Антиинфляционная политика государства и её основные направления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена структурными экономическими реформами, происходящими в настоящее время в России и требующими, как мобилизации громадных финансовых ресурсов, так и их эффективного использования и оптимального размещения. В связи с этим для достижения неифляционного экономического роста и модернизации российской национальной экономики особый интерес представляет изучение особенностей и проблем антиинфляционной политики Центрального банка Российской Федерации с учетом имеющегося набора методов и инструментов.

Содержание

Предисловие 3
1. Социально-экономические последствия инфляции 5
2. Монетаристские и кейнсианские методы антиинфляционной политики 16
3. Особенности антиинфляционной политики в России на современном этапе 20
Заключение 26
Практикум 28
Литература 29

Работа содержит 1 файл

эконом теория.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

       Начиная с 1999г. темп инфляции неуклонно снижается и в 2006г. он составил лишь 9%.

       Однако, с 2007г. снова наметилось повышение темпов инфляции. Причиной инфляции 2007 года явился рост цен на зерно. Хлеб подорожал на 7% и все продукты питания по минимуму - на 17%. В то же время неуклонно растут цены на жилищно-коммунальные услуги. Продуктовая инфляция 2007 потянула за собой рост цен во всей сфере экономических отношений.

       В 2008г. инфляция увеличилась еще на 1,4 %., в 2009 году уровень инфляции составил 8,8 %. Прогнозы инфляции в России на 2010 год таковы, что изначально правительство планировало, что в этом году удастся удержать инфляцию на уровне 6-7%. Однако засуха, пожары, неурожай и последовавший за ними рост цен на продовольствие спутал карты Минэкономразвития и Минфина, заставив пересмотреть прогноз сначала до 8%, а затем – до 8,3-8,5%. На данный момент инфляция в России постепенно приближается к отметке 8%. Как сообщила Федеральная служба государственной статистики (Росстат), за период с 30 ноября по 6 декабря 2010 года потребительские цены в стране выросли на 0,2%, а с начала года рост составил уже 7,8%. Хотя, положение не так плачевно, потому что по сравнению с 2000-2001 гг. инфляция в России в 2008г. существенно снизилась. Есть еще одна положительная сторона: процесс инфляции активизирует инвестиционную деятельность. Но выигрывают не все, поэтому несмотря на это, все мы до сих пор переживаем и ощущаем на себе последствия инфляции.

       Как видим, последствия инфляции противоречивы  и требуют особого внимания к  себе. С одной стороны, увеличиваются  денежные прибыли, расширяются капиталовложения, а с другой стороны, рост цен ведет  к обесценению неиспользуемого  капитала. Выигрывают не все, а наиболее сильные фирмы, имеющие современное оборудование, наиболее совершенную организацию производства. В лучшем положении оказываются социальные группы, живущие на нефиксированные доходы, если их номинальные доходы будут расти темпом, обгоняющим рост цен. Кроме того, от инфляции могут выиграть люди, взявшие деньги в кредит, если не оговорено, что процент за кредит должен учитывать инфляционный рост цен.

       Таким образом, инфляция ведёт к перераспределению  национального дохода, является как  бы сверхналогом на население, что обусловливает отставание темпов роста номинальной, а также реальной заработной платы от резко возрастающих цен на товары и услуги. Ущерб от инфляции терпят все категории наёмных работников, лица свободных профессий, пенсионеры, рантье, доходы которых либо уменьшаются, либо возрастают темпами меньшими, чем темпы инфляции.

2.Монетаристские и кейнсианские методы антиинфляционной политики

       Инфляционный  рост цен ставит под угрозу доходы, формирующиеся в рыночной экономике, вызывая нередко заметное снижение реальной заработной платы. Именно поэтому периоды высокой инфляции становятся одновременно периодами усиления социально-политической напряженности и нестабильности.

       Отрицательные последствия инфляции потребовали  выработки государственных мер  по борьбе с ней или хотя бы приспособления к ней. В настоящее время сформированы две основные антиинфляционные программы (или, как их чаще называют, программы финансовой стабилизации): ортодоксальная и гетеродоксная (с возможностью формирования и смешанных программ).

       Ортодоксальная  программа финансовой стабилизации опирается на теоретические и  практические рекомендации экономистов-монетаристов. Эта программа исходит из признания  господствующей роли в развертывании  инфляции денежных факторов (т. е. инфляции спроса); соответственно рекомендуемые ею антиинфляционные меры направлены на ограничение платежеспособного спроса и денежного обращения.

