Анализ качества продукции

Автор: Марина Николаева, 04 Сентября 2010 в 13:51, курсовая работа

Описание работы

Важнейшим источником роста эффективности производства является постоянное повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции. Но не каждое предприятие затрачивает свои материальные и другие ресурсы на постоянное улучшение качества и модернизацию технологий. Такие организации пытаются удерживать свою продукцию на постоянном достаточно высоком уровне качества. В этих целях создаётся отдел управления и контроля за качеством выпускаемой продукции.

Содержание

Введение 3
1. Понятие качества продукции 4
1. Оценка качества: стандартизация и сертификация 7
2. Ассортимент и структура продукции 12
3. Анализ ритмичной работы предприятия 14
4. Анализ брака и потерь от брака 16
2 Направления анализа качества продукции
2.1 Методика Г.В. Савицкой 18
2.2 Методика И.Н. Чуева 23
2.3 Методика Э.А. Маркарьяна 27
3 Анализ качества продукции на примере Гусевского Хрустальногозавода 29
Заключение 34
Список используемых источников 35
Приложения

Работа содержит 1 файл

Анализ качества продукции.doc

— 263.00 Кб (Скачать)

     Содержание

 

Введение            3

  1. Понятие качества продукции        4
    1. Оценка качества: стандартизация и сертификация    7
    2. Ассортимент и структура продукции              12
    3. Анализ ритмичной работы предприятия                                     14
    4. Анализ брака и потерь от брака              16

2     Направления анализа качества продукции

2.1 Методика Г.В. Савицкой                18

2.2 Методика И.Н. Чуева                23

2.3 Методика Э.А. Маркарьяна               27

3     Анализ качества продукции на примере Гусевского Хрустального

завода                     29   

Заключение                           34

Список используемых источников                                             35

Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      ВВЕДЕНИЕ

 

     Важнейшим источником роста эффективности производства является постоянное повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции. Но не каждое предприятие затрачивает свои материальные и другие ресурсы на постоянное улучшение качества и модернизацию технологий. Такие организации пытаются удерживать свою продукцию на постоянном достаточно высоком уровне качества. В этих целях создаётся отдел управления и контроля за качеством выпускаемой продукции.

     В настоящее время, время рыночной экономики, на рынке складывается ситуация жесточайшей конкуренции и следовательно потребитель становится более разборчивым в выборе товаров. В связи с этим любой фирме необходимо зарекомендовать себя на рынке как производителя качественной и доступной продукции. Но также зарекомендованное имя фирмы может быть уничтожено одним её неверным шагом – снижением качества выпускаемых товаров, в этом случае потребитель производит выбор продукции конкурентной фирмы.

     Качество  продукции одна из самых актуальных проблем на сегодняшний день и  любое предприятие, которое имеет своей целью, завоевать больший сегмент рынка вкладывает большое количество средств именно в качество производимой продукции.

 

     1 Понятие качества продукции

 

     Продукция – материализованный результат  трудовой деятельности людей, полученный в определённом месте и за определённый интервал времени, обладающий полезными свойствами и предназначенный для использования потребителями в целях удовлетворения их потребностей.

     Результаты  труда могут быть овеществлёнными (сырьё, материалы, пищевые продукты, ткани, обувь, топливо, машины, приборы, устройства и т. д.) и неовеществлёнными (энергия, информация, некоторые виды услуг и т. д.).

     Вся произведённая продукция является результатом общественной потребности  в данном виде овеществленного или  неовеществлённого результата труда.

     Потребность – это экономическая категория, стимулирующая развитие материальных условий жизни общества, воспроизводство  которых необходимо для его жизнедеятельности. Рассмотрение научных основ управления качеством продукции начинается с определения потребностей, так как без потребления нет производства. Производство и потребление всегда есть две стороны единого процесса, в котором «производство производит предмет потребления, способ потребления побуждение к потреблению. Потребление завершает акт производства, делает продукт действительно продуктом и создаёт потребность в новом производстве».

     Производственные  потребности определяются задачами развития общественного производства и научно-техническим прогрессом.

     Точная  информация о характере, структуре, объёме и  тенденция развития общественных потребностей, учёт платёжеспособного спроса населения, его дифференциацию по различным возрастным, национальным и региональным группам является необходимой предпосылкой для принятия оптимальных решений при управлении качеством продукции.

     Товар - это продукт труда, предназначенный для обмена путём купли-продажи.

     Всякий  товар обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью и стоимостью.

     Помимо  двух основных свойств, всякий товар  должен обладать такой характеристикой как качество продукции.

     «Качество продукции», «качество» является одним из тех слов, которыми мы пользуемся, не задумываясь, но которые трудно поддаются точному определению.

     По  справедливому замечанию профессора Гличева А.В.: «категория качества продукции - одна из сложнейших, с которой человеку приходится иметь дело». Сегодня в развитых промышленных странах производится свыше 25 миллионов различных видов промышленной продукции. Все это огромное многообразие имеет одну отличительную особенность: каждый предмет, каждое изделие и каждая машина изготовлены с определенной целью, они предназначены для выполнения определенных функций, для удовлетворения тех или иных потребностей человека.

