А.Маршалл-основоположник микроэкономического анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 17:21, курсовая работа

Описание работы

цель исследования – изучение роли А. Маршалла в экономической теории как основоположника микроэкономического анализа.
Для раскрытия цели курсовой работы были определены следующие задачи:
- изучить биографические предпосылки экономических достижений А. Маршалла;
- исследовать основные нововведения и разработки ученого;
- проанализировать влияние А. Маршалла на дальнейшее развитие экономической науки.

Содержание

Введение 3
1 Биографические предпосылки экономических достижений А. Маршалла 5
1.1 Начальный период формирования экономических взглядов ученого (1842 – 1856 гг.) 5
1.2 Переход А. Маршалла к изучению экономической науки 6
2 Основные разработки ученого 9
2.1 Теория спроса и предложения 9
2.2 Другие разработки А. Маршалла 12
3 Влияние А.Маршалла на развитие экономической науки 17
3.1 Воздействие современников на распространение идей А. Маршалла 17
3.2 Характеристика наиболее значимых аспектов влияния А. Маршалла на дальнейшее развитие микроэкономического анализа 19
Заключение 28
Список использованных источников 29

Работа содержит 1 файл

Экономическая теория - А.Маршал - основоположник микроэкономического анализа - курсовая - ИПП (2010).doc

— 166.00 Кб (Скачать)


6

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

1 Биографические предпосылки экономических достижений А. Маршалла

1.1 Начальный период формирования экономических взглядов ученого (1842 – 1856 гг.)

1.2 Переход А. Маршалла к изучению экономической науки

2 Основные разработки ученого

2.1 Теория спроса и предложения

2.2 Другие разработки А. Маршалла

3 Влияние А.Маршалла на развитие экономической науки

3.1 Воздействие современников на распространение идей А. Маршалла

3.2 Характеристика наиболее значимых аспектов влияния А. Маршалла на дальнейшее развитие микроэкономического анализа

Заключение

Список использованных источников

 


ВВЕДЕНИЕ

 

 

Альфред Маршалл - одна из наиболее выдающихся личностей в истории экономической теории и экономической мысли. Его "Принципы экономической науки" являются одной из немногих книг по экономической теории ХIХ века, которую можно рекомендовать изучающим микроэкономику даже в начале ХХI века. Благодаря высокой математической подготовке, изучая труды Д. Рикардо и Дж. Ст. Милля, Маршалл перекладывал их для себя на язык диаграмм, что в дальнейшем привело к его графическому методу анализа, закрепившемуся в современной экономической науке именно благодаря его усилиям.

А. Маршалл стал завершающей, систематизирующей фигурой маржиналистской революции в том же смысле, в каком Дж. Ст. Милль выполнял ту же функцию для классической школы. Его "Принципы экономической науки" стали наиболее полным сводом существующей теории.

Поиск новых, альтернативных путей развития как экономики предприятия, так и национальной экономики в современных условиях долгосрочного финансово-экономического кризиса, нестабильности курсов ведущих мировых валют, и падения спроса на большинстве рынков подталкивает экономистов всего мира обратиться к истокам экономической науки, одним из основоположников которой является А. Маршалл, и, в свою очередь обуславливает значимость темы курсовой работы.

Таким образом, чрезвычайно актуальной представляется цель исследования – изучение роли А. Маршалла в экономической теории как основоположника микроэкономического анализа.

Предметом исследования является вклад А. Маршалла в развитие экономической теории.

Для раскрытия цели курсовой работы были определены следующие задачи:

- изучить биографические предпосылки экономических достижений А. Маршалла;

- исследовать основные нововведения и разработки ученого;

- проанализировать влияние А. Маршалла на дальнейшее развитие экономической науки.


1 БИОГРАФИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ А. МАРШАЛЛА

 

 

1.1 Начальный период формирования экономических взглядов ученого (1842 – 1856 гг.)

 

Альфред Маршалл родился 26 июля 1842 года в Лондоне. Его отец, Уильям Маршалл, служил кассиром в Английском банке.

В девятилетнем возрасте А. Маршалла послали в школу Мерчанта Тейлора, для чего отец Альфреда, сославшись на его способности, испросил и получил у директора Английского банка 200 фунтов стерлингов на плату за обучение. Своей любовью к сыну в сочетании с суровым обращением с ним Уильям Маршалл напоминал Джеймса Милля. Он заставлял мальчика вместе с ним выполнять школьные задания, часто на языке иврит, вплоть до 11 часов вечера.

Заняв в 1861 году третье место в классе, Альфред, согласно старым уставам, получил право на стипендию в Оксфордском колледже Сент-Джон, что обеспечивало ему через три года аспирантскую стипендию и стабильное материальное положение. Это был первый шаг на пути к посвящению в духовный сан в протестантской церкви, к чему и предназначал его отец. Но для самого Альфреда такая перспектива не была главной целью жизни, она означала для него вечную связь с древними языками. До конца дней у него сохранились неприятные воспоминания о тирании отца, заставлявшего его до глубокой ночи изучать иврит и запрещавшего ему заниматься любимой математикой. Его отец запрещал книги по математике, но Альфред прятал в карман Евклидову математику Потта и читал ее по пути в школу и домой. Тот факт, что он уже в шестом классе школы Тейлора дошел по программе математики до дифференциального исчисления, выявил его подлинные склонности [3, c. 35].

