Антимонопольная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 12:04, курсовая работа

Описание работы

Проблема антимонопольного регулирования и разработка методов государственной поддержки конкуренции очень значима для решения важнейших экономических проблем, возникающих в процессе развития любой страны. Еще в прошлом веке во многих странах монополизм был квалифицирован как экономическое преступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ АНАЛИЗА АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ…6

1.1 Монополия: сущность и недостатки существования ……………………6

1.2 Эволюция антимонопольной политики России…………………………..10

1.3 Влияние российского антимонопольного законодательства на экономическое развитие………………………………………………………17

1.4 Опыт антимонопольного регулирования в западных странах………….26

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ……………………………………….32

2.1 Проблемы антимонопольного регулирования……………………………32

2.2 Направления развития антимонопольной политики России…………….35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………40

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………41

Работа содержит 1 файл

курсовая по экономике.docx

— 75.67 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГОУ ВПО ОРЕНБУРГСКИЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

Экономический факультет 

Кафедра экономической теории и управления 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по экономической  теории

на тему:

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА  
 

Студентки 2 курса очной формы обучения

специальность: экономика (бакалавриат)

Квасовой  И.А.

Шифр: 21-ЭК-09(Б)

Научный руководитель:

д.э.н., доцент Безверхая О.Н. 

Оренбург  – 2010 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ АНАЛИЗА АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ…6

1.1 Монополия: сущность и недостатки существования ……………………6

1.2 Эволюция антимонопольной политики России…………………………..10

1.3 Влияние российского антимонопольного  законодательства  на экономическое  развитие………………………………………………………17

1.4 Опыт антимонопольного регулирования в западных странах………….26

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ  ПОЛИТИКИ……………………………………….32

2.1 Проблемы антимонопольного регулирования……………………………32

2.2 Направления развития антимонопольной политики России…………….35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………40

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………41 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Проблема  антимонопольного регулирования и  разработка методов государственной  поддержки конкуренции очень  значима для решения важнейших  экономических проблем, возникающих  в процессе развития любой страны. Еще в прошлом веке во многих странах  монополизм был квалифицирован как  экономическое преступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные  законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствий  монополизации рынков.

     Пытаясь компенсировать несовершенства рынка, государство, прибегая к различным  способам и методам, выбирает наиболее адекватные той или иной задаче. Важнейшая из этих задач - устранение последствий, порождаемых несовершенствами рынка.

     Для противодействия монополизации  рынков и защиты конкуренции государство:

* разрабатывает  законы, на основе которых можно  выявлять и наказывать фирмы,  уличенные в монополизации;

* создает  организации, которые следят за  развитием событий на рынках  и выявляют случаи их монополизации  (в России такую деятельность  ведет Государственный антимонопольный  комитет);

* помогает  созданию новых фирм, которые  могут противодействовать монополизации  рынков или разрушить ее (этим  в нашей стране занимается  Комитет по поддержке малого  предпринимательства).

     В связи с этим изучение вопроса  антимонопольного регулирования представляется актуальным для понимания темы экономического развития любого государства. Интересно  для изучения истории развития антимонопольного законодательства в западных странах  и в России, а также особенности  поддержки конкуренции в этих государствах.

     Цель  данной работы - провести исследование по вопросам возникновения, становления  и развития антимонопольного законодательства в США и в России. Эта цель может быть достигнута при изучении вопросов:

* возникновение  монополий;

* развитие антитрестовского  законодательства в США;

* роли государства  в регулировании рыночной экономики;

* особенности  антимонопольного законодательства  в России.

     Государственное регулирование играет важную роль в  поддержании необходимого уровня конкуренции  в экономике. Можно выделить три  главных его направления:

* меры, направленные  на предотвращение и запрещение  монополии (собственно антимонопольное  законодательство);

* государственное  регулирование естественной монополии;

* защита компаний  от "чрезмерной конкуренции".

     Сущностью антимонопольной политики является система законов, ограничивающих действия компаний, ведущих к снижению конкуренции  и установлению монополии.

     Эффективность такой политики зависит от трех важнейших  элементов:

* характера самих  законов;

* трактовки законов  судами;

* последовательность, с которой судебные решения  воплощаются в жизнь.

     Все три элемента со временем меняются и, соответственно, меняется и существо антимонопольной политики. 

      
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ АНАЛИЗА  АНТИМОНОПОЛЬНОЙ  ПОЛИТИКИ 

    1. Монополия: сущность и недостатки существования
 

      Условия, в которых протекает экономическая  конкуренция, обычно называют рыночной структурой. Она характеризуется  рядом черт: числом и размером фирм, типом предлагаемого продукта, степенью контроля над ценами, условиями входа  в отрасль и выхода из нее, достоверностью информации.

      Несмотря  на многообразие рыночных структур, обычно выделяют следующие четыре модели рынка: совершенная и несовершенная  конкуренция, включающая монополистическую  конкуренцию, олигополию и монополию. Каждая из названных структур отличается степенью конкурентности рынка, то есть способностью фирм воздействовать на рыночную структуру. Чем меньше это  влияние со стороны отделений  фирмы, тем более конкурентным считается  рынок.

