Антимонопольная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 11:18, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования данной курсовой работы является анализ последствий монопольной деятельности, сравнения антимонопольных законодательств развитых государств, выявление и определение особенностей антимонопольной политики в современной России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
История возникновения и виды монополий………………………….…...…5
Экономические предпосылки возникновения антимонопольного законодательства. …………………………………………………………..…8
Зарубежное законодательство о конкуренции и антитрестовской политике…………………………………………………...………………...13
История антимонопольной политики……………………………………13
Антитрестовское законодательство США………………………………13
Антимонопольное законодательство европейских стран ……………..17
Антимонопольная политика России на современном этапе ………..……20
Институциональные основы антимонопольной политики России .......................20
Система регулирования естественных и государственных монополий...............................................................................................29
Заключение…………………………………………………….…………………35
Список использованных источников…………………………………..………38

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 174.00 Кб (Скачать)
gn="justify">     3.Регулирования процессов концентрации на товарных рынках и контроля за структурой рынка;

     4.Защиты  прав и интересов потребителей;

     5.Содействия  малому предпринимательству.

     Российский  антимонопольный закон наиболее близок к западноевропейской модели антимонопольного законодательства и направлен против монополий постольку, поскольку они ограничивают конкуренцию и, следовательно, его задачи гораздо шире, чем борьба с монополизмом.

     Реализация  антимонопольного закона возлагается  на специально создаваемые государственные органы, деятельность которых носит функциональный характер (ФАС России и его территориальные управления)

     Рассмотренные черты российского Закона о защите конкуренции роднят его с зарубежным антимонопольным законодательством, но он имеет и отличительные характеристики. Наиболее значимой среди них является включение в число субъектов монополистической деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

     С самого начала формирования правовой базы рыночных реформ в различных областях экономики России законодатель стремится следовать принципам поддержки конкуренции. Поэтому среди большого массива антимонопольного законодательства выделяются законодательные акты, принятые на основе Закона о защите конкуренции и включающие отдельные положения антимонопольной направленности. Подобные правовые нормы можно условно подразделить на:

     - содержащие требования по осуществлению  текущей хозяйственной и властной  деятельности. (Закон РФ от 21 февраля 1992 г. "«О недрах» ч. 5, 6, 7 ст.17; Закон РФ от 3 февраля 1996 г. «О банках и банковской деятельности» ст. 32; Законы РФ «О связи» от 16 февраля 1995 г. «О почтовой связи» от 9 августа 1995 г.; Закон «О рекламе» от 18 июля 1995 г.; Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г. и другие.) содержащие требования организационного и процедурного характера

  • Правовые нормы, связанные с требованиями организационного и процедурного характера, включают в себя: (ГК РФ п.2 ст. 57; Закон РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий РФ» от 3 июля 1991 г.; Закон РФ «ОБ акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г.; Закон РФ «О государственной пошлине» от 31 декабря 1995 г. и другие)

     В перечисленных актах речь идёт об основных направлениях организационной деятельности государственных органов, призванных содействовать формированию конкурентной среды в различных отраслях отечественной экономики и предотвращению различных проявлений незаконного монополизма.

     Немаловажное  значение в регулятивной деятельности ФАС России занимает подготовка и утверждение различных методических рекомендаций. Они не имеют общеобязательной юридической силы, но с успехом используются органами государственной власти при рассмотрении фактов нарушения антимонопольного законодательства России, а также при толковании и применении его сложных правовых понятий. Поэтому методические рекомендации, утверждаемые приказом ФАС России и содержащие совокупность способов, методов, приёмов для систематического, последовательного, наиболее целесообразного проведения в жизнь мер антимонопольного регулирования, служат «продолжением» норм антимонопольного законодательства, сопровождают их действие.

     Особое  место среди актов ФАС России занимают и те, которые устанавливают  конкретные размеры экономических величин, определённых в Законе о конкуренции. Таких оперативно регулируемых оценочных категорий две: а) предельная доля хозяйствующего субъекта на рынке, превышение которой позволяло признать его положение доминирующим; б) предельная величина уставного капитала юридических лиц различных организационно-правовых форм, превышение которой давало основания для применения Закона о защите конкуренции. При применении антимонопольного законодательства России необходимо учитывать положения соответствующих международных договоров в связи с наличием в Конституции Российской Федерации п.4 ст.15. Он гласит, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Другими словами, российское государство, принявшее на себя обязательство соблюдать международно-правовые акты, признаёт возможность прямого действия и применения норм международного права государственными органами. Согласно данной норме международно-правовые обязательства России автоматически и непосредственно становятся элементом правовой системы нашей страны. Они обладают приоритетом по отношению к противоречащим им нормам внутреннего законодательства.

     Антимонопольные органы – федеральная организационная  система (структура), созданная государством и функционирующая согласно законодательству Российской Федерации с целью  проведения государственной политики по содействию развитию товарных рынков и добросовестной конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

     В структуре исполнительной власти России был образован федеральный антимонопольный орган – Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП России), с 1997 года переименован на Государственный Антимонопольный Комитет (ГАК России). Основные задачи и полномочия этого органа, ответственность его должностных лиц определяются Законом о конкуренции и иными актами законодательства страны. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 февраля 1995 года №201 антимонопольный орган получил статус, равный статусу федерального министерства. Государство сформировало федеральную систему антимонопольных органов в целях осуществления определенного вида государственной деятельности – проведения политики по содействию формированию рыночных отношений и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и защите прав потребителей.

