Антиинфляционная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2011 в 16:42, контрольная работа

Описание работы

В настоящей работе мною будут рассмотрены социально – экономические последствия инфляции и основные методы антиинфляционной политики государства, а также особенности антиинфляционной политики в России.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Социально-экономические последствия инфляции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
2. Монетаристские и кейнсианские методы антиинфляционной политики . . . 6
3. Особенности антиинфляционной политики в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Практикум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25

Работа содержит 1 файл

Антиинфляционная политика государства.docx

— 127.74 Кб (Скачать)

     Одним из ключевых условий успешного применения режима инфляционного таргетирования является способность центрального банка влиять на инфляционные ожидания экономических агентов. Поэтому Банк России видит своей задачей увеличение открытости и прозрачности своих действий и повышение степени доверия общества к проводимой политике. Публикация аналитических материалов и информации о развитии ситуации в экономике, денежно-кредитной сфере и банковской системе направлена на разъяснение обществу целей и мер проводимой Банком России политики.

     В ближайшее время ЦБ РФ будет продолжать использовать режим управляемого плавающего валютного курса рубля; денежную программу для контроля за соответствием денежно-кредитных показателей целевому уровню инфляции; бивалютную корзину в качестве операционного ориентира политики валютного курса.

     Учитывая то, что экономика страны сильно  зависит  от  нефти  и  является  открытой  для  свободного  движения  капитала, полностью уходить с валютного рынка Банк России не намерен. Реализация  режима  инфляционного  таргетирования  не  исключает возможности  управления  курсовой  динамикой.  В  условиях  недостаточной диверсификации экономики и подверженности внешним шокам, денежные власти могут ограничивать  колебания  обменного  курса  и  придерживаться  курсовой  политики, получившей  название “lean against wind”,  используя  в  качестве  инструмента  прямые интервенции  на  валютном  рынке.  Опыт  разных  стран  показывает,  что  такая  курсовая политика  с  успехом  может  сочетаться  с  инфляционным  таргетированием,  если  только денежные  власти  не  стремятся  воздействовать  на  динамику  обменного  курса  в долгосрочной перспективе. 

       Председатель Центробанка Сергей Игнатьев, выступая на международном банковском конгрессе, обозначил те границы, в которых рубль будет "плавать" в этом году. Верхняя планка стоимости бивалютной корзины, пояснил Игнатьев, не выйдет за пределы 41 рубля. А если российская валюта укрепится по отношению к доллару до 30 рублей, то это станет тревожным сигналом и поводом, чтобы Центробанк задумался, как изменить эту тенденцию. В такой ситуации ЦБ РФ будет вынужден выйти на внутреннем валютном рынке с интервенциями в поддержку американской валюты.

     Крепнущий рубль стал хорошим антиинфляционным фактором и позволил Центробанку снизить ставку рефинансирования. Очень вероятно, предполагает Игнатьев, что инфляция, а следом за ней и ставки будут снижаться и дальше. Глава ЦБ в этой связи даже предупредил банкиров об опасности повышения ставок по вкладам: это может привести к тому, что расходы банков будут выше их доходов. При этом он не разделяет опасений некоторых экспертов о новой девальвации рубля в конце года. Впрочем, тут же уточняет: все прогнозы - и по курсу рубля, и по оттоку капитала - связаны в первую очередь с ценами на нефть.

     Ставка рефинансирования в размере 13 проц. годовых действовала с 1 декабря 2008 г по 23 апреля 2009 г. С 24 апреля 2009 г она была снижена до 12,5 проц. годовых, с 14 мая – до 12 проц., с 5 июня – до 11,5 проц., с 13 июля - до 11 проц., с 10 августа – до 10,75 проц., с 15 сентября – до 10,5 проц. годовых, с 30 сентября – до 10 проц. годовых. А с 30 октября 2009 г. Совет директоров Банка России принял решение о снижении ставки рефинансирования еще на 0,5 процентного пункта – с 10 проц. до 9,5 проц. годовых. Одновременно снижаются процентные ставки по отдельным операциям Банка России – также на 0,5 процентного пункта. Регулятор восьмой раз снижает ставку в этом году, "осторожными шажками" двигаясь по направлению к реализации принципа мягкой денежной политики. При этом С. Игнатьев отмечает, что благодаря низким инфляционным ожиданиям, потенциал для дальнейшего снижения ставки все еще остается.

     Глава российского Центробанка выразил надежду на то, что за снижением ставки рефинансирования банки начнут снижать ставки по кредитам, и это приведет к росту объемов кредитования. Но, несмотря на регулярное снижение ставки рефинансирования, особенного роста кредитного портфеля банков России не наблюдается. По данным ЦБ на 1 сентября 2009 года, совокупный объем кредитного портфеля российских банков составил около 20 триллионов рублей. По словам А.Улюкаева, за последние четыре месяца величина портфеля изменялась несущественно. Аналитики, между тем, фиксируют месячный рост.

     В 2008  г.  Банк  России активно   использовал  такую  меру  денежно-кредитной политики, как  изменение норм обязательного  резервирования. При этом до сентября  нормы  обязательного  резервирования  четыре  раза  повышались  и   достигли 8,5% годовых по долгам  российских банков перед зарубежными  кредитными организациями, 5,5% –  по обязательствам банков перед  физическими лицами в рублях  и 6% годовых – по иным обязательствам  кредитных организаций. Стоит  отметить, что быстрее всего   повышался  норматив  обязательного   резервирования по  долгам  российских  банков перед нерезидентами. По  всей видимости, это объяснялось  желанием ЦБ РФ замедлить   темп  роста  внешней  задолженности   банков,  чтобы повысить их  финансовую устойчивость в случае  возникновения проблем на мировом  финансовом рынке. По  мере  нарастания  финансовой  нестабильности  в  стране  Банк  России  принял  решение о резком снижении  с 15 октября нормативов отчислений  в ФОР. В результате двухэтапного  снижения  по  всем  видам   резервируемых  обязательств  нормативы  были установлены  на уровне 0,5%. В то же время  нормативы были снижены лишь  на определенный срок: с 1 февраля  2009 г. они должны увеличиться  до 1,5%, а с 1 марта 2009 г. –  до 2,5%. Однако в январе 2009 г. совет  директоров Банка России решил  перенести сроки поэтапного увеличения  нормативов отчислений в фонд  обязательного резервирования. В  соответствии с новым решением  процесс поэтапного повышения  нормативов был начат в мае  текущего года с отметки 0,5, а в августе эти нормативы  составили 2,5%. В сентябре рост  ФОР продолжился в результате  изменения нормативов резервирования. В сумме ФОР вырос за последние  месяцы в 5,5 раз.

     Следующим инструментом антиинфляционной стратегии является последовательное сокращение дефицита государственного бюджета.

     Россия с начала XXI века и до ноября 2008г. имела профицитный государственный бюджет.

Таблица 1

Исполнение  доходов и расходов федерального бюджета

в 2000–2008 гг. (% ВВП)

     2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Доходы 15,5 17,8 20,3 19,5 20,1 23,7 23,3 23,6 22,3
Расходы 14,2 14,8 18,9 17,8 15,8 16,3 15,9 18,1 18,2
Дефицит(-)/Профицит (+) 1,4 3,0 1,4 1,7  4,3 7,4 7,4 5,5 4,1

Источник: Министерство финансов РФ, расчеты  ИЭПП. 

     Однако в конце 2008 г. прогрессирующее ухудшение финансового состояния хозяйствующих субъектов неизбежно повлекло за собой снижение бюджетных доходов и поставило под вопрос финансовую  устойчивость  всей  бюджетной системы страны.

     Рост расходов федерального бюджета по сравнению с 2007 г., происходивший на фоне падения доходов, привел к сокращению профицита федерального бюджета (на 1,4 п.п. до 4,1% ВВП). Вследствие опережающего роста расходов бюджетов субъектов РФ по итогам 2008 г. был зафиксирован незначительный дефицит региональных бюджетов (в  размере 0,1% ВВП).

     Отличительной чертой динамики бюджетных доходов всех уровней за рассматриваемый период стало усиление амплитуды колебаний ежемесячных налоговых доходов с выраженным затухающим характером. 

     Высокие  нефтегазовые  доходы  прошедшего  года  позволили   создать  существенный финансовый  резерв в виде профицита бюджета,  что сделало возможным не только  в полном объеме выполнить  взятые  государством расходные  обязательства, но и ежемесячно  осуществлять пополнение созданных  Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

     29 сентября 2009 г. Правительство РФ  внесло в Госдуму проект  закона  о федеральном бюджете на 2010-2012 годы. 

