Анализ уровня и динамики рентабельности продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 16:46, курсовая работа

Описание работы

Обобщающим показателем экономической эффективности производства является показатель рентабельности. Рентабельность означает доходность, прибыльность предприятия. Она рассчитывается путём сопоставления валового дохода или прибыли с затратами или используемыми ресурсами.
На основе анализа средних уровней рентабельности можно определить, какие виды продукции и какие хозяйственные подразделения обеспечивают большую доходность. Это становится особенно важным в современных, рыночных условиях, где финансовая устойчивость предприятия зависит от специализации и концентрации производства.
В настоящее время в Казахстане в условиях кризиса наблюдается тенденция к значительному снижению уровня рентабельности производства, что означает убыточность многих хозяйств. Поэтому меня, как будущего специалиста, интересует в чём заключается сущность рентабельности, как она рассчитывается и каковы пути её повышения. Это круг вопросов я и хотел бы рассмотреть в данной теме курсовой работы.

Содержание

Введение
1. Экономическое содержание рентабельности предприятия
1.1 Понятие рентабельности
1.2 Виды рентабельности
1.3 Система показателей рентабельности
2. Анализ рентабельности предприятия
2.1 Факторный анализ рентабельности
2.2 Динамика рентабельности отраслей промышленности в 1995-1998г.
3. Методы повышения рентабельности корпораций.
Расчетная часть
Анализ финансового состояния предприятия
Заключение

Работа содержит 1 файл

Анализ уровня и динамики рентабельности продукции.doc

— 346.50 Кб (Скачать)

       

Иногда, для сравнения  реинвестированной прибыли с  собственным капиталом используют другую формулу этого показателя:

    Кг = Реинвестированная прибыль / Собственный капитал на начало периода

   Непосредственно  для акционеров компании будут  предоставлять интерес следующие  показатели рентабельности предприятия:

  Доходность  акционерного капитала - объем распределяемой между акционерами прибыли (дивидендов) приходящийся на 1 тенге акционерного капитала.

        Чистая  прибыль на акцию- величина чистой прибыли, полученной предприятием, приходящаяся на одну акцию.

        Дивиденд  на акцию- прибыль распределяемая между акционерами, приходящаяся на одну акцию.

     Финансовые  показатели предприятия взаимосвязаны  и улучшение одних из них может  вызвать ухудшение других, например:

    •   привлечение заемного капитала, увеличивает рентабельность собственного капитала, но понижает финансовую устойчивость компании:                       

    •  повышение оборачиваемости влечет за собой сокращение величины оборотных активов, и следовательно, ухудшает ликвидность;

    •   привлечение долгосрочного кредита позволяет отказаться от краткосрочного кредитования - ликвидность улучшается за счет падения долгосрочной устойчивости.

    В целом, как правило, более высокая рентабельность деятельности подразумевает большую степень  риска (низкую ликвидность и финансовую устойчивость).

 

2.1Факторный анализ показателей рентабельности 

  На  уровень и динамику показателей  рентабельности оказывает влияние  вся совокупность производственно  – хозяйственных факторов: уровень  организации производства   и  управления ; структура капитала и  его источников; степень использования производственных ресурсов; объем ,качество и структура продукции; затраты на производство и себестоимость изделий ; прибыль по видам деятельности и направления ее использования.

  Методология факторного анализа показателей  рентабельности предусматривает разложение исходных формул расчета показателя по всем качественным и количественным характеристикам интенсификации производства и повышения эффективности хозяйственной деятельности. Например, для анализа общей рентабельности (рентабельности активов) можно использовать -трех- или пятифакторную модель.

  Чтобы упростить модель, затраты на производство и реализацию продукции сводят к затратам на оплату труда, затратам на материалы и к амортизации основных средств. Для практического применения модели к затратам на материалы следует добавить стоимость комплектующих изделий и полуфабрикатов, работ и услуг производственного характера (выполняемых сторонними организациями или не основными подразделениями предприятия), топлива, покупной энергии и т.п. Затраты на оплату труда следует дополнить отчислениями на социальные нужды. Кроме того, отдельным элементом следует учесть прочие затраты или распределить их пропорционально между основными-     ми видами затрат.                                            |

  В основе всех используемых моделей лежит следующее соотношение:

                                                     

 
 
 
где R - рентабельность активов (капитала);

    Р - прибыль от реализации;

    К - средняя за период стоимость активов;

    F - средняя за период стоимость вне оборотных активов;

    Е — средние остатки оборотных активов; 

- затраты на 1 рубль продукции по полной себестоимости;

    - зарплатоемкость продукции;

     материалоемкость продукции;

    - амортизациеемкость продукции;

    - фондоемкость продукции по внеоборотным активам;

     фондоемкость продукции по  оборотным активам (коэффициент  закрепления оборотных активов).

  Рентабельность  активов тем выше, чем выше прибыльность продукции, чем выше отдача внеоборотных актинов и скорость оборота оборотных активов, чем ниже общие затраты на 1 рубль продукции и удельные затраты по экономическим элементам (средств труда, материалов, труда). Числовая оценка влияния отдельных факторов на уровень рентабельности определяется по методу цепных подстановок или по интегральному методу оценки факторных влияний. 

Трехфакторная модель анализа рентабельности 

, 

 где   - прибыль продукции

;

- фондоемкость ( капиталоемкость)  продукции по основному капиталу:

;

- оборачиваемость оборотных  активов (капиталоемкость по оборотному  капиталу):

.

В данной модели фактор оборачиваемости оборотных  активов отражается величиной  , обратной среднему числу оборотов.

 

2.2Динамика  отраслей промышленности  в 1995-1998 годах. 
 

  1995 1996 1997 1998
Промышленность 15,7 11,3 5,3 -9,7
Сельское  хозяйство -16,2 -17,9 -22,9 -34,4
Строительство 19,4 5,4 -1,1 1,6
Транспорт и связь 9,2 14,3 -2,7 3,2
Торговля  и общественное питание -10,6 -9,9 -2,7 18,5
 

  

  3.Методы  повышения рентабельности  корпораций. Пути  ликвидации убыточности  и малорентабельности. 

   Многообразие  показателей рентабельности определяют альтернативность поиска путей повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной  степенью детализации, что задает границы  выявления и оценки производственных резервов.

         При анализе путей  повышения рентабельности важно  разделять влияние внешних и  внутренних факторов. Такие  показатели, как цена продукта и ресурса, объем  потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от реализации и  рентабельность продаж, находятся между собой в тесной функциональной связи. Для монопродукта и моноресурса взаимосвязь этих показателей можно отразить с помощью следующей схемы:

Объем продукции в стоимостном выражение (N)  
 
=
 
 
Объем продукции в физических единицах(q)
 
 
 
 
Цена  единицы продукции(Ц)
Затраты на производство в денежном выражение(S)  
=
Объем использованных ресурсов( в натуральном выражение)(z)  
 
 
Цена  единицы ресурса(С)
Доходность

(N/S)

 
=
Производительность  ресурсов (q/z) Возмещение  затрат в цене продукта (Ц/С)
Прибыль (N-S) = Объем продукции  в стоимостном выражении (q Ц)  
-
Затраты на производство в денежном выражении(z C)
 

     Доходность производства продукции рассматривается как произведение коэффициента производительности ресурсов и коэффициента соотношения цен единицы продукта и единицы ресурса. Последнее соотношение обычно называют финансовой производительностью ( дефлятором ) цены, потому что оно характеризует меру возмещения дополнительных затрат в цене реализуемой продукции в результате повышения себестоимости ( затрат ресурсов за счет роста цен на ресурсы).

         Если представить  взаимосвязь данных показателей  в индексной форме, то появиться  возможность обычным методами факторного анализа дать количественную оценку влияния промышленной и финансовой производительности на доходность предприятия и прибыль.

   Имеем

   

   или в развернутом виде 

   

, 

   где J- индекс роста соответствующего показателя;

   1;0- означают что показатели исчислены  за отчетный и базисный периоды  соответственно.

     Влияние изменения промышленной  производительности на доходность  определяется методом цепных  подстановок  

   

, 

   Аналогично рассчитывается влияние изменения финансовой производительности 

   

     В целом общее изменения доходности  за период балансируется с  факторными отклонениями 

   

. 

   Крупные предприятия главное внимание обращают на проблемы контроля за изменениями промышленной производительности и стараются снижать роль внешнего фактора( финансовой производительности). Дело в том , что одним из условий процветания предприятия является расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цены на предлагаемые товары. Поскольку этот процесс не сопровождается снижением цен на потребляемые ресурсы, то роль дефлятора цены в формирование доходности предприятия понижается. Это естественным образом переключает сферу усилий руководства на контроль за изменением промышленной производительности, т.е. за внутренними факторами: снижение материалоемкости и трудоемкости, повышение отдачи основных средств ( машин, оборудования и т. д.) 

  Широко  используемым методом управления предприятием (а точнее его производственной деятельностью) является .анализ безубыточности. Целью анализа безубыточности могут быть ответы на следующие вопросы:

  • Какой объем продаж следует обеспечить чтобы не нести убытков?
  • На сколько можно снизить цены при увеличении объема чтобы прибыль осталась на прежне уровне?
  • Какова максимальная величина затрат на материалы, при которой выгодно производить продукцию?
  • И т.д.

 Анализ  безубыточности является одним из наиболее важных направлений финансового  анализа предприятия. Кроме того его применение необходимо также при формировании рентабельного ассортимента продукции на предприятии, установлении цен и разработке эффективной ценовой политики, что будет рассмотрено нами применительно к практике деятельности российских предприятий во второй главе данной работы. 

    Итак, постараемся выделить  основные задачи финансового анализа применительно к деятельности  российских и казахстанских предприятий:                                                     

Информация о работе Анализ уровня и динамики рентабельности продукции