Антимонопольное регулирование рынков

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:20, реферат

Описание работы

В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли и к расширению масштабов хозяйственной деятельности, фирмы выступают по отношению друг к другу как конкуренты.
Под экономической конкуренцией понимают соревнование экономических субъектов на рынке за предпочтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли.
Именно на этом основано функционирование фирм в современных условиях, в условиях складывающихся рыночных отношений.
Примерено до середины 19 века для экономики развитых стран была характерна совершенная (свободная), конкуренция, что определялось небольшими размерами предприятий и многочисленностью производителей. Однако со второй половины века крупные предприятия захватывают все большую долю рынков (рынков отдельных товаров), что приводит к появлению несовершенной конкуренции, а позже – к появлению монополий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………… 3
Основы антимонопольной политики РФ………………………………. 5
Общее влияние конкуренции на развитие рынка………………….. 5
Антимонопольное регулирование и антимонопольное законодательства РФ…………………………………………………. 7
Система государственной защиты конкуренции……………………. 12

2.1. Основные направления федерального конкурентного регулирования на российских товарных рынках…………………………………………. 12

2.2 Программа развития конкуренции в Российской Федерации на 2009-2012 годы……………………………………………………………………15

Заключение………………………………………………………………………. 19

Список использованной литературы…………………………………………. 20

Работа содержит 1 файл

готово.docx

— 44.56 Кб (Скачать)

     - уточнены положения Кодекса РФ  об административных правонарушениях  в части включения в перечень  лиц, в отношении которых может  применяться административное наказание  в виде дисквалификации, государственных  и муниципальных служащих, должностных  лиц субъектов естественных монополий,  а также порядка освобождения  от административной ответственности  в случае добровольного сообщения  о совершенном правонарушении;

     - организовано взаимодействие антимонопольного  органа с правоохранительными  органами в целях выявления  картельных соглашений.

     Развитие  международного сотрудничества РФ в  области конкурентной политики является важным фактором, обеспечивающим защиту конкуренции на внутреннем рынке  РФ и способствующим доступу российских экспортеров и инвесторов на внешние  рынки.

     Главной целью сотрудничества с ЕС является создание равных условий конкуренции  на общем экономическом пространстве, устранение неоправданных барьеров для свободного перемещения товаров и услуг, предотвращение ограничений конкуренции, как со стороны хозяйствующих субъектов, так и со стороны государственных органов.

     Задача  развития конкуренции требует совершенствования  использования всех инструментов экономического регулирования, в том числе налоговой  политики, таможенно-тарифного регулирования, планирования, государственных закупок  и тарифного регулирования естественных монополий.

     Конкурентная  политика в условиях кризиса должна предусматривать реализацию следующих  мер:

         - следует существенно снизить  издержки входа на рынок, в  том числе путем снижения административных  барьеров в отраслях с ярко  выраженными препятствиями входа;

         - при осуществлении контроля, в  том числе антимонопольного, необходимо  сместить акцент с контроля  за действиями хозяйствующих  субъектов в сторону более  тщательного контроля за действиями  органов власти;

         - должно быть сокращено количество  сделок, подлежащих предварительному  согласованию с ФАС России, в  первую очередь необходимо исключить  обязательное согласование сделок  внутри группы лиц;

    - требуется  формирование эффективной, максимально  доступной и прозрачной конкурсной  системы размещения государственных  заказов, заказов государственных  корпораций и естественных монополий.

     В целях оценки результативности конкурентной политики необходимы регулярный расчет и анализ динамики ряда показателей, в том числе в среднесрочной  перспективе. 
 
 
 

Заключение 

      В заключение можно сделать вывод, что конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям - "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др.

            В целом же конкуренция  несет меньше негативных моментов, чем положительных. Конкуренция  – значительно меньшее зло, чем  монополия, злоупотребляющая своим  положением в экономике. С другой стороны, существуют достаточно весомые  аргументы в пользу монополий, и  направленные против совершенной конкуренции. Продукция монополистических компаний отличается достаточно высоким качеством, что и позволило этим фирмам завоевать  господствующее положение на рынке. Монополизация в отличие от совершенной  конкуренции воздействует на повышение  эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке  обладает достаточными средствами для  успешного проведения исследований и разработок. Таким образом, как  совершенная, так и несовершенная  конкуренции имеют своих сторонников  и противников, и играют существенную роль в различных отраслях современной                   экономики.

      Решающую  роль в создании на рынке благоприятной  конкурентной среды играют антимонопольное  законодательство и деятельность антимонопольных  органов, правильное поведение которых  способствует стабилизации всей экономики  в целом. 

Список  использованных источников 

  1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
  2. Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" (принят ГД ФС РФ 08.07.2006).
  3. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (ред. 25.12.2008).
  4. Федеральный закон от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (с изм. 01.01.2011).
  5. Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. № 948-1.
  6. Программа развития конкуренции в Российской Федерации от 19.05.2009, №691-р.
  7. Писенко К.А., Цинделиани И.А., Бадмаев Б.Г. Правовое регулирование конкуренции и монополии в Российской Федерации: Курс лекций. – М.: Российская академия правосудия, Статут, 2010 – с.416.
  8. Князева И.В. Антимонопольная политика в России: Учеб. пособие.- М.,  КНОРУС, 2008 - стр. 312.
  9. Иллюстрированный энциклопедический словарь (электронное издание, воспроизведенное по изд. 1995 г.). М., 2008.
  10. Тотьев К.Ю. Конкуренция и монополия.- М., ЮРАЙТ, 2009 – стр. 565.
  11. Ресурсы www.consultant.ru

Информация о работе Антимонопольное регулирование рынков