Правовое регулирование рекламной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 14:51, реферат

Описание работы

Основным законодательным актом, который регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, является Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе). До введения в действие этого Закона нормы, регулирующие рекламные отношения, были рассредоточены в различных законодательных и подзаконных актах, которые зачастую противоречили друг другу. Фрагментарность, отсутствие системы в правовом регулировании данного вида отношений, множество пробелов, в первую очередь по вопросам ответственности, – все это отрицательно влияло на этот вид предпринимательской деятельности и требовало принятия специального законодательного акта.

Работа содержит 1 файл

ненадлежащая реклама.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

     В качестве субъектов рассматриваемых  рекламных отношений выступают  создаваемые в субъектах РФ государственные  унитарные предприятия, наделяемые специальными полномочиями в рассматриваемой сфере.

     Участниками рекламных отношений являются также  специально создаваемые государственные  органы и государственные органы, наделенные функциями регулирования  и контроля за осуществлением рекламной  деятельности.

 

      4. Требования, предъявляемые  к рекламе

     Все требования к рекламе могут быть Тема разделена общие и специальные. Общие требования предъявляются  к рекламе всех видов. Специальные  относятся к рекламе:

     - распространяемой с помощью специальных  средств – радио- и телевещания, в периодических печатных изданиях, в кино- и видеообслуживании, на транспортных средствах и почтовых отправлениях;

     - распространяемой в городских,  сельских поселениях и на других  территориях, т.е. наружной рекламе;

     - отдельных видов товаров – алкогольных напитков, табака и табачных изделий; лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники; оружия;

     - отдельных видов услуг – финансовых, страховых, инвестиционных и др.;

     - представляющей общественные и  государственные интересы и направленной на достижение благотворительных целей (социальной рекламе).

     По  указанным критериям реклама  может классифицироваться на распространяемую с помощью специальных средств; рекламу отдельных видов товаров, услуг и т.д.

     Общими  требованиями к рекламе являются следующие:

     1. Реклама должна быть распознаваема  потребителем, не обладающим специальными  знаниями, без применения технических  средств именно как реклама  в момент ее представления  независимо от формы и используемого  средства, т.е. потребителю должно быть очевидно, что предлагаемая ему информация является рекламой. Достижению этой цели служит, в частности, введенное в Закон о рекламе правило о том, что в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, печатной продукции нерекламного характера целенаправленное обращение внимания потребителей на конкретную марку (модель, артикул) товара либо на изготовителя, исполнителя или продавца для формирования и поддержания интереса к ним допускается только после надлежащего предварительного сообщения об этом, в частности путем пометки «на правах рекламы».

     2. Поскольку реклама обращена к  неопределенному кругу лиц на  территории Российской Федерации  она должна распространяться  на русском языке. На государственных  языках республик и родных  языках народов РФ реклама может распространяться дополнительно, по усмотрению рекламодателей. В качестве исключения предусмотрено, что данное положение не распространяется на радиовещание, телевещание и печатные издания, осуществляемые исключительно на государственных языках республик, родных языках народов РФ и иностранных языках, а также на зарегистрированные товарные знаки (знаки обслуживания).

     3. Если деятельность рекламодателя  является лицензируемой, в рекламе  должны быть указаны номер  лицензии и орган, ее выдавший.

     4. Реклама товаров, подлежащих обязательной  сертификации, должна сопровождаться  соответствующей пометкой.

     5. Не допускается реклама товаров,  запрещенных к производству и  реализации на территории Российской  Федерации.

     6. Использование в рекламе объектов  исключительных прав допускается только в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

     7. Реклама не должна быть опасной,  т.е. не должна побуждать к  насилию, агрессии, возбуждать панику, побуждать к опасным действиям,  способным нанести вред здоровью  физических лиц или угрожающим их безопасности.

     8. Реклама не должна побуждать  к действиям, нарушающим природоохранное  законодательство.

     9. Не допускается реклама, нарушающая  интересы несовершеннолетних.

     Специальные нормы, направленные на защиту несовершеннолетних, содержатся в ст. 20 Закона о рекламе. В частности, при производстве, размещении и распространении рекламы в целях защиты несовершеннолетних от злоупотребления их легковерностью и отсутствием опыта не допускаются: дискредитация авторитета родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним несовершеннолетних; внушение непосредственно несовершеннолетним, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемые товары, и др.

     Как видим, помимо общих позитивных требований, в Законе о рекламе содержатся нормы-запреты, обращенные ко всем субъектам рекламной деятельности.

     В частности, в соответствии с нормами  данного Закона не допускается ненадлежащая реклама, в которой допущены нарушения  требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения. К числу наиболее характерных видов ненадлежащей рекламы Закон отнес недобросовестную, недостоверную, неэтичную, заведомо ложную, скрытую рекламу.

     Специальные требования могут касаться различных аспектов изготовления и распространения рекламы, относиться непосредственно к ее содержанию.

     Так, особенности рекламы в радио- и телепрограммах, печатных изданиях в основном касаются правил о ее продолжительности и объеме (ст. 11, 12 Закона о рекламе). Отдельные  виды передач (детские, религиозные) вообще не могут прерываться рекламой, радиопостановки и художественные фильмы – только с согласия правообладателей.

     При трансляции рекламы ее звук не может  быть громче звука транслируемой  программы.

     Особые  требования предъявляются к наружной рекламе, распространяемой в городских, сельских поселениях и на других территориях в виде плакатов, стендов, световых табло, иных технических средств стационарного территориального размещения. В Законе о рекламе они сосредоточены в ст. 14.

