Шпаргалка по "Хозяйственному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 16:39, шпаргалка

Описание работы

1 .Понятие, предмет, метод хозяйственного права. Источники хозяйственного права. Хозяйственные правоотношения: понятие, субъекты, объекты содержание.
Хозяйственное право как отрасль права – это совокупность правовых норм, регулирующих имущественные, а также организационные (но имеющее имущественное содержание) отношения, складывающиеся в производственно - хозяйственной и связанной с нею предпринимательской деятельности.

Работа содержит 1 файл

хп.docx

— 57.71 Кб (Скачать)

Органами управления фондовой и  валютной биржи являются:

общее собрание членов биржи –  высший орган. Образует ревизионную  комиссию для контроля за финансово-хозяйственной  деятельностью биржевого совета и прочих органов биржи.

биржевой совет – наблюдает за котировкой цен и издаёт соответствующие бюллетени или прейскуранты;

директор (дирекция).

К вспомогательным  структурам относятся: биржевой таклериат (собрание сотрудников биржи –  маклеров), котировочная комиссия (фиксирует  и публикует цены), арбитражная  комиссия (рассматривает споры). Центральным  органом, осуществляющим контроль и  надзор за рынком ценных бумаг, назначаются государственные биржевые инспекторы как представители инспекции на бирже.

 

. Правила  биржевой торговли. Участники биржевой  торговли

Торги на товарной бирже осуществляются в соответствии с правилами биржевой торговли, которые должны содержать:

виды биржевых сделок;

порядок проведения торгов;

порядок заключения, регистрации и  оформления биржевых сделок;

регламент работы биржи;

порядок участия в биржевых торгах членов биржи и посетителей торгов;

санкции за нарушение правил биржевой торговли;

другие  положения, регламентирующие осуществление  биржевых сделок.

Предметом биржевой сделки является заключение договора (приобретение контракта) на поставку имущества, допущенного биржей к биржевой торговле, а также права на его куплю или продажу.

На товарных биржах предметами биржевых сделок не имеют права быть объекты недвижимости, интеллектуальной собственности, авторские права, произведения искусства.

Сделки  на товарной бирже осуществляются её членами, которые подразделяются на полных и неполных. Член товарной биржи - юридическое или физическое лицо, которое приобрело право участия в торгах и может распоряжаться им в порядке, определяемом уставом биржи.

Членами товарной биржи не имеют  права быть органы государственной  власти и управления, прокуратуры и суда, их должностные лица и специалисты, а также органы общественных объединений, преследующих политические цели, и их штатные сотрудники.

Среди участников биржевой торговли можно выделить биржевых брокеров и дилеров, которые выступают биржевыми посредниками.

Биржевой брокер - участник торгов, оказывающий посреднические услуги по совершению биржевых сделок членам биржи или клиентам за их счёт.

Биржевой дилер - участник торгов, осуществляющий биржевые сделки от своего имени и за свой счёт.

Маклер – это поверенный между  членами биржи, который только фиксирует  сделки между ними.

Сделки могут осуществлять и  посетители торгов. Посетитель торгов - физическое или юридическое лицо, не являющееся членом биржи или его представителем, допущенное самостоятельно совершать разовые биржевые сделки.

Операции на фондовой бирже могут осуществляться только её членами. Членами фондовой биржи могут быть её акционеры, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Фондовая биржа не вправе быть стороной сделки на собственных торгах, кроме случаев первичного размещения через биржу или купли-продажи собственных акций. Фондовая биржа не имеет права заниматься деятельностью, не связанной с выполнением её основных функций.

Торги на валютной бирже проводятся в соответствии с Регламентом проведения торгов, который определяется валютной биржей самостоятельно по согласованию с Национальным банком. К сведениям, которые Регламент должен содержать в обязательном порядке, относятся следующие:

порядок допуска участников к торгам;

порядок представления участниками  заявок на покупку (продажу), конверсию иностранной валюты;

форму(ы) заявок на покупку (продажу), конверсию иностранной валюты;

размеры биржевых лотов по всем видам  иностранной валюты, торги которыми осуществляются на валютной бирже;

порядок оформления биржевых свидетельств по результатам итогов;

форму(ы) биржевого(ых) свидетельства(в);

порядок приостановления и отмены торгов и их результатов.