Благодаря дядю Чарлзу А. Маршалл смог поступить в Кембридж. Четырнадцать лет спустя тот же дядя Чарлз оставил Альфреду наследство в 250 фунтов стерлингов, позволившее ему совершить поездку в Соединенные Штаты Америки.

В Кембридже, в колледже Сент-Джон, Альфред Маршалл реализовывал свои устремления. В 1865 году он занял второе место на экзаменах по математике и был зачислен в аспирантуру.

 

1.2 Переход А. Маршалла к изучению экономической науки

 

Вскоре после поступления в Кембридж, А. Маршалл стал членом небольшого неофициального дискуссионного общества, известного под названием "Гроут-клаб". Именно в этот период под влиянием дискуссий в "Гроут-клаб" наступил перелом в развитии Маршалла. Его стремление изучать физику было (по его собственным словам) "пресечено внезапным пробуждением в нем глубокого интереса к философским основам знания, особенно в связи с теологией".

Великая перемена конца 60-х годов представляла собой перемену интеллектуальную, а не нравственную или эмоциональную, которая произошла уже в следующем поколении; перемена 60-х явилась результатом дискуссий исключительно интеллектуального характера. Маршалл повернул от метафизики к этике. Как представлялось Кейнсу, Маршалл фактически никогда не отклонялся от утилитарных идей, которые господствовали среди экономистов предшествовавшего ему поколения. Однако тот же Кейнс отмечал, что все эти проблемы Маршалл трактовал с превеликой осторожностью, и в этом отношении намного превзошел Сиджуика и Джевонса, поскольку в трудах учёного не найти ни одного абзаца, в котором он связывал бы экономические исследования с какой-либо определенной этической доктриной. Для Маршалла решение экономических проблем служило предварительным условием для реализации высших способностей человека, почти вне зависимости от того, что мы подразумеваем под понятием "высшие". Экономист, по его словам, может утверждать - и этого достаточно для поставленных им перед собою целей, - что "исследование причин бедности одновременно представляет собой исследование причин деградации большой части человечества". Соответственно, возможность прогресса "в большой степени зависит от фактов и заключений, входящих в компетенцию экономической науки, и именно это составляет главное и высшее предназначение экономических исследований". Это остается справедливым, по мнению Кейнса, даже несмотря на то, что прогресс также "частично зависит от нравственных и политических возможностей человеческой натуры, а экономист не располагает специальными средствами для выявления этих качеств человека. Ему приходится делать то же, что и другим, то есть пускаться в догадки" [13, c. 122].

Обозревая уже в последние годы жизни свой путь в науке, А. Маршалл говорил: "От метафизики я перешел к этике и считал, что трудно оправдать нынешние условия жизни общества. Один мой друг, весьма начитанный в области, которую теперь называют наукой о морали, постоянно твердил мне: "Ах, если бы ты разбирался в политической экономии, ты бы так не считал", Тогда я прочитал "Политическую экономию" Дж. Ст. Милля, и она произвела на меня глубокое впечатление. У меня возникли сомнения в правильности тезиса о неравных возможностях, противопоставляемого тезису о материальном достатке. Поэтому я по время каникул посещал беднейшие кварталы ряда городов, обходил одну улицу за другой и всматривался в лица самых бедных людей. В результате я решил как можно обстоятельнее изучить проблемы политической экономии" [12, c. 145].

Переход Маршалла к исследованию проблем экономики охарактеризован им самим в сохранившейся рукописи, задуманной и написанной примерно в 1917 году в качестве предисловия к книге "Деньги, кредит и торговля": "Примерно в 1867 году (когда я преподавал математику в Кембридже) мне попались в руки "Бамптонские лекции" Мансела, и прочтение их привело меня к мысли, что собственные способности человека являются самым важным объектом для его изучения. Поэтому я на время обратился к исследованию метафизики, но вскоре перешел к изучению психологии, казавшейся мне более прогрессивным предметом. Поразившее меня выявление психологией более глубокого и более быстрого развития человеческих способностей породило у меня вопрос: в какой мере условия жизни британских (и иных) трудящихся классов удовлетворительны, чтобы обеспечивать им полноту жизни? Люди постарше и мудрее говорили мне, что производственных ресурсов не хватает для того, чтобы огромная масса людей могла пользоваться свободным временем и возможностями для получения образования; и они говорили, что мне необходимо изучить политическую экономию. Я последовал их совету и счел себя лишь временным путешественником в стране сухих фактов, которому затем очень скоро следует вернуться в богатый мир чистой мысли. Однако чем больше я углублялся в изучение экономической науки, тем больше я осознавал, что полученные мною знания в этой области гораздо меньше, чем мне требуется; и теперь, уже почти после полувека изучения практически только этой науки, я осознаю, что обладаю еще меньшими познаниями в ней, чем обладал в начале ее изучения" [13, c. 124].

