Анализ спроса и предложения на ресурсы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

Задачи, стоящие перед нами, сводятся к следующему:
- ознакомиться с сущностью экономических категорий и законами спроса и предложения;
- рассмотреть графические интерпретации изменения объема и характера спроса и предложения в зависимости от цены и неценовых факторов;
- определить как спрос и предложение воздействует на равновесную цену;
- выявить основные факторы, которые предопределяют спрос и предложение на экономические ресурсы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Цена, спрос и предложение как экономические категории……………5
Понятие и сущность спроса……………………………………………..5
1.2 Экономическое обоснование предложения в механизме рынка……...8
1.3 Равновесная цена. Рыночное равновесие……………………………...10
Глава 2. Исследование эластичности спроса и предложения. Коэффициент эластичности………………………………………………………………………..14
2.1 Эластичность спроса и предложения. Коэффициент
эластичности…………………………………………………………………..14
2.2 Факторы, влияющие на эластичность спроса и предложения………17
2.3 Применение теории эластичности спроса и предложения………….20
Глава 3. Анализ спроса и предложения на ресурсы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции……………………………………………………...24
3.1 Спрос и предложение на ресурсы……………………………………..24
3.2 Механизм спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции………………………………………………………………………...26
3.3 Спрос на ресурс в условиях несовершенной конкуренции………….30
Заключение………………………………………………………………………….33
Список литературы…………

Работа содержит 1 файл

Цена,спрос и предложениею.Эластичность спроса и предложения.Коэффициент эластичности..doc

— 687.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. Цена, спрос и предложение как экономические категории……………5

    1. Понятие и сущность спроса……………………………………………..5

    1.2 Экономическое  обоснование предложения в механизме  рынка……...8

      1.3  Равновесная цена. Рыночное равновесие……………………………...10

Глава 2. Исследование эластичности спроса и предложения. Коэффициент эластичности………………………………………………………………………..14

        2.1  Эластичность спроса и предложения. Коэффициент

    эластичности…………………………………………………………………..14

        2.2 Факторы, влияющие на эластичность спроса и предложения………17

        2.3  Применение теории эластичности  спроса и предложения………….20

Глава 3. Анализ спроса и предложения на ресурсы  в условиях совершенной и несовершенной  конкуренции……………………………………………………...24

       3.1 Спрос и предложение на ресурсы……………………………………..24

        3.2  Механизм спроса и предложения  в условиях совершенной конкуренции………………………………………………………………………...26

        3.3 Спрос на ресурс в условиях несовершенной конкуренции………….30

Заключение………………………………………………………………………….33

Список литературы………………………………………………............................35

Приложения…………………………………………………………………………36 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     «Люди, никогда систематически не изучавшие экономическую теорию, похожи на глухих, которые пытаются оценить звучание оркестра».

П. Самуэльсон 

     В условиях рыночной экономики производители  и потребители для осуществления  своей экономической деятельности руководствуются параметрами рынка, важнейшими из которых являются спрос, предложение, равновесная цена. Это  стержень рыночных отношений, ядро рынка.

      Как известно, равновесие означает такой  вариант выбора в экономике, который  бы устраивал всех субъектов экономической  деятельности. Оптимальный выбор  в экономике предполагает сбалансированность способа использования ограниченных производственных ресурсов и их распределения между членами общества, то есть сбалансированность производства и потребления, ресурсов и их использования, а, следовательно, спроса и предложения.

      Особенность рыночного механизма в переходной экономике состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение. Показать как взаимодействие спроса и предложения способствует координации рыночных сил и выступает целью данной работы.

      Ключевым  понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренции. Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как  взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере.  Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

      В качестве средств, в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.

      Задачи, стоящие перед нами, сводятся к  следующему:

    - ознакомиться с сущностью экономических категорий и законами спроса и предложения;

     - рассмотреть графические интерпретации  изменения объема и характера    спроса и предложения в зависимости от цены и неценовых факторов;                            

     - определить как спрос и предложение воздействует на равновесную цену;

    - выявить основные факторы, которые  предопределяют спрос и предложение на экономические ресурсы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.

    Предметом курсовой работы выступает совокупность экономических отношений, возникающих между производителями и потребителями товаров и услуг в результате взаимодействия спроса и предложения.

     Работа  состоит из введения, трех разделов, первый из которых раскрывает цену, спрос и предложение как экономические категории, второй – исследование эластичности спроса и предложения, третий – анализ спроса и предложения на ресурсы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции, заключения, где сформулированы основные теоретические и аналитические выводы, списка используемой  литературы и приложения.

     Наиболее  популярными источниками, послужившими отправной точкой для наших рассуждений  стали «Экономическая теория» Н.В. Сумцева Л.Г. Орлова, «Основы экономической теории» С.И. Иванова, «Экономическая теория » Г.П. Журавлевой, из которых взято большинство определений. 

Глава 1. Цена, спрос и предложение как экономические категории 

    1.1  Понятие и сущность спроса  

    Каждый  человек нуждается в тех или  иных благах. И если он не может произвести эти блага сам или ему выгоднее купить их, он приходит за ними на рынок. Естественно, он должен располагать деньгами для покупки, поскольку бесплатно на рынке ничего получить нельзя. А это значит, что на рынке мы сталкиваемся уже не потребностями как таковым, а со спросом.

     Этот термин, точнее его полный вариант – «платежеспособный спрос», ввел в научную лексику выдающийся английский экономист Томас Роберт Мальтус. И сделал он это для того, чтобы провести четкую грань между мечтами людей о получении в свое распоряжение каких-то благ и их реальными возможностями эти блага приобрести.

     Спрос – это  те конкретные товары и  услуги, которые мы выбираем и за которые мы готовы платить определенную цену. При этом цена всегда имеет  огромное значение для принятия нами решения о выборе. Чем выше альтернативные издержки, тем меньше вероятность выбора данного товара. И наоборот. Когда мы тратим свои ограниченные финансовые ресурсы, мы стремимся к максимальному удовлетворению наших потребностей. Эти постулаты лежат в основе закона спора, который состоит в том, что величина спроса на товар падает по мере роста цены на него и растет по мере снижения цены.

     Объем (масса) покупок, или, как говорят  экономисты, величина спроса, непосредственно  зависит от цены, по которой эти  товары можно приобрести.

     Спрос является важнейшей категорией рыночной экономики. В конечном счете, он определяет цену на рынке товаров, распределяет сырье и готовую продукцию. Закономерности формирования спроса на товары существенно различаются в зависимости от того, к какому типу рынка эти товары относятся. Экономическая наука выделяет следующие основные группы товаров: нормальные (обычные) товары; товары низшей категории. Спрос на эти товары при росте доходов населения изменяется неодинаково. Как правило. При росте доходов населения спрос на нормальные товары возрастает,  а на товары низшей категории – снижается. При этом нормальные товары могут становиться товарами низшей категории по мере роста доходов покупателей.

     Механизм  рынка позволяет удовлетворять  только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе всегда есть и такие потребности, которые нельзя измерить деньгами и превратить в спрос. Эти блага в мировой экономической науке именуются общественными товарами пользования (охрана общественного порядка, национальная оборона, и т.д.).

     Предположим, что при цене 5 рублей за сдобную булочку всеми потребителями будет куплено на рынке 9 единиц этого товара, при цене 4 рубля – 10 единиц, при цене 3 рубля – 12 единиц, при цене 2 рубля – 15 единиц и при цене 1 рубль – 20 единиц. Если цены за единицу товара (P) отложим на оси ординат, а количество товара, на которое предъявляется спрос (Q), - по оси абсцисс, то получим график кривой изображенный на рисунке 1.

     

      Рисунок 1. Спрос

Условные  обозначения:

      D – кривая спроса.

     Спрос не остается неизменным. При этом необходимо различать изменения величины спроса (объема спроса) и изменение спроса (характера спроса). Величина спроса меняется тогда, когда меняется только цена данного товара. Характер спроса меняется тогда, когда изменяются неценовые факторы, которые принимались ранее постоянными:

     1. Изменение вкусов покупателей.  Пример: физическое здоровье становится  все более популярным, а это  повышает спрос на кроссовки  и велосипеды.

     2. Изменение числа покупателей. Пример: сокращают импортные квоты на американское телекоммуникационное оборудование, тем самым, повышая спрос на такое оборудование; снижение уровня рождаемости уменьшает спрос на образование.

     3.  Изменение дохода. Пример: увеличение  доходов повышает спрос на такие нормальные товары, как сливочное масло, омары, филе, и снижает спрос на такие товары низкой категории, как капуста, репа, ношенная одежда.

     4. Изменение цен на товары-субституты  и комплементарные товары (взаимозаменяемые  и взаимодополняемые товары). Пример: снижение тарифов на пассажирские авиаперевозки сокращает спрос на поездки автобусным транспортом; сокращение цены на видеомагнитофоны повышает спрос на видео кассеты.

     5. Изменение в ожиданиях потребителей. Пример: неблагоприятная погода в Южной Америке порождает ожидания более высоких в будущем цен на кофе и тем самым повышает текущий спрос на кофе.

     Мы  знаем, что на величину спроса, его  структуру и динамику влияют многочисленные факторы экономического, социального и технологического характера. Спрос на товар, например, может увеличиваться в результате рекламы, изменения моды или вкусов покупателей. Несмотря на это, необходимо отметить, что покупатель в первую очередь интересуется тем, сколько стоит товар, который он хочет купить, соизмеряя свои желания со своим доходом. Это означает, что спрос на определенное благо в основном зависит от цен на товары и от дохода, выделяемого покупателем на потребление.

    1. Экономическое обоснование предложения в механизме рынка
 

         Предложение – это совокупность товаров с определенными ценами, которые находятся на рынке (или в пути) и которые могут или намерены  продать производители-продавцы [14 с. 110].

      Предложение можно определить как шкалу, показывающую разные количества продукта, которые  производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени [8 с. 67].

      Шкала предложения отражает зависимость  между объемом предложения товара и его ценой. Другие факторы, такие как цены производственных ресурсов и имеющиеся производственные технологии, которые могут повлиять на объем предложения остаются неизменными при построении шкалы предложения [10 с. 43].

      Оно характеризует экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов. В каждый данный момент положение производителей, предлагающих свой товар на рынке, неодинаково. Некоторые произвели много товаров, а другие – мало. Одни из них затратили на их производство меньше средств производства и труда. У других эти затраты на единицу продукции оказались более высокими. Но, оказавшись на рынке, все они, каковы бы ни были их производственные издержки, стремятся получить самую высокую прибыль. При этом, чем выше цена товара, тем активнее они будут пытаться продать большее количество товара, т.е. увеличивать предложение (при наличии конкурентов).

      Отметим, что на рынке складывается определенное соотношение между рыночными  ценами и количеством товаров, которое  производители желают предложить покупателям. Эту зависимость можно отразить графически, применив систему координат. Пусть ось абсцисс (Q) служит для обозначения количества товара, доставленного на рынок, а ось ординат обозначает движение цены (P), это изображено на рисунке 2. Предложение при цене 5 рублей за единицу товара составит 18 изделий, при цене 4 рубля – 16 изделий, при цене 3 рубля – 12 изделий, при цене 2 рубля – 7 изделий и при цене 1 рубль – ни одного изделия. График предложения получит форму кривой предложения S (от “supply” – предложение).

Информация о работе Анализ спроса и предложения на ресурсы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции