Антиинфляционные государственные меры

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие смысла процесса инфляции, посредством рассмотрения понятия инфляции и ее причин.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

-выявить возможные причины инфляции и, проанализировав их, рассмотреть меры по их устранению;

По структуре работа представлена тремя главами. В первой главе рассматриваются общетеоретические вопросы, касающиеся определения инфляции и причин ее возникновения.

Содержание

Введение………………………………………………………………….. 3

1.Инфляция: сущность и причины……………………………………... 5

1.1. Сущность инфляции и формы ее проявления…………………. 5

1.2. Причины возникновения инфляции……………………………. 6

2. Социально-экономические последствия инфляции………………... 11

2.1. Прогноз социально-экономического развития страны на

2010-2012 года…………………………………………………… 19

2.2. Инфляция в России за 2009 год………………………………… 22

2.3. Инфляция в России за 2010 год………………………………… 23

2.4. Инфляция в России за 2011 год………………………………… 23

3. Антиинфляционные государственные меры……………………….. 26

3.1. Методы борьбы с инфляцией…………………………………… 29

3.2. Антиинфляционная политика…………………………………… 29

Заключение………………………………………………………………. 32

Список используемой литературы…………………………………….. 34

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 150.14 Кб (Скачать)

     Росстат напоминает, что по итогам 2010 года уровень  инфляции, как и в 2009 году, остановился  на отметке в 8,8 процента. Это наиболее низкое значение данного показателя с 1992 года.

     Цифра в 4,3% официальной инфляции является небольшой и незаметной только для  обеспеченных граждан, коих в стране абсолютное меньшинство. Для большей  же части россиян инфляция на самом  деле составляет в разы больше. Это  связано со стремительным ростом цен на продукты питания, на которые  среднестатистическая российская семья  тратит минимум 40% своего бюджета (самые  бедные – 80%), а также со стремительным  ростом тарифов, пишет «Свободная пресса», основываясь на выкладках экономистов, в частности, председателя «Опоры Росси», доктора экономических наук Никиты Кричевского.

     Жители  страны давно не верят показателям  инфляции, которые объявляются на официальном уровне. Действительно, скромное уменьшение покупательной способности денег на какие-то 8-9%, в реальной жизни почему-то очень больно бьет по кошельку граждан. Причина же кроется в том, что реальная инфляция для населения, особенно с низкими доходами, оказывается в несколько раз выше. Так, в прошлом году, по экспертной оценке, инфляция составила как минимум 20%.

     Свою  лепту в этот показатель внесли и  неуемно растущие тарифы на услуги ЖКХ, которые также съедают значительную часть семейного бюджета граждан. Причем, обеспеченных жителей РФ это  не касается. Правда, такими «счастливчиками» оказываются лишь 10% граждан, на долю которых приходится треть из общего дохода всего населения. По данным того же Росстата, на долю самых бедных 10% пришлось чуть более 2% доходов.

     По  словам Никиты Кричевского, «инфляция  в России является величиной не экономической, а политической». От уровня инфляции зависит очень много факторов, главный из которых – это увеличение уровня расходов федерального бюджета, а также внебюджетных фондов –  таких, как Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.

     Если  объявить инфляцию выше, чем это  заложено в федеральных законах  о пенсионной системе, то тогда мы будем вынуждены индексировать  выплаты пенсий и пособий несколько  чаще и в больших объемах, нежели сегодня. Кроме того, нужно будет  решать вопрос со ставкой рефинансирования, отмечает экономист.

     «Инфляция считается не по всему, что есть на свете, не по всем товарам, которые есть в продаже. Продовольствие считается  по так называемому минимальному продуктовому набору. И на товары, входящие в этот набор, инфляция оказывается  значительно больше. На самом деле, инфляция – это налог на бедных.  

