Управление жилищно-коммунальным хозяйством

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 17:48, реферат

Описание работы

Жилье является одной из основных потребностей человека и одновременно представляет собой инструмент социального, экономического и личностного развития. То положение, которое мы имеем сегодня в стране, и которое вытекает из вышеизложенных характеристик, таким инструментом для большинства населения и экономики не является. И это очень плохо.
Если по-прежнему проводить нынешнюю административную жилищную политику, то будет и дальше ухудшаться состояние жилого фонда, комфортность проживания, что повлечет серьезное ухудшение жизни, прежде всего, для населения с низким уровнем дохода. А его численность в республике составляет абсолютное большинство. Особенно негативные следствия коснутся людей пожилого возраста, пенсионеров, больных, инвалидов. Все это приведет к еще большей социальной напряженности и растущему недовольству значительной части населения.
Цель моего исследования состоит в том, чтобы на основе анализа работ отечественных авторов и современного практического опыта выявить тенденции становления форм и методов территориального управления жилищно-коммунального хозяйства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Общие понятия ЖКХ

1.1 Специфические свойства рынка ЖКХ…………………………………………………4

1.2 Рынок жилья……………………………………………………………………….. …....7

1.3 Рынок ЖКУ. Распределение прав собственности ……………………………………8

1.4 Основы деятельности ТСЖ (управляющей компании) ………………………...…….9

1.5 Основные преимущества и недостатки частных компаний, управляющих эксплуатацией жилого дома…………………………………………………………………...10

2. Реформирование ЖКХ в России

2.1 Основные цели …………………………………………………………………………11

2.2 Реформа ЖКХ: проблема и перспективы…………………………………………….12

2.3 Правительственные планы реформирования жилищно-коммунального

Хозяйства………………………………………………………………………………………..13

3. Новый закон ЖКХ

3.1 Концессионные соглашения…………………………………………………………...14

3.2 Особенности предоставления гарантий…………………….………………………….15

3.3 Регулирование тарифов…………………………………………………………………16

Заключение ……………………………………………………………………………..19

Список использованной литературы ………………………………………………….21

Работа содержит 1 файл

фрей.docболотова.doc

— 335.44 Кб (Скачать)

                                                           Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Общие понятия ЖКХ                              

     1.1   Специфические свойства рынка ЖКХ…………………………………………………4

     1.2  Рынок жилья……………………………………………………………………….. …....7

     1.3   Рынок ЖКУ. Распределение прав собственности ……………………………………8

     1.4  Основы деятельности ТСЖ (управляющей компании) ………………………...…….9

     1.5  Основные преимущества и недостатки частных компаний, управляющих эксплуатацией жилого дома…………………………………………………………………...10

2.    Реформирование ЖКХ в России

     2.1  Основные цели …………………………………………………………………………11

     2.2   Реформа ЖКХ: проблема и перспективы…………………………………………….12

     2.3  Правительственные планы реформирования жилищно-коммунального

Хозяйства………………………………………………………………………………………..13

3.   Новый закон ЖКХ

     3.1  Концессионные соглашения…………………………………………………………...14

     3.2 Особенности предоставления гарантий…………………….………………………….15

     3.3 Регулирование тарифов…………………………………………………………………16

     Заключение ……………………………………………………………………………..19

     Список использованной литературы ………………………………………………….21 
                                           
Введение

            Выбранная мной тема является актуальной в наше современное время.

     Жилье является одной из основных потребностей человека и одновременно представляет собой инструмент социального, экономического и личностного развития. То положение, которое мы имеем сегодня в стране, и которое вытекает из вышеизложенных характеристик, таким инструментом для большинства населения и экономики не является. И это очень плохо.

     Если по-прежнему проводить нынешнюю административную жилищную политику, то будет и дальше ухудшаться состояние жилого фонда, комфортность проживания, что повлечет серьезное ухудшение жизни, прежде всего, для населения с низким уровнем дохода. А его численность в республике составляет абсолютное большинство. Особенно негативные следствия коснутся людей пожилого возраста, пенсионеров, больных, инвалидов. Все это приведет к еще большей социальной напряженности и растущему недовольству значительной части населения.

     Значимость данных проблем и острота стоящих перед обществом задач обусловливают высокую актуальность исследования жилищно-коммунального сферы, поиск новых форм и методов государственного управления им.

