Антиинфляционная политика государства: сравнительный анализ концепций и методов регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 00:49, курсовая работа

Описание работы

Современный термин «инфляция» (от латинского слова inflation – вздутие, разбухание) был позаимствован из медицины. А применительно к денежному обращению это слово стали употреблять лишь в XIX веке в период гражданской войны в США 1864-1865 гг. Приоритет введения в научный оборот термина «инфляция» приписывают А.Дельмару, издавшему в 1864 г. в Нью-Йорке пропагандистский памфлет «Предупреждение народу: Бумажный пузырь»

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………3
1. Инфляция как показатель макроэкономической нестабильности………………….…….6

2. Антиинфляционная политика в странах рыночной экономики ……………………...…17
3. Антиинфляционная политика в переходной экономике Республики Беларусь…………25 Заключение ……………………………………………………………………………………..32

Список использованной литературы …………………………………………

Работа содержит 1 файл

Моя11.doc

— 439.50 Кб (Скачать)

     С начала кардинальных экономических  преобразований и перехода инфляции из скрытой формы в открытую в  ее развитии отчетливо прослеживаются 4 периода имеющие качественные характеристики:

     -1-  1991—1994 гг. — снижение всех макроэкономических показателей (1992—1994 гг. — гиперинфляция с выраженным инфляционным скачком цен);

     -2- 1995 —1996 гг. — период высокой инфляции, но уже с наметившейся тенденцией снижения ее темпов (приостановление обвального спада производства, снижение уровня дефицита госбюджета, а к концу периода — проявление положительной динамики ВВП, в 1996 г. прирост ВВП составил 2,8 %);

     -3-  1997— 1999 гг. — новый виток раскручивания инфляции и ее всплеск в 1999 г. (1997—1998 гг. — относительно высокие темпы прироста ВВП 11,4% и 8,4 %);

     -4- 2000—2005 гг. — период снижения темпов инфляции и их относительная стабилизация с замедлением темпов социально-экономического развития страны в начале периода (прирост ВВП в 1999 г. составил 3,4 %, в 2000 г. — 5,8%, в 2001 г. — 4,1 %).

     Основные  экономические показатели за годы кризиса  и в переходный период  приведены в таблице 3.1.

     Таблица 3.1

Основные  социально-экономические показатели за 1995-2005 года*.

  1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005
 Численность  безработных, зарегистрированных  на конец года,  в % к экономически  активному населению 2,9 4,0 2,8 2,3 2,1 2,1 2,3 3,0 3,1 1,9 1,5
Валовой внутренний продукт: всего, млрд. руб.  
121403
 
191839
 
366830
 
702161
 
3026064
 
9134
 
17173
 
26138
 
36565
 
49992
 
65067
Дефицит (-), профицит (+) консолидированного бюджета, млрд. руб. - 3288 - 3646 - 7946 - 9995 - 87936 - 55 - 276 - 45 - 584 + 21 - 432
Индекс  потребительских цен1), в процентах 344,0 163,1 281,7 351,2 207,5 146,1 134,8 125,4  
139,3 114,4 108,0

     * Данные в стоимостном выражении  приведены в фактически действовавших  ценах, за 1995 год с учетом деноминации  1994 года (уменьшение в 10 раз), за 2000 год - с учетом деноминации  2000 года (уменьшение в 1000 раз), индексы – в сопоставимых ценах.

     1) Декабрь к декабрю предыдущего года.

Разбивка  на периоды обусловлена существенными  различиями темпов инфляции на протяжении 1990—2005 гг. и спецификой этого процесса, протекающего с чередованием различных ее видов:

     1. С начала реформ и до середины 1993г. основным видом повышения  цен в республике была инфляция  спроса, факторами которой выступали  ценовые диспропорции отражающие  деформированность структуры экономики.  Из-за обвального роста цен  предложение превысило спрос. В ответ на ограничение спроса предприятия не сдерживали рост зарплаты, а переставали платить по обязательствам, стало не хватать денежной массы для обслуживания существующего спроса, что привело к отсрочке платежей, и, следовательно, росту задолженности. В экономике республики возник кризис неплатежей, другим важным фактором возникновения инфляции были огромные бесконтрольные государственные затраты. Государство поддерживало убыточные предприятия, наращивало госаппарат, шло на не всегда обоснованные социальные расходы, финансировались затраты, которые должны были быть переложены на самих экономических агентов. Увеличение монетарной базы сопровождалось одновременным повышением минимальной заработной платы, что сказывалось на росте издержек. Увеличение денежной массы в результате кредитных вливаний не успевало за ростом предложения товаров и услуг, и платежеспособный спрос не удовлетворялся. Резкому разрыву денежной и товарной массы способствовал также эффект ожидания инфляции. [8, с.72].

