Управление жилищно-коммунальным хозяйством

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 17:48, реферат

Описание работы

Жилье является одной из основных потребностей человека и одновременно представляет собой инструмент социального, экономического и личностного развития. То положение, которое мы имеем сегодня в стране, и которое вытекает из вышеизложенных характеристик, таким инструментом для большинства населения и экономики не является. И это очень плохо.
Если по-прежнему проводить нынешнюю административную жилищную политику, то будет и дальше ухудшаться состояние жилого фонда, комфортность проживания, что повлечет серьезное ухудшение жизни, прежде всего, для населения с низким уровнем дохода. А его численность в республике составляет абсолютное большинство. Особенно негативные следствия коснутся людей пожилого возраста, пенсионеров, больных, инвалидов. Все это приведет к еще большей социальной напряженности и растущему недовольству значительной части населения.
Цель моего исследования состоит в том, чтобы на основе анализа работ отечественных авторов и современного практического опыта выявить тенденции становления форм и методов территориального управления жилищно-коммунального хозяйства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Общие понятия ЖКХ

1.1 Специфические свойства рынка ЖКХ…………………………………………………4

1.2 Рынок жилья……………………………………………………………………….. …....7

1.3 Рынок ЖКУ. Распределение прав собственности ……………………………………8

1.4 Основы деятельности ТСЖ (управляющей компании) ………………………...…….9

1.5 Основные преимущества и недостатки частных компаний, управляющих эксплуатацией жилого дома…………………………………………………………………...10

2. Реформирование ЖКХ в России

2.1 Основные цели …………………………………………………………………………11

2.2 Реформа ЖКХ: проблема и перспективы…………………………………………….12

2.3 Правительственные планы реформирования жилищно-коммунального

Хозяйства………………………………………………………………………………………..13

3. Новый закон ЖКХ

3.1 Концессионные соглашения…………………………………………………………...14

3.2 Особенности предоставления гарантий…………………….………………………….15

3.3 Регулирование тарифов…………………………………………………………………16

Заключение ……………………………………………………………………………..19

Список использованной литературы ………………………………………………….21

Работа содержит 1 файл

фрей.docболотова.doc

— 335.44 Кб (Скачать)

              2.3 Правительственные планы реформирования жилищно-коммунального хозяйства

       Минимизировать исполнительно-распорядительные и контрольные функции по регулированию ЖКХ как на уровне федерации, так и её субъектов, оставив за государством регулятивные функции: разработку законодательных и нормативных актов в сфере ЖКХ, ведение обязательных государственных стандартов предоставления жилищно-коммунальных услуг и их оплаты, установление предельных тарифов. Кроме того, предполагается оказать помощь местным органам власти, в первую очередь, в депрессивных регионах, в выплате льгот и адресных субсидий малоимущим категориям граждан (преимущественно на первом этапе проведения реформы ЖКХ).

     Прекратить бюджетное дотирование ЖКХ. При этом все затраты на модернизацию этого комплекса, которые оцениваются в три триллиона рублей (без учета жилищного фонда), предполагается переложить на потребителей услуг ЖКХ в виде установления дополнительных надбавок к тарифам, регулируемых государством.

     В условиях отсутствия эффективного антимонопольного регулирования в ЖКХ процветает монополизм. Независима экспертиза затрат ЖКХ, необходимость проведения которой признаётся Правительством Российской Федерации, отсутствует. Также отсутствует открытость (прозрачность) тарифной политики- необходимого условия установления доверия потребителей коммунальных услуг и обеспечения баланса интересов их потребителей и производителей.

     Коммерциализировать ЖКХ на принципах самоокупаемости, используя рычаги жесткого административного воздействия, и тем самым устранить «один из немногих нерыночных архаизмов в нашей рыночной экономике». В качестве примера реализации планов правительства можно привести создание на базе жилищно-эксплуатационных служб (ЖЭС) открытых акционерных обществ со 100-процентным участием муниципалитета в уставном капитале, главной целью которых является не удовлетворение потребностей клиентов и даже не достижение самоокупаемости, а извлечение прибыли, что, в свою очередь, способствует, особенно в условиях отсутствие конкуренции, постоянному росту тарифов на услуги ЖКХ. Например, в соответствии с решением Федеральной службой по тарифам Воронежской области к 2011 году областные оптовые цены на газ должны сравнятся с экспортными, которые, как известно, также имеют тенденцию к росту, что, в свою очередь, не может негативно не сказаться на динамике тарифов на газ для населения, которые возрастут в городе Воронеже на 24,7 процента[.

