Антимонопольная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение с позиции действующего законодательства положений касающихся государственного управления антимонопольной политикой и государственным имуществом. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- дать определение монополии;
- дать определение антимонопольной политики;
- определить основные направления антимонопольной политики.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

 

 

Введение

Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики России. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.

В своей работе я постарался наиболее широко осветить процесс становления антимонопольной политики в России и объяснить наиболее важные и эффективные методы, используемые в этой сфере регулирования экономики. Так же я уделил большое внимание понятию монополии и характерным чертам российской монополии.

Корни антимонопольного регулирования уходят вглубь веков. Первым антимонопольным законом общего характера, где впервые используется и сам термин “монополия”, принято считать конституцию о ценах императора Зенона. В ней говорилось: “Мы приказываем, чтобы ни одно лицо не позволило себе осмелиться осуществлять монополию на какой-либо вид одежды или на рыбу, или на какую-либо вещь, служащую в качестве продовольствия или предназначенную для другого использования”.

Разработка и проведение антимонопольной политики относится к числу важнейших экономических функций современного государства. Данная функция характеризует не только деятельность тех государств, в которых уже имеется социально ориентированная рыночная экономика, но и тех, которые идут по пути строительства такой экономики, как, например, Россия.

Проведение антимонопольной  политики опирается на вывод, согласно которому общество несет экономические  и иные потери от вытеснения рыночной конкуренции монополией. Следовательно, общество будет получать экономическую выгоду, препятствуя развитию монополии или прекращая ее деятельность там, где она уже существует.

 Целью курсовой работы является изучение с позиции действующего законодательства положений касающихся государственного управления антимонопольной политикой и государственным имуществом. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- дать определение монополии;

- дать определение антимонопольной  политики;

- определить основные  направления антимонопольной политики.

Объектом исследования являются отношения в сфере развития государственного управления антимонопольной политики и государственного имущества.

Для написания курсовой работы были использованы: Конституция РФ, нормативные источники, учебная и научная литература.

 

 

 

1 Теоретические аспекты антимонопольной политики

1.1 Монополия: понятие, сущность и виды

Существуют два вида антимонопольной политики: антимонопольная  политика в отношении естественных монополий и антимонопольная  политика в отношении искусственных  монополий. Для того, чтобы разобраться в вопросах, связанных с антимонопольной политикой, а в частности, с её проведением в России, необходимо понять сущность самой монополии.

Монополия – это такое  явление, при котором в отрасли  господствует только одна фирма и  где границы фирмы и отрасли совпадают.

Давая же определение  монополии с точки зрения рыночного  поведения, теория монополии изучает  использование субъектом основных инструментов (таких, как цена, реклама…). При монополии субъект оперирует этими инструментами, не учитывая конкуренцию, а значит, и интересов конкурентов.

Уделяя наибольший объём  внимания рыночным итогам, теория монополии  отмечает то, что при монополии  итоги связаны со следующими факторами:

  • монопольно высокими ценами
  • ограниченной готовностью монополии к инновациям

Но так как понятие  монополии очень важно для  основного предмета моей работы –  антимонопольной политики, необходимо, по-моему, описать это понятие более детально.

Итак, можно привести следующие признаки монополии:

  1. Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей.
  2. Производимая продукция является уникальной (то есть отсутствуют товары-заменители).
  3. Вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров. Могут быть разные  причины существования таких барьеров, к примеру:
  • Крупные размеры предприятий и экономия от масштабов производств.
  • Система лицензий на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством.
  • Монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого блага (к примеру, бриллиантов).
  • При естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага.
  • Нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия в целом.
  1. Сложность в получении полной информации обо всём рынке.

Существует три вида монополии: закрытая, естественная и открытая.

Закрытая монополия  – это монополия, защищённая от конкуренции  юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т. д. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку почты первым классом.

1Естественная монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок к количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведёт к тому, что масштабы производства будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами, о чём говорилось ранее.

Открытая монополия  – это монополия, при которой  одна фирма является единственным поставщиком  продукции, но не имеет специальной  юридической защиты от конкуренции. Примером таких фирм можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.

2Но такое деление не означает, что все предприятия-монополисты должны обязательно относиться лишь к одному из этих видов. Такая классификация в значительной степени условна. Некоторые фирмы могут принадлежать к нескольким видам монополии, к примеру фирмы, обслуживающие систему телефонной связи, а также электрические и газовые компании, которые могут быть отнесены как к естественной монополии (так как присутствует эффект экономии на масштабах), так и к закрытой монополии (так как присутствуют юридические барьеры для конкуренции).

Фактически все монополии  могут считаться открытыми, так  как легальные барьеры, защищающие закрытые монополии от конкурентов, могут быть отменены судом, а преимущества в естественных монополиях могут быть сведены на нет изменениями в технологии. А так же все монополии подвержены влиянию конкуренции со стороны возможных товаров-субститутов.

