Антиинфляционная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 11:44, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: изучить антиинфляционную политику государства.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………..3
2. Негативное влияние инфляции на национальную экономику…………4
3.Социальные последствия инфляции……………………………………..10
4. Основные государственные антиинфляционные мероприятия……….16
5. Заключение………………………………………………………………..23
6. Список литературы……………………………………………………….25
7. КТЗ…………………………………………………………………………26

Работа содержит 1 файл

курсовая антиинфляция оригинал.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

    Таким образом, инфляция  ведёт  к  перераспределению  национального  дохода, является как бы сверхналогом  на  население,  что  обусловливает  отставание темпов роста  номинальной,  а  также  реальной  заработной  платы  от  резко возрастающих цен на товары и услуги. Ущерб от инфляции терпят все  категории наёмных работников, лица свободных  профессий,  пенсионеры,  рантье,  доходы которых либо  уменьшаются,  либо  возрастают  темпами  меньшими,  чем  темпы инфляции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Социальные последствия инфляции 

    Инфляция  оказывает влияние на все слои общества страны и на всю страну в целом, поэтому важно рассмотреть  влияние инфляции на социальную сферу  страны – с точки зрения потребителей и с точки зрения производителей.

       

    Социальные  последствия инфляции для потребителей 

    Когда народное хозяйство поражено инфляцией, потребители становятся ее жертвами, которым приходится страдать от падения  уровня жизни. Это происходит в разных формах.

    Если  инфляция носит открытый характер, проявляется в непрерывном общем повышении цен, то падает реальная ценность личных сбережений, хранящихся в виде наличных денег или на банковских счетах.

    Каждый  новый виток роста цен неумолимо  сокращает массу товаров, которую  способны приобрести владельцы таких  сбережений. В лучшем положении оказываются владельцы акций, надеющиеся хотя бы и на инфляционное, но повышение дохода. Следовательно, период инфляции благоприятен для проведения ускоренной приватизации экономики. Обладатели сбережений будут стремиться купить акции, предъявлять повышенный спрос на них, чтобы стать совладельцами собственности и сохранить свои сбережения.

    Наименьший  ущерб несут те, кто успел вложить  сбережения в недвижимость, твердую  валюту или материальные ценности (золото), которые в принципе могут только дорожать. Однако предложения на рынке, например, золота по понятным причинам ограничены. В сочетании с инфляционным спросом это приводит к высоким ценам, недоступным для большинства обладателей сбережений.

    В условиях открытой инфляции банки удержат сбережения, если установленный ими процент по вкладам превысит текущий темп роста цен. Эта разница должна быть не меньше уровня адаптивных инфляционных ожиданий, ибо многие депозиты задерживаются в банках на определенное время. Тогда процент смог бы защитить сбережения от обесценивания и способствовать притоку вкладов. Если государство стремится свести к минимуму потери населения от открытой инфляции, необходимо обеспечить гражданам возможность свободного вложения сбережений в акции или недвижимость.

    В экономике, где подавленная инфляция, положение владельцев сбережений становится более тяжелым. В условиях хронического товарного дефицита повышение процента по вкладам едва ли даст положительный результат. Оно может в определенной степени предотвратить обесценение сбережений, но не спасет от тотального дефицита товаров, когда сбережения не на что тратить. При подавленной инфляции нельзя избежать физической утраты части сбережений, особенно хранящихся в наличных деньгах и на банковских счетах. Очевидно, что для минимизации потерь потребителей необходим постепенный переход к открытому типу инфляции.

    В период инфляции снижаются текущие  реальные доходы потребителей, свидетельствуя об ухудшении ежедневных показателей  их благосостояния. Падение уровня жизни наиболее заметно при подавленной инфляции, поскольку индексация и другие методы защиты населения от инфляции относятся к денежным доходам и не влияют на дефицит товаров и услуг.

    Внешне  кажется, что в условиях открытой инфляции положение потребителей более  благополучно, чем при подавленной инфляции, — нет дефицита товаров и осуществляются компенсационные меры. В действительности благосостояние населения все равно снижается.

