Государственная система антиинфляционных мер в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

Проводимые экономические преобразования вызвали ряд экономических противоречий и дисбалансов. Наиболее важные из них – несоответствие между растущими ценами и объемом денежной массы, платежеспособным спросом и производством, доходами и реальными нуждами населения и товаропроизводителей. Сюда же необходимо отнести существующие ценовые дисбалансы между отраслями, расходами и доходами бюджета, вынужденной степенью жесткости налогового пресса и интересами производства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 2
§1.СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ИНФЛЯЦИИ. ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ. 3
1.1.СУЩНОСТЬ ИНФЛЯЦИИ. 3
1.2. ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ. 8
§2. СИСТЕМА АНТИИНФЛЯЦИОННЫХ МЕР НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. 13
§3.ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ В РОССИИ. 15
§4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА АНТИИНФЛЯЦИОННЫХ МЕР В РОССИИ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 32

Работа содержит 1 файл

Инфляция антиинфляционная полика Кур.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Проводимые  экономические преобразования вызвали  ряд экономических противоречий и дисбалансов. Наиболее важные из них  – несоответствие между растущими  ценами и объемом денежной массы, платежеспособным спросом и производством, доходами и реальными нуждами населения и товаропроизводителей. Сюда же необходимо отнести существующие ценовые дисбалансы между отраслями, расходами и доходами бюджета, вынужденной степенью жесткости налогового пресса и интересами производства. Без анализа конкретных механизмов этих противоречий и их последствий невозможно выработать действенные меры по выводу экономики из кризиса. Их рассмотрение правомерно начать с инфляции как с многофакторного и негативного для экономики дисбаланса других проявлений финансово-экономической нестабильности.

Неуправляемый рост цен с одновременным снижением  платежеспособного спроса – одна из главных угроз осуществления  реформ. Однако трактовку инфляции как переполнение каналов денежного  обращения обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полной. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена к чисто денежному феномену. Это сложное «социально-экономическое» явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. По-прежнему сильная инфляция препятствует нормальному инвестиционному процессу, достижению полноценной конвертируемости рубля, снижает и без того упавшую покупательную способность населения.

§1.Социально-экономическая сущность инфляции.                            Виды инфляции.

    1.   Сущность инфляции.
 

    Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с  возникновением денег, с функционированием  которых неразрывно связана.

    Термин  «инфляция» (от латинского inflatio – вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения.

    В XIX веке этот термин употреблялся также в Англии и Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляция получило в ХХ веке после первой мировой войны, а в советской экономической литературе – с середины 20-х годов.

    Наиболее  общее, традиционное определение инфляции – переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно росте товарных цен.

    Обычно  инфляция имеет в своей основе не одну, а несколько взаимосвязанных  причин, и проявляется она не только в повышении цен – наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая или подавленная инфляция, проявляющаяся прежде всего в дефиците, ухудшении качества товаров.

    Не  всякое повышение цен служит показателем  инфляции. Цены могут повышаться в  силу улучшения качества продукции, ухудшении добычи топливно-сырьевых ресурсов, изменения общественных потребностей. Но это будет, как правило, не инфляционный, а в определенной мере логичный, оправданный рост цен на отдельные товары.

     Что же можно отнести к действительно инфляционным причинам роста цен?

     Во-первых, это диспропорциональность, или  несбалансированность государственных  расходов и доходов, выражающаяся в  дефиците госбюджета.

     Во-вторых, инфляционный рост цен может происходить, если финансирование инвестиций осуществляется аналогичными методами,. Особенно инфляционно опасными являются инвестиции, связанные с милитаризацией экономики.

     В-третьих, общее повышение уровня цен связывается  различными школами в современной  экономической теории с изменением структуры рынка в XX веке. Эта структура все меньше напоминает условия совершенной конкуренции, когда на рынке действует большое число производителей, продукция характеризуется однородностью, перелив капитала не затруднен. Современный рынок - это в значительной степени олигополистический рынок.

