Антиинфляционная политика и ее влияние на экономику

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 16:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ антиинфляционной политики РФ, обозначив при этом основные направления развития.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1.Раскрыть сущность инфляции, ее причины и последствия.

2.Рассмотреть механизмы инфляционного регулирования.

3.Обозначить особенности борьбы с инфляцией в России.

4. Определить перспективные направления развития антиинфляционной политики для нашей страны.

Содержание

Введение 2

Глава I. Теоретические основы антиинфляционной политики 4
1.1 Понятие инфляции и ее виды 4
1.2 Причины инфляции и ее последствия 7
1.3 Сущность антиинфляционной политики 11
1.4 Виды антиинфляционной политики 14

Глава II. Антиинфляционная политика в России 19
2.1 Антиинфляционная политика государства 19
2.2 Антиинфляционные меры Центрального Банка России 23
2.3 Таргетирование инфляции 26

Заключение 31

Список литературы 34
Приложение 1

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ1.doc

— 472.00 Кб (Скачать)

     Политика  валютного курса Банка России в 2010-2012 гг будет направлена на сглаживание  существенных колебаний курса рубля  к корзине основных мировых валют. В этот период Банк России видит своей задачей создание условий для реализации модели денежно-кредитной политики на основе инфляционного таргетирования при постепенном сокращении прямого вмешательства в процессы курсообразования. При этом параметры курсообразования при переходе к новой модели денежно-кредитной политики будут определяться с учетом задач по сдерживанию инфляции и обеспечению условий для диверсификации экономики.

     В среднесрочной перспективе система  инструментов денежно-кредитной политики Банка России будет ориентирована на создание необходимых условий для реализации эффективной процентной политики. По мере снижения темпов инфляции и инфляционных ожиданий Банк России намерен продолжить линию на снижение уровня ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности. Дальнейшие шаги Банка России по снижению /изменению/ процентных ставок будут определяться развитием инфляционных тенденций, динамикой показателей производственной и кредитной активности, состоянием финансовых рынков.

     Инфляция  в РФ в 2011 г. может быть ниже 7% в  случае значительного укрепления рубля  и ужесточения денежной политики. Такой прогноз содержится в сценарных  условиях для формирования вариантов  социально-экономического развития в   2012-2014  гг., подготовленных Минэконом развития. [18] 

     2. 3. Таргетирование  инфляции 

     В течение ряда лет российские власти придерживались тактики, согласно которой  они стремились сдерживать инфляцию и в то же время не допускать  слишком быстрого укрепления рубля. Однако во второй половине 2006 г., после окончательной либерализации валютного регулирования, эта тактика претерпела изменения. ЦБ РФ отказался от ориентирования на укрепление рубля. В представленных в августе 2006 г. "Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2007 год" Банк России впервые за последние годы явно обозначил свою главную задачу - борьбу с инфляцией, которая должна была составить 6,5 - 8% по итогам 2007 года. Что касается целевого ориентира по индексу реального курса рубля, то в документе сказано, что диапазон его изменения составляет от 0 до 10%. Все это свидетельствует о том, что ЦБ РФ постепенно движется в направлении перехода к режиму таргетирования инфляции, то есть такой политики, когда главной целью является удержание уровня инфляции в определенных рамках, а стабильность цен становится долгосрочной целью. Другие цели, такие как полная занятость или относительная стабильность обменного курса, также могут учитываться, но являются второстепенными. При этом если власти четко придерживаются поставленных целей и добиваются их, режим таргетирования инфляции ведет к снижению инфляционных ожиданий. [9, c. 46-47]

     Применение режима таргетирования инфляции, как показывает опыт перешедших к нему стран, улучшает макроэкономические показатели, однако некоторые страны не спешат к нему перейти в силу особенностей своей экономической стратегии. Что касается России, то особенностью нашей экономики является ее экспортно-сырьевая направленность. В условиях роста цен на сырье укрепление рубля негативно влияет на не сырьевой экспорт, для которого оно означает увеличение издержек. Однако в такой ситуации возможности ЦБ РФ по сдерживанию укрепления рубля все равно ограничены, так как перед ним стоит задача обеспечения стабильности цеп, а поддержание неизменного обменного курса приводит к росту денежного предложения и инфляции. Кроме того, для производителей, ориентирующихся на внутренний рынок, укрепление рубля может быть выгодно, так как вызывает удешевление импортного оборудования и технологий. Наконец, огромную роль в стерилизации избыточной ликвидности играет Стабилизационный фонд. Иными словами, указанная особенность российской экономики не создает непреодолимых барьеров для перехода к режиму таргетирования инфляции.