      Характеристика  типов рыночных структур  при  сопоставлении с реальной действительностью  показывает, что такие модели рынка, как совершенная конкуренция  и монополия, фактически встречаются  крайне редко, в то время как монополистическая  конкуренция и олигополия реально  присутствуют на всех существующих рынках мира.

      При совершенной конкуренции на рынке  присутствует большое число продавцов, конкурирующих между собой. Объемы производства и предложения со стороны  отдельных производителей составляют незначительную долю общего выпуска, поэтому  одна фирма не может оказывать  заметного влияния на рыночные цены. Существует свобода входа и выхода на рынок.

      Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется  хотя бы одно из условий совершенной  конкуренции.

      Несовершенную конкуренцию подразделяют на три  основных типа: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. При монополистической конкуренции фирмы конкурируют, продавая дифференцированные продукты. Каждая фирма является единственным производителем и, в этом смысле, монополистом. Но так как объем продаж каждого продавца относительно невелик, то каждая из фирм имеет ограниченный контроль над рыночной ценой.

      Вход  на рынок монополистической конкуренции  достаточно свободен и определяется, главным образом, размерами капитала каждого участника. Однако вход на рынок  по сравнению со свободной конкуренцией затруднен.

      Под олигополией понимается рынок, на котором  доминирует несколько крупных фирм. Точное число фирм определить трудно, так как олигополистический рынок  охватывает довольно большую часть  национального рынка.

      Монополия представляет собой крупную корпорацию, которая занимает ведущее положение в определенной сфере национального хозяйства, что определяет экономическое поведение фирмы. На рынке возможна ситуация, когда покупателям противостоит предприниматель - монополист, производящий основную массу продукции определенного вида. В этом случае монополистом может оказаться небольшое по размерам предприятие. И напротив, крупная фирма может и не быть монополистом, если ее доля на рынке невелика.

      Монополия предполагает, что в отрасли имеется  только один производитель, который  полностью контролирует объем предложения  товара. Это позволяет ему полностью  устанавливать цену, приносящую максимум прибыли. Степень использования  монопольной власти в установлении цены будет зависеть от наличия близких  заменителей товара. Если товар уникален, то покупатель вынужден платить назначенную  цену или отказаться от покупки. Число  продуктов, не имеющих аналогов, как  правило, ограничено. К чистой монополии можно отнести предоставление коммунальных услуг, компании кабельного телевидения, телефонные компании или монополию книгоиздательства на реализацию учебников и т.п.[7]

      Фирма-монополист обычно имеет более высокую прибыль, что, естественно, привлекает в отрасль  других производителей. В случае чистой монополии барьеры для вступления в отрасль достаточно велики, и  это практически блокирует проникновение  конкурентов на монополизированный рынок. Реальные барьеры, препятствующие входу в отрасль, следующие.

      Во-первых, это эффект масштаба. Высокоэффективное  производство с низкими издержками достигается в условиях крупного производства, обусловленного монополизацией рынка. Такую монополию часто  называют "естественной монополией", то есть отраслью, в которой средние  издержки минимальны, если только одна фирма обслуживает весь рынок. Новым  конкурентам чрезвычайно трудно войти в такую отрасль, так  как это требует крупных капиталовложений, а фирма-монополист, имея более низкие издержки производства, в состоянии  на время снизить цену продукции  и уничтожить конкурента.

      Во-вторых - представление исключительных прав. В ряде стран Европы, Америки и  в России правительство предоставляет  фирмам статус единственного продавца на транспортные услуги, услуги связи, газоснабжение и т.п. Но взамен на эти привилегии правительство сохраняет  за собой право регулировать действия таких монополий, чтобы исключить  злоупотребление монопольной властью, защитить интересы немонополизированных отраслей и населения.

      В-третьих - патенты и лицензии. Правительство  гарантирует патентную защиту новым  продуктам и производственным технологиям, что обеспечивает производителям монопольные  позиции на рынке.

      В-четвертых - собственность на важнейшие виды сырья. Некоторые компании являются монополистами благодаря безраздельному владению источниками производственного  ресурса.[7]

      Монополии можно классифицировать по разным видам. В зависимости от характера и причин возникновения  можно выделить:

    • естественные монополии (возникающие из-за особых условий хозяйствования или технологий, таких как транспортировка нефти, газа, почтовая связь и т.п.);
    • легальные монополии (защищенные от конкуренции авторскими правами, патентами, торговыми марками);
    • искусственные монополии (создаваемые ради получения монополистических выгод в формах картелей, синдикатов, трестов, концернов и др.)

      Отношение к различным формам несовершенной  конкуренции всегда двойственно  вследствие противоречивой роли монополий  в экономике. С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции  и устанавливают более высокие  цены в силу своего монопольного положения  на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает  усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень  населения. Далеко не всегда фирмы-монополисты  используют в полной мере свои возможности  для обеспечения НТП.

     Еще более опасно то, что монополия  полностью блокирует механизмы  саморегуляции рынка. Плохая и дорогая  продукция может появиться и  в немонополизированной отрасли. Но там подобные эксцессы являются лишь временным эпизодом. Конкуренция  быстро расставляет все на свои места. Недобросовестный производитель либо меняет свое отношение к делу, либо вытесняется с рынка конкурентами.[14]

Информация о работе Антимонопольная политика