. Какие вы знаете теории международной торговли? Опираясь на теории А. Смита и Хекшера - Олина, сформулируйте основные конкурентные преимущ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 16:53, контрольная работа

Описание работы

Меркантилизм — система взглядов экономистов XV—XVII веков, ориентированная на активное вмешательство государства в хозяйственную деятельность. Представители направления: Т. Мэн, А. де Монкретьен, У. Стаффорд.

Работа содержит 1 файл

мировая экономика.docx

— 79.31 Кб (Скачать)

Важное  значение в теории М. Портера уделяется  делению факторов на общие (например, сеть автомобильных дорог, персонал с высшим образованием и др.), которые  создают конкурентные преимущества для широкого спектра отраслей, и  специализированные (например, персонал с узкой специализацией, база данных в определенной области знаний и  т.д.), которые, как правило, применимы  в ограниченном числе отраслей или  даже в одной-единственной отрасли. При этом специализированные факторы, обеспечивая более длительное и устойчивое конкурентное преимущество фирмам соответствующих отраслей на мировом рынке, в то же время требуют значительных и долговременных капиталовложений.

Особое  внимание М. Портер обращает на то, что  во многих странах компании, успешно  выступающие на мировых рынках, охватывают своей деятельностью и определяют уровень развития целого спектра  отраслей, так называемый кластер. Отражая  динамику конкурентных преимуществ  страны, кластеры формируются, расширяются, но они могут и свертываться, и  распадаться.

Теория  М. Портера наиболее полно отражает важнейшие факторы, определяющие конкурентные преимущества той или иной страны.

Теорема Рыбчинского

В 1955 году английский экономист Т. Рыбчинский обратил внимание на то, что рост производства в одной отрасли экономики может негативно воздействовать на состояние производства в другой отрасли.

Дальнейшие  исследования подтвердили первоначальную гипотезу, и установленная взаимосвязь  получила название «теорема Рыбчинского», из которой следует, что растущее предложение одного из факторов производства стимулирует непропорционально больший рост производства и доходов в той отрасли, для которой этот фактор используется относительно более интенсивно, и сокращение производства и доходов в той отрасли, в которой этот фактор используется относительно менее интенсивно.

Из теоремы  Т. Рыбчинского вытекает, что разработка новых месторождений, например нефти и газа, может затормозить развитие других отраслей, в частности обрабатывающей промышленности. И наоборот, активные капиталовложения и рост квалификации рабочей силы в быстрорастущей экономике с развитой внешней торговлей могут привести к сокращению добычи сырья и обусловить рост зависимости от его импорта.

«Голландская болезнь»:

Концепция торгуемых и неторгуемых товаров и теорема Рыбчинского позволяют объяснить проблемы, с которыми в последние десятилетия XX в. столкнулись многие страны, начавшие интенсивную разработку новых сырьевых экспортных ресурсов: нефти, газа и др., так называемую голландскую болезнь. Своим названием этот феномен обязан тому, что в конце 60-х - начале 70-х гг. ХХ в. в Голландии началась разработка природного газа в Северном море с расширением в дальнейшем его экспорта. Экономические ресурсы стали перемещаться в добычу газа.

Происшедший в результате этого рост доходов  привел к увеличению спроса на неторгуемые товары и росту их производства. В то же время имело место свертывание производства в традиционных экспортных отраслях обрабатывающей промышленности и расширение импорта недостающих товаров. «Голландская болезнь» в различные периоды поразила Норвегию, Великобританию, Мексику и другие страны.

Последующее снижение цен на сырьевые товары вызвало  новую фазу «голландской болезни». Произошло снижение доходов населения, сокращение производства неторгуемых товаров, отток ресурсов из отраслей сырьевого экспорта. Вновь укрепились позиции традиционных экспортных отраслей обрабатывающей промышленности. Структурные сдвиги, вызываемые «голландской болезнью», порождают серьезные социальные проблемы.