     2. Со второй половины 1993 г. преобладающей  формой инфляции в республике  становится инфляция издержек. Причинами  ее явились повышение цен на  российское сырье и энергию  до мирового уровня, значительный  рост издержек производства, доходов  населения в результате увеличения минимальной заработной платы и т.д. Наряду с инфляцией разворачиваются процессы рецессии.

     3. 1997—1999 гг. — доминирующим видом  выступала инфляция спроса, о  чем свидетельствует превышающий  рост индекса потребительских  цен над индексом цен производителей промышленной продукции.

     4. С 2000 г. инфляции спроса и  издержек тесно переплетаются,  но структура ее стала преимущественно  определяться “инфляцией издержек”  (примерно на 75 %), что обусловлено  ростом производственных затрат. В реальном секторе экономики наблюдается тенденция снижения важнейшего показателя эффективности производства — уровня рентабельности реализованной продукции, работ и услуг который за 2001 г. составил всего лишь 8,2 % против 15,2% в 1999 г. и 22,1 % — в 1992 г., т. е. отмечалось функционирование затратной экономики.

     Высокий рост потребительских цен в 1992 г. ознаменовал в республике начало борьбы с инфляцией. Снижение и сдерживание  темпов роста цен стало главной  задачей макроэкономической политики последующих лет. Инфляция в Беларуси в 1991 —1995 гг. была порождена в основном кредитно-денежной политикой ее государственно-финансовых органов. Дальнейшее сокращение кредитной эмиссии привело к адекватному снижению в республике инфляции. Значительное ее снижение в 1995 г. (в 6 раз по сравнению с 1994 г.) практически не отразилось на состоянии экономики Беларуси, оно продолжало ухудшаться. Это свидетельствовало о том, что реальные проблемы большинства белорусских производителей: производственные, сырьевые, сбытовые, инфраструктурные, финансовые и так далее — оставались нерешенными, а кредитная эмиссия представлялась наиболее простым и доступным средством поддержания экономики.

     Условия для проведения экономических реформ в Беларуси оказались сложнее, чем  в странах Восточной Европы в  силу следующих особенностей: различная продолжительность социалистической полосы” (более 70 лет), распад ранее единого государства, разрыв единого экономического пространства, огромная доля АПК в экономике.

     Начало  стабилизации экономического положения  страны и роста по важнейшим макроэкономическим параметрам было положено в 1996—2000 годах. Увеличилась доля негосударственного сектора экономики. В этом пятилетии выделялись две различные тенденции: относительно высокие темпы роста, характерные для начала периода (1996г. - первая половина 1998 г.), и замедление темпов экономического развития во второй его половине. Это обусловлено исчерпанием таких факторов, стимулировавших экономический рост в начале пятилетия, как недоиспользованный производственный и научно-технический потенциал, политика денежной экспансии, жесткое регулирование цен. Причиной обострения инфляционных процессов в 1998—1999 гг. является денежно-кредитная политика, связанная с опережающим эмиссионным кредитованием государственных программ в области жилищного строительства, а также последствиями финансового кризиса в России. [8, С.73].

     С 2000 г. в Беларуси стала проводиться  достаточно жесткая денежно-кредитная  политика, обеспечившая снижение темпов инфляции и создание условий для  оздоровления финансовой сферы. Обеспечение положительного уровня реальных процентных ставок и стабилизация рыночного курса белорусского рубля способствовало достижению сбалансированности спроса и предложения на денежном рынке, а также росту склонности к сбережениям в национальной валюте. Опережающая по сравнению с инфляцией девальвация официального курса белорусского рубля по отношению к доллару США привела к сокращению разрыва, а в сентябре 2000 г. — к единому курсу белорусского рубля на валютном рынке. В базисном пятилетии произошли значительные сдвиги в структуре экономики. Удельный вес добавленной стоимости промышленности в ВВП снизился с 27,6 % в 1995 г. до 25,5 % в 2003 г. Несколько повысился удельный вес строительства (с 5,4 до 6%) в основном за счет активизации жилищного строительства. Вместе с тем резко сократилась доля сельского хозяйства (с 15,1 до 7,7 %). Наметилась тенденция к увеличению в структуре ВВП доли отраслей, оказывающих услуги (с 41,1 до 44,7 %). Это объясняется развитием инфраструктуры финансовых, страховых и других услуг. Результаты антиинфляционной политики государства можно проследить по основным макроэкономическим показателям за последние годы (таб.3.2).

