила обязано по требованию правообладателя прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, и возместить правообладателю причиненные убытки.

Порядок использования фирменных  наименований и иных средств индивидуализации юридических лиц определяется главой 76 части IV Гражданского кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Федеральная антимонопольная  служба

Непосредственная реализация государственной  политики по защите конкуренции на товарных и финансовых рынках производится федеральным антимонопольным органом, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство РФ.

В соответствии с Постановлением Правительства  РФ от 30 июня 2004 г. N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд.

Руководство деятельностью ФАС  России осуществляет Правительство  РФ.

ФАС России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства  РФ, международными договорами РФ, а также указанным Положением.

ФАС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Согласно статье 22 Федерального закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган выполняет следующие основные функции:

1) обеспечивает государственный  контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;

2) выявляет нарушения антимонопольного  законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;

3) предупреждает монополистическую  деятельность, недобросовестную конкуренцию,  другие нарушения антимонопольного  законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;

4) осуществляет государственный  контроль за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов, в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Основные полномочия ФАС России определены статьей 23 Федерального закона «О защите конкуренции». В соответствии с указанной статьей ФАС России:

1) возбуждает и рассматривает  дела о нарушениях антимонопольного  законодательства;

2) выдает в случаях, указанных  в Федеральном законе, хозяйствующим  субъектам обязательные для исполнения  предписания:

а) о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных  действий хозяйствующих субъектов  и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;

б) о прекращении злоупотребления  хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;

в) о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к  товарам;

г) о прекращении недобросовестной конкуренции;

д) о недопущении действий, которые  могут являться препятствием для  возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства;

е) об устранении последствий нарушения  антимонопольного законодательства;

ж) о прекращении иных нарушений  антимонопольного законодательства;

з) о восстановлении положения, существовавшего  до нарушения антимонопольного законодательства;

и) о заключении договоров, об изменении  условий договоров или о расторжении  договоров в случае, если при рассмотрении антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства лицами, права которых нарушены или могут быть нарушены, было заявлено соответствующее ходатайство, либо в случае осуществления антимонопольным органом государственного контроля за экономической концентрацией;

Информация о работе Правовая защита свободы конкуренции в РФ