Антимонопольная политика в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 11:35, реферат

Описание работы

Решением Президента Республики Казахстан в августе 1991 г. был создан Государственный комитет по поддержке новых экономических структур и ограничению монополистической деятельности. С момента создания антимонопольные органы прошли несколько реорганизаций.

Содержание

Введение
Структура государственных антимонопольных органов
Система государственного антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий
Система государственного антимонопольного регулирования в сфере государственных монополий
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 66.50 Кб (Скачать)

План

Введение

  1. Структура государственных антимонопольных органов
  2. Система государственного антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий
  3. Система государственного антимонопольного регулирования в сфере государственных монополий

Заключение

Список литературы 

Введение 

Решением Президента Республики Казахстан в августе 1991 г. был создан Государственный  комитет по поддержке новых экономических  структур и ограничению монополистической  деятельности. С момента создания антимонопольные органы прошли несколько реорганизаций.  

В 1993 г. Государственный  комитет по поддержке новых экономических  структур и ограничению монополистической  деятельности был преобразован в  Государственный комитет по антимонопольной  политике. 

Во исполнение Указа Президента Республики Казахстан от 15 июля 1994 г. «О совершенствовании структуры органов государственной власти и управления и сокращения расходов на их содержание» на базе упраздненных комитетов по ценовой и антимонопольной политике образован Государственный комитет Республики Казахстан по ценовой и антимонопольной политике (Постановление Кабинета Министров РК № 999 от 6.09.1994 г.)  

В 1997 г. - Комитет  был разделен на четыре Департамента: Департамент антимонопольной политики и социальной сферы, Департамент  регулирования цен. Департамент защиты прав потребителей, Департамент поддержки малого предпринимательства, которые входили в состав Министерства экономики и торговли Республики Казахстан, а в 1998 г. - в Комитет Республики Казахстан по ценовой и антимонопольной политике Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан.  

1. Структура государственных  антимонопольных  органов 

В соответствии с Указом Президента "О дальнейшем совершенствовании государственного управления в Республике Казахстан" от 21 мая 1998 г. Агентство по стратегическому планированию и реформам реорганизовано путем его разделения на: 

- Агентство по  стратегическому планированию и  реформам как центральный орган,  не входящий в состав Правительства; 

- Комитет по  экономическому планированию Министерства энергетики, индустрии и торговли Республики Казахстан; 

- Комитет по  регулированию естественных монополий  и защите конкуренции Министерства  энергетики, индустрии и торговли. 

Указом Президента на базе Комитета по регулированию  естественных монополий и защите конкуренции Министерства энергетики, индустрии и торговли был создан Комитет Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции. 

В соответствии с Указом Президента "О структуре  Правительства Республики Казахстан" от 22 января 1999 г. Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции преобразован в Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, которое является исполнительным органом, не входящим в состав Правительства Республики Казахстан. 

В соответствии с Указом Президента Республики от 13 октября 1999г. за № 235 Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции  и Агентство Республики Казахстан по поддержке малого бизнеса реорганизованы, путем их слияния.  

В настоящее  время, Агентство Республики Казахстан  по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке  малого бизнеса (Антимонопольное Агентство) сформировано как центральный исполнительный орган, не входящий в состав Правительства. Антимонопольное Агентство - это центральный орган управления, созданный государством, с целью проведения государственной политики по регулированию естественных монополий, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, содействию развития товарных рынков и добросовестной конкуренции и поддержки малого предпринимательства. 

Антимонопольное Агентство имеет территориальные  органы - департаменты по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса по областям и городам Астана, Алматы, которые являются юридическими лицами. Территориальные департаменты в системе Агентства составляют единую вертикальную структуру управления. 

Агентство является юридическим лицом, имеет расчетный  счет, фирменные бланки, печать с  изображением Государственного герба  Республики Казахстан и своим  наименованием на казахском и  русском языках. 

Территориальные органы организуют свою деятельность в пределах полномочий, возложенных на них Агентством Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса, выполняют возложенные на них определенные функции на территориях и ему подотчетны. Руководители территориальных органов назначаются на должность и освобождаются от должности председателем Агентства. 

Агентство вступает в гражданско-правовые отношения  от собственного имени, кроме того, имеет право выступать стороной гражданско-правовых отношений от имени государства, если оно уполномочено на это в соответствии с законодательством. 

Агентство по вопросам своей компетенции в установленном  законодательством порядке издает нормативно - правовые акты, которые  имеют обязательную силу на всей территории Республики Казахстан. Учредителем Агентства является государство в лице Президента Республики Казахстан.  
 

2. Система государственного  антимонопольного  регулирования в  сфере естественных  монополий 

Ценовая политика - комплекс мер, принимаемых государством для обеспечения паритетности интересов продавцов и покупателей товаров, работ и услуг на рыночном пространстве. Ценовое регулирование в Республики прошло несколько этапов11 Концепция регулирования деятельности субъектов естественных монополий в Республики Казахстан: Постановление Правительства Республики Казахстан от 15 июля 1999 г. №983. // Электронная база данных "Законодательство" ВК Регионального центра правовой информации. 