     А олигополист (несовершенный конкурент) обладает известной степенью власти над ценой. И если даже олигополии не первыми начинают "гонку цен", они заинтересованы в ее поддержании и усилении.

     В-четвертых, с ростом "открытости" экономики той или иной страны увеличивается опасность импортируемой инфляции. В условиях неизменного курса валюты страна каждый раз испытывает воздействие внешнего повышения цен на ввозимые товары. Возможности бороться с импортируемой инфляцией достаточно ограничены.

     В-пятых, инфляция приобретает самосдерживающий характер в результате так называемых инфляционных ожиданий.

     Многие  ученые в странах Запада и в  нашей стране особо выделяют этот фактор, подчеркивая, что преодоление  инфляционных ожиданий населения и производителей - важнейшая (если вообще не главная) задача антиинфляционной политики.

     Современной инфляции присущ ряд отличительных  особенностей: если раньше инфляция носила локальный характер, то сейчас - повсеместный, всеохватывающий; если раньше она охватывала больший и меньший период, т.е. имела периодический характер, то сейчас - хронический, современная инфляция находится под воздействием не только денежных, но и неденежных факторов. Денежные факторы вызывают превышение денежного спроса над товарными предложением, в результате чего происходит нарушение требований закона денежного обращения. Неденежные факторы ведут к первоначальному росту издержек и цен товаров, поддерживаемому последующим подтягиванием денежной массы к их возросшему уровню. Обе группы факторов переплетаются и взаимодействуют друг с другом, вызывая рост цен на товары и услуги, или инфляцию.

     В зависимости от преобладания факторов той или иной группы различают два типа инфляции: инфляцию спроса и инфляцию издержек.

     Инфляция  спроса вызывается следующими денежными факторами:

     1. Милитаризация экономики и рост  военных расходов. Военная техника становится все менее приспособленной для использования в гражданских отраслях, в результате чего денежный эквивалент, противостоящий военной технике, превращается в фактор, излишний для обращения.

     2. Дефицит государственного бюджета  и рост внутреннего долга. Покрытие дефицита происходит путем размещения займов государства на денежном рынке или при помощи эмиссии неразменных банкнот центрального банка. С мая 1993 года РФ перешла от второго способа к первому. и началось покрытие дефицита госбюджета РФ за счет размещения на рынке государственных краткосрочных обязательств (ГКО).

     3. Кредитная экспансия банков. Так,  по состоянию на 1 июля 1994 года объем кредитов, предоставленных Банком России правительству, составил 27665 млрд.руб. или 38,9% его сводного баланса.

     4. Импортируемая инфляция. Это эмиссия  национальной валюты сверх потребностей  товарооборота при покупке иностранной  валюты странами с активным платежным балансом.

     5. Чрезмерные инвестиции в тяжелую  промышленность. При этом с рынка  постоянно извлекаются элементы  производительного капитала, взамен которых в оборот поступает дополнительные денежный эквивалент.

     Инфляций  издержек характеризуется воздействие следующих неденежных факторов на процессы ценообразования.

     1. Лидерство в ценах. Оно наблюдалось  с середины 60-х годов до 1973 года, когда крупные компании отраслей  при формировании и изменении  цен ориентировались на цены, установленные крупными производителями в отрасли или в рамках локально-территориального рынка.

     2.Снижение  роста производительности труда  и падение производства. Такое  явление происходило во второй  половине 70-х годов. Например, если  в экономике США среднегодовой  темп производительности труда в 1961-1973 г.г. составлял 2,3%, то в 1974-1980 г.г.- 0,2%, а в промышленности соответственно 3,5 и 0,1%. Аналогичные процессы были и для других промышленно развитых стран. решающую роль в замедлении роста производительности труда сыграло ухудшение общих условий воспроизводства, вызванное как циклическими, так и структурными кризисами.