Участниками торгов на валютной биржи могут быть только банки либо небанковские кредитно-финансовые организации, имеющие лицензию Национального банка, предоставляющую право осуществления валютно-обменных операций, а также Национальный банк. При этом операции купли-продажи, конверсии иностранной валюты могут осуществляться участниками торгов в двух вариантах:

от своего имени и за свой счёт;

от своего имени и за счёт клиентов.

Участники торгов осуществляют перечисленные  операции через своих трейдеров, под которыми понимаются физические лица, осуществляющие  заключение сделок купли-продажи, конверсии иностранной валюты на торгах в рамках полномочий, предоставленных им доверенностью участника торгов

 

10. Понятие и правовое  обеспечение конкуренции. Формы  недобросовестной конкуренции. Доминирующее  положение на рынке. Формы злоупотребления  доминирующим положением на рынке.

11. Понятие и виды  монополистической деятельности. Государственное  регулирование монополистической  деятельности. Ответственность за  нарушение антимонопольного регулирования.

 

Монополистическая деятельность –  это противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействия) хозяйствующих субъектов, государственных органов, направленные на недопущение или устранение конкуренции, а также причиняющие вред правам и законным интересам потребителей.

Признаки монополистической  деятельности.

Противоправность. Монополистическая деятельность в любой форме

запрещена законодательством  под угрозой применения различных  видов юридической ответственности (экономической, административной, уголовной, гражданской).

Монополистическая деятельность может быть как активной, т.е  осуществляться путём совершения действий, так и пассивной, т.е осуществляться путём бездействия.

Специфический субъектный состав. Монополистическая деятельность может осуществляться только субъектами хозяйственной деятельности. Её субъектами не могут быть граждане, которые не являются индивидуальными предпринимателями.

Антиконкурентный характер. Монополистическая деятельность направлена на ограничение, устранение или недопущение конкуренции на товарном рынке, защищая этим положения субъекта на товарном рынке и его монопольно высокие прибыли.

Монополистическая деятельность наносит вред как другим субъектам 

хозяйствования, так и потребителю.

 Монополистическая  деятельность подразделяется на  монополистическую деятельность субъектов хозяйствования и монополистическую деятельность органов управления.

Монополистическая деятельность субъектов хозяйствования.

 Может осуществляться как индивидуально (злоупотребление хозяйствующим субъектом, доминирующим положением на рынке), так и коллективно (соглашения и действия хозяйствующих субъектов, ведущие к ограничению конкуренции).

Под доминирующим положением понимается исключительное положение хозяйствующих субъектов на республиканском или местном товарных рынках, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим считается  положение субъекта хозяйствования, если его доля на рынке определённого  товара составляет 65% и более.

Способы злоупотребления доминирующим положением:

Действия против конкурентной среды. (Например, создание препятствий  для доступа на рынок другим субъектам  хозяйствования).

Ценовые манипуляции (необоснованное и преднамеренное повышение цен).

Монопольная цена – цена, которая устойчиво отклоняется от её возможного уровня на конкурентном рынке и устанавливается доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом или вступившими в соглашение хозяйствующими субъектами в целях реализации своих экономических интересов за счёт злоупотребления монопольной властью – необоснованного и преднамеренного повышения (снижения) цен, а также принятие иных мер, искусственно вызывающих их рост или падение.

Монопольные цены могут  быть монопольно высокими, монопольно низкими и монопсонически низкими.

 Об установлении монопольно высоких цен свидетельствует:

повышение цены в целях  компенсации необоснованных затрат и (или) получения монопольно высокой  прибыли в результате преднамеренного  сокращения объёмов производства (реализации) при наличии устойчивого спроса или скрытого уменьшения объёмов  производства (реализации);

скрытое повышение цены в целях компенсации необоснованных затрат и (или) получения монопольно высокой прибыли.

