Антикризисные мероприятия в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

Цель написания курсовой работы заключается в изучении причин современного финансового кризиса и его влияния на Россию.

Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

- привести хронологию и периодизацию финансового кризиса;

- рассмотреть особенности вступления в кризис России;

- исследовать динамику инвестиций в условиях кризиса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЦИКЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ 5
1.1. Общая характеристика циклов 5
1.2. Причины циклического развития рыночной экономики 8
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА 17
2.1. Хронология и периодизация финансового кризиса в мире 17
2.2. Особенности вступления в кризис Российской экономики в 2008 году 26
2.3. Динамика инвестиций в условиях кризиса 33
ГЛАВА 3. АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В РОССИИ 37
3.1. Антикризисные меры по обеспечению экономической безопасности России 37
3.2. Прогноз экономических показателей России 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56

Работа содержит 1 файл

Мировой финансовый кризис.doc

— 514.00 Кб (Скачать)

     Неблагоприятна  на протяжении рассматриваемого периода  динамика вложений в строительство. Если в 1 -м полугодии к тому же периоду 2007 г. их прирост достиг 35,4%, то в III квартале последовал, видимо, значительный спад, поскольку за январь—сентябрь они увеличились только на 5%, как в среднем за весь предшествующий год. Это тоже может быть предвестником дальнейшего ухудшения положения в строительстве. Небольшим, только на 2,7%, было их увеличение в торговлю. Что же касается транспорта и связи, на долю которых приходится около четверти всех вложений, то здесь они выросли на 15,6%, главным образом за счет железнодорожного транспорта, где прирост составил 54%. При ухудшении динамики основных показателей реального сектора экономики высокие приросты инвестиций, с одной стороны, увеличат незавершенные строительно-монтажные работы, с другой — если кризис продлится не чрезмерно долго, могут послужить основой последующего рывка соответствующих видов деятельности.

     Начал несколько сокращаться приток иностранных  инвестиций в страну. За девять месяцев  их поступило 75,8 млрд долл., или на 13,8% меньше, чем в том же периоде 2007 г. В их числе прямые инвестиции составили 19,2 млрд. долл. и снизились в гораздо меньшей мере: на 2,3%. Но по году это снижение будет скорее всего больше, поскольку в 2007 г. около 30% прямых инвестиций пришлось на IV квартал. В 2008 г. рассчитывать на это вряд ли реалистично. Иностранные вложения в промышленность увеличились на 2,9%. Причем в добычу полезных ископаемых снизились в 1,8 раза, а в обрабатывающие производства возросли на 22,6%. При этом их рост в химическое производство увеличился в два раза, в пищевую промышленность — на 54,2%. Но увеличение иностранных инвестиций в промышленность произошло за счет так называемых прочих. Доля прямых инвестиций снизилась с 36,3% в 2007 г. до 28,8% за январь—сентябрь 2008 г.

     Таким образом, в конце года страна вступила в острую фазу экономического кризиса, охватившего производство и население. Пока трудно судить, является ли это началом острой фазы или экономика уже начинает нащупывать дно. Неясной остается и перспектива развития кризиса в мировом хозяйстве, оказывающего большое влияние на нашу экономику. Будущее покажет, в каких направлениях и в какой мере обострение сможет нарастать (особенно вероятно и опасно дальнейшее ухудшение ситуации с безработицей), сколь оно окажется продолжительным и когда начнет прекращаться. В реальных условиях особенно важно оценить и использовать возможности облегчения последствий кризиса.

 

Глава 3. Антикризисные мероприятия в России

3.1. Антикризисные меры  по обеспечению  экономической безопасности  России

 

     В настоящее время наиболее сильный удар по экономической безопасности России нанес мировой экономический кризис. В этой связи Правительство Российской Федерации разработало целый комплекс мер по борьбе с последствиями мирового кризиса.

     В 2009 году и в последующие годы Правительство  Российской Федерации намерено значительно активизировать использование всех имеющихся инструментов экономической и социальной политики в целях недопущения необратимых разрушительных процессов в экономике, подрывающих долгосрочные перспективы развития страны, обеспечивая при этом и решение стратегических задач.

