Программа развития коневодства в российской федерации в 2008-2012 годы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Лошадь – универсальное сельскохозяйственное животное, обладающее разносторонними свойствами, полезными для человека. На протяжении веков её роль в социально-экономической сфере менялась в точном соответствии с изменениями уклада самой жизни. С начала нынешнего века в связи с механизацией отраслей роль лошадей в экономической и военной областях жизни государства незначительна. Но, несмотря на то, что в России коневодство сократилось, изменения экономических условий в стране в настоящее время, внедрение свободных рыночных отношений позволяет рассчитывать на возрождение этой отрасли животноводства до экономически значимой величины.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..3
1. Роль коневодства в народном хозяйстве
1.1. История и проблемы коневодства…………………………………………….…4-9
1.2. Динамика численности лошадей по категориям хозяйств……….…9-13
1.3. Значение племенных лошадей…………………………………………………...13-14
1.4. Лошадь – источник тяговой силы………………………………………………..14
1.5. Продуктивное коневодство…………………………………………………………14-15
1.6. Лошади – продуценты в биологической промышленности………15
1.7. Конный спорт и туризм……………………………………………………………….15
1.8. Экспорт лошадей…………………………………………………………………………16
2. Программа развития коневодства в российской федерации в 2008-2012 годы.
2.1. Современное состояние отрасли коневодства……………………………17-18
2.2. Проблемные вопросы в коневодстве………………………………………….18-19
2.3. Цели и задачи реализации программы……………………………………...19-20
2.4. Меры по выполнению программы развития коневодства…………20-12
2.5. Меры государственного регулирования и государственной поддержки ……………………………………………………………………………………………………………..21-22
Заключение………………………………………………………………………………………...23
Список использованной литературы……………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 600.00 Кб (Скачать)

    В конце XVIII в. были открыты первые пять случных конюшен, по 14-20 жеребцов в каждой, но они просуществовали недолго. Позднее (1844-1849) в России были организованы 24 земские случные конюшни, содержавшие по 50-60 жеребцов каждая. Несмотря на неудовлетворительную организацию работы земских случных конюшен, зажиточным крестьянам Воронежской, Тамбовской, Владимирской и некоторых других губерний удалось повысить качество лошадей.

    Годы  коллективизации крестьянских хозяйств, нередко насильственной, нанесли урон отечественному коневодству. Численность лошадей в стране к 1934 г. сократилась более чем в два раза. Это в определенной мере сказалось на снижении производства зерна, овощей, мяса, молока и других сельскохозяйственных продуктов. В стране была введена карточная система, ограничивающая возможность людей в приобретении продуктов питания и их потреблении.[4]

    Принятые  в предвоенные годы меры по улучшению  работы конных заводов, ипподромов, государственных заводских конюшен (ГЗК), устранению обезлички в использовании лошадей в колхозах и совхозах, организации госплемрассадников (ГПР) и проведению других мероприятий по улучшению коневодства позволили к 1941 г. увеличить численность лошадей до 21 млн и улучшить их качество.

    В те годы лошадей использовали только для работ в народном хозяйстве  и в армии. Необходим был ежегодный  ремонт конского состава воинских частей. Основным источником пополнения конского состава служил фонд «Лошадь Красной  Армии», создаваемый во всех колхозах и совхозах. В фонд ЛКА выделяли 5% общего количества лошадей в хозяйстве. В целом по стране это составляло около полумиллиона лошадей.

    Великая Отечественная война (1941-1945) вновь  нанесла большой ущерб коневодству  страны. Только на фронтах погибло более 8 млн лошадей. Много лошадей было уничтожено и угнано из временно оккупированных районов.

    На  начало 1946 г. поголовье лошадей в  СССР составляло 10,7 млн. К 1953 г. оно возросло до 15,3 млн. К этому времени технический  прогресс обеспечил механизацию основных энергоемких работ на транспорте и в сельском хозяйстве. Это уменьшило потребность в лошадях, численность которых в дальнейшем стала снижаться. В последнее десятилетие уменьшение численности лошадей в СССР прекратилось, а в -отдельных республиках наблюдается даже ее увеличение.

Несмотря на уменьшение численности поголовья  лошадей в период с 1953 по 1981 г., продолжалась работа по улучшению их качества. Эту  задачу выполняли государственные  конные заводы (ГКЗ), племенные коневодческие  фермы и ипподромы.[12]

    1.2.Динамика  численности лошадей по категориям  хозяйств

    За  годы перехода на рыночные отношения  в коневодстве России и странах, образовавшихся после распада СССР, начался новый этап развития отрасли, обусловленный новыми тенденциями, преимущественно негативного характера.

    Изменение общей численности лошадей в  независимых государствах, образовавшихся на постсоветском пространстве, характеризуется  данными таблицы 1. 
 
