Антиинфляционная политика государства и её основные направления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена структурными экономическими реформами, происходящими в настоящее время в России и требующими, как мобилизации громадных финансовых ресурсов, так и их эффективного использования и оптимального размещения. В связи с этим для достижения неифляционного экономического роста и модернизации российской национальной экономики особый интерес представляет изучение особенностей и проблем антиинфляционной политики Центрального банка Российской Федерации с учетом имеющегося набора методов и инструментов.

Содержание

Предисловие 3
1. Социально-экономические последствия инфляции 5
2. Монетаристские и кейнсианские методы антиинфляционной политики 16
3. Особенности антиинфляционной политики в России на современном этапе 20
Заключение 26
Практикум 28
Литература 29

Работа содержит 1 файл

эконом теория.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

            Одной из  причин  дефляционной  политики  явилось  возведение  в  ранг официальной  догмы   либерализма  и монетаристской  концепции   без   учета трудностей перехода России к рыночной экономике и вопреки опыту зарубежных стран.  Там давно отказались  от  безоглядного  либерализма   и   чистого монетаризма  и  комбинируют  их  постулаты  с  рецептами   кейнсианства   о необходимости государственного регулирования.

            Российские  реформаторы  опирались   на  прямолинейную   монетаристскую интерпретацию зависимости  инфляции  лишь  от  избыточного  выпуска  денег, бюджетного дефицита  и  нестабильности  валютного  курса  и  преувеличивали эффективность рыночного регулирования  (рынок  якобы  лучше  проведет  свою работу, чем государство).

            В этой  связи  с  1994  г.  монетаристская  антиинфляционная  политика осуществлялась тремя методами:

            1) ограничение эмиссии денег Центральным банком РФ,

            2) сокращение бюджетного дефицита  путем секвестирования государственных

               расходов,

            3) сдерживание колебания курса  рубля по  отношению  к   инвалютам  путем установления  их пределов и использования валютной интервенции.

            Но  оказалось,  что  монетаристскими   методами   невозможно   подавить неденежные факторы инфляции, коренящиеся в сфере  воспроизводства.  Поэтому снижение  темпа  роста  цен  не  означало  достижение  реальной  финансовой стабилизации,  поскольку  не  были  преодолены  бюджетный  кризис,   кризис неплатежей, дуализм денежной системы, нестабильность банковской системы,  а главное - застой в экономике и инвестициях. Основанная  на  монетаристских  рецептах   антиинфляционная   политика усугубила  экономический  спад,  разрушение  производственного  и  научного потенциала, экспроприацию народа. В 1998 г. Россия заняла 72-е место (среди 174 стран)  по  качеству  жизни,  которое  зависит  не  только  от  доходов государства,  но  и  способов  перераспределения  национального  дохода   в интересах большинства народа, а не  привилегированной кучки.  Валютно-финансовый кризис, разразившийся вслед за  другими странами  в России  в августе 1998  г,  Обнажил  эфемерность  официально  объявленной  финансовой стабилизации и  победы  над  инфляцией,  вызвал  глубокие  экономические  и социальные потрясения. В их числе: замораживание  выплат  по  внутренним  и внешним долгам, в том числе государственным;  крах  рынка  ценных  бумаг  и финансовых пирамид, включая ГКО-ОФЗ; блокирование вкладов в крупных банках, кризис  банковской  системы  и  безналичных  расчетов;   приостановка   или прекращение работы тысяч фирм и банков;  увеличение  безработицы;  удвоение темпа  «бегства»  капитала  за  рубеж;   девальвация   рубля;   паника   на потребительском  рынке.   Следствием   разбалансированности   экономики   и политической нестабильности явилось усиление инфляции с 11% в  1997  г.  до 84,4% в 1998 г.

