Антиинфляционная политика государства и её особенности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 12:00, курсовая работа

Описание работы

Целью моего исследования является нахождение оптимальной стратегии регулирования инфляции, способствующей экономическому росту, подъему национального производства, и улучшению жизненных условий российского народа.
Задачей моего исследования является разработка конструктивной антиинфляционной модели экономического развития, которая помогла бы России быстрее выйти из кризиса.

Содержание

Введение 3 3
Глава 1. Варианты антиинфляционной политики государства 5
1.1 Адаптивная политика 6
1.2 Активная политика 7
1.2.1 Кейсианская антиинфляционная политика 8
1.2.2 Монетаристская антиинфляционная политика 9
1.2.3 Структурализм 14
Глава 2. Особенности антиинфляционной политики в России 15
2.1 Инновационный и антиинфляционный векторы экономической политики России 17
2.2 Внешние и внутренние условия проведения монетарной политики и обоснование ее целей 19
2.3 Система мер стимулирующей монетарной политики 23
2.4 Антиинфляционная полтика России в условиях мирового кризиса 30
Заключение 33
Список использованной литературы 35

Работа содержит 1 файл

КУрсовая.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

Монетарная программа

 

 

 

I этап

II этап

 

Следствия:

 

 

 

 

             

             

 

 

III этап

 

Следствия:

 

 

Несмотря на жесткость и сильный радикализм (сначала углубляется спад, усиливается безработица, общество угнетает социальная нестабильность, ухудшается криминальная обстановка, происходит стагнация инвестиционного климата), эффект от монетаристских рецептов, использованных в США (рейганомика), Великобритании (тэтчеризм) и в других странах, привел длительному и эффективному подъему.[7]

Экономические взгляды монетаристов легли в основу стандартного набора рекомендаций Международного валютного фонда (МВФ) развивающимся и постсоциалистическим странам для стабилизации их экономик (меры ортодоксальной специализации). Практика показала,что без задействования немонетаристких инструментов экономического регулирования ( таких, как фиксация валютного курса, деиндексация контрактов, административные ограничения отдельных видов цен, политика доходов и т.д.), результаты монетаристской политики оказываются низкими: резкий экономический спад, высокая безработица, падение уровня жизни населения.

Все это сопровождалось ростом критических взглядов на орто­доксальные монетаристские концепции среди ряда ученых и прак­тиков и побудило их к поискам иной, альтернативной монетаризму экономической концепции, отвечающей в первую очередь реалиям стран с переходной экономикой. Такой концепцией стал структура­лизм, крупнейшими центрами развития которого стали США (Л. Тэйлор), Израиль и латиноамериканские страны. Необходимо отметить, что в 1997 г. негативно оценил монетаристские концепции макро­экономического регулирования для развивающихся и переходных стран МВФ, официальная позиция которого теперь состоит в не­обходимости мощного государственного вмешательства в переход­ных экономиках.

1.2.3 Структурализм

Ключевой элемент этой концепции — утверж­дение о наличии "инерционной инфляции", не связанной с рас­ширением денежной массы. Такая инерция вызывается явлениями долгосрочной адаптации экономики к высокому уровню инфля­ции, в частности возникновением у экономических субъектов вы­соких инфляционных ожиданий. Ими приводятся в действие раз­личные адаптационные механизмы (например, индексация контрак­тов под ожидаемый темп инфляции), что само вызывает усиление инфляции, возникает ситуация порочного круга, который, как показала практика латиноамериканских стран, практически невоз­можно разорвать традиционными методами, не вызывая тяжелых побочных последствий, таких, как резкий спад производства.

В рамках данной концепции произошла определенная интегра­ция структуралистских идей с концепциями поздних кейнсианцев. В первую очередь это касается концепции инфляции издержек, т.е. роста цен, вызванного не расширением денежной массы, а в значительной степени автономным от нее ростом издер­жек. Кроме того, была обнаружена возможность инфляционного воздействия внешнего рынка на "открытые" экономики развиваю­щихся стран ("импорт инфляции").

Это привело структуралистов к мысли о принципиальной неэффективности монетаристских "стабилизационных" мер и о необхо­димости прямого административного ограничения инфляции. Ими был сформирован соответствующий инструментарий (например, "гетеродоксный шок" — одновременное замораживание основных цен и доходов с целью сбить уровень инфляционных ожиданий, меры по борьбе с инфляцией издержек и т.п.). Кроме того, по мне­нию структуралистов, требования по ограничению бюджетного дефицита, кредитной эмиссии и т.п. являются чрезмерно строгими и могут быть существенно смягчены. Практика применения структу­ралистских антиинфляционных мер в Аргентине и Бразилии дока­зала возможность проведения экономической стабилизации в стра­не без значительного спада производства при удержании уровня инфляции в приемлемых рамках. Однако в случаях когда происходит резкое ослабление контроля за приростом денежной массы, инфляция становится галопирую­щей.[8]

Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что рыночная система хозяйства является инфляционной. Бороться с инфляцией необходимо только в случае, если её темпы превышают умеренные (до 10% в год). Существует два основных направления антиинфляционной политики: кейнсианство и монетаризм. Но, как подтверждает практика, ни одно их них не идеально. Для эффективной борьбы с инфляцией необходимо разумное сочетание двух этих методов. В настоящее время экономисты всего мира ведут поиск новых, альтернативных направлений антиинфляционной политики.

