Антиинфляционная политика и ее влияние на экономику

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 16:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ антиинфляционной политики РФ, обозначив при этом основные направления развития.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1.Раскрыть сущность инфляции, ее причины и последствия.

2.Рассмотреть механизмы инфляционного регулирования.

3.Обозначить особенности борьбы с инфляцией в России.

4. Определить перспективные направления развития антиинфляционной политики для нашей страны.

Содержание

Введение 2

Глава I. Теоретические основы антиинфляционной политики 4
1.1 Понятие инфляции и ее виды 4
1.2 Причины инфляции и ее последствия 7
1.3 Сущность антиинфляционной политики 11
1.4 Виды антиинфляционной политики 14

Глава II. Антиинфляционная политика в России 19
2.1 Антиинфляционная политика государства 19
2.2 Антиинфляционные меры Центрального Банка России 23
2.3 Таргетирование инфляции 26

Заключение 31

Список литературы 34
Приложение 1

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ1.doc

— 472.00 Кб (Скачать)

     Другим  методом монетаристского направления  антиинфляционной политики является метод  постепенного снижения темпов инфляции (метод градуирования) (рис. 4).

               Рис.4. Метод градуирования 

     Этот  метод предполагает постепенное, многократное, но каждый раз незначительное снижение темпов роста денежной массы. Метод градуирования позволяет избегать глубокого спада, однако он не дает возможности быстро снизить инфляцию. Считается, что политика градуирования успешна в том случае, когда рост денежной массы и уровня цен не выше 20–30% в год. Программы постепенного снижения инфляции предусматривают активное регулирующее воздействие государства (в целях смягчения негативных последствий антиинфляционных мер): поддержку важнейших отраслей производства, налоговое стимулирование предпринимательства, частичное регулирование процесса ценообразования, создание рыночной инфраструктуры и т. д. В этом случае антиинфляционное сокращение совокупного спроса дополняется мерами, поддерживающими предложение и создающими условия его роста в будущем, что позволяет избежать глубокого спада и безработицы. [1, c. 221-222]

     Одним из альтернативных вариантов монетарным методам борьбы с инфляцией является политика регулирования цен и доходов, Ее суть заключается в том, что правительство в директивном порядке либо замораживает цены и номинальные доходы (вариант шоковой терапии), либо ограничивает рост денежной зарплаты ростом средней (по стране) производительности труда, а рост цен − увеличением расходов на оплату труда (вариант градуирования). Аргументы сторонников политики цен и доходов сводятся к тому, что, во-первых, контроль над ценами и доходами делает несбыточными все инфляционные ожидания (и рабочих, и предпринимателей) и таким образом уничтожает инфляционную инерцию, и, во-вторых, он подрывает способность монополий повышать цены, а профсоюзов − заработную плату.

     Оппоненты политики цен и доходов указывают, что такая политика не только не снижает инфляционные ожидания, но, напротив, провоцирует их рост. И предприниматели, и профсоюзы ждут не дождутся отмены контроля, и в это время их аппетиты в отношении роста цен и доходов увеличиваются. Кумулятивный эффект отложенных инфляционных ожиданий может привести к резкому всплеску инфляции после отмены контроля. А накопленные за время контроля отклонения замороженных цен от рыночных делают такой исход более чем вероятным. Поэтому политика цен и доходов может оказаться успешной лишь при ее продлении на неограниченно долгий срок, что означало бы по существу подавление рынка и перевод открытой инфляции в подавленную.  [8, c. 337]

     Таким образом, управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной массы требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий.  [2, c. 446] 
 

 

            

               Глава 2. Антиинфляционная политика в России

               2.1. Государственное  регулирование инфляции 

     В намеченных Правительством антиинфляционных мерах на 2007-2008 гг. был усилен акцент на снижение темпов роста цен на продовольственную продукцию, развитие инфраструктуры торговли и товаропроводящей сети, снижение роста цен на рынке  нефтепродуктов и строительных материалов, повышение эффективности регулирования тарифов на услуги субъектов естественных монополий и услуги ЖКХ. [5, с.10]

     Однако  наблюдался рост уровня инфляции: 11,9% в 2007 г., 13,3% в 2008 г. Выделяют две причины высокой инфляции в 2008 году: внутреннюю – рост тарифов естественных монополий в РФ; внешние – рост мировых цен на продовольственную продукцию и рост мировых цен на нефть. Вслед за ними – рост внутренних цен на ГСМ, которые являются серьезной статьей в издержках предприятий.