     Перейти с 1января 2006 года на 100-процентную оплату жилищно-коммунальных услуг, что расходится с позицией В.В. Путина. Ещё в 2001 году в своём выступлении он высказал с мнение, что этот переход должен затрагивать только граждан с высоким уровнем доходов.

     Предоставить адресные льготы (субсидии) на оплату жилья и коммунальных услуг малоимущим гражданам, у которых доля расходов на услуги ЖКХ превышают 22 процента от совокупного дохода семьи.

     Снизить издержки производителей жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Правительство Российской Федерации приняло ряд постановлений, согласно которым осуществлять изменение цен и тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг возможно лишь при условии обязательной реализации мероприятий, направленных на снижение издержек при оказании жилищно-коммунальных услуг.

     Передать ЖКХ в частный сектор экономики. В 2002 году была создана первая частная компания: открытое акционерное общество (ОАО) «Российские коммунальные системы». К 2005 году предполагалось завершить приватизацию предприятий ЖКХ. По официальным данным, на начало 2004 года от 16 до 25 процентов коммунальных предприятий в сфере водо-, тепло- и электроснабжения сменили форму собственности на частную или смешанную. 

                                           3.   Новый закон ЖКХ

   В весеннюю сессию  2010  года Государственная дума приняла значительный пакет документов, регулирующих жилищные отношения. Так, приняты федеральные законы «О внесении изменений в Федеральный закон “О концессионных соглашениях”», «О внесении изменений в Федеральный закон ”О содействии развитию жилищного строительства”»и  ряд других.Людмила Ивановна Пронина, государственный советник РФ

                                     3.1 Концессионные соглашения

      Трудно переоценить значение для развития ЖКХ Федерального закона от 2 июля 2010 г. № 152-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О концессионных соглашениях” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее -- Закон № 152-ФЗ). Документ призван упростить заключение концессионных соглашений, в том числе тех, чьим объектом являются системы коммунальной инфраструктуры, а также обеспечить баланс интересов концессионера и концедента.

   Напомним, что в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» концедент -- это Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект РФ, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта РФ, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления. Концессионер -- это индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица. Изменения, внесенные в законодательство, будут способствовать привлечению частных инвестиций, благоприятно скажутся на темпах экономического роста и качестве реализуемых товаров и услуг, а также приведут к упрощению процедуры заключения концессионных соглашений в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.

   Важно отметить, что Закон № 152-ФЗ вносит ряд взаимосвязанных изменений сразу в несколько Федеральных законов. Среди них Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Бюджетный кодекс РФ. Действие Закона № 152-ФЗ распространяется на физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность по концессионному соглашению, организации коммунального комплекса, а также на органы государственной власти и местного самоуправления, владеющие на правах собственности имуществом, являющимся объектом концессионного соглашения, и (или) осуществляющие полномочия по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

                                 3.2 Особенности предоставления гарантий

   В связи с тем, что гарантом по договору о предоставлении гарантии и концедентом по концессионному соглашению является одно и то же лицо, Законом № 152-ФЗ устанавливаются следующие особенности предоставления государственных и муниципальных бюджетных гарантий:

солидарная ответственность концедента по обеспеченному им обязательству концессионера;

отсутствие права требования концедента к концессионеру о возмещении сумм, уплаченных концедентом по государственной или муниципальной гарантии при наступлении гарантийных случаев некоммерческого характера;

объект концессионного соглашения (недвижимое имущество), создаваемое концессионером при реализации концессионных соглашений, может являться обеспечением по предоставляемым концедентом государственным и муниципальным гарантиям.

   При этом учитываются следующие особенности, возникающие в случае, если при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, концессионер предоставляет потребителям товары, работы, услуги по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом регулируемых надбавок к ценам (тарифам), то есть при регулируемом виде деятельности:

выручка, получаемая концессионером в результате деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, устанавливается регулирующими органами, во многих случаях непосредственно концедентами;

инвестиционные программы регулируемых организаций утверждаются, как правило, на период регулирования тарифов, но не более чем на пять лет;

инвестиционная деятельность осуществляется в течение всего срока концессионного соглашения, в результате чего на момент окончания срока действия концессионного соглашения у концедента будут существовать обязательства по возмещению стоимости строительства (реконструкции) объекта концессионного соглашения;

инвестиционные программы и тарифы регулируемых организаций регулярно корректируются с учетом изменения экономической ситуации, что приводит к необходимости корректировки концессионных соглашений;

зачастую на момент заключения концессионного соглашения отсутствует достоверная информация о составе имущества и его состоянии.

