Антикризисные мероприятия в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

Цель написания курсовой работы заключается в изучении причин современного финансового кризиса и его влияния на Россию.

Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

- привести хронологию и периодизацию финансового кризиса;

- рассмотреть особенности вступления в кризис России;

- исследовать динамику инвестиций в условиях кризиса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЦИКЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ 5
1.1. Общая характеристика циклов 5
1.2. Причины циклического развития рыночной экономики 8
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА 17
2.1. Хронология и периодизация финансового кризиса в мире 17
2.2. Особенности вступления в кризис Российской экономики в 2008 году 26
2.3. Динамика инвестиций в условиях кризиса 33
ГЛАВА 3. АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В РОССИИ 37
3.1. Антикризисные меры по обеспечению экономической безопасности России 37
3.2. Прогноз экономических показателей России 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56

Работа содержит 1 файл

Мировой финансовый кризис.doc

— 514.00 Кб (Скачать)

     В оборонно-промышленный комплекс Правительство выделило в качестве первоочередных субсидирование процентных ставок по кредитам, выделение субсидий, предоставление налоговых кредитов, участие в капитале:

      • будут выделены дополнительные средства для предупреждения банкротства оборонных предприятий.
      • всего на поддержку этого сектора будет выделено около 50 млрд. рублей.
      • активизированы процессы реструктуризации оборонно-промышленного комплекса в рамках уже созданных крупных холдингов.
      • предоставлены государственные гарантии по кредитам банков (на сумму 100 млрд. рублей).

      Не  забыло государство и про малый  и средний бизнес,  определив  основной целью его поддержки – использование его потенциала для создания новых рабочих мест.

        • Кредитная программа Внешэкономбанка по малому и среднему бизнесу будет увеличена до 30 млрд. рублей.
        • 10,5 млрд. рублей выделяется из федерального бюджета на поддержку создания новых эффективных малых предприятий (кредитование, субсидирование процентных ставок, госгарантии, развитие инфраструктуры малого бизнеса - технопарков и бизнес-инкубаторов, - гранты и обучающие программы).
  • принят закон, предоставляющий малому бизнесу преференции при выкупе арендуемого государственного и муниципального имущества.
  • решен вопрос о снижении платы за присоединение к электрическим сетям объектов малой мощности (5,5 МРОТ за объекты мощностью до 15 кВТ).
  • регионам и муниципалитетам предложено привлечь малый и средний бизнес к выполнению государственного и муниципального заказа. Снять административные барьеры для предпринимательской активности, включая ограничения по доступу на локальные рынки.
  • приняты меры по снижению налоговой нагрузки на малый и средний бизнес (см. соответствующий раздел).

     Задача  поддержки АПК заключается в  восстановлении нормального процесса кредитования отрасли, завершении реализации инвестиционных проектов строительства животноводческих комплексов, а также – в переработке рекордного урожая зерновых.

     Что касается антикризисной программы, то в рамках нее создано организационное сопровождение реализации антикризисных мер, а именно:

     - Образована Правительственная комиссия  по повышению устойчивости развития  российской экономики (председатель - И.И.Шувалов).

     - Проводится мониторинг состояния  рынка труда и ситуации на  предприятиях реального сектора экономики (в рамках рабочей группы во главе с А.Д.Жуковым).

     - Утвержден план действий, направленных  на оздоровление ситуации в  финансовом секторе и отдельных  отраслях экономики.

     - Предусматривается принятие ряда  законодательных актов, направленных на развитие финансовой и банковской инфраструктуры:

  • совершенствование процедур реорганизации коммерческих организаций, включая кредитные, путем исключения безусловного права кредиторов на досрочное погашение долга в случае реорганизации;
  • совершенствование механизмов регулирования несостоятельности финансовых организаций;
  • совершенствование залоговых правоотношений;
  • расширение возможностей инвестирования средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, не воспользовавшихся правом выбора инвестиционного портфеля;
  • обеспечение возможности допуска профучастников рынка ценных бумаг к операциям рефинансирования со стороны ЦБ и др.

      Таким образом, целью Программы антикризисных  мер является на только замедление негативного влияния экономического кризиса, но и стабилизация социально-экономических механизмов, а также придания импульса всем основополагающим отраслям экономики.