 

Глава 2. Особенности антиинфляционной политики в России

Внимание к инфляционным процессам в России всегда были пристальными из-за чрезвычайно высокой социальной значимости этого явления. К сожалению, в России фактически отсутствует положительная история достижения инфляционных целей, что подрывает доверие к официальным прогнозам и к проводимой социальной политике.

Инфляция, по мнению Кудрина, и сейчас остается одной из главных бед российской экономики. В нынешних условиях, когда резко выросли потребности банков и компаний в заемных средствах на внутреннем рынке (на внешнем занять практически невозможно), именно она не позволяет снизить процентные ставки по кредитам. Контроль над инфляцией Кудрин называет одним из важнейших условий для обеспечения долгосрочного роста и считает оправданной политику ЦБ по повышению ставок в экономике. [9]

По мере углубления мирового финансового кризиса в 2008 г. кризисные явления усиливались и в нашей стране. Потребительские цены в России по итогам 2008 года выросли на 13,3%, а за первые два месяца 2009 года составила 4,5%. Рост потребительских цен стал максимальным с 2002 года (тогда они выросли на 15,1%). В 2007 году инфляция в РФ составила 11,9%, в 2006 году - 9%, в 2005 году - 10,9%, в 2004 году - 11,7%, в 2003 году - 12,0%. [10]

В федеральный бюджет на 2008 год инфляция изначально закладывалась на уровне 7%, затем правительство неоднократно повышало прогноз по инфляции. По словам аналитиков, причинами высокой инфляции в 2008 году стали масштабный приток капитала в 2007 году и I половине 2008 года, высокий рост тарифов на услуги монополий и существенный рост бюджетный расходов.

«Две причины высокой инфляции в 2008 году: внешняя - бум мировых цен на сырье и продовольствие; внутренняя - увеличение темпов роста тарифов в РФ», - считает главный экономист ФК «Уралсиб» Владимир Тихомиров.[11]

Банк России пока не изменил прогноз по инфляции по итогам 2009 г, который составляет не более 13%. Кроме того, он отметил, что ожидается небольшой скачок инфляции в феврале-марте текущего года по сравнению с прошлогодними показателями. "Это произойдет из-за корректировки импортных контрактов. Но все равно инфляция в феврале-марте будет меньше, чем в январе текущего года", - добавил А.Улюкаев. "Инфляция замедляется. Я не считаю, что есть риск 15% по итогам года. Мы повторяем прогноз в 13% в нашем докладе для Национального банковского совета ", - сказал А. Улюкаев.

2.1 Инновационный и антиинфляционный векторы экономической политики России

В настоящее время в российской экономической политике обозначились два вектора, определяющие социально-экономическое развитие в ближайшие годы - инновационный и антиинфляционный векторы.

Инновационный вектор действует в направлении модернизации российской экономики с использованием высоких технологий и инноваций. Реализация инновационного сценария социально-экономического развития России до 2020 г. предполагает осуществление ряда мер, стимулирующих экономическое развитие и НТП.

Второй вектор направлен на усиление борьбы с инфляцией «любой ценой». Он является ответом на угрозу ее неконтролируемого ускорения в условиях высоких цен на энергоносители, повышения цен на продовольственные товары, приближения внутренних цен на газ к экспортным и опережающего роста доходов населения по сравнению с производительностью труда.

Два вектора экономической политики России

Признаки инновационного вектора

 

Признаки антиинфляционного вектора

 

• Постановка задачи перехода российской экономики на инновационный путь развития;

• Увеличение реальных расходов на науку и создание государственной корпорации «Российские нанотехнологии»;

• Существенное укрепление капитальной базы государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности»;

• Создание объединенных госкорпораций в высокотехнологичном секторе;

• Увеличение госинвестиций в развитие «человеческого капитала»;

• Создание Фонда национального благосостояния;

• Инициирование предоставления налоговых льгот предприятиям и снижения ставки НДС.

 

• Декларирование ЦБ перехода к таргетированию инфляции как основной цели денежно-кредитной политики;

• Декларирование ЦБ перехода к свободному «плаванию» валютного курса;

• Доминирующее желание повышать ставку рефинансирования и нормативы обязательных резервов в условиях нормального течения экономической жизни;

• Разграничение «нефтегазового» и «ненефтегазового» бюджетов;

• Стерилизация «долларовой» эмиссии путем «замораживания» бюджетных средств на счетах в ЦБ;

• Отказ от активной борьбы с утечкой капитала;

• Заявления о невозможности снизить налоговые ставки еще в течение многих лет.