  1. Антиинфляционные  государственные  меры
 

     Негативные  социальные и экономические последствия  инфляции вынуждают правительства  разных стран проводить определенную экономическую политику. В первую очередь экономисты пытаются определить, что лучше — адаптироваться к  инфляции или ликвидировать ее путем  радикальных мер. В разных странах  этот вопрос решается по-разному, с  учетом целого комплекса специфических  обстоятельств. Например, в США и  Англии на государственном уровне ставится задача борьбы с инфляцией, тогда  как некоторые другие страны разрабатывают  комплекс адаптационных мероприятий (индексация и т.п.).

     Если  оценить характер антиинфляционной политики, то можно выделить в ней  два подхода, один из которых разрабатывают  современные кейнсианцы, а другой является детищем экономистов неоклассической школы.

     В рамках первого (кейнсианского) подхода предусматривается активная бюджетная политика — маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.

     В условиях инфляции, при избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате, за счет сокращения спроса, снижаются  темпы инфляции. Но одновременно сокращается  и рост производства, что может  привести к застою и даже кризисным  явлениям в экономике, к расширению безработицы.

     Для расширения спроса, в условиях спада, тоже проводится бюджетная политика. Для стимуляции спроса понижаются налоги, проводятся программы государственных  капиталовложений и других расходов. Прежде всего, низкие налоги устанавливаются  в отношении получателей средних  и невысоких доходов, которые  обычно немедленно реализуют выгоду. Считается, что таким образом  расширяется спрос на потребительские  товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как  показал опыт многих стран в 60-е и 70-е гг., может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.

     Неоклассицисты, которым принадлежит авторство второго подхода, выдвигают на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Считается, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

     Такое регулирование проводит Центральный  банк, который формально не находится  под контролем правительства. Банк воздействует на экономику путем  изменения количества денег в  обращении и ставок ссудного процента.

     В современной рыночной экономике  невозможно устранить все факторы  инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и  предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.), поэтому ее считают инфляционной. Следовательно, очевидно, что полностью ликвидировать инфляцию, нереально. Именно поэтому многие государства стремятся не допустить разрушительных ее масштабов, сделать умеренной, контролируемой, вместо того, чтобы пытаться устранить ее совсем.

     В наше время считается, что целесообразнее всего сочетать долговременную и  краткосрочную политики. Вот примерный  комплекс мер антиинфляционной политики.

     Долговременная  политика включает в себя несколько  задач. В том числе погашение  инфляционных ожиданий населения, которые  нагнетают текущий спрос. Для  этого правительство должно проводить  четкую последовательную антиинфляционную политику и завоевать, таким образом, доверие населения. Оно должно содействовать  своими мероприятиями (стимулирование производства, антимонопольные меры, либерализация цен и т.п.) эффективному функционированию рынка, что повлияет на изменение потребительской психологии. Другая задача – принятие мер по сокращению бюджетного дефицита (так как его финансирование посредством займов у Центрального банка ведет к инфляции) за счет повышения налогов и снижения расходов государства.

     Еще одна задача – проведение мероприятий  в области денежного обращения, в частности, установление жестких  лимитов на ежегодный прирост  денежной массы, что позволяет контролировать уровень инфляции.

     Ослабление  влияния внешних факторов так  же является одной из задач долговременной политики. В частности, задача состоит  в том, чтобы уменьшить инфляционное воздействие на экономику переливов  иностранного капитала (при положительном  сальдо платежного баланса) в виде краткосрочных  кредитов и займов правительства  за рубежом для финансирования бюджетного дефицита.

     Краткосрочная же политика направлена на временное  снижение темпов инфляции. Здесь необходимое  расширение совокупного предложения  без увеличения совокупного спроса достигается предоставлением государством льгот предприятиям, выпускающим  дополнительно к основному производству побочные товары и услуги. Государство  может приватизировать часть  своей собственности и таким  образом увеличить поступления  в государственный бюджет и облегчить  решение проблемы его дефицита, а  также понизить инфляционный спрос  за счет продажи большого количества акций новых частных предприятий. Содействует росту предложения  массированный импорт потребительских  товаров.