    Во-первых, противоинфляционные выплаты не могут поспеть за динамикой цен, поскольку последние растут ежедневно, а пересмотр ставок заработной платы и фиксированных доходов происходит через определенное время. Чем больше это запаздывание, тем ощутимее удары инфляции по текущему потреблению.

    Во-вторых, предугадать возможное повышение  цен, особенно при неуправляемой гиперинфляции, крайне сложно. Борясь с дефицитом бюджета и стремясь экономить на любых статьях расходов, правительства обычно недооценивают инфляционную опасность. Поэтому противоинфляционные компенсации редко бывают достаточными, что делает неизбежным падение уровня жизни.

    В-третьих, подобные компенсации в принципе не могут быть полными. В обстановке инфляции издержек государство вынуждено  идти на компромиссные решения, когда  противоинфляционные добавки не полностью покрывают потери доходов от роста цен. При этом уменьшение реальных доходов неминуемо.

    Таким образом, открытая и подавленная  инфляция отрицательно влияют на сбережения и текущее потребление, ухудшая  благосостояние населения.

    В этом же направлении действует эффект инфляционного налогообложения. Он проявляется в экономике с прогрессивной системой подоходного налогообложения. Регулярно получая денежные компенсации при открытой инфляции, налогоплательщик перемещается в группу лиц с более высокими доходами и соответственно большей ставкой налогообложения. При этом он отдает государству возрастающую часть своего дохода. Нельзя исключить вариант, когда сумма, оставшаяся после вычета налога, по своей покупательной способности кажется меньше той, что была до начала инфляционного роста заработной платы. Для нейтрализации эффекта инфляционного налогообложения необходимо усовершенствование налогового законодательства. В нем, в частности, следует предусмотреть автоматическую коррекцию ставок подоходных налогов в зависимости от динамики индекса цен.

    Социальное  расслоение, углубление имущественного неравенства населения — непременный  спутник открытой инфляции. Так, немало благ относится к товарам неэластичного  спроса, входящим в любой потребительский  набор. Их постоянное подорожание оборачивается  прямым снижением жизненного уровня малообеспеченных. Для состоятельных людей текущее потребление может не измениться или даже возрасти, сокращая сбережения. Получается, что во время инфляции происходит перераспределение доходов, которое явно несправедливо.

    Попытки государства снизить неравенство с помощью противоинфляционных компенсаций чреваты появлением новой несправедливости. Поскольку такие выплаты обычно носят избирательный характер и предназначаются малообеспеченным лицам, то наибольшие относительные потери реальных доходов приходятся на долю средних слоев общества. Заметим, что средний класс является самой массовой экономически активной частью современного общества и ущемление его интересов отнюдь не безопасно.

    Посмотрим на проблему в целом. Выше отмечалось, что, распределяя противоинфляционные  выплаты, государство не в состоянии  всем и все компенсировать. Вместе с тем избирательность в распределении  противоинфляционных компенсаций  обязательно приводит к усилению неравенства и несправедливости, деформирует структуру доходов, повышает социальную напряженность. Судя по мировой практике, проблема неразрешима до тех пор, пока идет неконтролируемая инфляция. 
 

    Социальные  последствия инфляции для производителей. 

    Инфляция отрицательно сказывается не только на благосостоянии людей, страдает и производство. Так, по мере нарастания подавленной инфляции ослабевают стимулы к труду. Это объясняется тем, что товарный дефицит ведет к уравнительному распределению предметов потребления, не связанному с эффективностью труда. Это обрекает экономику на низкую эффективность и технологическую отсталость.

    Когда открытая инфляция выходит из-под  контроля государства, происходят глубокие деформации рыночного механизма. Чем  сильнее инфляция, тем больше она влияет на спрос и цены, тем меньше последние отражают реальные потребности и их динамику. В инфляционной экономике цены перестают давать сигналы инвестициям, дезориентируют их. В результате отраслевые и региональные диспропорции становятся неизбежными.