           В январе 1999 г. рост потребительских  цен составлял 8,5%, в феврале - 4,1%, в марте -  2,8%.  Замедление  темпа инфляции  обусловлено снижением платежеспособного спроса в связи с падением реальных располагаемых денежных доходов населения (в декабре 1998 г. на 31,8% по сравнению с декабрем 1997г.),  контролем за  денежной  эмиссией  и динамикой   денежных   агрегатов относительной стабилизацией валютного курса рубля. Однако за  первые  восемь месяцев 1999 г. инфляция возросла на 30%, а за год составила 36,5%.

         Банк России начинает беспокоить инфляция, не исключается возможность повышения ставки рефинансирования в I квартале 2011 года1. Отвечая на вопрос о том, какие инструменты ЦБ будет использовать в борьбе с инфляцией, Игнатьев сказал, что это, прежде всего, процентные ставки, а также нормативы резервирования — ЦБ не исключает их повышения, особенно если возобновится мощный приток капитала.

       Реализация  комплекса антиинфляционных мер  позволила существенно замедлить  рост потребительских цен в стране.

       Можно выделить следующие направления  антиинфляционной политики в Российской Федерации:

       1. Выдавать кредиты исключительно  после возврата старых. Однако  это осуществимо только в том  случае, если при невозможности  возврата кредита неотвратимо  и эффективно начинает действовать  процедура банкротства.

       2. Восстановление доверия к государственным  облигациям. Исследования показывают, что замещение кредитов Центрального  банка на покрытие дефицита  бюджета государственными краткосрочными  облигациями - существенный фактор  снижения инфляции.

       3. Повышение эффективности банковского сектора путем снижения затрат, ранняя санация и банкротство неэффективных банков и консолидация банковского капитала путем слияния и привлечения новых акционеров. Снижение эмиссии и инфляции снизит доходность банковского сектора, что создаст значительные проблемы с ликвидностью у не слишком хорошо работающих банков.

       4. Центральному банку очень важно  удерживать намеченную траекторию  обменного курса и инфляции. Ценообразование  предприятий ориентировано на  интуитивный обменный курс, который будет, по их мнению, на момент сделки. Тем самым предприятия сами формируют некоторый «панический» курс и в ценообразовании ориентируются на него.

       5. Поощрение конкуренции и отмена  правил, ограничивающих развитие  рынка. Решительные сдвиги в  создании благоприятных условий для ведения бизнеса, привлечение инвестиций, особенно в сферу производства потребительских товаров и услуг. Быстро растущий разрыв между расходами населения на потребительские товары и их производством для отечественного рынка покрывается импортными товарами, что усиливает давление на валютный рынок и вытесняет инвестиционные товары из импорта.

       6. Снижение норм обязательных резервов  и их формирование в белорусских  рублях. В этом случае банки  не заинтересованы в спекулятивном  понижении курса белорусского рубля, так как выигрыш на курсовых спекуляциях будет съеден необходимостью пополнения резервов, снижение которых резко уменьшит разрыв между стоимостью ресурсов и ставками кредитов.

       Подводя итог, отметим, что антиинфляционная политика находится в настоящее время на четвертом этапе развития, когда необходимо дальнейшее использование мер противодействия инфляции. Система мер должна включать решение таких задач, как повышения эффективности банковского сектора, определение либеральной тактики в области валютной, бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политик и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

           Таким образом, из изложенного выше видно, что инфляция  -  это  сложный многопрофильный процесс, наносящий  серьезный  ущерб  экономике  страны,  ее населению. Инфляция в настоящее время  в той  или  иной  степени  охватывает практически все страны мира. Борьба  с  ней  с  целью  ее  снижения  требует больших сил и материальных затрат.

             С начала капиталистической эпохи  производства за инфляцией   укрепилось понятие,  как  о  негативном  процессе,  рождающего  социальные  катастрофы. Однако вопреки этой точке зрения в  развитых  капиталистических  странах,  в соответствии с  последними  достижениями  экономической  мысли,  сознательно поддерживается необходимый уровень инфляции, что стало возможным  в  большей части в силу  развития  и  усовершенствования  аппарата  и  инструментов  её контроля.