     Распространение наружной рекламы допускается только при наличии разрешения компетентного государственного органа или органа местного самоуправления, согласованного с соответствующим территориальным подразделением Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ или органом управления железными дорогами (при размещении рекламы в полосах отвода железных дорог). За выдачу разрешения взимается установленная плата. Распространение наружной рекламы на каком-либо объекте (здании, сооружении) допускается только на основании договора с собственником или обладателем иного вещного права на данное имущество.

     Основной  массив правового регулирования наружной рекламы, как уже указывалось, относится к актам субъектов Российской Федерации. Утвержденные Постановлением Правительства Москвы от 22 января 2002 г. № 41-ПП Правила размещения средств наружной рекламы и информации в г. Москве (далее – Правила) определяют:

     - компетенцию органов управления  и контроля, уполномоченных городских  организаций в данной сфере;

     - виды рекламной информации, размещаемой  в городе, в том числе правила  рекламного оформления предприятий,  использования московской символики, положения о социальной рекламе;

     - требования, предъявляемые к средствам  наружной рекламы и информации (стационарным, временным, рекламным  акциям);

     - зоны размещения средств наружной  рекламы;

     - порядок оформления права на  размещение средств наружной  рекламы, в том числе получение паспорта рекламного места, согласование и регистрация рекламных мест, заключение договора на право размещения средств наружной рекламы;

     - технические требования к проектированию, монтажу и эксплуатации средств  наружной рекламы, в том числе порядок проведения технической экспертизы проектной документации, порядок установки и контроля за соответствием конструкций проектной документации, порядок эксплуатации и обследования средств размещения рекламы;

     - контроль за выполнением установленных правил и ответственность за их нарушение.

     Средства  наружной рекламы, размещенные в  нарушение установленного порядка, подлежат демонтажу. Решение об этом принимает специально созданная  Комиссия, действующая на основании  установленного регламента.

     Размещение средств наружной рекламы города осуществляется путем проведения конкурса. Положение о котором утверждено в качестве Приложения № 2 к указанным выше Правилам.

     Предметом конкурса является право размещения наружной рекламы на отдельных местах, свободных от обязательств, участках и территориях города и других объектах либо право распространения наружной рекламы на средствах наружной рекламы, находящихся в собственности города, на срок, оговоренный конкурсными правилами.

     Конкурсы  проводятся в целях улучшения управления рекламным процессом, оптимизации размещения средств наружной рекламы, пополнения городского бюджета. С победителем конкурса заключается договор.

     В качестве Приложения № 3 к Правилам утвержден Порядок расчета размера  оплаты за право размещения средств наружной рекламы.

     Для обеспечения безопасности дорожного  движения письмом, МВД РФ от 14 июля 1995 г. утверждены Временные требования к размещению рекламы на автомобильных  дорогах и улицах. Этим актом определены общие и дополнительные требования к распространению рекламы на улично-дорожной сети, примерные символы и надписи на рекламно-сервисных знаках, порядок согласования мест распространения рекламы, форма журнала согласованной наружной рекламы и правила его заполнения. В соответствии с данным актом запрещается распространение рекламы, затрудняющей оценку реальной дорожно-транспортной обстановки и имеющей сходство с техническими средствами организации дорожного движения и специальными сигналами. Реклама не должна: ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения или мешать их восприятию; вызывать ослепление участников движения, в том числе отражением; уменьшать габариты пролетных строений инженерных сооружений; располагаться таким образом, чтобы для ее восприятия пешеходы были вынуждены выходить на проезжую часть улиц и дорог.

     Определены  и другие требования к наружной рекламе  с главной целью – обеспечить безопасность дорожного движения. Этой же цели в основном посвящены и  правила распространения рекламы на транспортных средствах. Распространение рекламы в данном случае осуществляется на основании договора между рекламодателем, Комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы и ГУП «Реклама и информация на транспорте». В свою очередь ГУП «Реклама и информация на транспорте» представляет интересы транспортного предприятия – балансодержателя транспортного средства на основании договора, заключаемого с ГУП «Мосгортранс».

     Порядок распространения, производства, размещения и демонтажа по окончании срока  проката рекламы и информации на транспортных средствах городского пассажирского наземного транспорта утвержден Постановлением Правительства Москвы от 3 сентября 2002 г. № 714-ПП. Данным актом определены также тарифы на услуги по распространению рекламы на транспортных средствах (Приложение № 4), тарифы на услуги ГУП "Реклама и информация на транспорте", оказываемые рекламодателям (Приложение № 5). Требования к размещению рекламы на транспортных средствах и порядок осуществления контроля определены утвержденной Приказом МВД РФ от 7 июля 1998 г. № 410 Инструкцией о размещении и распространении наружной рекламы на транспортных средствах. Размещение рекламы на транспортных средствах ограничивается следующими местами: крыша, боковые поверхности кузовов до определенной линии, топливные баки и крышки инструментальных ящиков мотоциклов. Рекламу следует размещать на площади, не превышающей 50 процентов окрашенной поверхности кузовных деталей. Реклама не должна перекрывать внешние световые приборы и бортовые номера, ограничивать видимость с места водителя и т.д. Утверждена форма Журнала учета размещения рекламы на транспортных средствах.

     Специальные требования предъявляются к рекламе  отдельных видов товаров ввиду  того, что их применение и использование  могут нанести вред жизни и  здоровью, имуществу потребителей.

     Так, не допускается реклама алкогольных напитков, табака и табачных изделий в телепрограммах (с 1 января 1996 г. в соответствии со ст. 33 Закона о рекламе). Реклама этих товаров не должна обращаться непосредственно к несовершеннолетним, дискредитировать воздержание от употребления алкоголя или от курения, содержать информацию об их положительных терапевтических свойствах и т.п. (п. 1 ст. 16 Закона о рекламе).

<

Информация о работе Правовое регулирование рекламной деятельности