Антимонопольная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 12:04, курсовая работа

Описание работы

Проблема антимонопольного регулирования и разработка методов государственной поддержки конкуренции очень значима для решения важнейших экономических проблем, возникающих в процессе развития любой страны. Еще в прошлом веке во многих странах монополизм был квалифицирован как экономическое преступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ АНАЛИЗА АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ…6

1.1 Монополия: сущность и недостатки существования ……………………6

1.2 Эволюция антимонопольной политики России…………………………..10

1.3 Влияние российского антимонопольного законодательства на экономическое развитие………………………………………………………17

1.4 Опыт антимонопольного регулирования в западных странах………….26

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ……………………………………….32

2.1 Проблемы антимонопольного регулирования……………………………32

2.2 Направления развития антимонопольной политики России…………….35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………40

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………41

Работа содержит 1 файл

курсовая по экономике.docx

— 75.67 Кб (Скачать)

            Важным для антимонопольной политики  является также запрет на недобросовестную конкуренцию.

        Под недобросовестной конкуренцией понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации. Речь идет о распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки либо нанести ущерб, введении потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств и качества товара, а также о некорректном сравнении собственного товара с аналогичной продукцией конкурентов. К недобросовестной конкуренции также относится получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, торговой информации или коммерческой тайны без согласия владельца.

         В антимонопольной политике используются  ещё и запреты на антиконкурентные действия органов власти и управления. Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий. Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.

              Однако власти субъектов Федерации  и органы местного самоуправления  допускают многочисленные нарушения,  в частности необоснованно предоставляют  льготы, ограничивают создание предприятий,  вводят запреты на их деятельность, продажу или покупку товаров,  указывают на приоритетность  некоторых договоров, произвольно  устанавливают размеры регистрационного  сбора, препятствуют выходу на  рынок товаров и услуг "иногородних"  предприятий и так далее. 

     Кроме уже перечисленных мною  мер, в  политике России широко  используется реестр как инструмент антимонопольного контроля. По результатам анализа состояния товарного рынка и доли предприятий на нем (более или менее 35%) они включаются либо исключаются из государственного реестра. Делает это МАП, если речь идет о российском рынке в целом, или его территориальные управления в случае региональных рынков. Реестр составляется для того, чтобы иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного законодательства.

         В реестр обязательно попадают  предприятия, являющиеся единственными  производителями в России отдельных  видов продукции. В него включены, например, Брянский машиностроительный  завод (вагоны изотермические), "Калугапутьмаш" (машины рельсосварочные, краны  укладочные) и так далее. 

          Антимонопольные органы выявляют  предприятия, имеющие значительную  долю лишь в производстве наиболее  важной для экономики, структурообразующей  и социально значимой продукции.  [20] 
 
 
 
 

Заключение

      В результате выполненной мной работы было изложено, что монополия как  явление в узком, первоначальном смысле этого слова в современной  экономике встречается крайне редко  и в широком смысле понимается как такая рыночная ситуация, в  которой определённым субъектам  рыночных отношений принадлежит  значительная власть над ценой, причиной чего могут быть различные негативные последствия, такие как отказ  от внедрения новых технологий, получение  ничем не оправданных экономических  прибылей, неэффективное распределение  ресурсов, а также политические опасности. Поэтому антимонопольная политика государства жизненно необходима для  государственного регулирования рыночной экономики. Стоит также помнить, что она требует всестороннего  анализа рыночной ситуации и не ограничивается лишь определением доминирующего положения  и применением санкций к субъектам  рынка.

     В России антимонопольное законодательство имеет существенные особенности. Во-первых, для экономики страны важно развивать  разнообразное производство и воссоздавать конкурентоспособные фирмы, а затем уже защищать специальными законами конкуренцию. Во-вторых, нужно ускорять разработку законов, их принятие в вопросах защиты производителя от злоупотреблений со стороны власти.

     Всестороннее  изучение вопроса антимонопольного законодательства и поддержки конкуренции - тема, довольно подробно проработанная  западными экономистами и недостаточно освещенная в отечественной литературе.