     Общей целью реализуемой Правительством России и Центральным банком системы антикризисных мер является минимизация масштабов экономического кризиса и смягчение его последствий для населения и экономики.

     В общей сложности на реализацию антикризисных  мер зарезервировано 10 трлн. рублей. Эта сумма формируется из средств  Федерального бюджета, Центрального банка, резервных фондов.

     Основными направления посткризисных мер  являются следующие: курсовая политика, поддержка банковской системы, финансового рынка и защита российских предприятий от недружественных поглощений,  налоговая, тарифная и бюджетная политика, содействие занятости населения, жилищное строительство и содействие гражданам на рынке жилья и др18.

       В отношении курсовой политики  предприняты следующие меры:

    • целью противодействия оттоку капитала ставка рефинансирования Центрального банка была повышена с 11% до 13%.
    • ведены экономические меры, снижающие привлекательность валютных спекуляций: повышены процентные ставки ЦБ по инструментам предоставления ликвидности - ломбардным кредитам и операциям «валютный своп».
    • постепенно раздвигаются границы валютного коридора, что позволяет плавно корректировать курс рубля в зависимости от экономической ситуации.

     Для того, чтобы поддержать банковскую систему Правительство и ЦБ реализовали следующие меры:

    • снижены нормативы обязательных резервов (высвобождено около 380 млрд. рублей).
    • смягчены условия кредитования с использованием отдельных видов залога (в рамках указанных мер ЦБ сможет разместить в банках до 1,5 трлн. рублей; фактически размещено - около 350 млрд. рублей).
    • предоставляются беззалоговые кредиты (потенциальный лимит - до 3,5 трлн. рублей, фактически предоставлено - свыше 1,7 трлн. рублей). Срок кредитования увеличен до 1 года. Право на кредиты имеют 143 банка, воспользовались им 124 кредитных организации.
    • ЦБ получил право частично компенсировать убытки коммерческих банков от операций на рынке межбанковского кредитования, если они возникли вследствие отзыва лицензии у банка-контрагента (необходимо для восстановления рынка МБК).
    • на пополнение капиталов банков выделено 950 млрд. рублей субординированных кредитов, в том числе Сбербанку - 500 млрд. рублей, ВТБ - 200 млрд. рублей, Россельхозбанку - 25 млрд. рублей, иным банкам - 225 млрд. рублей при условии привлечения эквивалентного софинансирования их акционерами (фактически одобрено кредитов на сумму 17 млрд. рублей для 3 банков).
    • на депозиты в коммерческих банках и в ценные бумаги размещены средства ГК «Фонд содействия реформе ЖКХ» (200 млрд. рублей), ГК «Роснано» (130 млрд. рублей), а также федерального бюджета. Всего на депозиты в банках размещены средства госкорпораций на сумму 430 млрд. рублей.
    • до 700 тыс. рублей (ранее - 400 тысяч рублей) повышена страховая сумма по банковским вкладам граждан. В результате защищены 98,5% вкладов.
    • агентством по страхованию вкладов начата санация банковской системы (переход банков под управление АСВ, поиск инвесторов). На оздоровление таких банков выделено 200 млрд. рублей (фактически израсходовано 60 млрд.). Кроме того, на дополнительную ликвидность таким банкам за счет ЦБ выделено свыше 60 млрд. рублей. Уже 15 банков перешли под управление АСВ, в том числе для 11 найдены новые акционеры, которые завершат санацию.
    • ряд банков проходит процедуру оздоровления за счет средств ВЭБа (банки «Глобэкс» и Связь-банк - объем расходов 5,7 млрд. долларов) и ВТБ.