    Цены  в период открытой инфляции обычно растут быстрее номинальных доходов. У предпринимателей издержки на заработную плату растут медленнее затрат на приобретение средств производства, что делает более выгодным сохранение устаревшего и сравнительно дешевого оборудования, чем замену его новым и более дорогим. Из-за опережающего роста цен старая трудоемкая технология может приносить больше прибыли, чем новая. Это обстоятельство отрицательно влияет на техническое состояние производства, тормозит освоение новых технологий.

    В обстановке открытой инфляции повышению  эффективности производства препятствует инфляционное налогообложение, изымающее  часть прибыли, которую можно  было бы вложить в развитие бизнеса.

    Наконец, в период активной инфляции наблюдается общее замедление экономического развития. Поскольку предугадать движение цен и издержек практически невозможно, предприниматели предпочитают воздерживаться от крупных капитальных затрат с длительными сроками окупаемости. Выбор этой модели экономического поведения продиктован также неясными перспективами в отношении финансирования инвестиций, так как владельцы сбережений опасаются надолго расставаться с ними.

    Главное же состоит в том, что неуправляемая  инфляция делает плохо управляемым  все народное хозяйство. Организуя регулирование рыночной экономики, государство полагается в основном на косвенные методы (налог на прибыль и др.). Объектами воздействия становятся денежные параметры экономической деятельности фирмы, банка, потребителя —доход, прибыль, сбережения и т. п. Управление может принести желаемые результаты, если денежная система достаточно устойчива. Дестабилизируя ее, инфляция автоматически снижает эффективность экономических регуляторов, что подталкивает государство к использованию административных способов воздействия. Тем самым инфляция обесценивает не только деньги, но и всю систему регулирования рыночного хозяйства.

    Инфляция  — весьма распространенный экономический  недуг, от которого в последние десятилетия  пострадали многие развитые страны. Однако справиться с нею можно, о чем свидетельствует мировая практика.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4. Основные государственные антиинфляционные мероприятия.

    Правительство каждой страны, находящейся в кризисе, должно проводить  антиинфляционную политику. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.

                                                        Косвенные методы

          Косвенные методы включают в себя:

    1. Регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком;

    2. Регулирование ссудного и счетного процесса коммерческих банков через управление ими  центральным банком;

    3. Обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

    Прямые  методы

          Прямые методы регулирования  покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:

    1. Прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;

    2. Государственное регулирование цен;

    3. Государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;

    4. Государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.

          Сбивать темпы инфляции - значит сокращать разницу между  денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого подходят все те методы, которые ведут экономику к равновесию. К первоочередным мерам относятся следующие:

    1. Обеспечение        страны   в   достатке   продовольствием.   Это   первейшее    условие любых  реформаторских    усилий.    Для    налаживания продовольственного дела  в   стране следует  оказать государственную  финансовую   помощь  сельскохозяйственным предприятиям всех  видов собственности:

           а) установление   порядка   выдачи   кредитов   сельскохозяйственным  предприятиям  под векселя с погашением их за счет будущего урожая;

           б) установление государственных закупочных цен,   а   также цен   на   потребляемые   в сельскохозяйственном     производстве      ресурсы     на     уровне,     обеспечивающем рентабельную   работу   товаропроизводителей   и   создания    системы    контрактной торговли промышленными  товарами в обмен на сельскохозяйственную продукцию.

    2.  Воссоздание   разрушенного   инвестиционного   поля   народного       хозяйства,    без      чего функционирование   экономики становится невозможным.   В   этих целях надо прежде всего восстановить  на   банковских   счетах предприятий путем индексирования   утраченные из-за резкого   роста   цен   и   обесценивания рубля суммы амортизации и собственных оборотных денежных средств.

    3.  Налаживание    снабженческо-сбытовых  связей  между  предприятиями. Хозяйственные связи предприятий в рыночном режиме наиболее эффективны в основном через системы   крупных оптовых купцов-синдикатов. Эти структуры могут   функционировать   в   рамках отдельных регионов, в общероссийском и межгосударственном масштабе .

Информация о работе Антиинфляционная политика государства