     Гораздо более серьезной проблемой является отсутствие у ЦБ РФ реальных эффективных инструментов воздействия на инфляцию. В настоящее время влияние на инфляцию оказывается в основном за счет изменения денежной базы при купле-продаже валюты. Но такой инструмент в условиях инфляционного таргетирования не является приемлемым, так как в значительной мере зависит от внешнеэкономической конъюнктуры. Для эффективного таргетирования инфляции ЦБ РФ должен иметь возможность влиять на ситуацию на денежном рынке через процентные ставки, чему может способствовать как развитие рынка облигаций Банка России, так и постепенное повышение роли процентной политики ЦБ РФ по мере роста реальных процентных ставок в стране.

     Следовательно, в настоящее время в России начинают формироваться условия, необходимые  для успешного перехода к инфляционному таргетированию. В 2006 г. впервые была достигнута объявленная цель по инфляции. Кроме того, в прошлом году Банк России дважды понижал ставку рефинансирования при сопутствующем повышении ставок по депозитам кредитных организаций в ЦБ РФ, что имело своей целью повысить роль процентных ставок в денежно-кредитной политике. Период постоянного роста цен на энергоносители также, по всей видимости, остался в прошлом. И хотя в силу описанных выше проблем ЦБ РФ вряд ли в ближайшее время сможет перейти к полномасштабному режиму таргетирования инфляции, постепенное смещение акцента от целеполагания по обменному курсу к целеполаганию по инфляции будет совершенно оправданно. [9, c.56-57]

     Министр финансов РФ Алексей Кудрин сообщил, что 25 июня 2008 в правительство должна быть внесена антиинфляционная программа, предусматривающая таргетирование инфляции. По его словам, переходить к новым методам нужно, хотя это будет довольно сложно и займет продолжительное время. Этот монетарный режим впервые появился в 1989 году и сейчас принят на вооружение властями более чем 20 стран. По словам Алексея Кудрина, переход к нему занимает от 2-3 до 5 лет, и Россия сейчас к этому уже готовится. «По сути, мы идем сейчас первый год в рамках подготовительных мер, но нужно более системно прописать задачи перехода к инфляционному таргетированию», - отметил глава Минфина. Рост цен действительно уже, похоже, вышел из-под контроля власти. Уровень инфляции в 2008 году составил 13,3% вместо прогнозируемых 7%.

     В  числе мер, призванных сдержать инфляцию, были названы сокращение темпов роста денежной массы, что могло бы отрицательно повлиять на темпы роста ВВП, а также снижение темпов прироста внутреннего спроса, который значительно опережает возможности российской промышленности. По словам министра, разрыв между спросом и предложением выливается в рост цен и прирост импорта, прибавившего только за I квартал 2008 года 41%.

     По  мнению руководителя научного направления  «Макроэкономика и финансы» Института  экономики переходного периода  Сергея Дробышевского, таргетирование инфляции может дать стране несколько последствий. «Во-первых, это повышение качества макроэкономического прогнозирования, поскольку ЦБ и правительство будут вынуждены ставить перед собой реальные цели, а не желаемые, как сейчас. Во-вторых, станет более ответственным отношение к заявленным целям по уровню инфляции и, в-третьих, мы получим увеличение колебания курса рубля к иностранным валютам, так как таргетирование инфляции предполагает полную свободу курса национальной валюты», - сообщил «НИ» эксперт. [17]

     В 2011 году российские власти продолжат свою политику по таргетированию инфляции, чтобы в среднесрочном периоде добиться ее снижения до 5-6%, заявил премьер-министр РФ Владимир Путин.

     Путин отметил, что некоторые экономисты считают, что для снижения инфляции необходимо, прежде всего, сдерживание государственных расходов. К их числу специалисты относят и субсидирование процентных ставок по кредитам.

     Вместе  с тем, Путин выразил уверенность, что предпринимаемые государством меры позволят достичь поставленной цели снижения инфляции до 5-6%.