     Следующая антикризисная мера Правительства - поддержка финансового рынка и защита российских предприятий от недружественных поглощений, посредством следующих мероприятий:

      • введены жесткие правила приостановки торгов в случае существенного (на 5 и более процентов снижения (роста) котировок). Временно запрещались маржинальные сделки.
      • ЦБ наделен правом участвовать в торгах на фондовом рынке.
      • выделено 250 млрд. рублей на поддержку финансового рынка и реального сектора экономики. В том числе 75 млрд. рублей внесено в уставный капитал Внешэкономбанка, а 175 млрд. рублей средств Фонда национального благосостояния размещены на депозит в этом банке для последующего инвестирования в надежные финансовые инструменты (фактически инвестировано - 90 млрд.).
      • еще 325 млрд. рублей зарезервированы на 2009 год (будут использованы на поддержку финансового рынка, отраслей экономики и рынка труда).
      • 50 млрд. долларов выделено Внешэкономбанку для кредитования российских заемщиков в целях рефинансирования их зарубежных займов, взятых под залог активов, расположенных на территории России. Принято решений на 13,3 млрд. долларов. Фактически предоставлено – 9,1 млрд. долларов.

      В условиях экономического кризиса Правительство  считает необходимым снизить налоговую нагрузку, усилить стимулирующую роль налоговой системы и, тем самым, поддержать деловую активность в реальном секторе экономики и потребительский спрос граждан. Приняты следующие решения:

    • изменен порядок уплаты НДС (с поквартального на помесячный). А также – налога на прибыль (с фактической, а не расчетной прибыли). Цель - сделать уплату налогов более равномерной, исключить кредитование государства со стороны налогоплательщиков.
    • облегчены правила погашения налоговой задолженности.
    • оптимизирован порядок начисления НДС по авансовым платежам. Поставлена задача - существенно ускорить возврат этого налога при экспортных операциях.
    • амортизационная премия по отдельным группам основных средств увеличена с 10% до 30%.
    • снижена с 24% до 20% ставка налога на прибыль.
    • субъектам федерации предоставлено право устанавливать ставку налога для упрощенной системы налогообложения в диапазоне от 5% до 15% в зависимости от вида деятельности (ранее - единая ставка - 15%).
    • общий объем снижения налоговой нагрузки оценивается примерно в 550 млрд. рублей в 2009 году.
    • в целях компенсации выпадающих доходов региональных и местных бюджетов от принятых решений по снижению налогов (в объеме примерно 100 млрд. рублей) им передаётся 0,5 процентных пункта налога на прибыль и 100% акцизов на ГСМ.
    • принят также ряд налоговых мер в нефтяной отрасли и на рынке жилья (в соответствующих разделах).
    • в апреле 2009 года намечено вернуться к вопросу оптимизации налоговой системы.

     В отношении тарифной политики цель Правительства - обеспечить более гибкую, в зависимости  от экономической ситуации индексацию тарифов в 2009 году. Меры:

      • среднегодовой рост тарифов на железнодорожные перевозки не превысит 12,4% (ранее планировалось - 18,7%). С 1 января тариф возрастет только на 5% (ранее - 14%).
      • среднегодовой рост тарифов на газ составит 16,3% (ранее - 25%). С 1 января индексация составит также 5%.
      • тарифы на теплоснабжение будут увеличены на 18% (ранее - 22%).
      • рассматривается законопроект, восстанавливающий право федерального центра определять предельные индексы тарифов на услуги ЖКХ.

     Также мероприятия антикризисной программы  коснулись вопросов занятости населения:

     - максимальный размер пособия  по безработице повышен с 3124 до 4900 рублей. В полном объеме  пособие будет выплачиваться  и гражданам, уволенным по собственному желанию.

     - в федеральном бюджете зарезервировано  до 50 млрд. рублей (из общей суммы  325 млрд.) на проведение активной политики занятости, включая: организацию общественных работ, как для безработных, так и для граждан, переведенных на неполный рабочий день или находящихся в вынужденных отпусках; опережающее переобучение высвобождаемых работников; содействие в переезде к новому месту работы.

     Указанные средства будут выделяться под региональные программы создания рабочих мест и организации общественных работ.

