Антиинфляционная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2011 в 16:42, контрольная работа

Описание работы

В настоящей работе мною будут рассмотрены социально – экономические последствия инфляции и основные методы антиинфляционной политики государства, а также особенности антиинфляционной политики в России.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Социально-экономические последствия инфляции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
2. Монетаристские и кейнсианские методы антиинфляционной политики . . . 6
3. Особенности антиинфляционной политики в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Практикум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25

Работа содержит 1 файл

Антиинфляционная политика государства.docx

— 127.74 Кб (Скачать)

     Кейнс предложил следующие инструменты  регулирования совокупного спроса:

  1. предлагалось снизить проценты на кредиты, что увеличит разрыв между стоимостью кредитов и ожидаемой прибыльностью капиталовложений, поднимет их «предельную эффективность». Предприниматели будут вкладывать денежные средства не в ценные бумаги, а в развитие производства.   
  2. чтобы стимулировать эффективный спрос, Кейнс рекомендовал увеличить государственные расходы, инвестиции и закупки товаров. Расчет делался на то, что государство «будет брать на себя все большую ответственность за прямую организацию инвестиций». Предполагалось, что расширение инвестиционной деятельности государства будет направлено, прежде всего, на организацию общественных работ — строительство шоссейных дорог, освоение новых районов, сооружение предприятий.
  3. намечалось перераспределение доходов в интересах социальных групп, получающих наиболее низкие доходы. Такая политика была призвана увеличить спрос этих социальных групп, повысить денежный спрос массовых покупателей. Склонность к потреблению в обществе должна увеличиться.
 

     В итоге, утверждал Кейнс, расширится производство, будут привлечены дополнительные работники, сократится безработица. Рассматривая два инструмента регулирования спроса — денежно-кредитный и бюджетный, Кейнс отдавал предпочтение второму. Во время спада инвестиции слабо реагируют на снижение уровня процентной ставки (денежно-кредитный способ регулирования). Значит, главное внимание следует уделять не снижению процентной ставки (косвенная форма регулирования), а бюджетной политике, в том числе увеличению тех расходов самого государства, которые стимулируют инвестиции фирм.

     Со второй половины 70-х – начала 80-х г.г. шел интенсивный поиск  новых подходов к регулированию  экономики. Если при разработке  теории Кейнса центральным вопросом  была безработица, то затем  ситуация изменилась. Главной стала  проблема инфляции при одновременном  снижении производства. Эта ситуация  получила название стагинфляции. Кейнсианские рекомендации по увеличению бюджетных расходов и проведению политики дефицитного финансирования в изменившихся условиях оказывались непригодными. Бюджетные манипуляции могли только усилить инфляцию, что и происходило.

     Началась переоценка ценностей,  поиск новых рецептов. Был выдвинут лозунг «Назад к Смиту!», что означало отказ от методов активного государственного вмешательства в экономику. Немаловажное влияние в процессе разработки новой концепции и пересмотра экономической политики получили рекомендации монетаристов, во главе которых стоял М. Фридман.

     Основные положения концепции  Фридмена и его сторонников:

1. Устойчивость  частного рыночного хозяйства.  Монетаристы считают, что рыночное  хозяйство в силу внутренних  тенденций стремится к стабильности, самоналаживанию. Система    рыночной    конкуренции обеспечивает   высокую   стабильность. Цены исполняют роль главного инструмента, обеспечивающего корректировку в случае нарушения равновесия. Если имеют место диспропорции, нарушения, то это происходит, прежде всего, в результате внешнего вмешательства.

2. Число  государственных регуляторов сокращается  до минимума, исключается или  снижается роль налогового, бюджетного  регулирования (административных  методов).

3. В  качестве главного регулятора, воздействующего  на хозяйственную жизнь, служат  «денежные импульсы», денежная  эмиссия. Фридмен утверждал, ссылаясь  на «монетарную» историю Соединенных  Штатов, что между динамикой денежной  массы и динамикой национального  дохода существует самая тесная  корреляционная связь и денежные  импульсы — самая надежная  настройка экономики. Денежная  масса влияет на величину расходов  потребителей, фирм; увеличение массы  денег приводит к росту производства, а после полной загрузки мощностей  — к росту цен.

4. Поскольку  изменения денежной массы сказываются  на экономике не сразу, а  с некоторым опозданием (лагом)  и это может вести к неоправданным  нарушениям, то следует отказаться  от краткосрочной денежной политики. Ее следует заменить политикой,  рассчитанной на длительное, постоянное  воздействие на экономику, имеющее  целью рост производственного  потенциала. Данное положение, как   и  другие, также направлено  против кейнсианского курса на  текущее урегулирование конъюнктуры:  кейнсианские коррективы запаздывают  и могут приводить к противоположным  результатам.

     Монетаристы  исходят  из  того,  что  главная  функция  денег  —  служить финансовой  основой  и  важнейшим  стимулятором   экономического развития.

Регулирование  денежной  массы  через   систему   банков   воздействует   на распределение   ресурсов   между   отраслями,   способствует    техническому

прогрессу, поддержанию экономической активности.

     Денежным инструментом следует  пользоваться  осторожно.  Если  происходит относительно  небольшое  увеличение   количества   денег   в   обращении   и соответственно повышение цен, согласуемые с темпом экономического роста,  то создаются необходимые предпосылки для равновесия между денежным  и  товарным секторами. Если  цены  растут  быстро,  то  развертывается  неконтролируемая инфляция. Снижается покупательная сила денег. Потребность в них  возрастает, ибо увеличивается объем товарооборота (в  номинальном  выражении).  Нехватка денежных средств может привести к кризису платежей и расчетов.

     Как говорилось выше, спрос на  деньги  формируется  на  основе  сравнения

альтернативных  выгод.  В  связи  с  ожидаемой   инфляцией   все   стремятся

освободиться  от «горячих» денег. Их трансформируют в  другие  виды  активов, например, в ценные бумаги, недвижимость,  а  не  в  производство,  так как  риск инвестиционных вложений растет.

     Исходные  положения  монетаристской  теории  —   устойчивость   рыночного механизма, его способность к саморегулированию;  при  этом  имеется  в  виду наличие в обществе определенных  условий.  Оптимизация  структуры  богатства предполагает, что средний  класс  обладает  основными  формами  богатства  и может  выбирать,  что  полезнее   для   максимизации   доходов.   Необходимы предпосылки  для  свободного  вложения  ресурсов  и   перемещения   активов; совокупный спрос на деньги должен стабилизироваться.

     Монетаристская концепция и монетаристские  рецепты отличаются от кейнсианских, а иногда и противоречат им. Вместе  с  тем  было бы  неправильно  проводить  резкую  грань  между  этими  двумя  подходами  к проблеме экономического регулирования. Обе теории построены применительно  к условиям,  прежде  всего,  рыночной  экономики.   В   известной   мере   они взаимодополняют друг друга,  составляя  теорию  определения  общего  дохода. Кейнс обосновывает количественную зависимость доходов от  расходов,  Фридмен — зависимость доходов от денег. 

3. Особенности антиинфляционной политики в РФ 

      Экономика России носит переходный  характер. Это предполагает иное, отличное от практики развитых  стран протекание инфляционных  процессов. Достаточно долго инфляция  в России носила скрытый характер. И лишь с 1992 г. она стала  открытой. Причем отдельные исследователи отмечают, что безынфляционной отечественная экономика была в течение девяти послевоенных лет.

      Чтобы понять особенности динамики  отечественной инфляции в период  реформ, необходимо иметь представление  о реакции микроэкономической  среды на макроэкономические  импульсы. Она зачастую идет вразрез с существующими экономическими теориями функционирования рыночного хозяйства. Причина в том, что в микроэкономической среде до сих пор доминируют хозяйствующие субъекты с менталитетом, весьма отдаленно напоминающим стиль поведения хозяйствующих субъектов в условиях развитого рынка. Такой менталитет сформировался в рамках планово-распределительной системы. Без каких-либо централизованных мер, непосредственно сдерживающих цены и тем более поддерживающих производство, субъекты экономики сами приспосабливаются к новым условиям хозяйствования – за счет хорошего понимания собственного рынка, снижения рисков по каждому отдельному контракту, уменьшения ценовых притязаний, налаживания контроля за своими финансовыми потоками. Поэтому именно на микроуровне, а не в макроэкономической среде должны сформироваться и постепенно складываются естественные механизмы, ограничивающие инфляционный потенциал.