       На  основе усиления рыночных факторов ортодоксальная программа предусматривает такие  меры против инфляционного спроса, как уменьшение государственных расходов и дефицита госбюджета, повышение налогов, жесткоограничительная кредитно-денежная политика с поддержанием высоких процентных ставок. В случае чрезмерного увеличения платежеспособного спроса в рамках ортодоксальной программы возможно проведение конфискационной денежной реформы.

       Одновременно  эта программа предусматривает  максимально возможное включение  рыночных регуляторов (свободные цены при возможном ограничении роста  заработной платы и поддержании  плавающего курса национальной валюты; максимальная либерализация условий деятельности предприятий и компаний на внутреннем и внешнем рынках), уменьшение государственной собственности на основе приватизации; максимальное свертывание хозяйственной активности государства. Необходимо лишь стремиться к сбалансированию бюджета и поддержанию темпов прироста денежной массы в обращении в соответствии с реальными возможностями увеличения производства, обычно в пределах нескольких процентов прироста.

       Гетеродоксная программа финансовой стабилизации опирается на теоретические и практические рекомендации немонетаристских теорий (кейнсианства, теории "экономики предложения", теории "структурной инфляции" и др.). Эта программа исходит из параллельного действия факторов инфляции спроса и инфляции издержек и предусматривает активное регулирующее воздействие государства. К основным мерам этой программы, направленным на преодоление высокой инфляции, относятся временное замораживание или сдерживание прироста цен и заработной платы (так называемая политика доходов), либеральная кредитно-денежная политика с установлением низких процентных ставок для поддержки производства; его стимулирование путем значительного снижения налогов; участие государства в формировании рыночной инфраструктуры, в благоприятных структурных сдвигах в экономике, в поддержании жизненно важных отраслей и производств; государственное регулирование внешнеэкономической и валютной сферы и т.п.

       Практический  опыт антиинфляционной политики в странах  с рыночной экономикой показывает, что, как правило, почти во всех из них удачные результаты при применении подобной политики достигались на основе смешанных программ, т.е. программ, характеризующихся различным сочетанием ортодоксальных и гетеродоксных мер.

       Особой  мерой приспособления к высокой инфляции служит, прежде всего, индексация заработной платы и других основных доходов населения, т.е. увеличение последних в связи с ростом цен. Индексация может быть полной, т.е. примерно соответствовать росту цен, и частичной, т.е. отставать от роста цен и тем самым не ликвидировать полностью вызываемое инфляцией снижение реальной заработной платы и других доходов.

       Международная практика знает и другие меры приспособления к инфляции, чаще всего используемые в развивающихся странах: поддержание  государством искусственно заниженных цен на определенный, обычно относительно узкий набор жизненно важных товаров и услуг, удовлетворяющих минимальные потребности беднейших слоев населения; создание сети магазинов с низкими ценами для тех же слоев; другие формы благотворительной помощи.

       Мировой опыт свидетельствует, что при достаточно широком проведении подобных мер  они приводят к заметному смягчению  отрицательных социальных последствий  высокой инфляции и хотя бы частично ограничивают возможность усиления социально-политической напряженности в обществе.

       Высокая инфляция в России возникла при реализации ортодоксально-монетаристской программы  финансовой стабилизации, предложенной МВФ. Эта программа, известная также  под названием шоковой терапии, с 1992г. последовательно и жестко применяется в России для перехода от командно-директивной экономики к рыночному ее типу. Основными элементами программы были либерализация цен товаров и услуг; беспрецедентная по своим масштабам и краткосрочности приватизация, распространившаяся примерно на 3/4 государственной собственности; либерализация внешнеэкономической деятельности, включая широкое использование плавающего курса рубля по отношению к доллару и другой твердой валюте; жесткая борьба с высокой инфляцией, возникшей в результате подобной политики.

       Правомерность столь долгосрочного использования  в государственной экономической  политике России мер ортодоксально-монетаристской программы отстаивается ее сторонниками на основе монетаристской теории, включая  ее отношение к инфляции и мерам борьбы с ней. По мнению сторонников этой позиции, использование таких мер уже привело к значительному замедлению инфляции в стране.