     В отношении жилищного строительства  разработаны следующие мероприятия19:

  • 60 млрд. рублей внесено в уставный капитал АИЖК, что даст возможность продолжить программы ипотечного кредитования.
  • средства федерального бюджета и ГК «Фонд содействия реформе ЖКХ» (всего - 83 млрд. рублей) в 2008-2009 годах будут использованы для выкупа на рынке свыше 40 тысяч типовых квартир. Что поддержит строительные компании, ускорит решение жилищных проблем военнослужащих и граждан, проживающих в аварийных домах.
  • в 2 раза, до 2 миллионов рублей, увеличен размер налогового вычета для граждан, приобретающих или строящих жилье (норме придана обратная сила - с 1 января 2008 года).
  • граждане, взявшие ипотечный кредит, но утратившие возможность обслуживать его из-за потери работы или снижения доходов, - получат отсрочку по оплате процентов и основного долга. Соответствующие мероприятия будет проводить АИЖК.
  • с 1 января 2009 года на оплату ипотечных кредитов разрешается досрочно направить средства «материнского капитала», в том числе - по кредитам, которые будут взяты в будущем.
  • правительство готово также обеспечить проектное финансирование строительства новых мощностей по производству цемента при условии, что их собственники примут на себя обязательство обеспечить долгосрочную справедливую цену на цемент (включая закупки для строительства, осуществляемого за счет бюджета).

     Общая логика действий Правительства - восстановление нормального кредитования предприятий, стимулирование спроса, защита внутреннего рынка:

     - сформирован перечень из примерно 300 предприятий (включая крупные  холдинговые компании), имеющих существенное  социально-экономическое значение и являющихся крупными работодателями. Им будет оказана поддержка на федеральном уровне. В том числе - путем субсидирования процентных ставок по кредитам, при необходимости вхождения государства в капитал проблемных компаний, гарантирования заимствований. Отдельно аналогичный перечень предприятий будет создан на региональном уровне.

     - на эти цели в федеральном  бюджете зарезервировано примерно 92 млрд. рублей федерального бюджета  (из общей суммы 325 млрд.). А с  учетом дотации - 142 млрд. рублей. А также государственные гарантии на сумму до 200 млрд. рублей.

     - будут применяться селективные  меры таможенно-тарифной защиты  с учетом принятых международных  обязательств.

     - проводится работа по снятию  административных барьеров, развитию  конкуренции.

     Антикризисные меры в нефтяной промышленности сводятся к следующему:

  • с 9 до 15 долларов за баррель повышен необлагаемый минимум при расчете ставки НДПИ. Введены налоговые каникулы при разработке месторождений континентального шельфа, Ненецкого автономного округа, полуострова Ямал, Восточной Сибири;
  • до 1 месяца сокращен период мониторинга при определении ставки вывозной таможенной пошлины на нефть;
  • нефтяная отрасль также сможет использовать механизмы ускоренной амортизации на основные средства производства;
  • размер таможенной пошлины снижен с 496 до 192 долларов за тонну. По оценке, с 1 января 2009 г. пошлина составит - 119 долларов.
  • суммарно, с учетом снижения налога на прибыль нефтяной сектор получит уменьшение налога на прибыль на 250 млрд. рублей в 2009 году. А с учетом сокращения таможенной пошлины в 2008 году - около 500 млрд. рублей.

     Автомобилестроение. В данной сфере обозначены следующие  тенденции антикризисного регулирования:

    • дополнительное увеличение финансирования закупок автомобильной техники для федеральных государственных нужд (12,5 млрд. рублей).
    • направление до 40 млрд. рублей на закупку дорожной техники за счет экономии средств ФЦП «Модернизация транспортной системы».
    • реализация Национальной программы обновления парка муниципального автотранспорта (20 млрд. рублей за счет федерального бюджета, 10 млрд. - за счет бюджетов регионов).
    • направление до 5 млрд. рублей на закупку автотехники по лизингу для нужд сельского хозяйства (за счет 25 млрд. рублей, выделенных «Росагролизингу») и др.

Информация о работе Антикризисные мероприятия в России