Таким образом, на формирование экономических убеждений А. Маршалла и его дальнейшие экономические открытия большое влияние оказали труды Милля и Мансела. Он фактически никогда не отклонялся от утилитарных идей, которые господствовали среди экономистов предшествовавшего ему поколения. Однако все эти проблемы Маршалл трактовал с большой осторожностью, и в этом отношении намного превзошел своих предшественников, поскольку ни один из трудов ученого не дает повода связать его с какой-либо определенной этической доктриной.


2 ОСНОВНЫЕ РАЗРАБОТКИ УЧЕНОГО

 

 

2.1 Теория спроса и предложения

 

Основным предметом исследования в «Принципах экономической теории» являлось установление цены на основе взаимодействия спроса и предложения. А.Маршалл вывел кривую спроса из закона убывающей предельной полезности, при этом выразив предельную полезность с помощью денег и цен. Таким образом, кривые полезности и спроса в учении А. Маршалла сливаются (рис. 1).

 

Рис. 1. Кривая спроса

Примечание. Литературный источник: [3, с. 122]

Закон спроса А. Маршалла гласит, что количество товара, на который предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и снижается при росте цены. Поэтому кривая спроса имеет отрицательный наклон. Но кривые спроса на разные товары различаются. Это зависит от того, как изменяется величина спроса при изменении цены. Поэтому А. Маршалл ввел в микроэкономический анализ понятие эластичности спроса по цене, что выражает отношение изменение величины спроса к изменению цены. Наименьшей эластичностью обладают товары первой необходимости, наличие же большого количества товаров-заменителей делает спрос на данный товар очень эластичным.

А.Маршалл также рассматривал понятие потребительского излишка, которое широко используется в теории потребительского поведения. Субъективная и общественная оценки полезности блага могут различаться. В том случае, если потребитель оценивает какой-нибудь товар высоко готовый заплатить за него более высокую цену, чем платит в действительности по рыночной цене, он получает потребительский излишек.

Кривая спроса в теории А.Маршалла отражает закон возрастания предельных затрат. Она имеет положительный наклон, так как объем предложения растет при росте цены (рис. 2)

 

Рис. 2. Кривая предложения

Примечание. Литературный источник: [3, с. 123]

 

Рассмотрев спрос и затраты, А.Маршалл приходит к выводу, что спрос и производственные затраты по отдельности не определяют цену, а определяют ее совместно. Маршалл сравнивал их с лезвиями ножниц, которые режут бумагу только совместно.

Если кривые спроса и предложения изобразить на одном графике, то можно получить знаменитый «крест Маршалла» (рис. 3).

 

Рис. 3. «Крест Маршалла»

Примечание. Источник: (собственная разработка)

Точка пересечения двух кривых определяет равновесный уровень рыночной цены.

Одним из важных достижений А.Маршалла является введение в микроэкономический анализ фактора времени. Процесс взаимодействия спроса и предложения требует определенного времени. В коротком периоде производство не может приспособиться к спросу, поэтому объемом предложения являются те запасы, которые имеются на рынке. В долгосрочном периоде производственные возможности могут измениться и приспособиться к объему спроса. А.Маршалл, несмотря на спрос и предложение как ценообразующие факторы, следом за Д. Рикардо и Дж. С. Миллем основную роль приписывает затратам.

А. Маршалл вводит в своей теории понятие «квазиренты». Так, в коротком периоде в случае значительного превышения величины спроса над предложением и невозможностью удовлетворить указанное превышение с помощью имеющихся производственных возможностей, начинает действовать механизм квазиренты. Предприниматели, которые производят дефицитную продукцию, могут существенно завышать свои цены до введения дополнительных производственных возможностей и получать на этой основе так называемый квазирентный доход.

 

2.2 Другие разработки А. Маршалла

 

В числе самых важных для микроэкономического анализа разработок А. Маршалла следует назвать следующие:

1) Формулирование количественной теории денег как составной части общей теории стоимости. Он всегда учил, что стоимость денег - это, с одной стороны, функция их предложения, а с другой - функция спроса на них, причем измеряется она средним запасом товаров, которым каждое лицо может располагать в готовой к продаже форме. Он объяснил, как каждый индивид решает, сколько товаров держать в готовом к продаже виде, в результате сопоставления преимуществ этой формы и альтернативных форм богатства.

Маршалл отмечает большое преимущество своего метода анализа, состоящего в том, что он исключает неудобную концепцию "скорости обращения" (хотя он может показать строгую логическую связь между этими двумя концепциями). Однако он отмечал, что при попытке установить связь между "скоростью обращения" и стоимостью денег, возникают серьезные сложности. Маршалл раскрыл механизм, посредством которого недоверие к валюте повышает цены, уменьшая желание публики держать деньги в запасе. Маршалл также сознавал, что колебания уровня цен, сопровождающие экономический цикл, соответствуют колебаниям в объеме "находящихся в распоряжении" денег, которые население желает держать в запасе.

Информация о работе А.Маршалл-основоположник микроэкономического анализа