     В составе федерального антимонопольного органа была образована коллегия, а  также управления и отделы. Данная организационная структура МАП РФ рассчитана на выполнение трёх типов задач: 1)организационно-созидательные; 2)контрольно-предупредительные; З) репрессивные. Каждый орган государственной власти, выполняя возложенные на него задачи, должен действовать в пределах предоставленных ему полномочий и не вторгаться в компетенцию других органов.

     Постановлением  Правительства РФ № 189 от 7 апреля 2004 г. МАП РФ был преобразован в ФАС (Федеральная Антимонопольная Служба). 
 
 
 

    1. Система регулирования естественных и государственных монополий
 

     Развитие  и поддержка конкуренции стали  сегодня одним из ключевых направлений  экономической политики. Однако, известно, что в экономике существуют отрасли, где конкуренция по объективным  причинам невозможна или неэффективна (сферы естественной монополии). Естественной монополией признаётся такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства. Товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами.

     Между тем отсутствие действенных конкурентных механизмов и угроза злоупотреблений  экономической властью субъектов таких монополий заставляет государство создавать специальную систему регулирования в области естественных монополий. С этой целью в России впервые был принят Федеральный закон от 17 августа 1995 года № 147 –ФЗ «О естественных монополиях».

     В законе сформулировано определение  естественной монополии, даны его основные признаки.

     Действие  Закона о естественных монополиях распространяется на строго определённые сферы хозяйствования, а именно: - транспортировка нефти  и нефтепродуктов по магистральным  трубопроводам; - транспортировка газа по трубопроводам; - услуги по передаче электрической и тепловой энергии; - железнодорожные перевозки; - услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; - услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

     При подготовке данного закона имелось  ввиду, что естественная монополия обусловлена объективными экономическими, технологическими особенностями.

     Режима естественной монополии требует наличия специального регулирующего воздействия. Это воздействие имеет место в рамках системы государственного регулирования.

     Предусмотренное Законом о естественных монополиях регулирование деятельности субъектов естественной монополии не может применяться в сферах деятельности, не относящихся к естественным монополиям, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

     Органы  по регулированию естественных монополий наделены важными полномочиями, которые можно объединить в три группы:

      1) Полномочия, обеспечивающие выполнение  регулирующих функций; 

     2) Полномочия, обеспечивающие выполнение  пресекательных функций;

      3) Полномочия, с помощью которых реализуются информационные функции.

     В зависимости от предмета воздействия  можно выделить два основных метода регулирования: ценовой и неценовой.

     Ценовой метод регулирования предполагает установление фиксированной цены (тарифа) или их предельного уровня. Государственное регулирование цен применялось и ранее. Однако в настоящее время оно связывается в основном со сферами естественных монополий, как это и предусмотрено п.1 Указа Президента РФ от 28 февраля 1995 года №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) и постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 года №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»

     Регулирование цен (тарифов) в отраслях, не относящихся  к естественной монополии, утратило свое практическое предложение, т.к. фактически уровень цен определяется спросом и предложением, а предельный уровень рентабельности не достигается.

     Неценовой метод, основанный на принципе удовлетворения потребностей позволяет: - определить потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию; - установить минимальный уровень обеспечения потребителей в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

     В настоящее время Федеральная  антимонопольная служба России внесла изменения в закон "О естественных монополях" и рекомендовала распространить его действие на сферу предоставления услуг водоснабжения и водоотведения.

     Госдума РФ в 2006 году приняла во втором чтении законопроект "О внесении изменений  и дополнений в федеральный закон  о естественных монополиях". Этот законопроект решает вопросы конкурентности в сфере электроэнергетики и определяет сферу деятельности, относящуюся к естественным монополиям. В частности, к естественной монополиям относятся услуги по оперативно-диспетчерскому управлению (системный оператор), а также услуги по передаче электроэнергии (федеральная сетевая компания) к конкурентной сфере, в частности, относится производство электроэнергии, а также услуги по ее сбыту. Кроме того, в законопроекте оговаривается принцип недискриминационного доступа к услугам естественных монополий.

     Подписанный документ расширяет понятие "транспортная инфраструктура", к которой должен быть обеспечен равный доступ при  экспорте нефти. Так, действующая редакция закона предусматривала только понятие "терминал в морских портах", в то время как на практике широко используется вывоз нефти за пределы таможенной зоны РФ другими видами транспорта, в том числе железнодорожным и речным.

     Государственная монополия  – это монополия, созданная в соответствии с законодательством РФ, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.

     Государственная монополия определена, например, в Федеральном законе от 26 апреля 1995 г. № 65-ФЗ «О центральном банке РФ», Федеральном законе от 13 октября 1995 года №157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Указанные нормативные акты создают правовую базу для применения в России института государственной монополии.

Информация о работе Антимонопольная политика государства