Теория  предпочтения сходства

 Американский  экономист С. Линдер полагает, что в международной торговле промышленными товарами направления товаропотоков зависят от характеристик спроса не меньше, чем от предложения. Он выдвинул гипотезу о том, что набор (ассортимент) товаров, производимых в отдельной стране, не совпадает с разнообразием потребностей её потребителей. Международная торговля является средством получения недостающего ассортимента товаров. Основываясь на этом предположении, можно указать, какие страны будут наиболее вероятными торговыми партнерами, т.е. иметь преобладающий удельный вес во взаимной торговле. Очевидно, решающую роль здесь будет играть сходство уровней жизни и соответствующих им жизненных стандартов. Потребители в таких странах стремятся потреблять товары схожего ассортимента и качества, что и объясняет преобладание во внешней торговле промышленно развитых стран торговых партнеров из стран того же уровня экономического развития.

Следует ещё раз подчеркнуть, что положение  теории предпочтения сходства относятся  исключительно к торговле промышленными  товарами. Что касается международной  торговли сырьем или сельскохозяйственной продукцией, то её географическая структура  вполне отвечает положениям теории Хекшера - Олина.

Теория  «внешнеторгового мультипликатора»

В соответствии с этой теорией эффект, оказываемый  внешней торговлей (в частности, экспортом) на динамику роста национального  дохода, на размер занятости, потребления  и инвестиционную активность, характеризуется  для каждой страны вполне определенными  количественными зависимостями. Он может быть вычислен и выражен  в виде определенного коэффициента - мультипликатора (множителя). Первоначально  экспортные заказы непосредственно  увеличат выпуск продукции, следовательно, и заработную плату в отраслях, выполняющих этот заказ. А затем  придут в движение вторичные потребительские  расходы.

Однако  не всегда наращивание экспорта приводит к благоприятному результату. Быстрое  наращивание экспорта сырья приводит к такому падению мировых цен  на этот продукт, которое перекрывает  положительный эффект от экономического роста. 

Основные  конкурентные преимущества России  в международной торговле.

К наиболее значимым конкурентным преимуществам  России можно отнести следующие:

  • крупные минерально-сырьевые и энергетические ресурсы, имеющие  мировое значение,
  • наличие в стране больших производственных мощностей  по переработке сырья ( металлургия, химия) и ряда передовых технологий ( производство вооружения, освоение космоса, строительство атомных энергоблоков, тепло- и электростанций, нанотехнология),
  • огромные сельскохозяйственные угодья,
  • огромная территория страны,  граничащая со многими странами Европы и Азии, позволяющая не только торговать товарами и услугам, но  выполнять услуги по транзиту  товаров через российскую  территорию,
  • выход на морские торговые пути во все моря и океаны, в т.ч. Северный торговый маршрут, где Россия имеет явные преимущества.
  • многочисленные трудовые ресурсы с высоким общеобразовательным уровнем и хорошей профессиональной подготовкой при пониженной стоимости труда,
  • предпринимательские способности населения страны молодого и среднего возраста,
  • наличия в стране ресурса знаний, т.е. суммы научной, технической и рыночной информации, необходимой для повышения конкурентоспособности товаров и услуг на международном рынке,
  • большой объем внутреннего рынка, который можно рассматривать как     стимул для роста масштабов производства, повышения его эффективности, снижения затрат при  освоении внутреннего рынка, и последующего выхода на мировой рынок с конкурентоспособной продукцией.

          Одновременно на внешнеэкономических  связях и всей экономике России  сказываются и ее слабости:

  • сохранение отставания по  используемым технологическим процессам и методам организации труда, что влияет на конкурентоспособность продукции,
  • колоссальный износ основных фондов промышленности, сельского хозяйства, транспорта, ведущий к их выбытию или аварийному состоянию,
  • резкая неравномерность в экономическом развитии регионов и разрывы в стандартах жизни между ними,
  • слаборазвитая инфраструктура большинства регионов страны (транспортная система, система связи, система здравоохранения, обеспеченность населения жилым фондом и др.),
  • большая зависимость стандартов жизни и производственной модернизации от импорта и привлечения зарубежных кредитов.
 
 
 
 

Задание 2. Почему в мировой экономике темпы роста международной торговли выше темпов роста мирового производства?