     Поэтому в середине 50-х годов в Европе и в США самым распространенным определением «качества» было: «Качество - степень соответствия данного изделия требованиям, предъявляемым к нему его назначением».

     Рассматривая  определения понятия «качество», следует помнить:

     1. Понятие «качество» всегда относительно. На мировом рынке всегда имеется большое количество различных моделей, типов изделий одинакового назначения. И всегда имеется фирма - изготовитель, которая выпускает самые лучшие изделия данного вида, которые будут на данный момент времени являться эталоном для этих изделий. Поэтому понятие «высокое качество» применительно к промышленному изделию означает, что функциональные свойства изделия, материал, из которого оно изготовлено, отделка и внешний вид выше среднего уровня.

     2. Изделия высокого качества должны  отражать достижения технического прогресса, отвечать требованиям производства и иметь себестоимость, экономически оправдывающую их выпуск. Они должны быть надежны и долговечны в эксплуатации, быть простыми при эксплуатации и уходе, безопасными в эксплуатации, иметь рациональную и миниатюрную конструкцию, иметь красивый внешний вид.

     Качество  изделия зависит от большого числа  свойств изделия. Чтобы объективно судить о качестве, необходимо знать  количественные значения свойств изделия  и иметь методику для сравнения  одного изделия с другим (эталоном) для получения измеримой оценки качества.

     Для промышленных предприятий качество продукции является важнейшим показателем  деятельности. Его повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли за счёт не только объема продаж, но и более высоких цен. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.1 Оценка качества: стандартизация и сертификация

 

     Оценка  уровня качества объекта и классификация показателей качества рассматриваются в квалиметрии.

     Квалиметрия — отрасль науки, изучающая и  реализующая методы количественной оценки качества. Основные задачи квалиметрии: обоснование показателей качества, разработка методов их определения, расчета и оптимизации, совершенствование типоразмеров и параметрических рядов изделий, разработка обобщенных показателей и обоснование условий их использования в задачах стандартизации и управления качеством. Объектами квалиметрии могут быть любые товары и услуги, к которым применимо понятие «качество».

     Показатели  качества — количественные характеристики одного или нескольких свойств продукции, рассматриваемые применительно  к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления. Показатели качества количественно обусловливают степень способности продукции удовлетворять определенные потребности.

     Можно выделить простые (масса, емкость, длина  и т. д.) и сложные (безотказность, ремонтопригодность и т. д.) количественные характеристики одного или нескольких свойств, составляющих качество, соответственно единичные и комплексные показатели качества.

     Каждый  вид продукции характеризуется  своей номенклатурой показателей  качества. В соответствии с ГОСТ 15467 используют следующие группы показателей.

     При оценке качества отечественных товаров для населения применяются показатели: сорт (пищевые продукты, продукция легкой промышленности), группа сложности (бытовая радиоаппаратура), марка (цемент, кирпич), категория качества (видеокассеты). В мировой практике для оценки степени превосходства одной части продукции над другой используют градацию (класс, сорт) — это категория или разряд, присвоенные продукции, имеющей одно и то же функциональное применение, но к которой применяются различные требования в отношении качества.

     Показатель, по которому принимается решение  оценивать качество продукции, называется определяющим. Обобщающие показатели — это средняя величина, учитывающая  количественные оценки основных свойств  продукции и коэффициентов их весомости. Оптимальное значение качества продукции такое, при котором достигается наибольший полезный эффект от ее эксплуатации (потребления) при заданных затратах на создание и эксплуатацию (потребление).

     Оценка  качества может проводиться по однородной продукции в одинаковых и различных условиях, по разнородной — относительно бригады, предприятия, объединения, территориальных структурных образований.

     Можно сделать вывод, что качество продукции  находится в постоянной динамике и является крайне неустойчивой категорией.

     Существуют статистические методы управления качеством. К ним относятся:

     - метод расслоения (послойный анализ) применяют для выяснения причин разброса характеристик изделий, если допускается, что отклонения в качестве продукции связаны с условиями производства. Сущность его заключается в разделении (расслоении) полученных характеристик в зависимости от разных факторов: квалификации работников, методов работы, характеристик оборудования качества сырья, соответствие продукции установленным стандартам.

     - стандартизация — установление и применение правил (стандартов) с целью упорядочения деятельности в определенных отраслях на пользу и при участии всех заинтересованных сторон. Объекты стандартизации — конкретная продукция, нормы, требования, методы, термины, обозначения и т. д., многократно применяемые, используемые в различных сферах экономики, международной торговле.

     Стандарт  — нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий  комплекс норм, правил, требований к  объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом. В отношении качества в России используются:

     а) международные стандарты (ИСО);

     б) государственные и межгосударственные стандарты (ГОСТы);

     в) отраслевые стандарты (ОСТ) и стандарты  научно-технических обществ (СТО);

     г) стандарты предприятий (СТП) и технические условия (ТУ).

     Международные стандарты разрабатываются международной  организацией по стандартизации. ИСО  — это федерация национальных организаций. Разработка международных  стандартов осуществляется ее техническими комитетами, состоящими из экспертов — представителей организаций — членов ИСО. Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт РФ) участвует в работе Международной организации по стандартизации в качестве национальной организации, то есть является национальным членом ИСО.

Информация о работе Анализ качества продукции