Анализ спроса и предложения на ресурсы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

Задачи, стоящие перед нами, сводятся к следующему:
- ознакомиться с сущностью экономических категорий и законами спроса и предложения;
- рассмотреть графические интерпретации изменения объема и характера спроса и предложения в зависимости от цены и неценовых факторов;
- определить как спрос и предложение воздействует на равновесную цену;
- выявить основные факторы, которые предопределяют спрос и предложение на экономические ресурсы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Цена, спрос и предложение как экономические категории……………5
Понятие и сущность спроса……………………………………………..5
1.2 Экономическое обоснование предложения в механизме рынка……...8
1.3 Равновесная цена. Рыночное равновесие……………………………...10
Глава 2. Исследование эластичности спроса и предложения. Коэффициент эластичности………………………………………………………………………..14
2.1 Эластичность спроса и предложения. Коэффициент
эластичности…………………………………………………………………..14
2.2 Факторы, влияющие на эластичность спроса и предложения………17
2.3 Применение теории эластичности спроса и предложения………….20
Глава 3. Анализ спроса и предложения на ресурсы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции……………………………………………………...24
3.1 Спрос и предложение на ресурсы……………………………………..24
3.2 Механизм спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции………………………………………………………………………...26
3.3 Спрос на ресурс в условиях несовершенной конкуренции………….30
Заключение………………………………………………………………………….33
Список литературы…………

Работа содержит 1 файл

Цена,спрос и предложениею.Эластичность спроса и предложения.Коэффициент эластичности..doc

— 687.00 Кб (Скачать)

    Формула эластичности при этом принимает вид:

            

                 (3)

    Предложение, подобно спросу, можно разграничить на эластичное и неэластичное. Коэффициент  ценовой эластичности предложения (Кц.эл.предл.) рассчитывается по формуле, аналогичной формуле ценовой эластичности спроса: процентное изменение величины предложения относится к вызвавшему его процентному изменению цены:

               Изменение величины предложения ( в %)     ∆Qs(%)

             Кц.эл.предл =     изменение цены ( в %)    =   ∆p(%)  

     Ценовая эластичность предложения выступает  как прямая линейная зависимость  между экономическими переменными, показывающими процентное изменение  цен и объема предлагаемых к продаже  товаров.

     При единичной эластичности предложения 1% увеличения цены товаров вызывает 1% увеличения их предложения. В этом случае имеет место равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров, коэффициент которого равен единице.

     В случае эластичного предложения 1% увеличения цены способен вызвать увеличение количества предлагаемого к продаже товара более, чем на 1%. Коэффициент эластичности здесь больше единицы.

     При неэластичном предложении увеличение цены не оказывает какого-либо влияния  на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров.

     Разумеется, для продавца более привлекательна ситуация неэластичного предложения, гарантирующая стабильность производства при резком изменении цены (не случайно кривые неэластичного спроса и неэластичного  предложения очень близки). Поэтому часть предпринимателей озабочена не столько производством, сколько «переводом» эластичного предложения в неэластичное состояние.  

2.2 Факторы, влияющие на эластичность спроса и предложения 

    Важным  моментом, оказывающим воздействие  на эластичность спроса, является наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, признанных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.

    Например, спрос на хлеб относительно неэластичен. В то же время спрос на отдельные  сорта хлеба является относительно эластичным, так как с повышением цены, к примеру, на бородинский хлеб покупатель может перейти на другой сорт ржаного хлеба и т.п. Спрос на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные продукты относительно неэластичен. Однако если рассматривать эластичность по отношению к отдельным видам сигарет, сортам мыла и т.п., то она будет значительно выше [4, с. 137].

    Та  же закономерность применима к изделиям, выпускаемым отдельной фирмой. Если на рынке присутствует значительное число конкурентов, выпускающих  аналогичную или близкую по назначению продукцию, то спрос на продукцию  этой фирмы будет относительно эластичным. В условиях совершенной конкуренции, когда много продавцов предлагают одинаковую продукцию, спрос на товар каждой отдельной фирмы будет абсолютно эластичным.

    Другим  важным обстоятельством, влияющим на ценовую  эластичность, является фактор времени. В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Например, спрос на бензин со стороны индивидуальных владельцев автомобилей относительно неэластичен, и повышение цены, особенно в летний сезон, вряд ли сократит спрос. Однако можно предположить, что осенью значительная часть автовладельцев поставят свои машины в гаражи, спрос на бензин снизится, сократится объем продаж его. Кроме того, к следующему лету часть из них начнут пользоваться пригородными электричками. Несмотря на то, что спрос на бензин относительно неэластичен в обоих случаях, в долгосрочном периоде эластичность выше.

    Такая тенденция изменения эластичности во времени объясняется тем, что  с течением времени каждый потребитель  имеет возможность изменить свою потребительскую корзину, найти товары-заменители.

    Различия  в эластичности спроса объясняются  также значимостью того или иного  товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. Действительно, при повышении цен мы можем отказаться от дополнительной пары обуви, драгоценностей, мехов, но вряд ли сократим покупки хлеба, мяса и молока. Как правило, спрос на продукты питания неэластичен, и сейчас, при снижающемся уровне жизни населения, на их приобретение тратится все большая часть доходов средней российской семьи.

      Эластичность  спроса зависит от многих факторов. Она, как правило, выше на товары, на которых больше заменителей (субститутов). Одним из самых неэластичных товаров является соль, так как ее нельзя заменить другим товаров. Эластичность спроса на товары тем выше, чем больше разнообразных возможностей его использования. Чем насущнее потребность, удовлетворяемая товаром, тем ниже эластичность спроса на него. На эластичность спроса оказывают влияние возможность  доступа к товару. Чем более ограничен этот доступ, тем ниже эластичность спроса на такой товар. Более эластичным становится спрос на товары с течением времени.

      На  эластичность спроса влияет не только цена товара, но и другие факторы, например доходы покупателей. Поэтому можно говорить об эластичности спроса по доходу, которая характеризует степень чувствительности спроса на тот или другой товар к изменению доходов потребителей. Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает, насколько процентов увеличится (уменьшится) спрос при увеличении (уменьшении) доходов потребителя на 1% .

      Эластичность  предложения меняется под воздействием технического прогресса, изменения  качественного и количественного состава используемых ресурсов. Усиление ограниченности ресурсов, применяемых при производстве того или иного товара, ведет к уменьшению значения эластичности предложения.

      По  способности производителя отреагировать  на рыночную ситуацию выделяют три  периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.

      В краткосрочном периоде фирма  не в состоянии осуществить какие-либо изменения в объеме выпускаемой  продукции, какая бы ни сложилась  рыночная цена. В результате этого предложение может подстраиваться под спрос, изменяя только цену. Кривая предложения занимает в этом случае вертикальное положение. Это означает, что предложение в краткосрочном периоде абсолютно не эластично.

      В среднесрочный период предприятие  имеет возможность подстроиться под спрос, используя ближайшие резервы, повышая объем производства за счет большей нагрузки оборудования, интенсификации труда и продажи имеющихся запасов. Кривая предложения в этом случае отклоняется от строго вертикального положения в направлении, определяемом законом предложения. Эластичность предложения становится положительной, больше нуля.

      В долгосрочный период производители  могут перестроить производство за счет замены старого оборудования на новое, более производительное, расширить производственные мощности. В случае повышения цен происходит приток новых фирм в отрасль, производящую данный товар. В долгосрочный период эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях, она достигает максимальной величины.

    2.3 Применение теории эластичности спроса и предложения

       Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение. Проиллюстрируем ее применение на конкретных примерах.

     Для фирмы важно иметь в виду, что  эластичность спроса на ее продукцию и эластичность рыночного спроса не совпадают. Первая всегда (за исключением абсолютной монополии фирмы на рынке) выше второй. Рассчитать ценовую эластичность спроса на продукцию фирмы достаточно сложно, так как необходимо принимать во внимание и реакцию конкурентов на повышение или понижение фирмой цены. Помочь в этом может использование математических моделей или опыт руководителей фирмы.

     Если  фирма при принятии решения о  цене будет руководствоваться только данными об эластичности рыночного спроса, то потери сбыта от повышения цен могут стать более значительными, чем ожидались. Например, если примем эластичность рыночного спроса на табачные изделия 0,46, то это совершенно не означает, что эластичность спроса на сигареты фабрики «Ява» или «Дукат» будет иметь то же значение. Конкуренция повысит коэффициент эластичности спроса на сигареты каждой из этих фабрик [9, с. 76].

     Эластичность  спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику фирмы. Предположим, что какая-то фирма построила стоквартирный дом и решает вопрос, по какой цене следует предлагать квартиры съемщикам.      Расходы на строительство и эксплуатацию фактически не зависят от того, сколько квартир будет сдано (за исключением расходов на текущий ремонт, которые составляют небольшую долю от общих расходов).

     Если  фирма знает спрос на квартиры и его эластичность, она может  определить, по какой цене следует  сдавать эти квартиры, чтобы обеспечить максимальную выручку. При этом максимальная выручка может достигаться даже в том случае, если часть квартир останется пустовать. Проиллюстрируем это графически. Допустим, что фирма столкнулась с линейной кривой спроса (Приложение 3). При арендной плате 1 тысяча рублей в месяц ценовая эластичность спроса равна единице и сумма поступлений от аренды наибольшая. Однако, по этой цене может быть сдано только 80 квартир, а не 100. Если же фирма установит арендную плату ниже 1 тысячи рублей, она может сдать оставшиеся 20 квартир, однако ее выручка при этом сократится  [1, с. 197].

     Другим  примером практического использования теории эластичности является государственная налоговая политика. При введении косвенных налогов государство преследует цель увеличить объем налоговых поступлений в бюджет для перераспределения ресурсов в экономике, перераспределения доходов населения и поддержки малоимущих, развития социальной сферы, инфраструктуры, обороны и т.п. Однако в зависимости от эластичности спроса и предложения на отдельные виды товаров и услуг налоговое бремя будет распределяться по-разному между производителями и потребителями продукции.

     Рассмотрим  распределение налогового бремени  при эластичном и неэластичном спросе на продукцию (эластичность предложения принимается постоянной).

     На  рисунке 1 в приложение 4 показано, как изменятся цена и объем продаж после введения налога. График спроса D на рисунке 1а показывает, что он имеет высокую эластичность, а на рисунке 1б — относительно неэластичен. График предложения S0 — предложение до введения налога. Соответственно Р0 и Q0 — равновесные цена и объем производства до введения налога.

    Что произошло, когда государство ввело  налог? Кривые предложения переместились  влево вверх на величину налога. Возникла новая ситуация равновесия Q1 и Р1.

    Таким образом, цена товара будет повышена производителем. Производитель в условиях рыночной экономики может увеличить цену на сумму налога (хотя в России в переходной экономике это часто наблюдалось), установить ее выше равновесной, так как в условиях конкуренции он будет вытеснен с рынка. Единственное, что он может сделать — это поднять цену до равновесного уровня.

    В случае если спрос эластичен, потери производителя будут выше, бремя  налога ляжет в основном на него. В приложение 4 на рисунке 1а  выделенный прямоугольник показывает величину налога, его часть ниже пунктирной линии — потери производителя от налога. Кроме того, производитель будет вынужден сократить производство до Q1, потеряв часть покупателей своей продукции за счет более высокой цены на нее.

    В случае если спрос неэластичен, налоговое  бремя ляжет преимущественно на потребителя. Кроме того, абсолютный размер налога также будет выше при неэластичном спросе. Именно поэтому государство облагает акцизными и другими косвенными налогами товары, спрос на которые неэластичен (сигареты, алкогольные напитки и т.п.).

    Следует обратить внимание на заштрихованные треугольники в приложение 4 на рисунке 1. Они очерчивают продукцию, которая была бы произведена и куплена, если бы государство не ввело налог. Это те потребители, которые хотят, но не могут купить товар, и те производители, которые хотят, но не могут произвести его. Несовпадение желаний и возможностей является прямым следствием установленного налога и представляет собой потерю для общества. Причем эта потеря будет тем выше, чем выше эластичность спроса на данный товар.

    Теперь  рассмотрим зависимость распределения  налогового бремени от эластичности предложения (эластичность спроса примем постоянной). Рисунок 2 иллюстрирует ситуацию  до и после введения налога (приложение 4).

    При эластичном предложении налоговое  бремя ляжет в основном на потребителя, рост цены и сокращение объема производства будут значительными, сумма налога будет относительно меньше, чем при неэластичном предложении, потери общества — выше. При неэластичном предложении наблюдается обратная картина. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Анализ спроса и предложения на ресурсы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции