Правовое положение банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 19:43, контрольная работа

Описание работы

Основой успешного проведения всех экономических реформ является хорошо функционирующее устойчивое денежное обращение. Именно оно позволяет реализовывать связи между всеми участниками и составными частями хозяйственного организма. Коммерческие банки – это центры, где в основном начинается и завершается деловое партнерство. От четкой, грамотной деятельности коммерческих банков зависит в решающей мере здоровье экономики. Без развитой сети банков, действующих именно на коммерческой основе, стремление к созданию реального и эффективного рыночного механизма остается лишь благим пожеланием.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ 4
Сущность коммерческого банка, специфика его как предприятия 4
Порядок создания и регистрации коммерческих банков 7
Ресурсы коммерческого банка 15
Организационная структура коммерческого банка 17
Ликвидация коммерческих банков 19
Надзор и аудиторский контроль за деятельностью коммерческих банков 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

Работа содержит 1 файл

реферат ХП.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

     Не  могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации, привлеченные денежные средства. Банк России вправе установить порядок и  критерии оценки финансового положения  учредителей (участников) кредитной организации.

     Также для формирования уставного капитала не могут быть использованы средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти.

     При этом могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации средства бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

     Учредители  банка не имеют права выходить из состава участников банка в  течение первых трех лет со дня его регистрации7.

     Резервный фонд предназначен для покрытия непредвиденных расходов и убытков банка. Формируется резервный фонд путем ежегодных отчислений в размере, например, не менее 5% чистой прибыли банка до тех пор, пока он не составит 25% величины уставного капитала. Обязательные отчисления возобновляются, если размеры резервного фонда окажутся меньше 25% величины уставного фонда банка. Расходуется он по решению правления банка.

     Наряду  с фондами другим немаловажным компонентом собственных средств банка выступают доходы, формирующиеся при осуществлении банковских операций за счет следующих поступлений:

  • процентов по ссудам;
  • процентов по корреспондентским и срочным счетам в других банках;
  • доходов от принадлежащих банку ценных бумаг;
  • выручки от валютных и финансовых операций;
  • комиссионных вознаграждений за исполнение поручений клиентов, выполнение агентских и консультационных услуг.

     Структура банковских ресурсов отдельных коммерческих банков зависит от степени их специализации или, наоборот, универсализации, особенностей их деятельности, состояния рынка ссудных ресурсов. Так, универсальные коммерческие банки, осуществляющие преимущественно операции по краткосрочному кредитованию, в качестве основного вида привлеченных ресурсов используют краткосрочные депозиты, а инвестиционные банки – покупку ценных бумаг, специальные целевые фонды государства и акционерных компаний и предприятий, предназначенные для капитальных вложений, долгосрочные займы, полученные от других кредитных и финансовых институтов. 

     Организационная структура коммерческого банка 

     Организационная структура банка определяется двумя основными моментами – структурой управления банком и структурой его функциональных подразделений и служб.

     Главное назначение органов управления – обеспечить эффективное руководство коммерческой деятельностью банка с целью реализации его основных функций.

     Определение структуры управления банком предусматривает выделение органов управления, утверждение их полномочий, ответственности и взаимосвязи при осуществлении основных банковских операций. Общие подходы к структуре управления банком определяются банковским законодательством. Вместе с тем многие вопросы структуры управления коммерческий банк вправе решать самостоятельно.

     Органами  управления кредитной организации  наряду с общим собранием ее учредителей (участников) являются совет директоров (наблюдательный совет), единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган.

     Текущее руководство деятельностью кредитной  организации осуществляется единоличным исполнительным органом и коллегиальным исполнительным органом.

     Общее собрание акционеров банка решает стратегические задачи деятельности банка, а именно:

  • принимает решение об основании банка;
  • утверждает акты, документы деловой политики банка;
  • принимает устав банка;
  • рассматривает и утверждает отчет о работе банка;
  • рассматривает и утверждает, результаты деятельности банка и принимает решения об использовании полученной прибыли или о покрытии убытков;
  • принимает решения в части формирования фондов банка;
  • выбирает членов исполнительных и контрольных органов в банке.

     Общее собрание акционеров банка реализует свои функции и задачи непосредственно через исполнительные, а также контрольные органы, которые целиком подотчетны ему.

     В полномочия совета директоров входит:

  • определение основных условий предоставления кредитов;
  • внесение предложений общему собранию об увеличении либо уменьшении уставного капитала банка, изменении и дополнении устава банка и другим вопросам, подлежащим рассмотрению собранием;
  • определение структуры банка, его филиалов и представительств и утверждение сметы расходов на содержание, и развитие банка;
  • утверждение состава Правления по представлению Председателя Правления;
  • осуществление контроля за работой Правления банка;
  • решение остальных вопросов деятельности банка, если они не отнесены к исключительной компетенции общего собрания.

     Исполнительным  органом банка является Правление. Правление подотчетно Общему собранию и Совету банка и организует выполнение их решений.

     Правление руководит всей оперативной деятельностью банка в пределах своей компетенции.

     Организационная структура банка включает функциональные под разделения и службы банка, каждая из которых имеет определенные права и обязанности. Выбор оптимальной организационной структуры банка – важное условие эффективности организации труда в банке в целом, его успешной коммерческой деятельности. Основным критерием организационного построения банка является экономическое содержание и объем выполняемых банком операций. 

     Ликвидация  коммерческих банков 

     Ликвидация  кредитной организации осуществляется в соответствии с федеральными законами. При этом государственная регистрация кредитной организации в связи с ее ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России. Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией представляются в Банк России. Перечень указанных сведений и документов, а также порядок их представления определяется Банком России.

     Банк  России после принятия решения о  государственной регистрации кредитной  организации в связи с ее ликвидацией направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

     На основании указанного решения и представленных сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в Банк России.

     Взаимодействие  Банка России и уполномоченного  регистрирующего органа по вопросу  о государственной регистрации  кредитной организации в связи  с ее ликвидацией осуществляется в порядке, согласованном Банком России с уполномоченным регистрирующим органом.

     Государственная регистрация кредитной организации  в связи с ее ликвидацией осуществляется в течение 45 рабочих дней со дня представления в Банк России всех оформленных в установленном порядке документов.

     В случае прекращения деятельности кредитной  организации на основании решения ее учредителей (участников) Банк России по ходатайству кредитной организации принимает решение об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций. Порядок представления кредитной организацией указанного ходатайства регулируется нормативными актами Банка России.

     В случае аннулирования или отзыва лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация в течение 15 дней со дня принятия такого решения возвращает указанную лицензию в Банк России.

     Учредители (участники) кредитной организации, принявшие решение о ее ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), утверждают промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс кредитной организации по согласованию с Банком России.

     Ликвидация  кредитной организации считается  завершенной, а кредитная организация прекратившей свою деятельность после внесения уполномоченным регистрирующим органом соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

     Надзор  за деятельностью кредитной организации  осуществляется Банком России в соответствии с федеральными законами. 

     Надзор  и аудиторский  контроль за деятельностью коммерческих банков 

     Контроль и надзор в банковской практике представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение регулярного наблюдения и периодических проверок финансово-хозяйственной деятельности и реорганизации работы в банке и его учреждениях.

     Контроль  и надзор за операциями банков осуществляется в следующих основных формах:

  • межгосударственный контроль;
  • государственный контроль;
  • аудиторский контроль;
  • учредительский контроль (для паевых и акционерных банков).

     Межгосударственный контроль и надзор осуществляются:

  1. в рамках различных объединений и группировок самостоятельных государств, практикующих координацию денежно-кредитной, валютной и финансовой политики;
  2. силами международных валютно-финансовых организаций, участие в деятельности и кредитно-финансовое обслуживание в которых предполагает наличие контроля не только за деятельностью конкретного банковского учреждения, но и за развитием экономической ситуации в стране в целом и в кредитной системе в частности.

     Основными видами государственного контроля и надзора за деятельностью банков являются:

  • внутриведомственный контроль;
  • межведомственный контроль;
  • региональный контроль;
  • вневедомственный контроль.

     Для реализации каждого из видов государственного контроля создаются соответствующие контрольные органы. Так, внутриведомственный контроль осуществляется, как правило, двумя центральными ведомствами:

  • Центральным банком России, являющимся основным субъектом государственного контроля и надзора в банковской системе;
  • Министерством финансов России и его региональными учреждениями.

     Внутриведомственный контроль направлен на обеспечение стабильности, надежности и законности действий подведомственных организаций – банков и их учреждений.

     Вневедомственный  контроль осуществляется силами специально созданных вневедомственных органов (например, контрольных палат, ревизионных комитетов), в том числе включающих специальные подразделения для осуществления проверок и ревизий по заданиям правоохранительных органов.

     Межведомственный  контроль осуществляется путем объединения усилий ряда заинтересованных министерств и ведомств.

     Органами  регионального контроля выступают региональные комиссии по делам банков.

     Среди целей организации государственного контроля и надзора за банковской деятельностью можно выделить:

  • проверку соответствия деятельности банковских учреждений действующему законодательству;
  • оценку степени риска операций отдельных банков, их группировок, секторов;
  • проверку состояния ликвидности баланса, ликвидности активов и ликвидности контролируемого банка;
  • контроль и анализ прибыльности банковских операций, структуры доходов и расходов банка;
  • проверку фискальной и социальной защиты работников банка.

     Центральный банк России является основным субъектом государственного банковского контроля.

     Аудиторский контроль представляет собой форму независимого, нейтрального контроля за деятельностью банков и иных кредитных учреждений. Он осуществляется в двух основных формах:

Информация о работе Правовое положение банков