Так же немаловажным, по моему мнению, является определение  простой монополии, то есть монополии, которая в каждый конкретный момент времени продаёт свой продукт по одной и той же цене своим покупателям.

1.2 Особенности монополии в России

Итак, монополия существует во всём мире. Но главной особенностью монополизации российского рынка можно считать, пожалуй, то, что она сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики.

3Социалистическая экономика представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, в котором каждое предприятие не было вполне автономно, а являлось составной частью общегосударственной структуры. То есть, Своеобразной монополией в бывшем СССР была командная экономика, построенная на всеобъемлющем директивном планировании, государственном ценообразовании, централизованном распределении материальных ресурсов и по самой своей природе не допускавшая конкуренции ни в одной своей части. Внутри этой экономики существовал монополизм центральных ведомств, министерств и предприятий, которые не были независимыми хозяйственными субъектами. Жизненно важные параметры их деятельности устанавливали такие предприятия, как Госплан, Госснаб и Госкомцен. При этом удовлетворение потребности всей страны в том или ином виде продукта часто всего поручалось всего одному-двум заводам4.

Причины для концентрации такого типа:

  1. Большое значение имело стремление использовать положительный эффект масштаба производства. Но это стремление было заметно гиперболизировано (из-за искусственной заниженности цен на энергию, сырьё и транспорт вполне рентабельными выглядели проекты даже нерационально крупных заводов - сырьё для них привозилось за тысячи километров, а готовая продукция распространялась по всей территории Советского Союза).
  2. Другая причина была связана с удобством централизованного управления крупными предприятиями. Когда все важнейшие решения по развитию экономики страны принимаются общенациональными плановыми органами, управляемость хозяйства находится в обратной пропорциональной зависимости от количества производственных единиц5.

В итоге советские  монополисты были очень узко специализированы, к примеру: один завод выпускал только тяжёлые вертолёты (Роствертол), другой – только автомобили высокой проходимости (УАЗ)6. Так, в конце 80-х годов более 1100 предприятий были полными монополистами в производстве своей продукции. Ещё чаще встречалась ситуация, когда число производителей по всему Советскому Союзу не превышало 2-3 заводов. Всего из 327 товарных групп, выпускавшихся промышленностью страны, 290 (то есть 89 %) было подвержено сильной монополизации.

В СССР в 1987 г. на одно промышленное предприятие приходилось в среднем 813 рабочих мест, в Венгрии - 186, в Западной Европе - 86. Плохое качество товара, завышенные цены или устаревший ассортимент мало сказывались на изменении спроса в условиях постоянного дефицита и отсутствия выбора поставщиков.

В результате начала рыночных реформ в России, монополистические  тенденции резко усилились. Это  усиление было во многом связано с  распадом СССР и с ослаблением  экономических связей с бывшими  союзными республиками. К прежним монополистам добавились новые, а именно предприятия, не являвшиеся единственными производителями в рамках СССР, на ставшие таковыми на сократившейся территории.

Стало ясно, что необходимо разрабатывать антимонопольную  политику.

1.3 Модели антимонопольного регулирования

В экономической и  юридической литературе по антимонопольному регулированию экономики принято  различать две основные его модели: американскую и европейскую7.

Американская модель строится на принципе запрещения монополии  как структурной единицы независимо от социально-экономических последствий ее деятельности. Экономические действия отраслей с монополистической структурой обязательно будут негативными с общественной точки зрения и должны подпадать под действие антимонопольного законодательства. В данной модели антимонопольного регулирования предполагается в основном форма правоприменительного процесса и судебное преследование нарушителей8.

Европейская модель в  отличие от американской делает упор на принцип контроля за злоупотреблениями. При таком подходе акцентируется внимание не на структуре отрасли, а на поведении отдельных хозяйствующих субъектов. В этой модели используется “правило разумного подхода”, которое провозглашает незаконной не всякую монополию, а лишь ту, социально-экономические последствия деятельности которой имеют для общества негативный характер. Такой подход требует создания специальной системы административных органов, призванных постоянно анализировать и контролировать состояние конкуренции на различных рынках. В случае необходимости эти органы используют корректирующие, регулирующие и запретительные меры преимущественно административного характера9.

В последние десятилетия  различия между этими двумя моделями уменьшаются. При этом их сближение  идет в сторону европейской модели, когда антимонопольное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов осуществляется не столько на основе их относительных и абсолютных размеров, сколько с учетом социально-экономических последствий их деятельности для общества.

Российская практика антимонопольного регулирования тяготеет больше к европейской модели. Это находит выражение в содержании российского антимонопольного законодательства, а также в полномочиях и практической деятельности федеральных антимонопольных органов. Последние включены в систему исполнительной власти и используют главным образом административно-организационные методы осуществления антимонопольной политики10.

Информация о работе Антимонопольная политика