     Вопросы жилищно-коммунального хозяйства рассматриваются и анализируются в работах Ю.Ф. Симонова, Н.А. Ткачевой, В.А. Яковлева, Т.В. Додатко, В.Н. Пчелкина, А.А. Арцишевскего и др.

     Вместе с тем, остаются достаточно малоисследованными особенности территориального управления жилищно-коммунального хозяйства. Недостаточная разработанность указанных проблем, теоретическая и практическая значимость их решения определили выбор темы, цели и задачи исследования.

     Цель моего исследования состоит в том, чтобы на основе анализа работ отечественных авторов и современного практического опыта выявить тенденции становления форм и методов территориального управления жилищно-коммунального хозяйства.  
 
 
 
 
 
 

            Общие понятия ЖКХ                               

                              1.1  Специфические свойства рынка ЖКХ

     Жилищно-коммунальное хозяйство- это сложная социально-экономическая система, обеспечивающая жизнь и работу населения, а также предприятий различных отраслей народного хозяйства необходимыми ресурсами воды, газа, тепла.

     Специфика ЖКХ состоит в его многопрофильности, многоотраслевой структуре, которая требует соответствующих организационно-правовой и экономической основ. Современная Финансово-экономическая ситуация такова, что без изменения системы финансирования и управления жилищно-коммунальной сферой её эффективное функционирование невозможно. В течение длительного времени государство компенсировало значительную часть расходов этой сферы, контролировало строительство и размещение жилья и объектов коммунального хозяйства, ограничивало параметры проектирования, эксплуатации, объёмы и уровень предоставляемых коммунальных услуг. Проводимая политика исключала рыночный спрос на услуги и жильё, снижала активность населения и хозяйствующих субъектов в формировании требований к качеству эксплуатационных услуг.

     Переход к реальным рыночным отношениям в ЖКХ медленнее, чем в других сферах, что привело к нынешней кризисной ситуации.

     Техническое состояние основных фондов ЖКХ страны неудовлетворительное. Из-за нехватки средств на реновацию в некоторых городах износ основных фондов достиг предела, а инженерных сетей- критической среды.

     Предприятия, которые до последнего времени содержали на своем балансе жилые дома и жилищноэксплуатационные участки, не могут в полном объёме финансировать эту убыточную сферу и пытаются избавиться от неё.

     Активный процесс передачи ведомственного жилья в муниципальную собственность не всегда экономически подготовлен. Мощность муниципальных предприятий, предназначенных для обслуживания жилищно-коммунальной сферы, рассчитана лишь на 40% основных фондов этого хозяйства и без соответствующего финансирования не готова принять дополнительные работ и оказывать качественные услуги.

     Учитывая возрастающий уровень требований к качеству, с одной стороны, а финансовый кризис и скачки цен- с другой, муниципальным предприятиям и ЖКХ в целом требуются значительные дотации, на покрытие которых средств ни в федеральном, ни в местных бюджетах нет.

     Современный финансовый кризис резко усложнил экономические аспекты функционирования ЖКХ.

     В отличие от многих стран, в России ЖКХ является убыточным сектором экономики, который непосильным грузом «висит» на бюджете, но всё равно находится в запущенном состоянии. Такая ситуация требует особого внимания, тщательного анализа и соответствующих организационно-экономических мер, способных коренным образом изменить положение дел в жилищно-коммунальной сфере.

     Реформирование жилищно-коммунальной сферы является важнейшей государственной программой, качественная реализация которой зависит от целого ряда факторов, в том числе от компетентности специалистов, на которых будет возложено решение конкретных организационно-экономических задач.

     Проводимая в стране реформа жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) наглядно показывает, что основная цель, которую перед собой ставит государство, реализуя её, - переложить бремя содержания своего жилища на собственника. Собственники квартир поручили управление своей собственностью постороннему лицу- Дирекции единого заказчика (ДЕЗ), который самостоятельно выбирает тех подрядчиков, которые предоставляют те или иные работы или услуги, необходимые для нормального обслуживания дома. При этом собственник самостоятельно платит приблизительно треть, а то и меньше реальных затрат, необходимых для содержания домовладения. Оставшуюся часть средств доплачивают из бюджета соответствующих уровней. Однако, лишь малая часть средств идёт на содержание домовладения.