           И сейчас в ходе последних  событий, как никогда остро  стоит проблема  по предотвращению новых скачков инфляции, что напрямую  связано  с  проведением неотложных мер по  преодолению  кризиса,  и  его  последствий,  стабилизации экономики России в  целом,  стабилизации  ее  финансовой  системы,  росту  и развитию  промышленности.  Подходов  к   решению   данной   задачи   разными экономистами предлагается не мало. Но сложность решения в  выборе  программы дальнейшего развития экономики страны и соответствующих  рычагов  и  мер  по преодолению кризиса, заключается  в  том,  что  они  тесно  взаимосвязаны  с политическим  курсом  страны:  развитие  по  рыночному  курсу  или  путь   к государственному регулированию экономики. Споры об оптимальных  вариантах  и сочетаниях мероприятий в данной области занимают  на  сегодняшний  день  умы как простых граждан, так и ведущих экономистов России и мира.

           Оценит предпринятые действия  время, и одним из основных  показателей  по оценке эффективности проводимых мер будет понижение уровня инфляции.

              Управление  инфляцией  представляет   важнейшую   проблему   денежно-кредитной и в целом экономической политики. При этом  необходимо  учитывать многосложный и много факторный характер инфляции,  поскольку  в  ее  основе лежат не только монетарные,  но  и  другие  факторы.  При  всей  значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия  денежной  эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них  –  стабилизация  и  стимулирование   производства,   совершенствование налоговой   системы,   создание    рыночной    инфраструктуры,    повышение ответственности  предприятий  за  результаты  хозяйственной   деятельности, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Практикум

       Ответить  на вопрос: как Центральный Банк страны должен изменить предложение денег в экономике в соответствии с количественной теорией денег, чтобы в целях борьбы с инфляцией при предполагаемом в этом году увеличении реального дохода в 1,1 раза инфляция увеличилась всего на 2% в год при стабильной скорости обращения денег. Назвать и описать возможные методы и инструменты антиинфляционной политики, которые будут задействованы ЦБ РФ для достижения этого результата.

               Монетаристское регулирование фактически сводится к схеме эмиссия денег - увеличение предложения денег на рынке обращения капитала - рост спроса на иностранную валюту - снижение обменного курса рубля - рост цен. Рамками этого контура ограничиваются и попытки ослабить зависимость «эмиссия денег - повышение цен».

       Центральный Банк страны должен был провести эмиссию денег в размере 110/102 = 1,08 или 8% от всей имеющейся денежной массы страны.

       К возможным методам, которые будут  задействованы ЦБ можно отнести:

       - ставка рефинансирования (является  индикатором процентных ставок  на финансовом рынке. Банки  ориентируются на этот показатель поскольку его задает Центробанк);

       - операции на открытом рынке  (осуществляются Центробанком как  эмитентом и как органом, осуществляющим  регулирование денежной массы  с помощью операций с этими  же облигациями);

       - норма обязательных резервов (требования к уровню обязательных банковских резервов подвержены частым изменениям, позволяющим использовать этот инструмент для оперативного управления). 
 
 
 

Литература 

1.Бункина М.К.  Макроэкономика: учебник. - М.: МГУ им. Ломоносова «ДИС», 2001. - 416 с.

2.В.Кизилов, Г. Сапов. Инфляция и её последствия / под ред. Е. Михайловской. - М.: РОО "Центр "Панорама, 2006. - 146 с.

3.История России XX - начала XXI века под ред. Л.В. Милова 2006 г.

4.Клавдиенко Е. Государственное регулирование в экономике// Проблемы теории и практики управления. 2005, №6, с. 29-37

5. Экономическая  теория. Учебник. / Под ред. И.П.Николаевой. – М.: «Просрект», 2000. – 448 с.

6.http://www.regnum.ru/news

Данная  работа скачена с сайта Банк рефератов http://www.vzfeiinfo.ru ID работы: 27900 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Данная  работа скачена с сайта Банк рефератов http://www.vzfeiinfo.ru ID работы: 27900

Информация о работе Антиинфляционная политика государства и её основные направления