 

 

Эти векторы противоречат друг другу, так как предполагают осуществление взаимоисключающих мер экономической политики в целом и монетарной - в частности. Основное расхождение наблюдается между двумя способами использования нефтегазовых доходов бюджета, «принесенных ветром». [12]

 

2.2 Внешние и внутренние условия проведения монетарной политики и обоснование ее целей

 

Все последние годы основная часть нефтегазовых доходов бюджета «замораживалась» на счетах в ЦБ с целью стерилизации «нефтедолларовой» денежной эмиссии. Такую монетарную политику называют «стерилизационной». Ее результат - недофинансирование инвестиций в развитие инфраструктуры, высоких технологий, отраслей обрабатывающей промышленности.[13] Поэтому основная проблема монетарной политики России - поиск способов увеличить на порядок бюджетное и банковское финансирование инвестиций в социально-экономическое и научно-техническое развитие без резкого усиления инфляции. Для перехода к такой политике, стимулирующей развитие, необходимо решить ряд проблем теоретического и практического характера, и в первую очередь выбора целей, инструментов и правил монетарной политики в российских условиях. Их можно подразделить на внешние и внутренние.

Важнейшим внешним условием является динамика мировых цен на экспортируемые Россией энергоносители. Монетарная политика, проводившаяся в России в период высоких цен на нефть, подвергалась жесткой критике. Эту критику и предложения ученых, практиков и политиков ЦБ и Минфин, как правило, игнорировали. Их руководители выступают в прессе и научной периодике с аргументами в защиту проводимой ими «стерилизационной» политики, считая ее в целом верной. При этом оценки результатов монетарной политики Банком России и Минфином и их оппонентами диаметрально различаются.

 

Оценки монетарной политики (МП) в зависимости от приоритетности ее целей и существенности ограничений.

Декларация ЦБ и Минфином

успехов МП

 

Критика оппонентами ЦБ и Минфина

просчетов МП

 

      Чистый ввоз частного капитала;

      Большой приток иностранных инвестиций;

      Повышение международных кредитных рейтингов России и ее предприятий;

      Создание «подушки безопасности» в виде золотовалютных резервов (ЗВР);

      Относительная устойчивость к мировому финансовому кризису;

      Поддержка российской банковской системы;

      Положительное текущее сальдо платежного баланса;

      Рост обрабатывающих производств;

      Низкая реальная ставка рефинансирования, оперативное реагирование ЦБ на дефицит банковской ликвидности в 2008 г.

 

      Огромная утечка капитала (млрд долл. в 2008 г.);

      Преобладание иностранных кредитов над прямыми иностранными инвестициями;

      Образование внешней «долговой ловушки», как перед «азиатским кризисом»;

      Деинвестирование основного капитала;

      Обвалы фондового рынка в 2008г.;

      Отсутствие «длинных» пассивов у банков;

      Большая величина «неработающих» активов банков;

      Убытки и упущенная выгода от «замораживания» огромных бюджетных средств и вывоза их за рубеж в виде ЗВР;

      Прогнозируемое ЦБ возникновение в 2010 г. отрицательного сальдо счета текущих операций платежного баланса (ПБ);

•    Опережающий рост импорта;

•    Завышенность ставки рефинансирования, неразвитость системы рефинансирования.

 

 

Оценка успешности монетарной политики зависит от выбора критериев. Главным из них выступает соответствие монетарной политики целям, задаваемым государством и обществом. При этом Минфин и ЦБ считают основной целью денежно-кредитной политики, а следовательно, и критерием ее успешности достижение низкой инфляции. С правовой точки зрения их позиция противоречит Закону о ЦБ. Основную его функцию, равно как и первую основную цель, нельзя сводить к подавлению инфляции.[14]

 

Цели монетарных властей

Минфин и ЦБ

 

Законодательство

 

      Последовательное снижение темпов инфляции до 3% (главная, или основная, цель);

      Сглаживание колебаний валютного курса вокруг тренда.

 

      Конституция РФ: защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция ЦБ

      Согласно Закону «О Банке России», целями его деятельности являются:

      защита и обеспечение устойчивости рубля;

      развитие и укрепление банковской системы;

      обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

 

 

Тем не менее в «Основных направлениях единой государственной денежно - кредитной политики на 2009 год и на период 2010 и 2011 годов»

в качестве основной задачи этой политики выступает последовательное снижение инфляции. Для ее решения ЦБ намерен применять и развивать такие элементы режима инфляционного таргетирования, как приоритет цели

по снижению инфляции над другими целями и среднесрочный характер ее установления, для чего потребуется переход к режиму свободно плавающего валютного курса. Это предполагает отказ от активного противодействия чрезмерному укреплению рубля путем проведения ЦБ интервенций на внутреннем валютном рынке.[15]

Информация о работе Антиинфляционная политика государства и её особенности в России