     В докладе «Антиинфляционные меры Министерства экономического развития Российской Федерации в 2008 году и на ближайшую перспективу» отмечаются следующие меры по борьбе с инфляцией: поддержка сельскохозяйственного производства, снижение барьеров доступа на рынок, рост предложения товаров и развитие конкуренции на рынке. Кроме того, значительную роль для стабилизации цен на рынках материальных ресурсов будет играть снижение инфляционных ожиданий, что в свою очередь будет способствовать заключению долгосрочных договоров на поставку товаров, в которых предусматривалась бы формула цены. Особое внимание уделено сдерживанию роста тарифов естественных монополий и ЖКХ.

     Еще в 2006 г.  была впервые разработана  концепция предельного уровня тарифов  естественных монополий в целях сдерживания инфляции, устойчивого функционирования и развития инфраструктуры. Усилен контроль над их ростом в пределах лимита, установленного на федеральном уровне. 14 июля 2008 г. было подписано постановление "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального  комплекса". Также необходимы меры, направленные на сдерживание роста издержек потребителей продукции в условиях поэтапной либерализации рынков электроэнергии и газа. И стимулирование повышения эффективности деятельности субъектов естественных монополий.    [14]

     

     Рис.5. Уровень инфляции 2008-2009 гг.

     Снижение  уровня инфляции в 2009 году (рис.5) с 13,3% до 8,8% обусловлено слабым потребительским спросом (продавцы не смогли повысить цены из-за сокращения спроса), снижением цен на нефть, уменьшением притока капитала, укреплением рубля (рост курса отечественной валюты способствовал снижению цен на импортную продукцию. Учитывая высокую долю зарубежных товаров в общем объеме товарной массы, это не могло не сказаться на уровне инфляции). [19]

     Одним из способов борьбы с инфляцией является ограничение монополистической деятельности в сфере ценообразования. Так, 1 февраля 2010 года в силу вступил Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации». Закон предоставляет право Правительству РФ устанавливать предельно допустимые розничные цены на продовольственные товары на срок не более 90 календарных дней, если в субъекте РФ в течение последних 30 календарных дней рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит 30 и более процентов.

     Засуха  и неурожай 2010 г. отразились на сохранении высокого роста потребительских цен в начале 2011 г. Однако, достигнув к концу января уровня 9,6% в годовом выражении, рост цен резко замедлился. Ожидается, что к декабрю инфляция замедлится до 6,5-7,5%. Таким образом, инфляция будет ниже, чем в прошлом году.

     Основным  фактором замедления инфляции становится резкое снижение роста цен на продовольственные товары после их роста с августа 2010 по февраль 2011 г. на 10,9%.

     Ослабление  роста цен на продовольствие и  потребительской инфляции началось уже в марте 2011 г., на что повлияло увеличение предложения продуктов за счет роста продовольственного импорта, в том числе в результате принятых мер по его стимулированию (отмена ввозных пошлин на картофель, ряд овощей и другие продукты); начавшееся снижение мировых цен на продовольствие: с февраля — на сахар, с марта — на масла, зерно и замедление роста цен на мясо, молочные и другие товары на мировых рынках (по данным FAO, в марте индекс цен на продовольствие составил -2,9% после прироста цен на 5,8% в январе — феврале), что отразилось на замедлении роста внутренних цен на сельхозпродукцию — в марте рост цен замедлился до 1,3% после 4,8% за январь — февраль.

     В связи с начавшимися внутренними  интервенциями зерна при одновременном  снижении мировых цен на него с  февраля также падают отпускные цены на муку, в начале II квартала начал замедляться рост цен на хлеб. Во втором полугодии ожидается дальнейшее снижение мировых цен на зерно и продовольствие, в том числе за счет позитивных ожиданий урожая в России, что на фоне укрепления курса рубля будет сдерживать рост внутренних цен на сельскохозяйственные и продовольственные товары.

     На  остальные товары и рыночные услуги сохраняется умеренный рост цен. Сдерживающее влияние оказывают  укрепление курса рубля и увеличение масштабов импорта непродовольственных товаров при относительно невысоком росте потребительского спроса. Влияние факторов, действующих со стороны инфляции издержек, также начнет ослабевать к середине первого полугодия в связи с замедлением роста цен на сельскохозяйственные товары, а также с принятыми мерами по сдерживанию роста цен на электроэнергию (во II квартале ожидается снижение цен на электроэнергию) и цен на ГСМ. В последующие годы инфляция будет постепенно замедляться: в 2012 г. до 5-6%, а к 2014 г. — до 4-5% на фоне роста предложения и стабилизации курса рубля в условиях сохранения относительно низкого потребительского спроса.

