Антикризисная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Кризис экономики чреват полной хозяйственной разрухой и усилением деградации общества. Поэтому требуется объективный и глубокий анализ данного явления, приобретшего в переходный период новые черты. Всестороннее научное исследование необходимо для того, чтобы правильно оценить эту болезненную фазу в развитии общественного производства, выработать и применить надежные и эффективные меры по ограничению ее продолжительности и потерь, найти пути выхода из ситуации для последующего подъема экономики. Решению таких задач поможет, в частности, выяснение закономерностей и взаимосвязей кризисов в производственной, научно-технической и социокультурной сферах, политических и государственно-правовых отношениях, экологии.

Содержание

Введение
1 Характеристика кризиса
1.1 Экономический цикл
1.2 Причины кризиса
1.3 Антициклическая политика
2 Антикризисная политика
2.1 Антикризисное регулирование государств
2.2 Кризис в современной России
2.3 Антикризисная программа России
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 63.53 Кб (Скачать)

       Таким образом, страны рыночной экономики  на протяжении XX в. накопили большой  арсенал средств и методов  борьбы с кризисными явлениями и  эффективно применяют их, о чем  свидетельствуют различные варианты экономической политики по выходу из кризисных ситуаций. Это вовсе  не означает, что циклические колебания  конъюнктуры уходят в прошлое, а  вместе с этим и сам феномен  государственно-монополистического капитализма. Напротив, продолжающийся процесс концентрации производства уже на основе интернационализации  экономической жизни, активной интеграции стран усиливают роль государственно-монополистического капитализма как координатора этих явлений. Сама интернационализация  производства, развитие связей между  странами, в свою очередь, привели  к синхронизации экономических  циклов, т.е. их совпадению по времени  в различных странах и регионах. В силу этого на современном этапе  государственная антициклическая  политика требует согласования на межгосударственном уровне антикризисных мероприятий, что также, на наш взгляд, увеличивает  роль феномена государственно-монополистического капитализма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Кризис в современной России.

       После десяти лет динамичного экономического роста Россия сталкивается с серьезнейшими  экономическими вызовами. Текущий экономический  кризис стал далеко не первым в мировой  истории. В конце 20-х–начале 30-х годов  прошлого столетия экономика практически  всех капиталистических стран пережила крах, восстановиться после которого было сложно. 
Как и в наши дни, разрушительный импульс мировая экономическая система получила именно из США. Началом Великой депрессии стало обвальное падение акций на Нью-йоркской бирже 24 октября 1929 года, получившее название «чёрный четверг». События в США вызвали обрушение всей мировой экономической системы. Широчайшие размеры приобрели в годы кризиса разорение и банкротство промышленных, торговых и финансовых предприятий и фирм. По официальным данным, в 1929 – 1933 г. произошло около 130 тыс. коммерческих банкротств. Кризис с огромной силой ударил и по банковской системе страны. За 4 года кризиса прекратили существование 5760 банков, т.е. пятая часть всех банков США, с общей суммой депозитов в 3,5 млрд. долл. Невероятно тяжелы были социальные последствия кризиса. Национальный доход страны, составлявший в 1929 г. 86, 8 млрд. долл. упал в 1933 г. до40,3 млрд., т.е. более чем вдвое. Удары кризиса в той или иной степени ощутили даже монопольные объединения. Уже в 1931 г. американские корпорации подвели свой баланс с потерей в 487 млрд. долл. В 1932 г. эти потери увеличились до 3511 млн. долл.

         В наибольшей степени пострадала  Германия, ослабленная выплатой  репарационных платежей после  поражения в Первой мировой  войне. К 1933 году производство  в Германии упало в 2 раза, а  безработица выросла в 20 раз.  Аналогичные потрясения испытали  на себе экономики других европейских  стран, а также Японии.

       Наиболее  остро последствия Великой депрессии  ощущались в промышленных городах, в ряде стран практически прекратилось строительство. Из-за сокращения платёжеспособного  спроса цены на сельскохозяйственную продукцию упали на 40–60%. Уровень  промышленного производства был  отброшен к уровню начала XX века, то есть на 30 лет назад.