       Сторонники  монетаристского подхода считают, что преодоление высокой инфляции должно автоматически создать благоприятную основу для экономического возрождения России: неминуемо произойдет оживление, подъем производства и всей экономической деятельности в стране. В качестве решающих факторов подобных радужных перспектив назывались обязательное с точки зрения монетаристов стихийное саморегулирующееся воздействие сформировавшихся рыночных сил и усиление притока в страну иностранных инвесторов, прежде всего частных.

       1. Высокая инфляция, превышающая 10% прироста цен в год, привносит  в экономическое развитие любой  страны серьезные негативные моменты, все более остро проявляющиеся по мере возрастания масштабов инфляции (вплоть до возникновения разрушительного стагфляционного кризиса, т.е. кризиса, характеризующегося параллельным спадом производства и устойчивым обесценением денег).

       2. Отрицательное влияние роста  цен на товары и тарифов  на услуги проявляется прежде  всего в падении реальной заработной  платы и других денежных доходов  населения. 

       3. Антиинфляционная политика проводилась  в последние годы в России  преимущественно монетаристскими методами, хотя мировая практика свидетельствует, что подобные подходы не дают ожидаемых и необратимых результатов.

       4. Опыт стран с развитой рыночной  экономикой после Второй мировой  войны показал, что успехов  в борьбе с инфляцией можно  добиться только на основе оживления реального сектора экономики и повышения экономической активности. Это позволяет увеличивать инвестиции в развитие отраслей материального производства и социальной сферы, обеспечить рост поступлений в бюджет, получить экономический эффект от повышения платежеспособного спроса.

3.Особенности антиинфляционной политики в России на современном этапе

       Антиинфляционная  политика является важнейшей составляющей экономической стратегии в большинстве  стран мира.

       Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.).

       В связи с этим, очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию нереально. Видимо, поэтому многие государства  ставят перед собой цель сделать  ее умеренной, контролируемой, не допустить  разрушительных ее масштабов.

       Одним из основных механизмов, стимулирующих потребительский и инвестиционный спрос, в рыночной экономике является функциональная экономическая система (ФЭС), регулирующая размеры денежной массы в обращении и уровень инфляции.

       Структурообразующими  элементами ФЭС по регулированию  количество денежной массы в обращении  и уровня инфляции является денежно-кредитная  политика центральных банков или  аналогичных им учреждений, которые  наиболее активно используют такие  инструменты регулирования, как:

       - политика обязательных резервов;

       - уровень процентной ставки Центрального  банка;

       - регулирование объемов рефинансирования  коммерческих банков;

       - операции на открытом рынке. 

Система регулирования уровня инфляции

       Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики:

       1. Политика, направленная на сокращение  бюджетного дефицита, ограничение  кредитной экспансии, сдерживание  денежной эмиссии. В соответствии  с монетаристскими рецептами  применяется таргетирование - регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах - в соответствии с темпом роста ВНП.

       2. Политика регулирования цен и  доходов, имеющая целью увязать  рост заработков с ростом цен.  Одним из средств служит индексация  доходов, определяемая уровнем  прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживания заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.

       В развитии Российской Федерации выделяют четыре различных периода антиинфляционной политики.

       Первый (1992-1994 г.г.) - это период гиперинфляции  или почти полного отсутствия антиинфляционной политики, в следующий  период (1995-1996 гг.) происходит резкое и  многократное снижение инфляции, явно свидетельствующее об осуществлении в Российской Федерации некоторых антиинфляционных мер; затем, и это уже третий период (1997-1999 гг.) - антиинфляционная политика постепенно и неуклонно слабеет.    Новое явление в России - снижение темпа инфляции с 1996  г.  до  конца августа 1998 г. (21,8% в 1996 г., 11% в 1997 г.)  Инфляция  была  подавлена, но   огромный   инфляционный    потенциал    сохранился,    так    как    ее воспроизводственные   факторы   не   были   преодолены.    Главный    дефект антиинфляционной политики состоял в том, что  в  России  впервые  в  мировой практике  была  применена  дефляция   -   сжатие   спроса   -   в   условиях экономического спада путем невыплаты заработной платы, пенсий, пособий.  Тем самым государство переложило свои  финансовые  трудности  на  население.  За рубежом дефляционная  политика  обычно  проводится  в  условиях  «перегрева» экономической  конъюнктуры,  и  ее  крайняя  мера   -   блокирование   роста заработной  платы.  Дефляция  в  России  способствовала  резкому  обострению социально-экономических противоречий, которые  в  конечном  счете  усугубили инфляционный процесс.

Информация о работе Антиинфляционная политика государства и её основные направления