Административно-командная экономическая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 09:13, курсовая работа

Описание работы

Основными задачами курсовой работы являются, прежде всего:
систематизированный анализ теории плановой системы экономики;
её действие на практике в нашей стране и странах мира;
сравнение преимуществ и недостатков командной и рыночной систем;
доказательство неэффективности плановой экономики на практике;
исследование необходимости и теорий перехода к рыночным механизмам;
исследование мирового и украинского опыта трансформации экономики.

Содержание

Введение
1. СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
1.1. ТЕОРИЯ ПЛАНОВОЙ ЭКОНОМИКИ
1.2. ДЕЙСТВИЕ ПЛАНОВОЙ ЭКОНОМИКИ В СССР И УКРАИНЕ.
1.3. РАЗВИТИЕ СТРАН С АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНОЙ СИСТЕМОЙ ЭКОНОМИКИ.
2. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМАНДНОЙ И РЫНОЧНОЙ СИСТЕМ ЭКОНОМИКИ
2.1. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
2.2. ПРЕИМУЩЕСТВА ПЛАНОВОЙ ЭКОНОМИКИ
2.3. НЕЭФФЕКТИВНОСТЬ ИДЕЙ ПЛАНОВОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
3. ПЕРЕХОД ОТ ПЛАНОВОЙ К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
3.1. НЕОБХОДИМОСТЬ И ТЕОРИИ ПЕРЕХОДА К РЫНКУ
3.2. МИРОВОЙ ОПЫТ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЛАНОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
3.3. ТРАНСФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УКРАИНЫ.
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Эконом теория.doc

— 199.00 Кб (Скачать)

      Спрос и предложение  в плановой экономике.

      Как известно, спрос – это выражение  потребности, подкреплённое платёжеспособностью, а предложение – это сумма  товаров, находящихся на рынке. В  административно-командной экономике, во избежание отрыва предложения от спроса, с вытекающим отсюда повышением цен, отставанием в качестве продукции и финансовой несбалансированности, использовались различные методы управления как спросом, так и предложением.

      В условиях командной экономики важнейшим рычагом влияния и на спрос и на предложение являются цены. При этом государство обладает монополией на установление цен на все виды продукции. в зависимости от разных обстоятельств, устанавливаемая государственная цена может отличаться от реальной цены на продукции, что может негативно сказаться на её производителях [13, c. 523].

    1. Действие  плановой экономики  в СССР и Украине
 

      После октябрьской революции 1917 года в  России, а со временем и на всей территории бывшей Российской империи, была объявлена идея перехода к коммунизму, и установления социализма, как первой ступени на этом пути. Такой переход предполагал глобальную перестройку всех сфер жизни общества в государстве, и образцом для неё была провозглашена политическая и экономическая идеология Карла Маркса, в последствии дополненная и расширенная обстоятельными трудами Владимира Ленина [7].

      В то время, как на внутренних фронтах  шло установление советской власти, большевистское руководство уже провозгласило политику военного коммунизма для осуществления резкого перехода к новой экономической системе хозяйства. Вскоре, когда эта политика показала свою полную неэффективность, была провозглашена Новая Экономическая Политика, которая, в частности, давала некоторую свободу негосударственным кооперативным формам собственности, временно разрешала частную торговлю и т. п., для немедленного выведения экономики нового государства из кризиса. Эти изменения противоречили воззрениям руководства коммунистической партии, которая как раз становилась единственной руководящей силой, в результате чего НЭП была свёрнута И. В. Сталиным.

      Необходимо  отметить, что на фоне этих изменений  в экономической политике происходили и совершенно реальные изменения. Лозунг «землю – крестьянам» воплощался в массовой и обязательной коллективизации в сельском хозяйстве: образовывались колхозы с «общенародной» формой собственности. При этом, с приходом к власти И. В. Сталина, давление на село усиливалось: как проявление планомерности, устанавливались планы производства сельскохозяйственной продукции, которые чаще всего не соответствовали возможностям. Это явление отразилось в первую очередь на сельском хозяйстве Украинской ССР, так как она была наиболее развита в аграрном секторе, и могла приносить наибольшую отдачу. Это, в конечном итоге, приводило к таким кризисным явлениям как голод (1928-1929, 1932-1933, 1946-1947 гг.), которые и проявлялись наибольшим образом на территории УССР.

      С приходом к власти Хрущёва был сделан шаг к некоторой децентрализации управления народным хозяйством, что, в принципе, поспособствовало избежание повторения таких ситуаций. Были созданы совнархозы, замещавшие централизованные министерства на местах. Именно в этот период было официально заявлено, что страна вступила в "стадию развернутого строительства коммунистического общества". В освоении «целины», проходившем в это время приняли активное участие украинские специалисты в аграрной сфере .  

      Организация совнархозов дала некоторый эффект. Высвободившиеся площади и средства были использованы для организации новых производств. Но вскоре, при увеличении количества совнархозов, затраты на их содержание перекрыли выгоды от их существования.

      Приход  Брежнева к руководству страной, находившейся в кризисном положении предполагал проведение реформ. В результате, совнархозы были ликвидированы, создавались новые министерства. Суть реформы состояла в следующем: сокращение плановых показателей, доводимых до предприятия; создание на предприятиях фондов материального стимулирования; введение твердой, не зависящей от прибыли, платы за использование предприятиями производственных фондов; финансирование промышленного строительства не путем выдачи безвозвратных дотаций, а путем выдачи кредитов; недопущение изменения планов без согласования с предприятиями.

      Реформа была свёрнута, хотя эффект от этого  и был на время скрыт притоком средств от продажи сибирской  нефти. Экономические задачи, стоявшие перед властью решались как правило  экстенсивными методами или умалчивались, что привело к глубочайшему системному кризису экономической и политической системы, который проявился при первой же попытке проведения реформ.

      Масштабные  и системные реформы, предложенные в конце 80-х годов новым руководителем государства, Михаилом Горбачёвым, уже ничего не могли изменить, а лишь вскрыли кризис, существовавший до того.

    1. Развитие  стран с административно-командной  системой экономики
 

      Существует  множество способов охарактеризовать развитие экономики разных стран, но как наиболее общий и наиболее наглядный, был избран способ сравнения стран по объёмам валового внутреннего продукта и уровню экономического роста (В Приложении В. «Макроэкономические показатели стран с плановой экономикой» рассмотрены основные составляющие ВВП и другие показатели, говорящие об уроне экономического развития для СССР, Украины/УССР, Кубы, законсервировавшей свою экономическую систему и Китая, успешно её реформировавшего) [9, с. 719]

        Для стран с плановой экономикой (социалистических стран) стартовым уровнем можно считать середину ХХ века, когда, в основном, было завершено послевоенное восстановление экономик СССР, стран Центральной и Восточной Европы и уже начались социальные преобразования во Вьетнаме, Китае и КНДР.  

      В 1956 - 1958 годах в СССР и многих европейских странах экономический рост существенно улучшился. В СССР - от 101 до 116%, в Центральной и Восточной Европе - с 95 до 108% среднемирового уровня. В то же время Вьетнам, Китай и Куба свои позиции ухудшали. В конце 60-х – 70-х годах произошло значительное замедление экономического роста в СССР, хотя его темпы еще превышали среднемировые, а к 1976 году СССР достиг самого высокого относительного уровня экономического развития - 118% среднемирового показателя.

      В европейских социалистических странах опережающий по сравнению со среднемировым показателем экономический рост продолжался до 1984 года. Показатели их уровня экономического развития в 1989году оказались лучше их показателей 1950-го года, а в ряде случаев (в ГДР, Болгарии, Чехословакии) - и их показателей 1984года. Тяжелый экономический кризис 90-х годов привел к ухудшению их положения. В то же время преодоление его наиболее острой фазы и возобновление экономического роста позволили ряду стран (Болгарии, Польше, Румынии, Словении, Хорватии и Восточной Германии) достигнуть показателей, по крайней мере, не хуже тех с которых они стартовали в 1950 году.

      Совокупный  ВВП группы стран с развитой экономикой в 1950-1996гг. увеличился в 6,1 раза, группы бывших социалистических стран - в 5,8 раза. В результате этого удельный вес бывших социалистических стран в мировом ВВП повысился с 15,3 до 15,9%, а стран с рыночной экономикой снизился с 84,7 до 84,1%. Однако, фактически единственным фактором относительно лучших показателей 1-ой группы стран явился феноменальный рост экономики Китая (см. Приложение В).

      Почти за 46 лет ВВП Китая увеличился в 22,5 раза, а доля его в мировой  экономике возросла с 2,7 до 10,2%. Рост бывших социалистических стран без  Китая значительно меньше и составил всего 2,6 раза, в результате чего удельный вес этой группы стран в мировой экономике упал с 12,6 до 5,7% соответственно. Наиболее медленным экономический рост был в СССР, составивший 2,2 раза и приведший к сокращению его доли в мировом ВВП с 7,3% 1950 г. до 2,7% в 1996 г .

      Средний уровень экономического развития бывших социалистических стран повысился  в 3 раза, тогда как аналогичный  показатель для стран с рыночной экономикой составил 2,4 раза. Однако эти  результаты, как и в случае с  абсолютными величинами, предопределены большими темпами развития Китая. Без учета КНР средний уровень экономического развития группы бывших социалистических стран повысился всего лишь в 1,6 раза, причем в СССР - в 1,3 раза.

      Говоря  о феноменальном темпе экономического роста и приросте объёмов ВВП в Китайской Народной Республике, необходимо отметить следующее:

  • Китай намного раньше других государств (в 1978 году) отказался от ортодоксальной системы социалистического производства, хотя и сохранял при этом коммунистическую идеологию;
  • Применение некоторых экономических принципов рыночной экономики, а так же наличие огромного запаса дешёвой рабочей силы создало дополнительные благоприятные условия для этого;
  • Ухудшение отношений с СССР в 60-е годы привлекло внимание капиталистических стран на фоне холодной войны, что способствовало, в конечном итоге, улучшению инвестиционного климата в стране.

      Таким образом, большинство бывших социалистических стран с плановой экономикой ухудшили свои макроэкономические показатели по сравнению со стартовыми (за исключением Китая). Это привело к кризисным явлениям, которые наиболее глубоко проявились на постсоветском пространстве, но так же имели место и в других пост социалистических странах.

 

    1. Сравнительная характеристика командной и рыночной систем экономики
    1. Преимущества и недостатки рыночной экономики
 

      Рыночная  экономика – хозяйство, в котором господствует частная форма собственности, а экономическая деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами за свой счёт и все основные решения принимаются ими самостоятельно под собственную ответственность. 

      Основные  преимущества рыночной экономики над  административно-командной перечислены  ниже.

      Рыночная  экономика, в отличие от централизованно  управляемой (административно-командной), характеризуется двумя важнейшими особенностями в ответе на три основных экономических вопроса: что, как и для кого производить. Во-первых, в такой экономике предприниматели самостоятельно отвечают на эти вопросы. Во-вторых, предприниматели принимают эти решения, ориентируясь на рыночные цены.

      Благодаря рынку в хозяйстве страны происходит наиболее эффективное распределение  ресурсов между различными отраслями. При этом рынок позволяет производителям товаров наиболее быстро и гибко  реагировать на изменение системы  потребностей. Так происходит потому, что сигнал от потребителя к производителю поступает непосредственно на рынке, минуя всяких посредников. Рыночная экономика производит то, что требуют потребители путём применения наиболее эффективной техники и технологии.

      Функция ценообразования принадлежит всему рыночному механизму в целом, а не какому-либо конкретному аппарату руководства или конкретным лицам.

      Рыночная  экономическая система обеспечивает более гибкие и быстрые механизмы  внедрения инновационных проектов и технологий. Использование новейших достижений научно-технического прогресса означает снижение издержек производства и, соответственно – снижение рыночной цены, а так же – укрепление позиций потребителей и производителей.

      Однако  всё вышесказанное не означает, что  в рыночной экономике отсутствуют недостатки.

      В рыночной экономике удовлетворяются  только платёжеспособные потребности, хотя они не всегда являются наиболее насущными в данный момент.

      В обществе доходы распределяются крайне неравномерно на всех уровнях его  организации. Поэтому структура производства не может быть оптимальной, поскольку в структуре потребностей значительный удельный вес имеют потребности людей с высокими доходами, которые не относятся к разряду насущных.

      Для рыночной экономики в наибольшей степени характерны кризисные явления. Она не способна сама по себе противостоять таким явлениям экономики, как монополизм, инфляция, безработица, чрезмерная дифференциация доходов, циклический характер экономического развития, выражающийся в регулярной смене периодов экономического подъёма периодами экономических спадов.

      Существует  так же негативный социально-психологический  аспект рыночной экономики. Из-за неограниченного  стремления хозяйствующих субъектов  к получению прибыли, возникает  общественная атмосфера, в которой  теряются такие ценности, как взаимовыручка, способность прийти на помощь, обеспечение достойных человека условий труда и др.

      Названные негативные свойства рыночной экономики  достаточно серьёзны. Только с помощью  государства удаётся нейтрализовать многие негативные последствия рыночной экономики. Поэтому рыночная экономика в чистом виде не существует ни в одной стране.

    1. Преимущества  плановой экономики
 

      Дав определение административно-командной  экономической системе (см. п. 1.1.), необходимо охарактеризовать её основные преимущества над наиболее важной альтернативной ей системе – рыночной экономикой [13, с. 735]. 

Информация о работе Административно-командная экономическая система