Антиинфляционная политика и ее особенности в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что инфляционные процессы в Республике Беларусь напрямую связаны с развитием общей экономической ситуации, в частности, с темпами структурной перестройки народного хозяйства, технологического перевооружения предприятий, проведения разгосударствления и приватизации, развитием рыночных институтов, а также созданием благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику страны.
Основной целью данной работы является попытка проанализировать особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь, а также выявить направления и методы реализации антиинфляционного регулирования.

Содержание

Реферат………………………………………………………………………………2
Введение…………………………………………………………………………….4
1.Сущность антиинфляционной политики в условиях рыночной
Экономикой…………………………………………………………………………5
1.1. Кейнсианское направление антиинфляционной политики…………………7
1.2. Монетаристское направление антиинфляционной политики………………8
2. Опыт реализации антиинфляционной политики в странах с
рыночной экономикой (на примере Израиля)…………………………………….11
3. Необходимость и особенности реализации антиинфляционной политики
в РБ………………………………………………………………………………..18
Заключение………………………………………………………………………….24
Список литературы…………………………………………………………………26
Приложение 1……………………………………………………………………….27
Приложение 2……………………………………………………………………….28

Работа содержит 1 файл

Антиинфляционная политика .doc

— 292.00 Кб (Скачать)

Второй период (ноябрь 1994 г. – 1996 г.). В результате осуществленного  комплекса стандартных антиинфляционных мер была достигнута финансовая стабилизация на макроэкономическом уровне. Темп прироста индекса потребительских цен снизился в 1995 г. до 244%, а в 1996 г. составил 39,1% (для сравнения: в 1994 г. – 1957%)

Изменение ситуации главным образом было обусловлено  переходом к жесткой денежно-кредитной  политике в последние месяцы 1994 г., которая выразилась в ограничении темпов роста денежной массы путем сокращения объемов прямого централизованного кредитования коммерческих банков, увеличения доли аукционного размещения кредитных ресурсов по рыночным ставкам, политике положительных реальных процентных ставок.

Уровень монетизации  ВВП по рублевой денежной массе  в 1996 г. вырос до 9%, а среднемесячная заработная плата в долларовом эквиваленте  достигла 100-105 долларов. Однако в дальнейшем произошел отказ от завоеванных  позиций в связи с резким поворотом экономического курса в направлении реставрации экономической системы с усилением элементов административного регулирования хозяйственной деятельности предприятий с использованием денежной экспансии в целях поддержки реального сектора экономики. [9, с. 59]

Третий период (1997 – 1999 гг.). Как правило, первоисточником  высокой инфляции и девальвации, поддерживаемых на продолжительных  отрезках времени, является избыточное предложение денег в экономике. В Республике Беларусь чрезмерно  «мягкая» денежно-кредитная политика явилась следствием избранной экономической стратегии эволюционного реформирования народного хозяйства на основе государственной поддержки неконкурентных в новых условиях хозяйствования производств.

В условиях дефицита финансовых ресурсов, объективно присущего экономике переходного типа, в качестве основной формы государственной поддержки предприятий выступало предоставление льготных централизованных кредитов реальному сектору экономики. Другой источник финансирования экономического развития, играющий важнейшую роль в странах с переходной экономикой, - иностранные инвестиции, оказался в экономике Беларуси невостребованным в силу непривлекательности инвестиционного климата, внешнеэкономической изоляции страны, нерешенности вопросов частной собственности (в частности, на землю) и др.

Высокая инфляция в республике в 1998 – 1999 гг. имела  ярко выраженный монетарный характер и была обусловлена главным образом  проводимой экспансионистской денежно-кредитной  политикой, связанной с чрезмерным эмиссионным кредитованием государственных программ в области жилищного строительства и АПК в сочетании с административным поддержанием официального обменного курса белорусского рубля на завышенном уровне по сравнению с его рыночными котировками. Именно в рассматриваемом периоде государство начало жить не по средствам, что проявилось в финансовой необеспеченности формируемых в рамках годовых прогнозов приоритетных целей экономической политики. Целевые параметры по объемным показателям (ввод в эксплуатацию жилья, объемы промышленного производства в отраслевом разрезе и т.д.) устанавливались, не согласуясь с реальными возможностями и имеющимися в распоряжении государства финансовыми ресурсами. Так, доля жилищного строительства в общем объеме кредитной эмиссии Национального банка в 1999 г. составила 59%,  в 2000 г. – 38%. При этом кредиты в 1999 г. на строительство жилья представлялись по льготной процентной ставке 5% годовых (тогда как среднемесячная инфляция в 1999 г. составляла 11%) и на длительные сроки (до 40 лет). Фактически узкий круг населения косвенно субсидировался за счет остальных посредством бремени инфляционного налога. В погоне за квадратными метрами ввода жилья экономика оказалась в замкнутом порочном круге, когда выделяемые эмиссионные кредиты обесцениваются в результате раскрученной и подпитываемой этими же кредитами инфляции.

Фетишизация идеи экономического роста как главной  цели экономической политики, игнорирующая его качественные характеристики, неоправданная  погоня за объемными показателями за счет монетарной экспансии привели к раскручиванию инфляционно-девальвационной спирали. В рассматриваемом периоде в течение каждого года существенно превышались утвержденные в Основных направлениях денежно-кредитной политики параметры кредитной эмиссии, прироста чистого рублевого внутреннего кредита Национального банка и роста денежной базы в национальной валюте.

Именно в  рамках этого периода были допущены наиболее существенные ошибки в экономической  политике, приведшие к негативным деформациям в денежной сфере и нарушению макроэкономического равновесия. Если в 1998 г. в существенном росте темпов инфляции значительную роль сыграли внешние факторы, а именно негативное влияние финансового кризиса в России и более тем трехкратной девальвацией российского рубля к доллару США, то в 1999 г. активизация инфляционных процессов полностью была обусловлена денежно-кредитной политикой.

Множественность курсов валюты сыграло крайне негативную роль в нарастании темпов инфляции в рамках рассматриваемого периода, способствуя росту инфляционных ожиданий в связи с неопределенностью в отношении удешевления белорусского рубля на теневом рынке валюты. Вкупе с административным сдерживанием роста цен это привело к образованию инфляционного навеса. Потенциал подавленной инфляции выплеснулся в дальнейшем в процессе осуществления мер по выходу на единый курс белорусского рубля на всех сегментах валютного курса в 2000 г., что проявилось в существенном опережении темпов роста индекса цен производителей промышленной продукции, который вырос в 2,67 раза за год, по сравнению с темпами роста индекса потребительских цен (соответственно в 2,08 раза). Стабильности национальной денежной единицы не способствовала также выдача разрешений на использование в розничной торговле расчетов в СКВ.

Несмотря на высокие темпы экономического роста, инфляция в 1999 г. выросла до максимального в данном периоде уровня 350% за год, а уровень монетизации ВВП по рублевой денежной массе сократился до 6%. [9, с. 61]

Четвертый период (2000 – 2001 гг.). В 2000 г. произошел переход к более взвешенной умеренно-жесткой денежно-кредитной политике, характеризующейся достижениями по следующим позициям. Произошло снижение темпов инфляции до 208% за год. В результате ускоренной девальвации официального курса белорусского рубля к середине сентября 2000 г. был обеспечен выход на единый курс на всех сегментах валютного курса. Уровень монетизации ВВП снизился до 5%. Среднемесячная заработная плата в долларовом эквиваленте в декабре 2000 г. составила 76 долл.

Осуществленный  комплекс мер обеспечил предпосылки для   достижения в 2001 г. финансовой стабилизации на макроэкономическом уровне. Произошло закрепление, а в ряде отраслей и улучшение позитивных результатов. Замедлились темпы инфляции, тяготы которой остро ощущало на себе население в предыдущие годы. По итогам 2001 г. темпы роста индекса потребительских цен составили 146,3% или 3,2% в среднем за месяц. Таким образом, текущая ситуация в Республике Беларусь по своим характеристикам в целом соответствовала признакам финансовой стабилизации, в качестве критерия которой международные организации рассматривают   уровень  инфляции,  не  превышающий  прирост   цен   за год на 40%. [11, с. 69]

Существенное  снижение темпов инфляции было достигнуто благодаря сохранению и укреплению в денежной сфере позитивных тенденций, наметившихся в 2000 г. Несмотря на существенное превышение фактических темпов роста эмиссии и денежной массы по сравнению с целевыми параметрами Основных направлений денежно-кредитной политики на 2001 г. уровень инфляции не вышел за целевые рамки. Относительно безболезненное наращивание денежного предложения без существенного ущерба для целевого параметра инфляции стало возможным главным образом благодаря связыванию определенной части ликвидности посредством привлекательной депозитной политики.

 Как показывает  опыт многих стран, в условиях  перехода от экспансионистской  к жесткой монетарной политике  в экономике возникает дополнительный  сегмент спроса на деньги в  качестве средства сбережения, объем  которого трудно поддается прогнозированию. Восстановление доверия населения и субъектов хозяйствования к национальной денежной единице, связанное с политикой положительных реальных процентных ставок и преимуществом доходности рублевых инструментов по сравнению с СКВ, инициировали динамичный рост срочных вкладов в банковской системе. Явной иллюстрацией данного тезиса является существенно опережающее по сравнению с темпами роста реальной денежной массы увеличение за 2001 г. объема срочных депозитов  населения в 2,77 раза, что привело к росту их удельного веса и структуре широкой денежной массы с 11,8% до 19,9%. Остатки вкладов населения в банковской системе в реальном выражении увеличились за этот период на 92,7% в   условиях   роста  реальной   денежной   массы    на     19,1%. [9, с. 72]

Темпы инфляции в республике, начиная с 2000 года, постоянно снижались. Если в 2000 году среднемесячный уровень инфляции составлял 6,3%, в 2001 году - 3,2%, в 2002-м - 2,5%, в 2003-м - 1,9%, в 2004-м - 1,1%, то в 2005 году он составил 0,6% и был самым низким за последние 15 лет. [20]

 Графически  снижение среднемесячного уровня  инфляции в Республике Беларусь  отражено в Приложении Г.

Согласно данным Министерства статистики и анализа  Республики Беларусь, по сравнению  с декабрем 2004 года потребительские  цены выросли на 8%, что соответствует нижней границе запланированного показателя на 2005 год. Напомним, в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Беларуси на 2005 год инфляция в нашей стране прогнозировалась на уровне 8-10%. В 2004 году потребительские цены увеличились на 14,4%. Цены производителей промышленной продукции в декабре 2005 года по сравнению с ноябрем возросли на 0,8%, с декабрем 2004 года - на 11,2%. Цены на строительно-монтажные работы в декабре увеличились на 2,8%, а по сравнению с декабрем 2004 года - на 13,9%. [12, с. 13]

По данным Министерства экономики Республики Беларусь, экономический  рост и существенное снижение уровня инфляции способствовали в 2005 году опережающему росту реальных денежных доходов  населения. Их прирост в январе-ноябре 2005 года составил 16,1% к аналогичному периоду 2004 года (прогноз на - год 13-14%). При этом основными источниками доходов оставались заработная плата работников и социальные трансферты населению, которые составили около 81% от общего объема доходов. Реальная начисленная заработная плата в январе-ноябре 2005 года по сравнению с январем-ноябрем 2004 года увеличилась на 21,6% при прогнозе на год 15-17%. [21]

Напомним, инфляция в Беларуси в 2005 году была на уровне 108%. При этом рост цен в России в прошлом году составил 110,9%, или 100,9% в среднемесячном исчислении, в Украине - соответственно 110,3% и 100,8%. Резкое снижение цен в Беларуси в 2005 г. можно объяснить рядом причин. С одной стороны, проведение в течение года относительно жесткой денежно-кредитной политики и фиксация обменного курса белорусского рубля способствовали стабилизации цен. С другой стороны, в стране продолжилась административная практика регулирования цен (себестоимости, наценок, прибыли, темпов роста цен в месяц).  