       Современный кризис нередко именуют «новой»  или «второй Великой депрессией». В его возникновении и течении  эксперты видят немало схожих черт с событиями 80-летней давности. Сейчас, находясь практически на нижней точке  «кризисной параболы», стоит оглянуться и вспомнить, как всё проходит. Всё повторяется снова.

       У воздействия глобального экономического кризиса на Россию в наше время  есть особенности схожи с депрессией в США, связанные с накопленными деформациями структуры экономики, недостаточной развитостью ряда рыночных институтов, включая финансовую систему.

       Основная  проблема российской экономики - до сих  пор очень высокая зависимость  от экспорта природных ресурсов. В  последние годы государство сделало  многое в плане развития отраслей перерабатывающей промышленности, услуг, транспорта, но ключевую роль в экономике  все еще играет нефтегазовый экспорт, экспорт иного сырья, металлов. В  результате кризиса практически  на все товары российского сырьевого  экспорта снизились не только цены, но и спрос.

       Вторая  проблема - недостаточная конкурентоспособность  несырьевых секторов экономики. Когда  начались проблемы в сырьевых секторах, не нашлось отраслей, способных «поддержать» экономику. Более того, проблемы от сырьевых отраслей начали распространяться на смежные.

       Результат - значительное падение промышленного  производства, рост числа безработных, снижение заработных плат и ряд других негативных последствий. Особенно это  заметно в тех городах и  регионах, в которых находятся  крупные сырьевые предприятия, и  которые в условиях постоянного  роста цен на сырье были весьма обеспеченными.

       Третья  проблема - недостаточная развитость финансового сектора, банков. Многие российские предприятия, особенно быстро развивавшиеся в последние годы, выходившие на внешние рынки, не могли  рассчитывать на финансирование внутри страны. Кредиты российской банковской системы были дороже, сроки кредитования - меньше. Компании вынуждены были занимать за рубежом. В кризис зарубежные рынки  капитала стали для предприятий  недоступными.

       Национальная  экономика в последние годы развивались  во многом за счет внешних источников - высоких цен на сырье, «дешевых»  кредитов иностранных банков, теперь России для выхода из кризиса и  обеспечения долгосрочного устойчивого  развития необходимо найти внутренние источники роста. По  утверждению  Александра Жукова, заместителя председателя Правительства России, с начала октября  численность уволенных составляла 45 000 человек. И это еще не предел - некоторые предприятия планировали сократить до 240 000 человек. «Сильнее всего пострадали металлургическая отрасль, автомашиностроение, строительство и грузоперевозки. Именно там длительное время продолжались  увольнения. Если говорить о регионах, то в первую очередь то Вологодская, Челябинская, Свердловская, Нижегородская и Ярославская области. Именно там сосредоточены предприятия проблемных отраслей промышленности», отмечал Жуков.

       Значительно пострадала экономика России. В декабре 2008 г. ВВП впервые за 10 лет снизился. По оценке банка «ВТБ Европа», экономика  сократилась на 1,1% после роста  на 2,1% в ноябре.

       Ранее вице-премьер Алексей Кудрин прогнозировал  дефицит российского бюджета  на уровне 1,5 - 2,5 трлн. руб., по данным «Интерфакса», в правительстве не исключали  его роста до 4 трлн. руб.

       По  оценкам Института экономики  переходного периода (ИЭПП), в декабре  промышленность падала теми же темпами, что и в ноябре. Но прогнозы на продукцию хуже, чем в сентябре 1998 г., подчеркивал автор мониторинга  ИЭПП Сергей Цухло: в декабре только 21% предприятий оценили объемы продаж как нормальные.

       Доля  промышленности в ВВП 35-40%, говорил  экономист Центра развития Валерий  Миронов, каждый 1% падения производства отнимает у роста ВВП примерно 0,4%. По данным Минэкономразвития, уже  в ноябре темпы роста ВВП сократились  до 1,6% после 5% в октябре, а с исключением  сезонного фактора - даже упали на 0,7%.