 
 

    Таблица 1

    Динамика  численности лошадей в России и других независимых государствах, образовавшихся на территории бывшего СССР (на конец года, тыс. голов, данные ФАО ООН)

    

    Из  данных, приведенных в таблице 1, видно, что наибольший уровень сокращения конского поголовья за восьмилетний период произошел в двух бывших союзных  республиках (ныне суверенных государствах), располагающих наиболее крупными конскими ресурсами: в Казахстане - на 33 % и России - на 31 процент. Причем, только за один 1998 год численность лошадей в указанных странах уменьшилась на 17 и 10 процентов. Данная тенденция объясняется, по нашему мнению, двумя основными причинами. Прежде всего, Россия и Казахстан являются наиболее энергообеспеченными странами, что объективно снижает роль живого тягла, как энергетического средства.

    Кроме того, в России и Казахстане после массового сброса на мясо в 1991-1995 годах крупного рогатого скота, овец и свиней, начался массовый расход на мясо и другие цели табунных гулевых лошадей.

    В странах с ограниченными энергетическими  ресурсами, в отличие от предшествующих послевоенных десятилетий, когда они входили в состав СССР и не испытывали дефицита энергии, конское поголовье в 1991-1998 годы не только не уменьшилось, но и даже несколько возросло: в республике Беларусь - на 7 %, Украине - 2, Армении - 71, Грузии - 10, Киргизии - 2, Молдавии - 32 и Литве - на 3 процента.

    В остальных странах Балтии, а также  Туркменистане, располагающих незначительными  конскими ресурсами, численность лошадей  снизилась.

    По  состоянию на 1 января 1999 года в Российской Федерации насчитывалось 1800,2 тыс. лошадей, в том числе кобыл 3-х лет и старше 725,8 тысяч (40,3 %).

    В 1998 году произошло наиболее значительное, начиная с 1991 года, сокращение конского поголовья. За один год оно уменьшилось  на 213,2 тыс. голов, или на 11 процентов. При этом резкое сокращение произошло во всех 11 экономических районах страны (приложение 1). Более высокие уровни сброса конского поголовья были в Поволжском, Уральском (по 11 %), Западно-Сибирском (14 %) и Северо-Кавказском (15 %) экономических районах. Однако, несмотря на значительный сброс общего конского поголовья, численность кобыл за указанный период уменьшилась незначительно 1990 г. - 774 тыс. голов, 1995 г. - 823,4, 1997 г. - 773,0 и 1998 г. - 725,8 тыс. голов, то есть на 6 % за восемь лет. Это является, бесспорно, положительным фактором.

    Динамика  численности лошадей по основным категориям хозяйств приводится в таблице 2.c  
 
 
 
 
 
 

    Таблица 2

    Динамика  численности лошадей по категориям хозяйств (тыс. голов, на конец года)

    

 

    Наибольший  сброс конского поголовья произошел, как и в предыдущие годы, в крупных сельскохозяйственных и других предприятиях всех форм собственности. В этой категории хозяйств конское поголовье в 1998 году сократилось на 204,2 тыс. голов (на 18 процентов). В Северо-Западном экономическом районе численность лошадей в этой категории хозяйств уменьшилась за год на 21 процент, в Западно-Сибирском - на 23, В Северо-Кавказском и Уральском - на 25 процентов.

    В условиях перехода всех отраслей на рыночные отношения, развития процессов приватизации и многоукладности в сельскохозяйственном производстве, объективно произошел всплеск роста численности лошадей в личных подсобных хозяйствах населения. За 1991-1998 годы численность лошадей в этой категории хозяйств, несмотря на некоторое уменьшение в 1998 году (на 1%) увеличилась с 274,4 до 819,5 тыс. голов (в 3 раза), численность взрослых кобыл - с 124,5 до 412,2 тыс. голов (в 3,3 раза).

    Более высокими темпами увеличилась численность  лошадей у населения в Центральных  экономических районах страны с  рабоче-пользовательным направлением отрасли: в Северном - в 6,6 раза, Северо-Западном - в 4,3, Центральном - в 5, Волго-Вятском - в 6,2, Центрально-Чернозамном - в 8,8 раза.

    Тенденции на резкое увеличение численности лошадей  в личных подсобных хозяйствах обусловлены  объективными факторами. Важнейшими из них является то, что население в годы экономических реформ стало в массовом порядке развивать личные подсобные хозяйства с целью производства продукции растениеводства и животноводства. Причем, в связи с резким падением производства в большинстве крупных сельскохозяйственных предприятий, массовой безработицей на селе, подсобное производство на личном подворье и дачных участках приобретает все более товарный характер и зачастую является основным источником дохода сельского населения страны.

    Такие условия вызывают объективный рост процесса приобретения лошадей в  частное владение и их разнообразное  использование в личном сельскохозяйственном производстве.