     Определенное  воздействие на темпы инфляции оказывает  уменьшение текущего спроса при неизменном предложении. Это может быть достигнуто за счет повышения процентных ставок по вкладам, стимулирующим более высокую норму сбережения. 

     
    1. Методы  борьбы с инфляцией.
 

           Правительство каждой страны, находящейся в кризисе, должно проводить  антиинфляционную политику. Методы борьбы с инфляцией могут  быть прямые и косвенные .

     Косвенные методы

           Косвенные методы включают в себя:

     1. Регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком ;

     2. Регулирование ссудного и счетного процесса коммерческих банков через управление ими  центральным банком;

     3. Обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг .

     Прямые  методы

           Прямые методы регулирования  покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:

     1. Прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;

     2. Государственное регулирование цен;

     3. Государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы ;

     4. Государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.  

     3.2. Антиинфляционная  политика 

     Первоочередные  антиинфляционные методы. 

           Сбивать темпы инфляции - значит сокращать разницу между  денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого подходят все те методы, которые ведут экономику к равновесию, к первоочередным мерам относятся следующие:

     1. Обеспечение        страны   в   достатке   продовольствием.   Это   первейшее    условие любых  реформаторских    усилий.    Для    налаживания продовольственного дела  в   стране следует  оказать   государственную  финансовую   помощь  сельскохозяйственным предприятиям всех  видов собственности и провести мягкую реформу колхозов и совхозов .

            а) установление   порядка   выдачи   кредитов   сельскозяйственным  предприятиям  под векселя с погашением их за счет будущего урожая;

            б) установление государственных закупочных цен,   а   также цен   на   потребляемые   в сельскохозяйственном     производстве      ресурсы     на     уровне,     обеспечивающем рентабельную   работу   товаропроизводителей   и   создания    системы    контрактной торговли промышленными товарами в обмен на сельскохозяйственную продукцию.

     2.  Воссоздание   разрушенного   инвестиционного   поля   народного       хозяйства,    без      чего функционирование   экономики становится невозможным.   В   этих целях надо прежде всего восстановить  на   банковских   счетах предприятий путем индексирования   утраченные из-за резкого   роста   цен   и   обесценивания рубля суммы амортизации и собственных оборотных денежных средств.

     3. Налаживание    снабженческо-сбытовых  связей  между  предприятиями. Хозяйственные связи предприятий в рыночном режиме наиболее эффективны в основном через система   крупных оптовых купцов-синдикатов. Эти структуры могут   функционировать   в   рамках отдельных регионов, в общероссийском и межгосударственном масштабе .

     4.  Взамен налога   на   добавленную стоимость,   стимулирующего   в    современных   условиях хозяйствования в России, рост инфляции и крайне трудно поддающегося контролю налоговых  инспекций, определить основным платежом в бюджет налог на прибыль,    дифференцировав  его ставки в зависимости от роста рентабельности и роста объемов производства,   что  будет  нацеливать производителей на рост массы, а не только нормы прибыли.

     5.  На время кризиса  необходимо   централизовать банковскую систему России, имея   в   виду обязательное  исполнение    коммерческими   и   инвестиционными   банками директив центрального   банка   по  приоритетности   и  льготности кредитования регионов, отраслей, предприятий, соблюдения  нормативных сроков документооборота.

     6.  Для стабилизации  потребительского рынка целесообразно:

           а). создать систему стимулирования развития мелкого бизнеса в сфере производства и услуг,  ввести государственные кредиты на аренду производственных помещений и лизинговый  кредит на аренду оборудования (с возможностью последовательного выкупа) , а также ввести обязательное страхование малых предприятий на первые 3-5 лет деятельности, когда риск разорения особенно значителен;

Информация о работе Антиинфляционные государственные меры