3.2. Прогноз экономических  показателей России

 

    В первом полугодии 2009 г. продолжилась тенденция к сокращению основных экономических показателей. Темпы падения ВВП превышают 10%, промышленного производства – почти 15%, инвестиций – более 18%. Отмечено также снижение потребительского спроса (оборот розничной торговли сократился на 3%) вследствие падения заработной платы также почти на 3%. Продолжается рост безработицы, за последний год она увеличилась на 2,5 п.п.

    Тем не менее, наличие значительных золотовалютных резервов позволило стране значительного ослабить влияние мирового кризиса на российскую экономику, избежать существенных проблем в банковской системе и сгладить резкие колебания валютного курса. Накопленные в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния значительные средства – на 1 января 2009 года они составляли 4027,6 млрд. рублей (137,1 млрд. долларов США) и 2584,5 млрд. рублей (88,0 млрд. долларов США) соответственно – позволяют финансировать бюджетные обязательства государства и осуществлять поддержку реального сектора экономики в текущем и последующих годах. 

     В условиях экономического кризиса произошло  резкое снижение бюджетных доходов. Общий объем налоговых доходов федерального бюджета за первое полугодие 2009 года составил 1 801,1 млрд. рублей, т.е. снизился в номинальном выражении на 26,3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

     С начала 2009 года наблюдается существенный рост задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему. Наиболее значительно увеличилась задолженность по региональным налогам и сборам (25%). По федеральным налогам и сборам рост составил 7%, в том числе по налогу на добавленную стоимость - 13,4%. В первом полугодии текущего года собираемость по НДС составила 85,3%.

      Несмотря  на значительное ухудшение макроэкономической ситуации в целом и, как следствие, резкое сокращение доходов бюджетной  системы объем расходов в 2010 году по сравнению с 2009 годом практически  не меняется, а по сравнению с изначально запланированным в Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ на 2010 год уменьшается всего на 500 млрд.рублей. В соответствии с обновленными бюджетными проектировками расходы в 2010 году предусмотрены в объеме 9,823 трлн. рублей, в 2011 году – 9,359 трлн. рублей против 9,980 трлн. рублей в 2009 году. При этом существенно меняется структура расходов бюджета. Растет объем трансфертов из федерального бюджета Пенсионному фонду, а также процентные платежи по государственному долгу.

     В качестве основных приоритетов бюджетных  расходов Бюджетным посланием определены финансовое обеспечение пенсионной реформы, безусловное выполнение социальных обязательств государства с одновременным повышением  адресности социальной помощи, формирование заделов на будущее (прежде всего, путем реализации приоритетных национальных проектов, поддержки жилищного строительства, повышения качества услуг образования и здравоохранения), стимулирование прогрессивных структурных сдвигов в экономике, повышение обоснованности и прозрачности отбора получателей государственной поддержки, реализация мер, направленных на стабилизацию ситуации на рынке труда, финансовое обеспечение модернизации армии и формирования ее качественно нового облика, выполнения принятых Российской Федерацией международных обязательств, в том числе – по проведению крупных международных мероприятий.

      Резкое  сокращение запланированных доходов  бюджета в ближайшие годы во многом объясняется падением мировых цен  на энергоносители. В 2010-2011 годы мировые цены на нефть и газ будут на 36-40% (или на 35-40 долларов США) ниже, чем ожидалось ранее.

     Развитие  экономики в 2010-2012 годах будет  определяться тремя основными факторами. Первый связан с выходом мировой  экономики из кризиса и динамикой цен на главные сырьевые ресурсы. Второй определяется развитием частных инвестиций. Третий связан с эффективностью мер государственной антикризисной политики.

     Согласно  текущему прогнозу социально-экономического развития в период 2010-2012 годов на фоне стабилизации мировой экономики и благодаря реализуемым правительством антикризисным мерам в России восстановится положительная динамика экономического роста. В 2010 году прирост ВВП составит 1,0%, после чего он будет постепенно повышаться: до 2,6% - в 2011 году  и 3,8% - в 2012 году.

      Прирост инвестиций в основной капитал  в 2010 году составит порядка 0,5% и будет  происходить главным образом  за счет капитальных вложений в естественные монополии, а также в отрасли  с высокой долей государственного финансирования – транспорт, образование, здравоохранение, ЖКХ и жилищное строительство. В 2011-2012 годах предполагается оживление инвестиционной активности во всех сегментах экономики благодаря стабилизации банковской системы и росту кредитования. Прирост инвестиций в 2011-2012 годах составит 6% и 9% соответственно.