   Кроме того, в целях развития конкуренции за право управления имуществом в регулируемых видах деятельности ограничивается срок действия концессионного соглашения, а также уточняется порядок трансформации в концессионные соглашения долгосрочных договоров аренды, предполагающих инвестиционные обязательства. Эта мера позволит перейти к более прозрачной и сбалансированной системе отношений в сферах, где в настоящее время частные операторы работают на основании договоров аренды.

                                             3.3 Регулирование тарифов

   Как уже говорилось, Закон № 152-ФЗ вносит изменения в законодательство о регулировании тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, обеспечивающие синхронизацию положений этого законодательства с законодательством о концессионных соглашениях. Устанавливается, что полномочия по установлению тарифов и определению порядка (формулы) расчета тарифов сохраняются за регулирующими органами. При этом по согласованию с регулирующими органами в концессионном соглашении могут быть установлены параметры, используемые при расчете тарифов.

   Устанавливается также возможность регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса методом доходности инвестированного капитала. Этот метод обеспечивает установление тарифов на долгосрочный период (3-5 лет) и гарантирует инвестору возврат инвестированного капитала и доход от его использования, сопоставимый с доходностью инвестиций в другие виды деятельности. При заключении концессионного соглашения применение данного метода является обязательным для регулирующего органа.

                                                            3.4Фонд РЖС

   Федеральный закон от 22 июля 2010 г. № 166-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О содействии развитию жилищного строительства”» (далее -- Закон № 166-ФЗ) предполагает внести изменения в отдельные положения Федерального закона от 24 июля 2008 г. № 161-ФЗ в части, касающейся расширения перечня передаваемых органам государственной власти регионов полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности. Законом уточняется, что Фонд содействия развитию жилищного строительства (далее -- Фонд) направляет в межведомственный коллегиальный орган предложения об использовании земельных участков, иных объектов недвижимого имущества. Эти предложения обосновывают передачу органам государственной власти субъектов РФ осуществления полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, как для целей жилищного строительства, так и для создания промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов, размещения объектов инфраструктуры. Необходимость данного уточнения связана с тем, что действовавшая редакция ст. 13 Федерального закона № 161-ФЗ предполагала только два способа распоряжения такими земельными участками: передачу их в собственность или в аренду, при том что Земельным кодексом РФ предусмотрены иные способы предоставления земельных участков для размещения объектов капитального строительства, в том числе на праве безвозмездного срочного пользования, поэтому данные положения было необходимо уточнить.

   Поправки также устраняют неопределенность некоторых норм ст. 14 Федерального закона № 161-ФЗ, указывая на необходимость соблюдения ограничений, предусмотренных пунктами 1-- 3 части 1 данной статьи при принятии органами государственной власти субъектов РФ решений о предоставлении земельных участков, иных объектов недвижимого имущества (по управлению и распоряжению которыми им переданы полномочия Российской Федерации) для создания промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов, размещения объектов инфраструктуры. Данные изменения обусловлены тем, что размещение указанных объектов не может противоречить концепции развития территорий субъектов РФ и муниципальных образований и при этом должно соответствовать схемам функционального и территориального зонирования, утверждаемым в составе документов территориального планирования и правилами землепользования и застройки. Кроме того, размещение объектов инженерной инфраструктуры на земельных участках, находящихся в федеральной собственности, управление и распоряжение которыми переданы органам государственной власти субъектов РФ, должно быть обусловлено необходимостью реализации программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований.

   Следует отметить, что принятие решений об использовании земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, осуществляется межведомственным коллегиальным органом, уполномоченным Правительством РФ, в который Фонд отныне и должен направлять соответствующие предложения. Законом № 166-ФЗ также уточняется содержание предложений Фонда и решений межведомственного коллегиального органа в случаях, когда прекращены полномочия органов государственной власти субъектов РФ по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности. Предусматривается, что Фонд осуществляет подготовку соответствующего предложения, а межведомственный коллегиальный орган принимает соответствующее решение для формирования имущества Фонда как в целях жилищного, так и в целях иного строительства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Рынок ЖКХ обладает важными особенностями, ведущими к ограничению конкуренции. Поэтому переход в этой сфере от планового к рыночному хозяйству наталкивается на многие трудности и проблемы. Тем не менее, формирование конкурентной или квазиконкурентной среды, обеспечивающие высокое качество услуг с умеренными ценами возможно.

Информация о работе Управление жилищно-коммунальным хозяйством