     С точки зрения издержек определенные риски для инфляции и экономического роста в 2012-2014 гг. могут быть связаны  с ростом цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий, прежде всего на электроэнергию. Такая ситуация обусловлена либерализацией рынка электроэнергии и мощности, введением долгосрочного рынка мощности и увеличением вводов новых мощностей, а также переходом к регулированию тарифов электросетевых организаций с использованием метода доходности инвестированного капитала, дающего компаниям возможность закладывать в ставки возврат своих инвестиций.

     Ожидается, что вклад повышения тарифов  ЖКХ в инфляцию в 2012-2014 гг. не превысит 0,9-1,1 процентного пункта. Предполагается, что при переходе к регулированию тарифов на теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение на метод доходности инвестированного капитала, намеченном на 2012-2014 г. удастся избежать ускоренного роста тарифов.

     На  данный момент равительство склоняется к тому, чтобы ограничить рост тарифов естественных монополий в 2012 г. прогнозным уровнем инфляции в 5-6%.

     Отмечается, что решение должно быть взвешенным, так как ограничение роста тарифов уменьшит возможности естественных монополий осуществлять закупки для своих нужд и обновлять основные средства производства.

     В 2011 году подавление роста потребительских  цен планируется достигать в  основном за счет средств денежно-кредитной  политики. В первом квартале 2011 года благодаря административным мерам (фиксации цен) правительства удалось замедлить темпы роста инфляции  до 0,2-0,5% в месяц. [22] 

     2.2. Антиинфляционные  меры Центрального  Банка России 

     Важнейшей задачей ЦБ является обеспечение  в стране безинфляционного денежного обращения, что достигается регулированием темпа роста денежной массы в экономике. Денежно-кредитное регулирование экономики России осуществляется путем определения норм обязательных резервов и ставки рефинансирования.   

     Коммерческие  банки активно используют займы  у ЦБ для кредитования, как физических лиц, так и предприятий. Кстати, банки "занимают" деньги и у простых граждан с помощью банковских вкладов. Также банки занимают деньги друг у друга с помощью рынка межбанковского кредитования, проценты по таким кредитам тоже зависят от ставки рефинансирования ЦБ, она оказывает существенное влияние как на проценты по кредитам, выдаваемых банками, так и на процент по банковским депозитам.

     Ставка рефинансирования ЦБ тесно связана с уровнем инфляции в стране. Это нетрудно заметить, взглянув на график ниже. (Рис. 7) В зависимости от темпов инфляции Центробанк корректирует величину процентной ставки и тем самым пытается оказать влияние. Задача Центробанка - поддерживать курс национальной валюты на таком уровне, чтобы был разумный компромисс между сторонами, для которых выгоден "дешёвый" рубль и стороной, для которой выгоден "дорогой" рубль. [24]

   

     Рис. 7. Уровень инфляции и ставки рефинансирования ЦБ 2002-2010 гг.  

     С 1 марта 2011 года увеличиваются нормативы обязательных резервов: по обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами-нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте – с 3,5% до 4,5%; по обязательствам перед физическими лицами и иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте – с 3% до 3,5%.

     Как пояснили в департаменте общественных связей, эти решения приняты в  связи с сохранением высоких  инфляционных ожиданий и с учетом формирования предпосылок для притока  капитала в Россию на фоне высоких  мировых цен на нефть, а также при наличии определенных рисков для устойчивости экономического роста, обусловленных как внешними, так и внутренними  факторами. [23]

     Денежная  база в узком определении включает выпущенные в обращение Банком России наличные деньги (с учетом остатков средств в кассах кредитных организаций) и остатки на счетах обязательных резервов по привлеченным кредитными организациями средствам в национальной валюте, депонируемых в Банке России.

     В 2010 г. в условиях замедления инфляции и умеренных инфляционных ожиданий Банк России проводил стимулирующую денежно-кредитную политику. В первом полугодии Банк России четыре раза снижал ставку рефинансирования и процентные ставки по операциям денежно-кредитной политики в целях повышения доступности заемных средств для реального сектора экономики и создания условий для восстановления внутреннего спроса. Ставка рефинансирования была снижена с 8,75 до 7,75% годовых. На этом фоне происходило постепенное снижение краткосрочных ставок денежного рынка до уровня, близкого к нижней границе коридора процентных ставок Банка России. [25]

Информация о работе Антиинфляционная политика и ее влияние на экономику