    В настоящее время в частном  владении населения находится 46 % от всего конского поголовья России и 57 % поголовья кобыл 3-х лет и старше, в крупных сельскохозяйственных предприятиях - соответственно 51 и 38 процентов.[1]

1.3. Значение племенных лошадей

    Коннозаводство  России находится в состоянии  утраты многих позиций, как экономического так и производственного характера.  Наиболее выраженным на сегодняшний день стало снижение, порой резкое снижение, уровня племенной работы конных заводов и племенных репродукторов. Налаженная еще в 50-ые годы прошлого столетия стройная система племенных мероприятий давала безусловный положительный эффект в совершенствовании пород и производстве продукции высокого класса. Все стадии селекции были оформлены соответствующими документами,  рассматривались компетентными специалистами ВНИИКа или Главков коневодства и утверждались. Исполнение всех селекционных мероприятий контролировалось и при необходимости корректировалось. В настоящее время эта практика почти не осуществляется.

    Запросы сегодняшнего дня по выращиванию  лошадей конкурентоспособных на российском и международном уровне  не только не стали ниже, но напротив возросли и требуют самого тщательного подхода к построению всей племенной работы, включения в нее новых элементов и методик. Примеры работы коневодческих организаций западных стран убедительно показывают, что только такие системные подходы дают высокие результаты и обеспечивают производство по настоящему высококлассной продукции и получение рентабельности от разведения.

    Что мы видим в этом плане в нынешнем коннозаводстве России. Прежде всего, можно совершенно убежденно говорить о том, что Министерство сельского хозяйства страны полостью устранилось от решения каких либо вопросов отрасли, в том числе и проблем селекции. Не разрабатывается новая, давно ожидаемая редакция закона о племенном животноводстве, что не замедлило сказаться в том числе и на работе конных заводов. Изменить такое отношение к коневодству со стороны руководящих органов очевидно на сегодняшний день не реально. Есть ли при этом какая либо возможность повернуть ситуацию в должное направление, найти пути решения основных вопросов селекции в коневодстве, да и не только селекции. На мой взгляд, есть. Прежде всего необходимо поставить перед Министерством сельского хозяйства вопрос о получении права на построение организованной системы племенной работы с породами лошадей силами общественных союзов или ассоциаций. Это не потребует от Минсельхоза каких либо затрат или больших усилий, но позволит коннозаводству повести работу с породами лошадей в необходимых направлениях и соответствующими методами. Перечень необходимых функции по созданию такой системы племенного коннозаводства, планирования селекционных мероприятий и контроля их исполнения могут быть подготовлены в рамках закона о племенном животноводстве, который надо надеяться все таки состоится, и переданы ассоциациям по направлениям и по породам. Такие ассоциации уже существуют для ряда пород. Со стороны Министерства требуется, однако, унификация уставов и положений работы этих общественных, или созданных на научной базе формирований. Базовая модель такой ассоциации могла бы быть подготовлена во Всероссийском научно-исследовательском институте коневодства. Ассоциация Росплемконзавод могла бы получить при этом полномочия по контролю и общему руководству деятельностью отдельных ассоциаций, получая от них необходимую отчетную документацию. 

    Конные  заводы и племенные репродукторы различных форм собственности должны будут понять, что включение их в орбиту деятельности ассоциаций и выполнение ряда уставных требований и положения о централизованном племенном учете и в целом о системе селекционной работы, не только не будут ущемлять их самостоятельности и экономики, но напротив дадут им возможность проведения серьезной племенной работы с получением от этого производственного и экономического эффекта.

    Одним из первых вопросов, решение которого просто необходимо для построения племенной  работы любого коневодческого хозяйства, остается вопрос о цели разведения лошадей разных пород. Цель разведения – одна из основных категорий деятельности любого животноводческого предприятия. Ее четкое определение с одной стороны даст ориентиры для назначения и обеспечения рентабельной реализации продукции коннозаводства, с другой  позволит выработать селекционные и технологические приемы работы в полной мере соответствующие достижению целевых показателей.

      Наше коннозаводство придерживается  породной структуры, созданной  еще в первые послевоенные  годы, почти не внося в нее  корректив. Такая структура в большой степени соответствовала целям производства улучшателей для сельского хозяйства и обеспечения потребностей армии. Видимо настало время радикально пересмотреть эту структуру, построив ее в соответствии с перспективными и обеспечивающими конкурентоспособность отрасли целями разведения.   

      Необходимым моментом в построении  системы племенной работы в  коннозаводстве и получения исходной  базовой информации следует считать  организацию  широкого мониторинга  всех коневодческих хозяйств  страны. Здесь, несомненно, основную роль могут сыграть работники института коневодства и научных подразделений других вузов.

    В числе составляющих этой системы  важным моментом должно стать планирование племенной работы, составление селекционно-технологических  программ работы с породами и отдельных коневодческих хозяйств. В этом отношении требуют пересмотра и редактирования такие важные регламентирующие документы, как инструкция по бонитировке племенных лошадей, проект которой не один год уже томится в кабинетах Министерства сельского хозяйства, положение о централизованном племенном учете в коневодстве и реестр селекционных достижений, допущенных к использованию. Не пользующееся в настоящее время одобрением лицензирование в области племенной работы видимо остается целесообразным и к нему есть смысл вернуться. 

Информация о работе Программа развития коневодства в российской федерации в 2008-2012 годы