Обратными явлениями  обоих этих процессов стало снижение рентабельности, затоваривание, большое  количество убыточных предприятий. Так, государство в январе 2005 г.  «реструктуризировало» долги устойчиво  убыточных государственных предприятий. Просроченная кредиторская задолженность 300 хронически убыточных предприятий (около 20% всех убыточных предприятий на начало октября 2005 г.) реструктуризируется путем предоставления отсрочки ее погашения на 5 лет. По оценкам, сумма просроченной кредиторской задолженности, которая подлежит реструктуризации, составляет порядка 500 млрд. BYR, в том числе около 50% – по платежам в бюджет, по кредитам банков – порядка 13-14% суммы задолженности, за потребленные энергоресурсы – 23%. Т.е. в минусе от такой помощи не только бюджет (Министерство финансов), который мог бы направить эти деньги на адресную помощь или в социальный сектор, но и банки, предприятия концернов «Белэнерго» и «Белтопгаз». На очереди «за помощью» – так называемые негосударственные убыточные предприятия, т.е. ОАО, где есть доля государства. [22]

В январе-марте 2006 г. ценовая ситуация на потребительском  рынке страны характеризовалась  стабильностью. Так, если в январе индекс потребительских цен составил 101,3%, то в феврале – 100,2 %, в марте  – 100,1%. Всего за  I квартал 2006 г. цены потребительского рынка выросли на 101,6% (в среднемесячном исчислении – 0,53%), что несколько меньше годового прогноза на 2006 г. Уровень инфляции в указанный период свидетельствует о закреплении положительной тенденции снижения темпов роста потребительских цен. Основными факторами позитивного влияния на ценовую ситуацию выступили: умеренно жесткая денежно-кредитная политика, устойчивость курса национальной валюты, стабильность цен на импортируемые энергоносители, отсутствие резких колебаний спроса населения на товары и услуги. [13, с. 16]

В Республике Беларусь инфляция должна быть снижена до 5% в  год. Такой рост будет почти незаметен  для граждан страны. Об этом заявил президент Беларуси Александр Лукашенко  на Всебелорусском народном собрании. Как констатировал президент, чаще всего граждане задают вопросы о росте цен. "Их беспокоит, не получится ли так, что весь запланированный прирост зарплаты будет съеден инфляцией". По словам главы государства, это в принципе невозможно. Потому что цены сегодня достигли того потолка, выше которого они уже не могут подняться. Иначе наша продукция на рынке не будет реализовываться. Ведь подъем цен на рынке грозит обвалом производства, если не будет "нащупана" та опасная грань, за которую нельзя переступить.

На белорусском  рынке появляются аналогичные товары из-за рубежа. Страна не может закрыть  их доступ. Потому что точно так  же могут поступить и по отношению  к ней. В Беларуси открытая экономика  и большую часть производимой продукции республика экспортирует, поэтому закрывать свой рынок для импорта не будет, подчеркнул глава государства.

В проблеме роста  цен есть еще один нюанс. Президент  пояснил, что повышение цены предприятием на свою продукцию дает ему возможность  получить прибыль. Но что будет, если, например, производитель сельхозтехники повысит цену на свою продукцию? В этом случае следует ожидать рост цен на хлеб, другие продукты, потому что потребитель вынужден выкладывать большую сумму на приобретение техники. Так что работникам машиностроительных предприятий нужно это понимать, прежде чем поднимать цену на свою продукцию. Иначе ее рост повлечет за собой и повышение цен на продукты питания.

В то же время  государство берет ценообразование  под контроль, когда речь идет о  монополистах. Так было с ростом цен на коммунальные услуги, когда ограничили рост цен на уровне не более $5 в год. Вообще остановить рост цен в сфере ЖКХ нельзя, иначе обвалиться экономика тех или иных предприятий, отметил Александр Лукашенко. Потому что инфляция сегодня существует не только в Беларуси, но и во всем мире. Такая "ползучая" инфляция была всегда. Предусматривается, что рост цен в 2007 году в Республике Беларусь не превысит 6% - 8%. Девальвация национальной валюты к российскому рублю не будет более 4%, в то же время может произойти и укрепление до 4%. По отношению белорусского рубля к доллару США предполагается от 2,5% девальвации до 2,5 % укрепления национальной валюты. [23]

Информация о работе Антиинфляционная политика и ее особенности в Республике Беларусь