      В ходе реформ единственным  активным инструментом макроэкономического  регулирования деятельности хозяйствующих  субъектов была денежная политика, характер которой колебался от  умеренного до жесткого. С ее  помощью постепенно была подавлена  инфляция спроса и частично  погашены инфляционные ожидания.

      Однако в отечественной инфляции  явно преобладают факторы, мало  поддающиеся даже косвенному  воздействию денежных ограничений.  Среди них: быстрорастущие цены  на топливо и энергоресурсы,  транспортные тарифы, структурные  диспропорции в экономике, заключающиеся  в преобладании тяжелой промышленности  и в сложном положении сельского  хозяйства, разрыв хозяйственных  связей в рамках бывшего СЭВ,  СССР и внутри самой России, полное отсутствие в прошлом  развития каких-либо нормальных  рыночных отношений хотя бы  в отдельных секторах экономики.  Все это приводит к тому, что  толчок инфляции дают не денежные, а производственные и рыночные факторы.

      Основной целью денежно-кредитной  политики РФ в 2000-е годы было  замедление инфляции, показателем  которой считается индекс потребительских  цен (ИПЦ). В Послании Президента  РФ Федеральному Собранию в  2004г. была поставлена задача его снижения до 3%. Прогнозом социально-экономического развития РФ на 2008-2010 г.г. предусмотрено снижение ИПЦ в 2010 г. до 5-6% против 7-8 % в 2007 г. Однако фактическое значение ИПЦ в 2007 г. (11,9%) увеличилось по сравнению с предыдущим годом (9,0%) – впервые после 1998 г. В 2008 г. уровень инфляции составил 13,3%  в годовом выражении. При этом за сентябрь – декабрь 2008 г. потребительские цены в среднем по стране увеличились на 3,2% по сравнению с 4,8% за аналогичный период 2007 г.

       Однако в начале 2009 г. снижение курса рубля, а также рост тарифов естественных монополий оказывали повышательное давление на цены, тогда как сокращение внутреннего и внешнего спроса продолжало сдерживать их рост. По мере стабилизации курса рубля замедление экономической активности стало определяющим для инфляционных процессов, и по итогам января – сентября ИПЦ в РФ составил 8,1% по сравнению с 10,7% за январь – август 2008 г. Более того, начиная с августа 2009 г. потребительские цены в РФ перестали расти, что создает предпосылки для резкого замедления инфляции по итогам года. Многие отечественные экономисты придерживаются мнения, что инфляция замедлила темпы по нескольким причинам:

«Во-первых, сократился внутренний спрос. Более существенно он сократился в секторах, производящих промежуточную продукцию, из-за чего цены производителей (в отличие от розничных) фактически падают. Но и потребительский спрос сокращается. С одной стороны, потому, что постепенно уменьшаются доходы населения. С другой стороны, потому, что население старается меньше тратить денег на текущее потребление и больше сберегать.

Во-вторых, в последние месяцы рубль понемногу  укрепляется, что, по всей видимости, приводит к удешевлению импорта.

В-третьих, денежная политика властей, несмотря даже на определенные антикризисные вливания, в целом носит ограничительный  характер. Иными словами, монетарные факторы тоже играют определенную (хотя реально и второстепенную) роль в  снижении инфляции».2

       «Основные направления единой  государственной денежно-кредитной  политики на 2009 и период 2010 и 2011 годов» предусматривает, что «в  предстоящие три года основной  задачей денежно-кредитной политики  является последовательное снижение  инфляции до 5-6,8% в 2011 г. (из расчета  декабрь к декабрю».

     За этот период Банк России намерен в основном завершить переход к режиму таргетирования инфляции. Банк России продолжит движение к режиму свободно плавающего валютного курса, последовательно ослабляя жесткость привязки рубля к бивалютной корзине и допуская большую волатильность ее стоимости. Режим свободно плавающего валютного курса необходим для введения таргетирования инфляции в полном объеме. При этом одновременно с сокращением участия Банка России в курсообразовании потребуется реализация комплекса мер по превращению процентной ставки Банка России в главный инструмент денежно-кредитной политики, влияющий на инфляционные ожидания экономических агентов и формирующий монетарные условия функционирования экономики.

Информация о работе Антиинфляционная политика государства