     Таблица 3.2

Основные  социально-экономические показатели за 2006-2008 года.

     
  2006 2007 2008
 Численность безработных, зарегистрированных на конец года,  в % к экономически активному населению 1,2 1,0 0,8
Валовой внутренний продукт: всего, млрд. руб. 110,0 108,6 110,0
Индекс  *потребительских цен1), в процентах 106,6 112,1 113,3

     * Индекс – в сопоставимых ценах.

     1) Декабрь к декабрю предыдущего года.

     В Беларуси процесс реформирования экономики  и общественных отношений не завершен. Несмотря на некоторое улучшение  макроэкономических показателей и  замедление инфляции, ситуация в республике остается сложной, а уровень инфляции достаточно высоким. Остро стоят проблемы структурных диспропорций в Беларуси, сложного финансового положения; большого количества убыточных предприятий с низкой рентабельностью и недостаточной конкурентоспособностью, с высокой материало- к энергоёмкостью выпускаемой продукции. Сохраняется монополизм во многих звеньях производственной сферы, государство еще остается основным собственником средств производства и товаропроизводителем. Накопленный инфляционный потенциал препятствует существенному улучшению экономической ситуации. Усложнение финансовых проблем блокирует рост инвестиций и обновление основных фондов. Не удалось в полной мере обеспечить интенсификацию инвестиционных процессов за счет внутренних сбережений. До настоящего времени сохраняется рост цен и опасность возникновения новых инфляционных всплесков. Ключевым  фактором в создании предпосылок для устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения является стабилизация инфляционных процессов. В этих условиях обществу требуется научно обоснованная детальная программа действий по осуществлению всего комплекса мер по переходу к рыночной экономике, прежде всего в области финансовой стабилизации и укрепления денежной системы. [8, С.74].

     Развитие  инфляционного процесса зависит от проводимой государством экономической политики, в рамках которой, в частности, могут приниматься специальные антиинфляционные меры. Государство при выборе методов макроэкономического регулирования может рассматривать различные системы мер в области налогово-бюджетной, денежно-кредитной, валютной и социальной политики. [9, с.22].

     Инфляцию, развивающуюся в масштабах, подрывающих  законы товарно-денежного обращения, можно считать одной из закономерностей  переходного периода. Очевидно, что  стержнем любой антиинфляционной политики является подавление причин инфляции и нейтрализация условий ее возникновения и развития.

     Так как системной причиной инфляция стала попытка форсированно внедрить форму свободного рынка в условиях неадекватной социально-экономической среды, самый общий рецепт обуздания и ликвидации инфляции – приведение в соответствие процесса общественного производства и его социально-экономических форм. При сохранении курса на рыночную трансформацию экономики это означает формирование развитой инфраструктуры рынка, институционализацию рыночных отношений, создание эффективных мер государственного воздействия на трансформационную экономику. [8, С.74-75]. Анализ, общей динамики инфляционных процессов в экономике Беларуси позволяет сделать вывод о невозможности перенесения опыта применения антиинфляционных мер в странах с развитой рыночной экономикой на нашу действительность, где рыночные отношения с их инфраструктурой еще не имеют законченных форм.

     В связи с возникновением хронической  несбалансированности экономики в ходе радикальных экономических реформ необходимо разработать в условиях реформирования эффективную антиинфляционную политику. Необходимы кардинальные рыночные преобразования: прежде всего демонополизация; развитие конкуренции; либеральное, стимулирующее деловую активность, законодательство. Следует незамедлительно приступить к упрощению и оптимизации управления. Стержнем экономической политики должно стать развитие малого и среднего бизнеса

     Подавление  инфляции в долгосрочном аспекте может быть достигнуто после создания надежного механизма, поддерживающего и стимулирующего инвестиционную деятельность. Инвестиции также зависят от текущих темпов инфляции. Кардинальное решение проблемы иностранных инвестиций зависит от институциональных преобразований и законодательства по вопросам собственности условии деятельности совместных и иностранных предприятий.

Информация о работе Антиинфляционная политика государства: сравнительный анализ концепций и методов регулирования