     Доходы  населения в реальном выражении  в 2010 году снизятся на 0,7% по сравнению  с уровнем 2009 года. В последующие  годы реальные доходы будут умеренно расти с темпом 2-3% в год. Средняя  номинальная заработная плата согласно прогнозу будет увеличиваться на  10-11%  в год.

      Целевые параметры инфляции на 2010 год определены на уровне 10%, на 2011 год – 7-8%, на 2012 год - 5-7%.

      Дефицит федерального бюджета в 2009 году ожидается  на уровне 8,9% ВВП (3 418,8 млрд.рублей). В целях возврата к сбалансированной бюджетной политике в 2010-2012 годах будет постепенно сокращен объем дефицита бюджета – до 7,5% ВВП в 2010 году, 4,3% ВВП в 2011 году и 3% ВВП в 2012 году (рис. 10.).20

 

      Рис. 10 Баланс федерального бюджета 2005-2012гг. 

      Дефицит ненефтегазового бюджета при  этом будет также сокращаться - с 15%ВВП в текущем году до 9,8%ВВП  в 2012 году. Несмотря на постепенное снижение предполагаемого уровня бюджетного дефицита с каждым годом все более остро будет стоять проблема его финансирования.

      В 2009 году практически весь объем дефицита финансируется за счет средств Резервного фонда (чистое долговое финансирование ожидается на уровне 405,2 млрд. рублей по сравнению с объемом дефицита 3 617,8 млрд. рублей). Большая часть дефицита следующего года также финансируется за счет средств Резервного фонда, а также частично за счет средств Фонда национального благосостояния. В 2010 году дефицит федерального бюджета будет на 73,9% финансироваться за счет использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и на 26,1% (830,3 млрд. рублей) за счет иных источников, в том числе за счет государственных заимствований, в 2011 году – соответственно на 36,9% и на 63,1% (1269,1 млрд. рублей), в 2012 году – на 45,5% за счет использования средств Фонда национального благосостояния и на 54,5% (851,7 млрд. рублей) за счет иных источников, в том числе за счет государственных заимствований.

      Структура источников финансирования дефицита федерального бюджета приведена на рис. 11.

 

Рис.11 Источники финансирования дефицита федерального бюджета 2009-2012гг. 

      Использование Резервного фонда на финансирование дефицита федерального бюджета приведет к тому, что уже в 2010 году он окажется практически полностью исчерпан. В 2011-2012 годах фонд пополняться не будет. Все средства, которые должны были бы поступать в него в течение года, будут направляться на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

      Предполагаемое  использование средств Фонда национального благосостояния на финансирование части трансферта из федерального бюджета в Пенсионный фонд при отсутствии пополнения фонда также ведет к постепенному снижению объемов фонда. При дальнейшем использовании фонда в таких объемах он может быть исчерпан полностью уже в 2014-2015 годах, что вновь обострит проблему обеспечения пенсионной системы. В этой связи необходимо обеспечить долгосрочную сбалансированность пенсионной системы при одновременном достойном уровне пенсионного обеспечения.

      После исчерпания средств Резервного фонда в 2010 году бюджетная политика будет в большей степени ориентирована на финансирование дефицита федерального бюджета с помощью государственных заимствований.

     Низкий  уровень государственного долга  позволяет проводить такую политику, не опасаясь за сохранение долговой устойчивости Российской Федерации. Несмотря на резкое ухудшение внешних условий экономического развития и серьезное бремя долговой нагрузки, приходящейся на корпоративный сектор, показатели долговой устойчивости Российской Федерации остаются одними из лучших в мире.

 

Заключение

 

     В заключение проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

     Условием устойчивости и стабильного экономического развития является равновесие, сбалансированность между общественным производством и потреблением, совокупным спросом и совокупным предложением. Однако в рыночной экономике состояние равновесности периодически нарушается. Наблюдается определенная цикличность, повторяемость в функционировании национального хозяйства, когда периоды подъема экономики сменяются периодами спада и застоя. Цикличность можно определить как движение национальной экономики от одного макроэкономического равновесия к другому. В конечном итоге через цикличность проявляется экономический рост, ибо движение происходит не по кругу, а по спирали, отражая как долговременные, так и среднесрочные колебания конъюнктуры.

Информация о работе Антикризисные мероприятия в России