     Последний прогноз Минэкономразвития по инфляции на 2011 год, заложенный в сценарных  условиях развития экономики РФ на ближайшие три года — 6,5-7,5%. Прежний  официальный прогноз составлял 6-7%, однако представители министерства и ранее озвучивали более высокие оценки этого показателя на фоне сохраняющихся быстрых темпов роста цен на продовольствие.

     В федеральный бюджет на ближайшую  трехлетку заложена инфляция в 6,5% на 2011 год, 6,0% на 2012 год и 5,5% на 2013 год. В 2010 году инфляция в РФ в 2010 году составила 8,8%, превысив все официальные годовые прогнозы, включая последний (8,5%) и сравнявшись с показателем кризисного 2009 года. Существенный вклад в рост потребительских цен внесло продовольствие, подорожавшее из-за засухи. [21] 
 

 

Заключение 

     Подводя итог рассмотрению некоторых аспектов российской экономической динамики за последние годы, можно сделать  вывод, что на протяжении рассматриваемого периода в общих чертах сложился антиинфляционный механизм, основу которого составили следующие элементы экономической политики:

    • соблюдение жестких денежных ограничений;
      • меры по стабилизации валютного курса;
  • принятие Правительством Российской Федерации ряда решений, ограничивающих рост цен на продукцию отдельных отраслей и секторов экономики, в первую очередь отраслей - естественных монополистов.

     Несмотря  на позитивный характер этих процессов  в российской экономике еще осталась угроза инфляционных всплесков из-за искаженной структуры основного  производства и его низкой эффективности, существования секторов экономики  с различными уровнем доходности и накопления социальных проблем в обществе.

     Управление  инфляцией представляет важнейшую  проблему денежно-кредитной и в  целом экономической политики. При  этом необходимо учитывать многосложный и многофакторный характер инфляции, поскольку в ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий.

Для стабилизации денежной системы и осуществления эффективной антиинфляционной политики государству необходимы:

• оздоровление экономики в целом, преодоление  спада инвестиционной активности и  обеспечение приемлемых темпов роста  производства;

 •  разработка и осуществление государственной экономической стратегии, способствующей  становлению  конкурентоспособного, высокотехнологического и наукоемкого производства;

• усиление стимулов производственного накопления у предпринимателей и населения;

• изменение  структуры производственных фондов в целях расширения производства товаров народного потребления;

 •  стимулирование кредитной инвестиционной  деятельности банков;

• совершенствование  налоговой системы, обращая особое внимание на регулирующую роль налогов;

• формирование и развитие единого общероссийского рынка товаров, кредита, валюты, земли, труда и т.д.; Осуществление этих мероприятий в комплексе потребует определенного времени, но они неизбежно приведут к укреплению национальной денежной единицы и стабилизации денежной системы России в целом. Уже сегодня наметились некоторые позитивные моменты в экономике, а темпы инфляции приобрели, хотя и слабую, тенденцию к затуханию. 

     Эффективность антиинфляционных мер зависит от создания макроэкономических условий. В их числе:

• формирование рыночной конкуренции;

• активизация  инвестиций в основной капитал; создание масштабного

управляемого  и конкурентоспособного финансового  рынка

• повышение  роли банковской системы в развитии экономики;

• противодействие  теневой экономике и коррупции  и т.д.

     Главное средство снижения инфляции – реализация инновационной модели экономического развития, формирование экономики предложения, насыщения рынка товарами и услугами. Это обеспечит относительное равновесие между товарными и денежными потоками, а демонополизация рынка позволит избежать взлета цен. Но это требует длительного времени.

     Реакция государства на растущую инфляцию может быть двоякой: формирование условий наименее болезненной адаптации к ней населения или выработка системы мер, способных ей противостоять. В этом случае государство пытается погасить негативные экономические эффекты, связанные с инфляцией. Например, затормозить вызванное инфляцией падение курса национальной валюты или усилить заинтересованность бизнеса в инвестировании, которая подавлялась ранее нарастанием цен. Одновременно со смягчением последствий от инфляции должна быть продумана система мер, гасящих источники инфляции.

     Таким образом, для борьбы с инфляцией необходимо разработать и реализовать комплекс мероприятий, сочетающий меры денежно-кредитной политики и государственной политики по стимулированию экономического роста, структурной политики и социальной политики. 

Информация о работе Антиинфляционная политика и ее влияние на экономику