Анализ финансовой устойчивости предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:16, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является, разработка и реализация антикризисной программы предприятия. Для достижения данной цели необходимо решение 3х задач:
 Рассмотреть теоретические аспекты антикризисного управления предприятия;
 Провести анализ финансовой устойчивости ООО ТК «Золотой лист»;
 Разработать антикризисную программу для ООО ТК «Золотой Лист»;
 Объектом исследования является, ООО ТК «Золотой лист». Предметом исследования в дипломном проекте выступает – деятельность предприятия по выходу из кризиса

Содержание

Введение

1
Теоретические аспекты антикризисного управления на предприятии


1.1
Основные понятия антикризисного управления

1.2
Методики разработки антикризисной программы

1.3
Система показателей оценки антикризисного управления

2
Анализ финансовой устойчивости ООО ТК «Золотой лист»


2.1
Краткая характеристика предприятия ООО ТК «Золотой Лист»

2.2
Анализ финансовой устойчивости предприятия

2.3
Выявленные факторы, снижающие финансовую устойчивость ООО ТК «Золотой Лист»

3
Разработка антикризисной программы для ООО ТК «Золотой Лист»

3.1
Проект антикризисной программы ООО ТК «Золотой лист»

3.2
Рекомендации по реализации предлагаемого проекта ООО ТК «Золотой Лист»

3.3
Прогноз рентабельности предложений ООО ТК «Золотой Лист»


Заключение


Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Диплом-- см. 9 мар.doc

— 231.00 Кб (Скачать)

Кризисы аккумулируют ряд противоречий. Легкие кризисы протекают равномерно, последовательно, их можно предвидеть, ими лучше управлять. При этом важную роль играет фактор времени, который и определяет кратковременность их прохождения или затяжной характер. Неумение управлять кризисными ситуациями, несвоевременное распознавание причин и характера кризиса и их последствий вызывает порой затяжной их характер, превращая из лентантных (скрытых) в явные кризисы. Характеристика критериев экономического кризиса предприятия включает в себя реальный и предстоящий. Реальный кризис рассматривается как определяющий оценку ситуации, выбор и разработку удачных управленческих решений. Но опасность кризиса существует всегда, даже когда в реальности его нет. Важно знать признаки наступления кризисных ситуаций и оценить возможности их разрешения. Если преодоление кризиса — управляемый процесс, то успех управления зависит от своевременного распознавания признаков фаз наступления и этапов объективного развития. Мониторинг антикризисного развития позволяет системе управления контролировать процессы, отслеживать тенденции по определенным критериям [5,с.32].

          Важная роль в антикризисном управлении принадлежит государству. Дифференцируя кризисы по типологической принадлежности, масштабам, проблемам, остроте, области развития и возможных последствий государственными организациями управления выделяются причины и возможные последствия глобальных признаков, способных разрушить отрасли национальной экономики. Предсказание кризиса выявилось на основе специального анализа ситуаций и тенденций. Снижение эффективности производства самолетов, заказов их приведет в упадок мощные заводы, создаст остроту кризиса. Сокращение производства отечественных самолетов приводит к кризису. Поэтому в последнее время были заключены контракты на поставку больших партий новейших самолетов, а ряд авиационных заводов получил заказы. Это было одним из примеров безболезненного разрешения кризиса, его исключение за счет предвидения, уверенного и своевременного участия государства в антикризисном управлении. Поэтому здесь столкнулись интересы компании и страны в целом. Для компании очевидны ее коммерческие интересы, так как было выгодно закупить на льготных условиях самолеты за границей, отказавшись от отечественной техники, хотя по качеству она не уступает зарубежной. Развитие кризиса выявляет несовершенство управления, недостаток знаний и уровень развития человека, использования природных катаклизмов, разрушений в политических и социально-экономических кризисах. В 90% случаях неудачи небольших коммерческих фирм связаны с неопытностью менеджеров, некомпетентностью руководителей, их злоупотреблениями, неэффективностью управления, принятия ошибочных решений и неспособности приспособиться к рыночным условиям. Даже крупные фирмы не застрахованы от таких неудач [4,с.26].

            Основной причиной неудач коммерческих фирм является кризисные ситуации, создающиеся на рынке за счет изменения конъюнктуры, а также чрезмерные издержки производства продукции из-за использования устаревшего оборудования, излишних управленческих расходов, брака, нерационального использования ресурсов - все это ведет к снижению конкурентоспособности, созданию рисковых венчурных фирм, своевременно не успевающих реагировать на изменение требований рынка. Там, где не придается важного значения планированию и прогнозированию сроков и объемов поступления доходов, проведения платежей — предприятие оказывается неплатежеспособным. Отрицательным признаком является уменьшение суммы денежных средств на счетах предприятия. Резкое увеличение также показывает на неэффективность инвестиционной политики. Часто это начинается с повышения дебиторской задолженности. Резко возрастающие долги покупателей и увеличение сроков дебиторской задолженности может привести к банкротству. Антикризисное управление должно провести мероприятия по изменению политики коммерческого кредита к своим заказчикам, подобрать платежеспособных и расширить их, обеспечить дополнительные доходы [7,с.49].

          Наиболее положительными признаками платежеспособности является увеличение показателей ликвидности. Увеличении кредиторской задолженности, задолженности работникам по выплатам заработной платы, налогов и других платежей в бюджет, вот явный признак создания неплатежеспособности при увеличении задолженности поставщика ресурсов и кредиторам. Так, например, фирма получила кредит и не имеет возможности своевременно его оплатить. При этом долговые обязательства возрастают еще больше за счет штрафных санкций [10,с.56].

Основным же показателем грядущего кризиса может быть увеличение накладных расходов, и снижение прибыли, уменьшение объема продаж. Будущие кризисы возникают на успешно работающих предприятиях. Их причины трудно предсказать. Они во многом зависят от маркетинговой службы и низкого уровня научно-исследовательской работы: обновления продукции, внедрения перспективных технологий и новых более дешевых и качественных сырьевых ресурсов, кадровой политики фирмы и зависят от протекания и возникновения различных рисков. Классификация рисков зависит от условий и может изменяться в пределах поставленной цели. Текущие риски возникают как угроза или опасность возможности убытка сегодня, недополучение прибыли из-за недополучения доходов. Ситуация, создаваемая в ретроспективе, может оказываться рискованной для настоящей действительности. Когда существует рискованная ситуация и возможность количественного и качественного определения степени вероятности наступления неблагоприятного последствия в виде наводнения, пожара, землетрясения, ошибочного решения руководителя коммерческой фирмы [11,с.60].

      Всегда рискованная ситуация связана со статистическими процессами при наличии неопределенности, необходимого выбора оптимального решения и возможности ошибки, вероятности выбранных решений или событий. Перспективные риски возникают в будущем, когда объективно существует возможность оценить вероятность событий, возникающих в будущем из-за совместной деятельности партнеров или конкурентов, воздействия конкурентов, противников, а также влияния природной среды или внедрения недостаточно опробованный научно-технических новшеств, техники и технологии [9,с.48].

Статистические риски могут быть вычислены предприятием в правильных статистических исследованиях, когда оно имеет в распоряжении объектные вероятности получения предполагаемого результата на основе экономических факторов, природно-естественных и форс-мажорных обстоятельств. Возможно, предвидеть также политические, транспортные, страховые, производственные и торговые риски. В статистических исследованиях важную роль играют вопросы изучения ресурсных факторов и коммерческих рисков. Все указанные обстоятельства возникновения и протекания таких рисков не проходят раздельно, а взаимосвязаны и усиливают кризисную ситуацию. Но вероятность наступления ожидаемого результата может быть получена на основании субъективных оценок динамического развития рисков. Они включают в себя финансовые риски, налоговые, инновационные, связанные с рисками НИОКР, инвестиционные риски при упущенной выгоде, снижения прибыли и риски прямых финансовых потерь. Часто инвестиционные риски возникают при деятельности фирм, банков с ценными бумагами, которые называются портфельными рисками и разделяются в зависимости от операций на диверсифицированные и систематические риски. Риски снижения прибыли зависят от процентных, кредитных рисков, бюджетных и рис ков банкротства предприятия. А риски прямых финансовых потерь могут быть и селективными. Во всех этих рисках проявляется возможность отклонения от получения прибыли и возможность потерь. Риски изменения уровня управления связаны с вероятностью ошибок в руководстве коммерческой фирмой и отсутствием уверенности в достижении поставленной цели, связанных с риском принятых управленческих решений, риском подбора кадров, организационных рисков и рисков маркетинговой деятельности [10,с.52].

      В переходных условиях рыночных отношений особую роль играют спекулятивные риски, связанные с покупательной способностью денег, которые зависят от конъюнктуры рынка — спроса, предложения и изменения цен на товары или ошибки ценовой политики фирмы. Инфляция также оказывает влияние на создание риска. При внешнеэкономической деятельности коммерческих фирм, банков часто возникают валютные риски, риски ликвидности активов фирм. Все указанные риски зависят от внешних условий — таких как воздействие международной обстановки, постановлений и указов правительств разных стран, международных фирм и банков, внутренние риски. Это ошибки в руководстве, венчурные и финансовые риски [9,с.50].

      Они могут быть связаны как экологическими условиями, политическими внутри страны, или региона, так и транспортными, страховыми, производственными и торговыми. Другие риски, возникающие в конкретных условиях каждой фирмы, могут носить другие названия, но их суть в том, что все они связаны с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность отклонения от поставленной цели, неудачи и потерь ресурсов, прибыли, приводящей к банкротству [12,с.64].

      Кризис — изменения, переходный период в экономике, является следствием сложных природных явлений, порождаемых человеком, ошибками, его незнанием и недоверием. Понятие кризиса в недавнем прошлом заменялось термином — застой, трудности роста, проблемы развития [12,с.69].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 

 

    1.2 Методики разработки антикризисной программы

 

                  Рассмотрим подробно несколько вариантов антикризисной программы.

В соответствии с методикой антикризисного управления, предлагаемой Бандуриным А. В., Ореховым С. А., Медведевым С. Ю. [7; с. 32] процесс вывода предприятия из кризиса представляет собой набор мероприятий, направленных на постепенное улучшение качества финансового состояния и перевод предприятия из разряда кризисных в разряд состоятельных, рисунок 1.2. Комплекс мероприятий финансового оздоровления предприятия:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.2. Комплекс мероприятий финансового оздоровления предприятия [3,с.12]

 

             На рисунке показано, что процесс состоит из нескольких этапов, которые кратко могут быть охарактеризованы следующим образом:

- анализ качества финансового состояния предприятия – этап выявления причин кризиса;

- финансовая стабилизация несостоятельного предприятия – этап ужесточения финансовой политики предприятия для поиска выхода из создавшейся ситуации;

- анализ возможностей финансового оздоровления – этап поиска альтернатив, их технико-экономического обоснования, выбора наилучшего способа вывода предприятия из кризиса;

- разработка инвестиционной программы для вывода предприятия из кризиса – этап реализации мероприятий по подготовке предприятия к финансовому оздоровлению;

- вывод предприятия из кризисного состояния – этап улучшения качества финансового состояния и доведения предприятия до состоятельности.

     Другая интересная и хорошо проработанная методика антикризисного управления предприятием предложена Кандалинцевым В. В. [12,с.29].

              Диагностика причин неплатежеспособности предприятия в разрезе его функциональных сфер объективно является первой стадией планирования финансового оздоровления. Она дает формулирование проблем, т.е. отвечает на вопрос: «Где мы сейчас?».

         Следующим логическим этапом является планирование целей. Зная причины неплатежеспособности, нужно обозначить цели, достижение которых приведет к финансовому оздоровлению. То есть ответить на вопрос: «Куда надо идти?». И этот ответ будет основой антикризисной концепции, ее направлением.

     В таблице 1.1. приведены формулировки целей по результатам диагностики: выпуск новой продукции, избрание новой схемы каналов сбыта, замена устаревшего оборудования и т.д. Хотя цели могут описываться в самом общем виде, все же их «озвучивание» играет важную роль. Они  признаются компонентами концепции преодоления неплатежеспособности [11,с.35].

 

Таблица 1.1 - Стадии планирования финансового оздоровления

 

Функциональные сферы

Продукты и услуги

Маркетинг

Производство

Организация и управление

Капитал и юридическая форма

Финансы

Формулирование проблем: где мы сейчас?

Низкое качество продукции и услуг

Слабые каналы сбыта

Устаревшее оборудование

Неэффективная  орг.структура

Отсутствие стратегического инвестора

Большая дебиторская задолженность

Планирование целей: куда надо идти?

Выпуск новой продукции, повышение качества существующей

Новая схема каналов сбыта

Замена оборудования

Реорганизация структуры управления

Привлечение стратегического инвестора

Сокращение дебиторской задолженности

Планирование средств достижения целей: каким путем пойдем?

НИОКР, лицензия, контроль качества

Привлечение посредников, открытие филиалов

Выбор нового оборудования, бюджет программы

Выбор новой орг.структуры

Продажа контрольного пакета акций

Продажа долгов, конверсия долгов в долевое участие, заключение соглашения о графике выплат

Планирование ресурсов: чем обеспечим движение?

Набор специалистов, бюджет программы

Создание отдела развития, бюджет программы

Долевое участие, бюджет программы

Набор или переквалификация кадров, бюджет

Привлечение компании по управлению программы капиталом

Привлечение компании по управлению капиталом

Планирование внедрения и контроля: кто будет управлять движением?

Выбор руководителя программы и механизма контроля

Выбор руководителя программы и механизма контроля

Выбор руководителя программы механизма контроля

Выбор руководителя программы и механизма контроля

Назначение ответственного

Назначение ответственного

Информация о работе Анализ финансовой устойчивости предприятия