     В течение последующих трех лет бюджет будет дефицитным, хотя размер дефицита будет постепенно снижаться. На 2010 год дефицит бюджета составит 2 936,9 миллиарда рублей, или 6,8% ВВП страны. В 2011 году его планируется сократить до 4,0 % ВВП, а в 2012 - до 3,0 % ВВП.

     Доходы федерального бюджета в 2010 году прогнозируются в размере 6,950 триллиона рублей, а расходы - 9,887 триллиона рублей.

      Более 70 процентов бюджетных расходов в 2010 году будут "социальными". Газета "Коммерсант" отмечала ранее, что правительство увеличивает расходы на исполнение социальных обязательств (более 600 миллиардов рублей потратят на модернизацию пенсионной системы и повышение пенсий) и сохраняет затраты на национальную оборону. Ради этого правительство заморозит все второстепенные расходы, а также урежет госинвестиции и сократит федеральные целевые программы.

      В 2009 году дефицит бюджета практически полностью покрывается за счет средств Резервного фонда. В 2010 году, помимо Резервного фонда, правительству придется расконсервировать Фонд национального благосостояния (ФНБ), а также увеличить объем внутренних заимствований и впервые с 1998 года вернуться к внешним заимствованиям.

     Минфин намерен в 2010 году получить 200 миллиардов рублей дополнительных доходов за счет повышения акцизов на алкоголь и табачные изделия, а также экспортных пошлин на нефтепродукты. При этом экспортная пошлина на газ и налог на его добычу повышены не будут. Кроме того, в ближайшие три года Центробанку придется отдавать в федеральный бюджет не половину, а 75 процентов прибыли.

     Вышеуказанные антиинфляционные мероприятия являются инструментами антиинфляционной стратегии – долговременной политики, воздействующей на механизмы инфляции. Однако большой опыт проведения антиинфляционных мероприятий в западных странах показывает целесообразность сочетания антиинфляционной стратегии и антиинфляционной тактики – краткосрочной политики, нацеленной на резкое увеличение AS или резкое сокращение AD.

     В настоящее время отечественная  экономика находится в состоянии  рецессии: падает производство, в  стране наблюдается значительный  уровень безработицы, снижаются  доходы населения. То есть в  распоряжении экономики имеются  значительные избыточные ресурсы.  В такой ситуации рост выпуска  продукции можно обеспечить за  счет приведения в действие  имеющихся неиспользованных ресурсов. Дж.М.Кейнс указывал на это, обосновывая необходимость стимулирования спроса в целях подъема производства в стране.

     Одним из приоритетов антикризисной программы нашего государства является активизация внутреннего спроса на российские товары. Правительство Российской Федерации предпринимает усилия, чтобы компенсировать сжатие рынков, ослабить зависимость от внешних факторов, максимально эффективно задействовать внутренние ресурсы. Важную роль будет играть внутренний спрос со стороны государства (государственные инвестиции и государственные закупки) в сферах жилищного строительства, развития транспортной инфраструктуры, государственного оборонного заказа. Будут приняты меры по защите внутреннего рынка и предоставлению преференций отечественным производителям в соответствии с международной практикой. При этом основной акцент будет сделан на восстановление деловой активности за счет субсидирования процентных ставок, развития лизинга, поддержки потребительского кредитования.

     Предпринимаются также меры по совершенствованию налоговой системы с целью снижения налоговой нагрузки для предприятий, а, следовательно, и производственных издержек: налог на прибыль снижен до 20%; предприятия, инвестирующие в оборудование, получили дополнительные льготы по амортизации; введены на логовые льготы на осуществление приоритетных научных разработок; полностью освобождены от всех налогов средства, направляемые предприятиями на обучение своих сотрудников; ускорение сроков возврата НДС; освобождены от НДС операции по ввозу технологического оборудования, не имеющего аналогов в России, и др. В результате этих мер экономика должна получить около 600 млрд. рублей.

     Однако в Правительстве заявляют также о необходимости постепенного выхода государства из экономики по мере преодоления состояния рецессии. При этом ставка делается на приватизацию. Эта мера позволит пополнить бюджет страны, с одной стороны, а также будет способствовать развитию конкурентной среды и усилению возможности привлечения иностранных инвесторов, с другой стороны.  

Информация о работе Антиинфляционная политика государства