Антимонопольная политика государств: цели, проблемы, механизм реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 06:47, курсовая работа

Описание работы

В своей работе я постарался наиболее широко осветить процесс становления антимонопольной политики и объяснить наиболее важные и эффективные методы, используемые в этой сфере регулирования экономики. Так же я уделил большое внимание понятию монополии и характерным чертам российской монополии в частности, как наследницы многих социалистических особенностей.

Содержание

1. Введение. - 3 -
2. Монополия: понятие, сущность, виды. - 5 -
3. Основные направления антимонопольной политики в современных условиях. - 12 -
3.1. Антимонопольная политика в отношении естественных монополий. - 15 -
3.2. Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий. - 19 -
4. Методы антимонопольной политики в России. - 23 -
5. Заключение. - 27 -
6. Приложение. - 30 -
7. Список литературы. - 34 -

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ МАКРОэкономике.docx

— 247.54 Кб (Скачать)

     Третий  путь - создание новых предприятий, конкурирующих с монополистами, - предпочтителен во всех отношениях. Он устраняет монополию, не уничтожая  при этом самого монополиста как  предприятие. К тому же новые предприятия - это всегда рост производства и  новые рабочие места.

     В долгосрочной перспективе все три  пути снижения степени монополизации  российской экономики, несомненно, будут  использованы. Описанные огромные трудности  продвижения по ним, однако, заставляют прогнозировать, что в близком  будущем хозяйство нашей страны сохранит высокомонополизированный характер. Тем большее значение в этих условиях приобретает текущее регулирование деятельности монополий.6

     Главным органом, осуществляющим антимонопольную  политику в России, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке  предпринимательства. Его права  и возможности достаточно широки, а статус соответствует положению  аналогичных органов в других развитых рыночных экономиках. Антимонопольное законодательство Российской Федерации состоит из следующих законодательных актов:

    • Федеральный закон №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»
    • Федеральный закон №135-ФЗ «О защите конкуренции»
    • Федеральный закон №38-ФЗ «О рекламе»
    • Федеральный закон №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
    • Федеральные законы №147-ФЗ «О естественных монополиях» и №36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период»
    • Закон РФ от 20.02.1992 №2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле»

    К основным функциям антимонопольного органа относится:

    • Контроль и надзор за соблюдением законодательства о защите конкуренции на товарных и финансовых рынках, о естественных монополиях, о рекламе
    • Предупреждение антиконкурентных действий органами власти, хозяйствующими субъектами, физическими лицами
    • Осуществление государственного контроля за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и природных ресурсов
    • Выявление нарушений антимонопольного законодательства, принятие мер по их прекращению и привлечение к ответственности за такие нарушения
    • Контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд
 

 

      Заключение.

     Изучив  предложенную тему, следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности  воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит  в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить  возможности конкуренции и перевести  ее в неценовую.

     Не  случайно, в наше время нет ни одной развитой страны, где бы отсутствовало  специальное антимонопольное законодательство, и не было бы специального органа власти для надзора за его исполнением.

     Для уменьшения выгод монопольного положения  на рынке могут использоваться налоги, сокращающие положительную экономическую  прибыль предприятия-монополиста.

     Еще одним из способов регулирования  монополии является установление предельных, или максимально допустимых, цен  продукции.

     Естественная  монополия существует, когда экономия от масштаба позволяет одному предприятию  удовлетворить  весь рыночный спрос  без того, чтобы отдача от масштаба стала снижаться. Такого типа монополию  называют естественной потому, что  в этом случае входные барьеры  концентрируются на особенностях технологии, отражающих естественные законы природы, а не на правах собственности или  на правительственных лицензиях. Принудительное рассредоточение производства на нескольких предприятиях в этом случае нецелесообразно, оно привело бы к росту затрат.

     Что касается политики в отношении естественных монополий. Прежде всего, нежелательно предоставлять их самим себе, поскольку  «слишком малый выпуск» будет  результатом монопольно высоких  цен. В то же время нереалистично  ожидать, что естественные монополии  станут производить больше при ценах, установленных на уровне предельных затрат, из-за возникающих убытков. В различных странах эту проблему решают по-разному. В одних естественные монополии остаются частными компаниями, но регулируются специальными органами, как например в США. В других они управляются непосредственно государством или, как например, во Франции, получают относительно самостоятельный статус в рамках общественного сектора экономики.