     3.Возросшее  значение сферы услуг. Оно характеризуется,  с одной стороны, более медленным  ростом  производительности труда  по сравнению с отраслями материального производства, а с другой - большим удельным весом заработной платы в общих издержках производства. Резкое увеличение спроса на продукцию сферы услуг во второй половине 60-х - начале 70-х годов стимулировало заметное удорожание: в промышленно развитых странах рост цен на услуги в 1,5-2 раза превышая рост цен на остальные товары.

     4. Ускорение прироста издержек  и особенно заработной платы  на единицу продукции Экономическая мощь рабочего класса, активность профсоюзных организаций не позволяют крупным компаниям снизить рост заработной платы до уровня замедленного роста производительности труда. В то же время в результате монополистической практики ценообразования крупным компаниям были компенсированы потери за счет ускоренного роста цен, т.е. была развернута спираль "заработная плата - цены".

     5. Энергетический кризис. Он вызвал  в 70-х годах огромное вздорожание нефти и других энергоресурсов. В результате, если в 60- годы среднегодовой рост мировых цен на продукцию промышленно развитых стран составлял всего 1,5%, то в 70-е годы - более 12%.  
 
 
 

 
 

1.2. Виды инфляции.

     В международной практике в зависимости  от величины роста цен принято  деление инфляции на три вида:

  1. Ползучую - если среднегодовой темп прироста цен не выше 5-10%.
  2. Галопирующую - при среднегодовом темпе прироста цен от 10 до 50% (иногда до 100%).
  3. Гиперинфляцию - когда рост цен превышает 100% (МВФ за гиперинфляцию сейчас принимает 50% рост цен в месяц).

    Для промышленно развитых стран характерной  является ползучая инфляция, т.е. небольшое, умеренное обесценение из года в год. В развивающихся странах преобладает галопирующая и гиперинфляция. Классический пример гиперинфляции – обстановка сложившаяся в Германии, ряде других стран после первой мировой войны. В Германии в 1923г. уровень роста цен исчислялся десятизначными и двенадцатизначными числами; заработную плату следовало расходовать немедленно, ибо в течении дня цены на продукты повышались неоднократно. В России количество денег в обращении выросло с 27 миллионов в январе 1918г. до 219 триллионов 845 миллиардов к декабрю 1921г.

    Инфляция  может быть сбалансированной, то есть рост цен умеренный и одновременный  на большинство товаров и услуг         (в этом случае, соответственно ежегодному росту цен, возрастает ставка процента, что равнозначно экономической ситуации со стабильными ценами), а несбалансированная инфляция представляет собой различные темпы роста цен на различные товары.

    Следует также отличать ожидаемую инфляцию от неожидаемой. Ожидаемую инфляцию можно прогнозировать на какой-либо период, или она «планируется» правительством страны. Неожидаемая инфляция характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на денежном обращении и системе налогообложения. В такой ситуации, если в экономике уже существовали инфляционные ожидания, население, опасаясь дальнейшего обесценения своих доходов, резко увеличивает затраты на приобретение товаров и услуг, что само по себе создает трудности в экономике, искажает реальную картину потребностей в обществе и ведет к расстройству хозяйства.

    Таким образом, внезапный скачок цен может спровоцировать дальнейшие инфляционные ожидания, которые будут подстегивать рост цен.

    Однако, если внезапный скачок цен происходит в экономике, где инфляционные ожидания еще не набрали силу, поведение  населения и его реакция на рост цен могут быть иными. Ожидая, что этот скачок цен – кратковременное явление и вскоре последует их снижение, потребители будут больше оберегать и меньше предъявлять денег на рынке в виде платежеспособного спроса. А раз уменьшаются размеры спроса, начинается давление на цены в сторону их снижения. Тем самым мы описали один из эффектов, существующих в нормально функционирующем рыночном хозяйстве: эффект Пигу (эффект реальных кассовых остатков).

Информация о работе Государственная система антиинфляционных мер в России