     Необходима  большая работа отечественных экономистов  в рассмотрении данного вопроса, так как это представляется важным в том, чтобы менять состояние  экономики России и наметить пути улучшения, оздоровления отечественной  экономики. Представляется необходимым  углубленное исследование проблемы связи данного раздела экономики  и социологической науки, которое  может иметь возможность практического  применения. 

Список использованной литературы

  1. Авдашева С., Шаститко А. Модернизация антимонопольной политики в России (экономический анализ предлагаемых изменений конкурентного законодательства) // Вопросы Экономики. – 2005. –  № 5.
  2. Авдашева С.Б. Экономические основы антимонопольной политики: российская практика в контексте мирового опыта // Экономический журнал Высшей школы экономики. – 2007. – № 4. 
  3. Белов В.А. «Второй антимонопольный пакет»: общая оценка и перспективы дальнейшей работы // Законодательство. – 2010. – № 5.
  4. Булацкий Е. Недостатки антимонопольного регулирования // Экономист. – 2003. – № 5.
  5. Герасименко Н.А. ФАС: Проблемы  антимонопольного  регулирования // Современная конкуренция. – 2008. – № 4.
  6. Государственная антимонопольная политика: практический опыт и задачи совершенствования законодательства. // Российский экономический журнал. – 2000. – № 3.
  7. Долгова И.В., Швейко Н.В. Монополизм и конкуренция // Финансы и кредит. – 2001. – № 3.
  8. Еременко В.И. Очередные изменения в антимонопольном законодательстве РФ // Законодательство и экономика. – 2010. – № 2.
  9. Жданов И.Ю. Некоторые вопросы антимонопольного регулирования // Административное право и процесс. – 2010. – № 2. 
  10. Касьянов Ю. Антимонопольное законодательство за рубежом: позитивный опыт // МЭМО. – 2004. – № 8.
  11. Качалин В. Международные аспекты антимонопольного регулирования // МЭМО. – 2006. – № 2.
  12. Колобова А.И., Илюшникова  Е.Б.. Государственное регулирование экономики в зарубежных странах // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. – 2010. – № 2.
  13. Кулин А. А. Особенности современной антимонопольной политики государства // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. – 2009. – № 7.
  14. Никитин С., Глазова Е. Государство и проблема монополии. // МЭМО. - 1999 г. -  № 7.
  15. Новиков В. Влияние Российского антимонопольного законодательства на экономическое развитие. // Вопросы экономики – 2003 - № 9.
  16. Оводов А.А. Становление административно-правового регулирования антимонопольной деятельности в РФ // Налоги. – 2010. – № 2.
  17. Петрунин Н.Ю. Зарубежный опыт  и перспективы развития антимонопольной политики  в РФ // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. – 2010. – № 1.
  18. Розанова Н. Эволюция антимонопольной политики России: проблемы и перспективы // Вопросы Экономики. – 2005. – № 5.
  19. Ситников П.С. Эволюция антимонопольной политики в современной экономике // Экономические Науки. – 2009. – № 1.
  20. Стародубровская Н. Основы антимонопольной политики. // Вопросы Экономики. – 2003. – № 6. 
  21. Южанов И. Практика применения антимонопольного законодательства. // Российская юстиция – 2000 – № 5.
  22. Авдашева С.Б., Аронин В.А., Ахполов И.К. Конкуренция и антимонопольное регулирование. Учеб. пособ. - М.: Логос, 2002. - 368 с
  23. Государственное регулирование рыночной экономики. / Под ред. проф. Кушлина В.И. и проф. Волгина Н.А. - М.: ОАО "НПО "Экономика", 2000.
  24. Курс экономической теории / Под ред. проф. Чепурина М.Н. и доц. Киселевой Е.А. - Киров: Дело, 1993.
  25. Микроэкономика: Теория и российская практика: Учебник / Под ред. А. Г. Грязновой и А. Ю. Юданова, .- М., 1999
  26. Официальный сайт Федеральной Антимонопольной службы. URL: http://fas.gov.ru/

Информация о работе Антимонопольная политика