     Другим  решением проблемы естественной монополии  является принятие государством (или  муниципалитетом) на себя обязанности  предоставлять соответствующий  вид услуг.

     В отличие от естественной, искусственная (или предпринимательская) монополия  складывается в тех областях, где  единственный производитель не обладает повышенной эффективностью по сравнению  с несколькими конкурирующими фирмами.

     В случае искусственного монополизма  основным направлением регулирования  является противодействие формированию таких монополий, а порой и  разрушение уже сложившихся. Для  этого государство использует широкий  спектр санкций: это и предупредительные  меры (скажем, запрет слияния крупных  фирм), и разнообразные штрафы за ненадлежащее поведение на рынке (например, за попытку сговора с конкурентами), и прямая демонополизация, то есть принудительное раздробление монополиста на несколько независимых фирм.

     Главной проблемой и одновременно трудностью при демонополизации в России является специфика унаследованного от социалистической эпохи монополизма: российские монополисты по большей части не могут быть демонополизированы путем разукрупнения.

     Можно выделить три принципиальных возможности  понижения степени монополизации:

  1. прямое разделение монопольных структур;
  2. иностранная конкуренция;
  3. создание новых предприятий.

     В долгосрочной перспективе все три  пути снижения степени монополизации  российской экономики, несомненно, будут  использованы. Описанные огромные трудности  продвижения по ним, однако, заставляют прогнозировать, что в близком  будущем хозяйство нашей страны сохранит высокомонополизированный характер. Тем большее значение в этих условиях приобретает текущее регулирование  деятельности монополий. 

 

      Приложение. 

     

     

     

     

     

     

     

 

     Список  литературы:

    1. Адашева С. и др. Модернизация антимонопольной политики в России (экономический анализ предлагаемых изменений конкурентного законодательства).// Вопросы экономики – 2005 №5 – стр.117-132
    2. Борзило Е. Антимонопольная политика и поддержка предпринимательства. // Закон. Журнал для юристов и предпринимателей – 2002 №9 – стр.56-61
    3. Глазьев С. и др. Социально-экономическая эволюция России: об итогах 97 и сценариях ближайшего будущего.// Российский экономический журнал – 1998 №2 – стр.3-12
    4. Малышев С.А. Анализ результатов развития и перспективы экономики РФ.// Экономический анализ: теория и практика. – 2007 №4 – стр.39-45
    5. Никифоров А.А. Концепция антимонопольной политики и реформа.// Вестник Московского университета. Серия Экономика – 1998 №1 – стр.3-30
    6. Николаев И. «Второе дыхание». Программа социально-экономического развития России на 2008-2010 годы.// Общество и экономика – 2007 №11-12 – стр.11-90
    7. Новиков В. Ценообразование в переходный период.// Экономист – 1996 №3 – стр.64-69
    8. Розанова Н. Эволюция антимонопольной политики России: проблемы и перспективы.// Вопросы экономики – 2005 №5 – стр.117-132
    9. Прогнозированные ориентиры на 1999 год и на период до 2001 года (по материалам Министерства экономики РФ).// Экономист – 1998 №3 – стр.3-19
    10. Структурная перестройка и экономический рост. Концепция среднесрочной программы правительства на 1997-2000 годы.// Вопросы экономики – 1997 №1 – стр.4-68
    11. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. 2 том. Издательство «Экономикус», С-Петербург, 2008 г
    12. Князева И.В. Антимонопольная политика в России. Издательство «Омега-Л», М, 2007 год
    13. Микроэкономика. Теория и российская практика. Учебник. Под редакцией А. Г. Грязновой и А. Ю. Юданова. М. ИТД «КноРус», 1999 г.
    14. Микро- и макроэкономика. Энциклопедический словарь. Под общей редакцией Г. С. Вечканова. СПб., Издательство «Лань», 2000 г.
    15. Нуреев Р. М.. Курс микроэкономики. Учебник. Изд. 2-е. Издательство НОРМА. М. 2000 г.
    16. Экономика: справочник. 2-е изд. М. Финансы и статистика. 1998 г.

Информация о работе Антимонопольная политика государств: цели, проблемы, механизм реализации