       По  прогнозам экономиста «Траста» Евгения  Надоршина, 2009 год начался с минуса, т.е. в I квартале в экономике продолжился  спад. В январе-феврале ситуация оставалась негативной, соглашался экономист  «Уралсиба» Владимир Тихомиров, отрицательные  темпы могла показать даже розничная  торговля: сказался рост безработицы  и сокращение доходов населения. Кувшинова Ольга. Экономика ниже нуля. // Ведомости от 11 января 2009

       Мировой ВВП по прогнозам снизится в 2009 году почти на полпроцента, в США - на 2,6-2,7 процента, в Японии - на 5-5,8 процента. Экономика Евросоюза могла сократиться  на 2,1-2,5 процента. Практически во всех странах значительно снижались  доходы населения.

         Положительные темпы роста сохранялись  в Индии и Китае, но и там  они упали почти в два раза  по сравнению с предыдущими  годами. В России ВВП также  уменьшилось более чем на 2 процента.  
 
 
 
 
 

      2.3 Антикризисная программа  России

       Правительство Российской Федерации и Банк России приступили к осуществлению антикризисных  мер. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Д.А.Медведева  в ноябре 2008 года утвержден план действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и  отдельных отраслях экономики. Он включает оперативные меры, призванные защитить граждан и экономику страны от кризисного шока, сохранить жизнеспособность российской финансовой системы. В настоящее  время реализация этого плана  в основном завершена. Принятые антикризисные  меры позволили не допустить разрастания  кризиса, его перехода в формы, угрожающие основам функционирования экономики. В сегодняшних условиях это позволяет  сосредоточиться как на решении  текущих антикризисных задач, так  и на создании основ для устойчивого  социально-экономического развития страны в посткризисный период.

       Программа антикризисных мер Правительства  Российской Федерации на 2009 год является документом, определяющим приоритетные задачи по преодолению кризисных  явлений в экономике страны и  пути их решения.

       Программа обеспечивает оптимальное сочетание  антикризисных мер и долгосрочных проектов, ориентированных на строительство  новой, более эффективной экономики. К приоритетам программы следует  отнести выполнение социальных обязательств государства перед гражданами, сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала, активизацию внутреннего  спроса, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес, повышение устойчивости национальной финансовой системы. Обеспечиваться макроэкономическая сбалансированность, выдерживается  курс на стабильность национальной валюты и последовательное снижение инфляции.

       Одновременно  активизированы действия, повышающие

       эффективность и конкурентоспособность экономики  и ускоряющие ее переход на инновационный  тип развития в соответствии с  Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основными направлениями  деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года. К  ним относятся наращивание человеческого  потенциала, модернизация здравоохранения  и пенсионной системы, образования  и национальной инновационной системы, создание технологических и инфраструктурных заделов на будущее. Последовательно  будет обеспечиваться развитие рыночных институтов.

       Программа учитывает решения глав государств и правительств, выработанные на саммите  «Группы двадцати», который состоялся 2 апреля 2009 г. в Лондоне. К их числу  относятся меры по восстановлению темпов экономического роста и расширению числа рабочих мест, укреплению финансовой системы и финансового регулирования, возобновлению полномасштабного кредитования, сдерживанию протекционизма. 

       Основные  положения программы были представлены в рамках отчета Правительства Российской Федерации о результатах его  деятельности за 2008 год, с которым  выступил Председатель Правительства  Российской Федерации В.В.Путин в  Государственной Думе 6 апреля 2009 года.

       Программные мероприятия учтены в параметрах федерального бюджета на 2009 год, который  имеет ярко выраженный антикризисный  характер. Прогнозируемые доходы в 2009 году сокращаются до 6713,8 млрд. рублей против 10927,1 млрд. рублей, утвержденных Федеральным законом от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» (далее - Федеральный закон № 204-ФЗ). Это потребовало существенной переструктуризации расходов федерального бюджета в соответствии с приоритетами антикризисной политики. Общая величина расходов увеличивается до 9692,2 млрд. рублей против 9024,7 млрд. рублей, предусмотренных Федеральным законом № 204-ФЗ. При этом бюджетные расходы, не отвечающие приоритетам программы, сокращаются на 943,3 млрд. рублей, а расходы, непосредственно связанные с финансовым обеспечением программных мероприятий, увеличены на 1379,9 млрд. рублей. 

       Социально-экономическая  политика Правительства Российской Федерации и бюджетные проектировки на среднесрочную перспективу (2010-2012 годы) разрабатываются с учетом проектов по реализации Основных направлений  деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года исходя из необходимости:

Информация о работе Антикризисная политика государства