До 1992 г. во всех сферах экономики Казахстана цены на все виды товаров и услуг регулировались государством. С 1992 г. регулирование цен осуществлялось только на продовольственные товары первой необходимости, продукцию хозяйствующих субъектов-монополистов. Регулирование цен на продукцию естественных монополистов заключалось только в корректировке тарифов на уровень инфляции. 

В 1992-1994 гг. регулирование  цен было ослаблено. К концу 1994 г. возникли ценовые перекосы, значительно  возросли цены на электроэнергию, природный  газ при сравнительно низком среднем  индексе роста цен в индустрии, легкой и пищевой промышленности, где уже была конкуренция. Только остановив рост цен у предприятий-монополистов, можно было решать вопрос финансовой стабилизации экономики Казахстана. 

С выходом постановления  Правительства от 19 октября 1994 года № 1171 "О регулировании цен на продукцию хозяйствующих субъектов естественных монополистов", началась работа по регулированию цен предприятий - естественных монополистов. Было запрещено пересматривать цены чаще одного раза в квартал. Установлен контроль над уровнем монопольно высокой прибыли. При предприятиях - естественных монополистах ликвидированы структуры, дублирующие основную деятельность. 

Эти меры позволили  замедлить темпы роста цен  в отраслях, относящихся к сфере  естественной монополии, и в экономике  в целом. В 1995-1997 гг. отменено регулирование цен на продовольственные товары. Прекращено регулирование уровня рентабельности монополистов, работающих на конкурентном рынке. Демонополизированы национальные акционерные компании, государственные национальные компании и другие организационно-управленческие образования, объединяющие родственные предприятия и ограничивающие конкуренцию. Усилилась активная деятельность государства, направленная на расширение конкурентно-рыночного регулирования, что способствовало стабилизации цен и финансового положения республики. Было прекращено бюджетное дотирование коммунальной сферы. Население, в основном, стало платить за воду, газ, тепло и электроэнергию по реальной стоимости этих услуг. Отсутствие законодательно закрепленного понятия - "естественная монополия", не говоря уже о методических приемах определения уровня цен, ограничивало возможности регулирующего органа. 

Правовую основу государственного антимонопольного регулирования  в сфере естественных монополий  составляют: Закон Республики Казахстан "О естественных монополиях", принятый во второй половине 1998 года Парламентом Республики Казахстан. В рамках реализации этого Закона разработаны ряд нормативных актов межведомственного характера, прошедших регистрацию в установленном порядке в Министерстве юстиции Республики Казахстан. В том числе: "Инструкция об особом порядке формирования затрат, учитываемых при расчете цен (тарифов) на производство и предоставление услуг (товаров, работ) субъектами естественной монополии", "Правила закупки материальных и финансовых ресурсов субъектами естественной монополии на тендерной основе", "Инструкция о порядке представления, рассмотрения, утверждения и введения цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественной монополии", "Инструкция по применению экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен", "Правила формирования и ведения Государственного регистра субъектов естественной монополии Республики Казахстан", что существенно позволили стабилизировать экономику Республики. 

Естественная  монополия - состояние рынка услуг (товаров), при котором создание конкурентных условий для удовлетворения спроса на определенный вид услуг невозможно или экономически нецелесообразно  в силу технологических условий  производства и предоставления данного вида услуг11 О естественных монополий: Закон РК от 9 июля 1998 г. №272-1 ЗРК. // Электронная база данных «Законодательство» ВК регионального центра правовой информации.. 

Правоотношения, возникающие на рынке услуг субъектов  естественных монополий, регулируются Законом «О естественных монополиях» от 09.07.1998, в соответствии со статьей 4 которого к сфере естественных монополий в Республике Казахстан относятся следующие виды деятельности: 

- транспортировка  нефти и нефтепродуктов по  магистральным трубопроводам; 

- транспортировка  газа и газового конденсата  по магистральным и распределительным  трубопроводам; 

- передача и  распределение электрической и  тепловой энергии; 

- эксплуатация  железнодорожных магистралей; 

- услуги аэронавигации,  портов, аэропортов; 

- услуги телекоммуникаций  с использованием сети местных  линий; 

- услуги водохозяйственной  и канализационной систем; 

- услуги почтовой  связи; 

- иные виды, установленные  законодательными актами Республики Казахстан. 

В сфере естественной монополии действует особый субъектный состав участников правоотношений, который  включает потребителей и субъектов  естественной монополии. К потребителям относятся физические и юридические  лица, приобретающие товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии. Субъект естественной монополии - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, занятый производством товаров, работ и (или) предоставлением услуг потребителям в условиях естественной монополии. 

Стороны правоотношений наделены взаимными юридическими правами  и обязанностями, закрепленными  в законодательном порядке. В  данном случае, потребитель услуг  наделен правом, покупать услуги по ценам, установленным Антимонопольным  органом и обязанностью в своевременной оплате. На субъекта естественной монополии возлагается юридическая обязанность по обеспечению качественного всеобщего обслуживания потребителей услуг, предоставлению равных условий для всех и право по установлению обязательных технических требований для соблюдения потребителями. Правоотношения в сфере естественных монополий гарантируются государством в лице Антимонопольного органа и охраняются в необходимых случаях принудительной силой. Если нарушается мера свободы правомочных или обязанных лиц, вступивших в правоотношения, то применяются принудительные меры к их обеспечению. 

Информация о работе Антимонопольная политика в РК