Административно-командная экономическая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 09:13, курсовая работа

Описание работы

Основными задачами курсовой работы являются, прежде всего:
систематизированный анализ теории плановой системы экономики;
её действие на практике в нашей стране и странах мира;
сравнение преимуществ и недостатков командной и рыночной систем;
доказательство неэффективности плановой экономики на практике;
исследование необходимости и теорий перехода к рыночным механизмам;
исследование мирового и украинского опыта трансформации экономики.

Содержание

Введение
1. СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
1.1. ТЕОРИЯ ПЛАНОВОЙ ЭКОНОМИКИ
1.2. ДЕЙСТВИЕ ПЛАНОВОЙ ЭКОНОМИКИ В СССР И УКРАИНЕ.
1.3. РАЗВИТИЕ СТРАН С АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНОЙ СИСТЕМОЙ ЭКОНОМИКИ.
2. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМАНДНОЙ И РЫНОЧНОЙ СИСТЕМ ЭКОНОМИКИ
2.1. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
2.2. ПРЕИМУЩЕСТВА ПЛАНОВОЙ ЭКОНОМИКИ
2.3. НЕЭФФЕКТИВНОСТЬ ИДЕЙ ПЛАНОВОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
3. ПЕРЕХОД ОТ ПЛАНОВОЙ К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
3.1. НЕОБХОДИМОСТЬ И ТЕОРИИ ПЕРЕХОДА К РЫНКУ
3.2. МИРОВОЙ ОПЫТ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЛАНОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
3.3. ТРАНСФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УКРАИНЫ.
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Эконом теория.doc

— 199.00 Кб (Скачать)

    министерство  сельского хозяйства  российской федерации

    Федеральное государственное образовательное  учреждение

    высшего профессионального образования

    «АЛТАЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    Факультет экономики 

    Кафедра экономической теории и статистики 
 

Курсовая  работа: «Административно-командная экономическая система»

    Специальность: 

    Дисциплина  «Экономическая теория» 
 

    Ведущий преподаватель  -    канд. экон. наук, доцент

    Борисов В.А.

    Оценка  защиты 

Студент группы: 

                                  очной формы обучения 
 
 
 

Барнаул 2010 

      Содержание:

 

    Введение

 

      Внедрение административно-командной системы  экономики характерно, в основном, для первой половины и середины ХХ века, для стран восточной Европы и Азии. Это обусловлено глубинными процессами, начавшимися в обществе ещё за долго до этого момента. Сильное, для того времени, развитие научно-технического прогресса с одной стороны, и сравнительная отсталость названных регионов в развитии промышленности, сельского хозяйства и социально-экономической сферы в целом, обусловили ухудшение положения больших масс населения данных стран. В свою очередь, это повлекло за собой быстрое распространение социалистической идеологии, частью которой и была идея плановой экономики. После победы октябрьской революции в России, новообразованное государство Союз Советских Социалистических Республик стало основным экспортёром, как социалистической идеологии, так и принципов командной экономической системы.

      Тема  административно-командной системы  экономики интересна и достойна рассмотрения не только и не столько  сама по себе, но и в аспекте нынешней ситуации в Украине. Ведь только разобравшись в коренных причинах нынешних проблем в экономике страны, залегающих в прошлом, можно решить их, используя как полученные знания, так и некоторые современные подходы. Разработка этой темы может помочь, как в определении основных причин провала внедрения командной экономики, так и определить основные возможности и руководства к действию в ситуации перехода от плановой экономики к рыночной, сложившейся в Украине в период после получения независимости.

      Для разработки данной темы, как и для  применения её результатов можно  частично использовать опыт более успешных пост социалистических стран, наработки их учёных и исследователей. К сожалению, экономическая ситуация в Украине не позволила властям выделить необходимое количество средств на исследование поставленного вопроса, кроме того в стране не существовало необходимых технологий и подходов ко всесторонней его проработке.

      Учитывая  всё вышесказанное, можно сформулировать основную цель данной курсовой работы, которая будет заключаться в изучении и установлении сути административно-командной системы, а так же наиболее эффективных путей перехода от этой системы к рыночной на примере Украины.

      Основными задачами курсовой работы являются, прежде всего:

    • систематизированный анализ теории плановой системы экономики;
    • её действие на практике в нашей стране и странах мира;
    • сравнение преимуществ и недостатков командной и рыночной систем;
    • доказательство неэффективности плановой экономики на практике;
    • исследование необходимости и теорий перехода к рыночным механизмам;
    • исследование мирового и украинского опыта трансформации экономики.

 

    1. Сущность  административно-командной  экономической системы
    1. Теория  плановой экономики
 

      Административно-командная  экономика – хозяйство, в котором господствует государственная форма собственности и основные, а также менее значимые экономические решения принимаются на высшем уровне управления и административно, в виде команд, обязательных для выполнения, доводятся до каждой экономической единицы. Методы и механизмы товарного производства и рыночной экономики не применяются или применяются в ограниченном, а иногда и в искажённом виде. Централизованная бюрократическая система управления использует в основном нерыночные рычаги выполнения директивных заданий и решений [10, с. 257].  

      Цель  существования плановой системы экономики.

      Экономика любого государства, как и сам  государственный аппарат, созданы  с целью удовлетворения потребностей. Удовлетворение потребностей лежит в основе любой экономической системы хозяйствования, но, в тоже время, каждая такая система предлагает свои специфические механизмы осуществления этого принципа, а так же имеет свою направленность – цель или целевую функцию.

      Что касается плановой системы экономики, она провозглашает такую целевую  функцию: экономика и производство, в частности, ориентированы на удовлетворение общественных и личных потребностей (классификация потребностей при в плановой экономике СССР представлена в Приложении Б). Производство в интересах повышения благосостояния и развития всего сообщества трудящихся и каждого его члена является основным провозглашаемым мотивом установления плановой системы ведения хозяйствования [13, c. 381].  
 

      Роль  государства в  экономике планового  типа.

      Как известно, государство – это аппарат  управления и координации общественно-политической и экономической жизни общества. В интерпретации плановой экономики, государство приобретает ещё одну важнейшую функцию – оно становится экономическим центром и прямым управляющим звеном всей экономической системы. Это выражается в охране социалистической (государственной) формы собственности, строжайших координации производства и контроле за потреблением.

      Государство, представляющее сообщество трудящихся, становится субъектом общественной собственности, что и обеспечивает контроль и главенствующую роль государства  во всех сферах деятельности и на всех её этапах. Хотя при этом государство  и не отвечает по обязательствам других субъектов собственности, равно как и они не отвечают по обязательствам государства [13, c. 376]. 

      Планомерность как особенность  командной экономики.

      Руководящая роль государства в экономической деятельности всех субъектов собственности, так же как и сама господствующая форма собственности определяет наличие планомерности, как основного инструмента государства в управлении экономикой.

      Планомерность – это согласованность, скоординированность экономических процессов, направленная на формирование пропорций общественного производства в связи с его целями. Фактически она выражалась в постановке планов, обязательных для выполнения, и не всегда отражающих реальные возможности и потребности. Она была одной из главных характерных особенностей командной экономической системы [13, c. 366].

      Сущность  распределения в  командной экономике.

      Исходя  из роли государства в сферах производства и потребления, а так же учитывая основную цель всей экономической системы, можно представить распределение в обществе следующим образом: совокупность всех произведенных товаров (общественный продукт) аккумулировался государством, оно в свою очередь, устанавливало доли различных сфер деятельности, отраслей, предприятий, социальных групп, трудовых коллективов, семей и их членов в потреблении, и только после этого товары поступали в продажу.

      Таким образом, обеспечивался сравнительно однородный уровень потребления  среди всех членов общества, при сравнительно однородном уровне доходов каждого. Так удовлетворяются потребности как производителей, так и потребителей [13, c. 409].

      Собственность и её роль в плановой экономической системе.

      Собственность является первоосновой любой экономической системы. Различны лишь формы собственности – они и обуславливают отличия в экономических системах. К примеру, для традиционной экономики характерна коллективная форма собственности, для рыночной – частная. Для плановой экономической системы наиболее характерна государственная (общественная) форма собственности, являющаяся важнейшей опорой государственной власти. Структура собственности при плановой экономике показана в Приложении А.

      Идея  общенародного характера государственной собственности состояла в том, что каждый трудящийся должен был быть так же и собственником средств производства, то есть, хозяином своего рабочего места. Для этого предполагалось включать каждого трудящегося посредством трудового коллектива в процесс управления производством. На практике, трудящийся не имел полного права собственности: владеть, пользоваться, распоряжаться, – он мог только пользоваться государственными средствами производства, при чём только в рамках, установленных планом, или желанием его перевыполнить [13, c. 346]. 

      Социально-экономическая  эффективность.

      Экономическая система ведения хозяйства, избираемая обществом, имеет своей целью  эффективное удовлетворение его  потребностей. Наиболее важным критерием эффективности плановой экономики провозглашена полнота удовлетворения общественных и личных потребностей при наиболее рациональном использовании общественных ресурсов. При этом конечным результатом развития производства должен стать сам человек, потому эффективность в плановой экономике рассматривается именно в социально-экономическом аспекте. В общем виде экономическая эффективность представляет собой отношение конечного результата производства к затратам факторов производства [13, c. 399]. 

      Заработная  плата в административно-командной  экономике.

      Оплата  труда в плановой экономике рассматривается  как основная форма проявления закона распределения по труду, наряду с  этим, она остаётся главным и единственным источником формирования доходов населения. Плановая экономика декларирует прямую зависимость величины заработной платы от сложности прилагаемого труда, в чём и заключается принцип дифференциации заработной платы. При этом уровень такой дифференциации остаётся в целом достаточно низким.

      Основными формами заработной платы при  административно-командной экономике  являются повременная и сдельная, одновременно в колхозах могла использоваться и натуральная форма оплаты [13, c. 417]. 

      Экономический рост в административно-командной  экономике.

      Экономический рост является одним из основных показателей, характеризующих развитие экономики. Опыт внедрения плановой экономики  показывает, что для этого типа экономической системы, экономический рост остался лишь количественным показателем. Характерной особенностью административно-командной экономики на практике являлся экстенсивный способ расширения производства, что не обеспечивало качественной стороны экономического роста. Теоретически, провозглашалось так называемое «новое качество экономического роста», которое включало постоянное обновление производственных мощностей, повышение качества продукции и структурную перестройку экономики [13, c. 453; 15, с. 350]. 

      Роль  производственной сферы  в плановой экономике.

      В отличие от рыночной экономики, в  плановой наиболее важной составляющей экономики государства считалась  не сфера услуг, а производственная сфера деятельности.

      Основным  звеном всей структуры народного  хозяйства государства с плановой экономикой являлось производственное предприятие (или кооператив). Оно  являлось номинальным владельцем и  реальным распорядителем средств производства. Предприятие наделяется функциями первичного звена разделения труда, основного звена экономики, обеспечивающего доведение благ до потребителя.

      Посредничество, как одно из проявлений непроизводственной сферы, отсутствовало [13, с. 491, 509].  
 

Информация о работе Административно-командная экономическая система