 

  Признаками монопольно и монопсонически низких цен служат:

создание на рынке  ситуации, при которой приобретение товара у других хозяйствующих субъектов  становится экономически невыгодным;

покупка (продажа) товара по ценам ниже того уровня, который  сложился бы на конкурентных рынках, или  по ценам, не обеспечивающим продавцу возмещения себестоимости, а также  необусловленное конъюнктурой рынка  повышение прибыли хозяйствующего субъекта, занимающего в качестве покупателя доминирующее положение  на данном товарном рынке, путём снижения собственных издержек производства за счёт поставщика.

Навязывание потенциальным  контрагентам кабальных условий  сделок. (Например: заключение договора при условии принятия контрагентом обязательств, не относящихся к предмету договора);

Дискриминация потенциальных  контрагентов, т.е. применение к хозяйственным  партнёрам неравного подхода  при равных условиях.

Монополистическая деятельность может также осуществляться субъектами хозяйствования путём создания объединений для осуществления согласованной деятельности либо заключения соглашений. Такие соглашения возможны как между конкурентами (горизонтальные соглашения), так и не конкурирующими субъектами, один из которых занимает доминирующее положение (вертикальные соглашения). Например: антиконкурентные соглашения о ценах.

Вступление в такие  соглашения имеет целью: раздел рынка  по различным критериям (по территориальному принципу; по видам сделок и др.); ограничение доступа на рынок  других хозяйствующих субъектов; необоснованное изменение цен; подконтрольность реализации товаров на  рынке; отказ от заключения договоров с определёнными потенциальными контрагентами.

Монополистическая деятельность органов управления.

Осуществляется с  использованием государственных властных полномочий.

      Формы:

соглашения (согласованные  действия) с другими субъектами хозяйственной  деятельности;

незаконное ограничение  деятельности субъектов предпринимательства;

дискриминация субъектов  предпринимательства;

нарушение принципа свободы  договора;

создание препятствий  возникновению и существованию  конкурентной среды.

Правомерной монополией является государственная, естественная и чрезвычайная.

 

Правовые средства антимонопольного регулирования

Контроль за соблюдением  антимонопольного законодательства в  РБ осуществляет Департамент по антимонопольной  и ценовой политике Министерства экономики. Данное ведомство формирует  и ведёт Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынках.

Основными направлениями  его деятельности являются: контроль за действиями субъектов хозяйственной  деятельности; ограничение и пресечение монополистической деятельности; привлечение  к ответственности нарушителей  антимонопольного законодательства; содействие и развитие добросовестной конкуренции; защита прав субъектов предпринимательства  и потребителей.

Меры антимонопольного регулирования.

Контроль за деятельностью  субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на рынке.

Антимонопольный орган осуществляет текущий (за исполнением антимонопольного законодательства) и специальный (за объёмом производства и качеством товаров, уровня цен с целью установления факта злоупотребления доминирующим положением) контроль. Контроль осуществляется посредством проверок, проводимых в несколько этапов: а) предварительный (до выезда на проверку); б) основной

(непосредственно в  ходе проверки); в) заключительный (оформление результатов). По результатам  проверки составляется справка  (акт) в трёх экземплярах, один  из которых направляется в  вышестоящий орган. По фактам  выявленных нарушений антимонопольный  орган выносит предписания о  прекращении противоправной деятельности  и об устранении вредных последствий;  составляет протокол об административных  правонарушениях, а также принимает  в пределах своей компетенции  иные необходимые меры.

2. Контроль за созданием, реорганизацией и ликвидацией субъектов хозяйственной деятельности, сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов в целях предотвращения возникновения или усиления доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарном рынке.

3.Осуществление общественного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.

Осуществляется общественными  организациями (объединениями) потребителей, другими общественными объединениями, уставы которых ставят своей целью  защиту потребителей от злоупотреблений  хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке.

4. Регулирование цен на товары, произведённые (реализуемые) в условиях естественных монополий.

Информация о работе Шпаргалка по "Хозяйственному праву"