     В соответствии с новым Жилищным кодексом до 1 марта 2005 года собственники жилья должны были выбрать схему управления. Граждане могут отказаться от услуг дирекции единого заказчика советского образца и нанять частную управляющую компанию. Собственники квартир вправе напрямую заключить с коммерческой организацией контракт на управление. Для этого необходимо провести общее собрание жильцов либо проголосовать за ту или иную фирму заочно, тогда как раньше нанять управляющую компанию можно было только при условии создания товарищества собственников жилья (ТСЖ).

     Жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, дом-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения и иные жилые помещения, пригороды для жилья.

     Различаются виды жилищного фонда: государственный, муниципальный, общественный и частный.

     В Государственной целевой программе «Жилище»1, отмечается, что жилищный фонд составляет более 20% воспроизводимого недвижимого имущества страны, а с учетом жилых строений на садовых и дачных участках и иных объектов - около 30%. Объем инвестиций в жилищное строительство составляет около четверти их общего объема.

     Жилищная реформа имеет ключевое значение для общего успеха экономической реформы, снижения инфляции, сокращения дефицита государственного бюджета, стабилизации денежного обращения за счет аккумуляции частных средств на специальных счетах и увеличения собственного жилья, улучшения территориального распределения трудовых ресурсов.

     Главными задачами нового этапа решения жилищной проблемы являются:

     обеспечение возможности улучшения жилищных условий для семей со скромным и средним достатком путем внедрения в практику долгосрочных жилищных кредитов на приемлемых условиях, предоставление субсидий на строительство и приобретение жилья, оказание помощи в развитии индивидуального жилищного строительства и других мер государственной поддержки граждан, нуждающихся в жилье;

     увеличение объемов и повышение качества жилищного строительства, перестройка производственной базы жилищного строительства на современном техническом уровне; совершенствование системы эксплуатации, ремонта и финансирования жилищно-коммунального хозяйства;

     расширение прав органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в улучшении жилищных условий граждан и проведении жилищной реформы.

     Коммунальное хозяйство подразделяется на группы объектов: санитарно-технические (водопроводы, канализация, предприятия по очистке городов); энергетические (электростанции, котельные, тепловые, электрические и газовые сети); транспортные (троллейбусы, трамваи); объекты внешнего благоустройства (путепроводы, зеленые насаждения, мостовые, тротуары, водостоки, набережные, уличное освещение и др.).

     Федеральным органом государственного управления жилищно-коммунальным хозяйством является Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.

     Низовыми звеньями управления жилищно-коммунальным хозяйством являются: тресты, жилищно-эксплуатационные конторы (ЖЭК), жилищно-коммунальные отделы (ЖКО), дирекции по эксплуатации зданий (ДЭЗ), ремонтно-эксплуатационные управления (РЭУ), домоуправления.

     В сферу управления Госкомитета входят: жилищный фонд, тепло- и электроснабжение, водообеспечение и водоотведение, инженерная задача, внешнее благоустройство и дорожно-мостовое хозяйство городов и других населенных пунктов, сбор и переработка твердых бытовых отходов, банно-прачечное и гостиничное хозяйство, ритуальное обслуживание населения, научно-проектное и промышленно-производственное обеспечение.

     Характерной чертой для жилищно-коммунальной сферы является то, что многие вопросы решаются местными органами власти. К вопросам местного значения относятся:

     содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;

     регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;

     создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;

     организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения канализации;

     организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;

     благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

     организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения и другие вопросы. 

                                                      1.2  Рынок жилья

           Рынок жилья, включая строительство нового жилья и оборот вторичного, действительно конкурентен. На нем могут конкурировать строительные компании, девелоперы и риэлторы, обычно тоже частные компании, частные лица - покупатели домов, квартир, а так же банки и другие финансовые организации, предоставляющие финансовые ресурсы. На этом рынке выступают муниципалитеты и государственные органы, что влечет за собой опасность неравной конкуренции, если они прямо исполняют роли перечисленных агентов или являются бенефициарами компаний играющих эти роли, муниципальные строительные и девелоперские компании, государственные банки. В то же время эти органы являются так же регуляторами рынка, вовлекаясь при этом в конфликты интересов. Они обычно играют решающую роль в предоставлении некоторых ресурсов: выделении земельных участков, контроле за естественными монополиями - предприятиями электроэнергетики, тепло- и водоснабжения, канализации, когда речь идет о подключении вводимых домов к соответствующим инженерным сетям.

Информация о работе Управление жилищно-коммунальным хозяйством