Одним из основных показателей мировой  торговли  является - темп роста мировой  торговли относительно роста мирового производства. Международная торговля, опосредующая движение всех  товарных потоков между странами, растет быстрее производства.  Согласно исследованиям Всемирной торговой организации на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Интенсивное развитие международной торговли обусловлено объективным процессом глобализации и усилением взаимозависимости большинства стран мира, всевозрастающими масштабами активности и степени вовлеченности отдельных стран и регионов в процессы международного обмена. Интенсификации мирового товарообмена способствовал значительный прогресс в развитии международного разделения труда. Деятельность ВТО, направленная на либерализацию экспортно-импортных операций и, в частности, на снижение и ликвидацию тарифных и нетарифных барьеров, так же способствует интенсивному развитию международной торговли. Дальнейшему увеличению международного товарообмена способствовали значительная либерализация внешнеторговой политики развивающихся стран, расширение масштабов торговли между ними. Важным фактором роста мировой торговли является существенный рост реэкспорта (перепродажи) промышленных товаров, изготовленных в развивающихся странах с использованием компонентов и материалов, импортируемых в соответствии системами торговых соглашений. Существенное значение в интенсивном развитии международного товарообмена имела также революция в области информационных технологий и средств телекоммуникаций.

В последние  годы произошли существенные изменения  в структуре мировой торговли. На протяжении последних десятилетий  опережающими темпами развивалась  торговля готовыми промышленными изделиями, а внутри этой группы - по нарастающей - обмен машинами и оборудованием, средствами связи, электро- и электронной техники, компьютерами, еще быстрее - торговля комплектующими, узлами к агрегатам. В связи с резким подъемом мирового экспорта машин и оборудования к ним резко вырос и обмен научно-техническими, коммерческими и финансово-кредитными услугами. Особое место в товарной структуре мировой торговли занимает «новая экономика» - Интернет, электронная торговля.

Фундаментальный фактор современного этапа глобальной экономики - все большая опора  на международную торговлю как главный  двигатель экономического роста  и развития. Это крупный сдвиг  в идеологии: многие экономики в  прошлом опирались на стратегии  развития, которые базировались на принципах  самодостаточности и  защите внутренних рынков. Однако, последние  годы характеризуются растущим признанием того факта, что путь к процветанию  лежит в интеграции в рамках глобальной экономики. Интенсификации международного товарообмена способствовала тенденция  к созданию моделей экономик новых  индустриальных стран, ориентированных  на экспорт товаров и услуг, как  основной источник  богатства нации. Растет торговля развивающихся стран, но особенно быстрыми темпами увеличиваются  объемы товарных потоков из новых  индустриальных стран.

Задание 3. В интеграционную группировку АТЭС входят: 1) государства всех континентов 2) государства всех континентов, за исключением Азии 3) государства всех континентов, за исключением Африки 4) европейские и американские государства 5) только африканские государства.

Ответ:

3). В  интеграционную группировку АТЭС  входят государства всех континентов,  за исключением Африки.

Состав  АТЭС (азиатско-тихоокеанское экономическое  сотрудничество) - АвстралияБруней • Вьетнам • ГонконгИндонезияКанадаКитайМалайзияМексикаНовая ЗеландияПапуа — Новая ГвинеяПеруРоссияСингапурСоединённые Штаты АмерикиТаиланд • Тайвань • ФилиппиныЧилиЮжная КореяЯпония

Главные цели АТЭС — обеспечение режима свободной открытой торговли и укрепление регионального сотрудничества.

Страны-участники  АТЭС на карте мира 
 
 
 
 
 
 
 

Задание 4. Существуют следующие типы торговой политики:

1.)дисконтная

2.)новая  экономическая

3.)протекционистская

4.)претензионная

5.)персистентная

Ответ.

2) новая экономическая  политика

Новая экономическая политика (НЭП)  должна была изменить внутреннюю торговую политику РСФСР. Если в условиях старой политики задача сводилась к постепенной ликвидации рынка и полному уничтожению торговли и замене ее плановым распределением, то в условиях НЭПа организация промышленности, и сельского хозяйства предусматривала торговлю, как значительный фактор, как непременное условие всей хозяйственной жизни.

Информация о работе . Какие вы знаете теории международной торговли? Опираясь на теории А. Смита и Хекшера - Олина, сформулируйте основные конкурентные преимущ