Антимонопольное регулирование рынков

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:20, реферат

Описание работы

В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли и к расширению масштабов хозяйственной деятельности, фирмы выступают по отношению друг к другу как конкуренты.
Под экономической конкуренцией понимают соревнование экономических субъектов на рынке за предпочтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли.
Именно на этом основано функционирование фирм в современных условиях, в условиях складывающихся рыночных отношений.
Примерено до середины 19 века для экономики развитых стран была характерна совершенная (свободная), конкуренция, что определялось небольшими размерами предприятий и многочисленностью производителей. Однако со второй половины века крупные предприятия захватывают все большую долю рынков (рынков отдельных товаров), что приводит к появлению несовершенной конкуренции, а позже – к появлению монополий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………… 3
Основы антимонопольной политики РФ………………………………. 5
Общее влияние конкуренции на развитие рынка………………….. 5
Антимонопольное регулирование и антимонопольное законодательства РФ…………………………………………………. 7
Система государственной защиты конкуренции……………………. 12

2.1. Основные направления федерального конкурентного регулирования на российских товарных рынках…………………………………………. 12

2.2 Программа развития конкуренции в Российской Федерации на 2009-2012 годы……………………………………………………………………15

Заключение………………………………………………………………………. 19

Список использованной литературы…………………………………………. 20

Работа содержит 1 файл

готово.docx

— 44.56 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………… 3

  1. Основы антимонопольной политики РФ………………………………. 5
    1. Общее влияние конкуренции на развитие рынка………………….. 5
    2. Антимонопольное регулирование и антимонопольное законодательства РФ…………………………………………………. 7
  2. Система государственной защиты конкуренции…………………….  12

    2.1. Основные направления федерального конкурентного регулирования на российских товарных рынках…………………………………………. 12

    2.2 Программа развития конкуренции в Российской Федерации на 2009-2012 годы……………………………………………………………………15

Заключение………………………………………………………………………. 19

Список  использованной литературы…………………………………………. 20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     В условиях стремления каждой фирмы к  максимизации прибыли и к расширению масштабов хозяйственной деятельности, фирмы выступают по отношению  друг к другу как конкуренты.

      Под экономической конкуренцией понимают соревнование экономических субъектов  на рынке за предпочтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли.

     Именно  на этом основано функционирование фирм в современных условиях, в условиях складывающихся рыночных отношений.

     Примерено до середины 19 века для экономики  развитых стран была характерна совершенная (свободная), конкуренция, что определялось небольшими размерами предприятий  и многочисленностью производителей. Однако со второй половины века крупные  предприятия захватывают все  большую долю рынков (рынков отдельных  товаров), что приводит к появлению  несовершенной  конкуренции, а позже  – к появлению монополий.

     Конкуренция – это главный механизм современного рынка. Создание конкурентной среды  – важнейшее условие функционирования рыночной экономики. В начале 90-х  годов Россия взяла твердый курс на построение рыночного хозяйства, отказ от государственной монополии  и развитие конкуренции. Однако в  течение уже 10 лет Россия сталкивалась и продолжает сталкиваться с серьезными проблемами в создании конкурентной среды. Полная государственная монополия, существовавшая в стране более 70 лет, естественные монополии и их социальная значимость – все это существенно  осложняет процесс создания конкурентной среды в экономике Российской Федерации. В тоже время уже сегодня  можно говорить о значительном прогрессе  России в вопросе построения конкурентной среды.

      Таким образом, тема является актуальной, так  как с проблемами, которые раскрываются в этой теме, мы сталкиваемся довольно часто, и понимание конкуренции даст возможность правильной оценки ситуации, что в конечном итоге приведет к увеличению прибыли.

     Целью реферата является рассмотрение различных  формы конкуренции на рынке и  выявление главных проблем создания конкурентной среды в экономике  России. Постановка данной цели предопределяет следующие задачи:

     - раскрытие понятия и сущности  конкуренции,

     - рассмотрение антимонопольного регулирования отраслей рынка,

     - ознакомление с антимонопольным  законодательством РФ,

     - отражение путей развития конкуренции  в РФ на 2009-2012гг.

     Поставленные  задачи помогут определить и проанализировать процесс конкуренции, её формы, а  также место и роль конкуренции  в хозяйственном механизме.

     В данной работе были использованы информационные материалы законодательных актов, труды отечественных и зарубежных авторов-исследователей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Основы  антимонопольной  политики государства
 

1.1. Общее влияние  конкуренции на  развитие ранка 

     «Конкуренция» от позднелат. «concurentia» – сталкиваться. В общеупотребительном смысле конкуренция означает соперничество, соревнование людей, групп, организаций в достижении наиболее лучших результатов в определенной общественной сфере.1

     В экономической науке сложилось  несколько определений понятия  «конкуренция»:

1. особая  ситуация на рынке, которая  характеризуется двумя факторами:

– наличием большого числа независимых покупателей  и продавцов товара;

– свободой для покупателей и продавцов  входить на рынок или покидать его;

2. постоянно  действующий механизм соперничества,  позволяющий достичь лучших результатов  предпринимательской деятельности;

3. элемент  рынка, позволяющий наиболее эффективно  распределить имеющиеся хозяйственные  ресурсы.

