Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 14:51, реферат
Основным законодательным актом, который регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, является Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе). До введения в действие этого Закона нормы, регулирующие рекламные отношения, были рассредоточены в различных законодательных и подзаконных актах, которые зачастую противоречили друг другу. Фрагментарность, отсутствие системы в правовом регулировании данного вида отношений, множество пробелов, в первую очередь по вопросам ответственности, – все это отрицательно влияло на этот вид предпринимательской деятельности и требовало принятия специального законодательного акта.
Требования к рекламе товаров некоторых видов содержатся не только в Законе о рекламе, но и в других законодательных актах.
Особые требования, предъявляемые к рекламе финансовых, страховых, инвестиционных услуг и ценных бумаг, объясняются привлечением при осуществлении данных видов деятельности денежных средств населения. При производстве, размещении и распространении рекламы этих услуг не допускается гарантировать размеры дивидендов по простым именным акциям, рекламировать ценные бумаги до регистрации проспектов их эмиссии; представлять любого рода гарантии, давать обещания или делать предположения о будущей эффективности (доходности) деятельности и т.д.
Сформулированные в ст. 17 Закона о рекламе требования детализированы в специальных нормативных актах. Так, требования к рекламе на рынке ценных бумаг определены гл. 9 Федерального закона «О рынке ценных бумаг». Реклама кредитными организациями РФ и банками-нерезидентами своих услуг осуществляется в соответствии с Письмом Банка России от 30 декабря 1997 г. № 73-Т.
 
Если реклама соответствует общим и специальным требованиям, она является надлежащей. Реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством, является ненадлежащей. В Законе о рекламе приведен неисчерпывающий перечень видов ненадлежащей рекламы и ее признаки.
Недобросовестная реклама – это реклама, которая дискредитирует лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами; содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром других лиц; порочит честь, достоинство, деловую репутацию конкурентов; злоупотребляет доверием физических лиц или недостатком у них опыта, знаний и т.п.
Недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения относительно различных характеристик, свойств и качеств товара; наличия его на рынке; возможности доставки, гарантийного ремонта и др. Реклама будет считаться недостоверной, если в ней использованы термины в превосходной степени («самый», «только», «лучший», «единственный»), которые не могут быть подтверждены документально.
Неэтичная реклама – это реклама, содержащая любые виды информации, которая нарушает общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц. Неэтичной является реклама, которая порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние; государственные или религиозные символы, национальную валюту.
Заведомо ложной считается реклама, с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы.
Скрытая реклама – реклама, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие. Такая информация может присутствовать в передачах и изданиях, которые официально рекламными не являются. Скрытая реклама может распространяться путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.
 
     Государственное 
регулирование рекламной 
Нормативное регулирование реализуется посредством установления в актах компетентных государственных органов правил осуществления рекламной деятельности и ответственности за нарушение этих правил.
Организационное регулирование осуществляется компетентными государственными органами, среди которых в первую очередь следует назвать Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
Полномочия антимонопольного органа в данной сфере определены ст. 26 Закона о рекламе и в Положении о МАП. В частности, антимонопольный орган:
     - 
предупреждает и пресекает 
     - 
направляет субъектам 
- предъявляет иски в суды, арбитражные суды в связи с нарушением законодательства РФ о рекламе, о признании недействительными сделок, связанных с ненадлежащей рекламой.
     В 
субъектах Российской Федерации 
создаются и действуют 
К функциям этого Комитета относятся:
     - 
разработка нормативных актов, 
направленных на регулирование 
деятельности в области 
     - 
формирование единого 
     - 
анализ состояния и 
     - 
разработка и представление на 
утверждение экономически 
     - 
контроль за соблюдением 
     - 
руководство деятельностью ГУЛ 
«Городская реклама и 
     - 
контроль за состоянием 
- проведение конкурсов на право размещение рекламы и др.
     В 
субъектах РФ создаются и действуют 
консультативно-совещательные 
В составе единого бюджета г. Москвы формируется Целевой бюджетный фонд рекламы и городской информации. Источниками его образования, в частности, являются:
     - 
плата за пользование 
     - 
плата за оформление и 
     - 
доходы от проведения 
 
     Законом 
о рекламе предусмотрены 
Государственным органом, контролирующим рекламную деятельность, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (и его территориальные подТема ения). В Москве контроль за соблюдением Правил размещения средств наружной рекламы осуществляет Комитет рекламы, информации и оформления города Москвы.
     При 
установлении факта нарушения 
Контрреклама — опровержение ненадлежащей рекламы, распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий.
(Ст. 2 Федерального закона «О рекламе»)
Контрреклама осуществляется за счет нарушителя и, как правило, с использованием тех же средств распространения, характеристик продолжительности, пространства, места и порядка, что и ненадлежащая реклама.
Если контрреклама не проведена в установленный срок, антимонопольный орган вправе принять решение о полном или частичном приостановлении рекламы, известив об этом все стороны договора.
За нарушение законодательства о рекламе предусмотрена ответственность трех видов: гражданско-правовая, административная, уголовная.
Следует иметь в виду, что лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, могут в судебном порядке потребовать возмещения убытков, включая упущенную выгоду и компенсацию морального вреда, а также публичного опровержения ненадлежащей рекламы.
     Нарушение 
рекламодателем, рекламопроизводителем 
и рекламораспространителем законодательства 
о рекламе (ненадлежащая реклама 
или отказ от контррекламы) влечет 
наложение административного 
Уголовная ответственность в данной сфере определена ст. 182 УК РФ – за осуществление заведомо ложной рекламы, т.е. содержащей заведомо ложную информацию относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов). Уголовная ответственность за преступление, предусмотренное указанной статьей, наступает в случае, когда ложный характер рекламы был очевиден виновному, он руководствовался корыстным мотивом приобретения преимуществ за счет ложной рекламы, чем причинил значительный ущерб потребителям. Что понимается под значительным ущербом, Уголовным кодексом применительно к данному составу не определено и, следовательно, является оценочным понятием, зависит от степени причиненного здоровью или имуществу вреда, иных социально значимых потерь. В качестве мер наказания предусмотрены штраф, либо обязательные работы, либо арест, либо лишение свободы.
Информация о работе Правовое регулирование рекламной деятельности