  Конкуренция является сегодня движущей силой  развития субъектов и объектов управления, общества в целом, рыночного хозяйства  страны.

  Конкуренция является важнейшим элементом рыночной экономики и вместе с механизмом цен служит необходимым ее регулятором.

  Прежде  всего, конкурентные условия хозяйствования во многом способствуют эффективному распределению экономических ресурсов общества, развитию предпринимательской  инициативы, создают возможность  свободной предпринимательской  деятельности в рамках закона. Кроме  того, конкуренция стимулирует расширение ассортимента и увеличение качества товаров производителями, ибо делать это вынуждает борьба на рынке  за потребительский спрос. По этой же причине в условиях конкуренции  поставщиками товаров поддерживаются более низкие цены, чем в условиях монополии, поскольку низкие или доступные цены привлекают клиентов и являются одним из факторов конкурентоспособности предприятия.

  В конкурентных экономических условиях предприниматели самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечить цели своей деятельности: максимизацию прибыли, расширение объема продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция понуждает  предпринимателей к эффективным  действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий  ассортимент товаров и услуг  по более низким ценам и лучшего  качества. При этом «сигналы рынка» без искажений доходят до поставщиков (производителей), позволяя им самостоятельно принимать решения о перераспределении  ресурсов в экономически более привлекательные  сферы. Такое перераспределение  происходит в достаточно короткое время  и не связано с дополнительными  затратами, поскольку барьеры входа  на новые рынки в условиях развитой конкуренции незначительны.

  Именно  это способствует прогрессу экономики: эффективность производства повышается, создаются условия для концентрации ресурсов в наиболее результативных секторах экономики. Конкурентное окружение  побуждает предпринимателей активно  внедрять инновации, совершенствовать технологии и рационально использовать ограниченные ресурсы. В конечном счете, растет благосостояние потребителей, снижаются цены на традиционные виды продукции и услуг, на рынке постоянно  появляются новые товары и производители. Давая потребителю право выбора, рыночная конкуренция обеспечивает оздоровление экономики, не позволяя действовать  неэффективным предприятиям.

      Говоря  о достоинствах конкуренции и  рынка в целом, не следует забывать и о негативных сторонах, а также, разумеется, о тех проблемах, которые  они не могут решить по своей природе. Ясно, что конкуренция иногда приводит к диспропорциям между спросом  и предложением, замедлению технического прогресса, а, следовательно, нерациональному  использованию ограниченных ресурсов общества.

      Если  цены устанавливаются с учетом спроса и предложения, то такие отношения  можно назвать рыночными, ибо  именно цены являются регулятором рынка. Только цены отражают соотношение между  спросом и предложением.

      Поскольку отношения между людьми в рыночном хозяйстве определяются через спрос  и предложение, постольку этот механизм чутко реагирует на возникающие  потребности людей и лучше  способствует их удовлетворению.

      Учитывая  спрос, рынок содействует расширению производства необходимых для потребителя  товаров, для чего производители  начинают осваивать достижения научно-технического прогресса, улучшать качество товаров, способствуя тем самым уменьшению или полной ликвидации дефицита. В  конкурентной борьбе за рынок побеждает  тот производитель, который при  высоком качестве товаров добивается наименьших издержек для их производства.

      Таким образом, важнейшая функция рынка  состоит в эффективном удовлетворении потребностей людей, и осуществляется она благодаря конкуренции через  механизм спроса и предложения. 

    1. Антимонопольное регулирование и антимонопольное законодательство в РФ
 

      Под антимонопольным регулированием понимается деятельность государства направленная на защиту прав и интересов участников хозяйственно-экономической деятельности с помощью правовых и экономических механизмов предотвращения ограничения конкуренции и монополизации рынка.

      Монополия и ограничение конкуренции в  большинстве случаев являются явлениями  негативными, разрушительными для  рыночной экономики. Здесь в роли гаранта и основного защитника  интересов хозяйствующих субъектов  выступает государство. Очевидным  является, что без высокого уровня государственной защищённости бизнеса в стране невозможно активное развитие предпринимательской деятельности, укрепление экономических связей между предприятиями и, как следствие, дальнейший рост благосостояния граждан и повышение уровня национальной экономики в целом.

      Идеальная модель социально ориентированной  рыночной экономики предполагает равенство  участников экономических отношений, свободу в принятии ими решений  в вопросах своего поведения на рынке, недопустимость произвольного вмешательства  кого бы то ни было в их дела, беспрепятственную  возможность выхода на рынок и  ухода с него. Достижению такого состояния хозяйственной деятельности служит конкуренция.

      Государство косвенно влияет на конкуренцию с  помощью кредитно-денежной и налоговой  политики, распределения государственных  заказов, финансирования фундаментальных  и прикладных научных исследований, стимулирования инвестиций в модернизацию устаревшего производства, а также  воздействует прямо и непосредственно  через антимонопольное законодательство. Позиция государства в лице его правотворческих, правоприменительных и правоисполнительных органов по вопросам конкуренции и монополии, при подготовке и издании нормативно-правовых актов, регулирующих эту сферу, может быть убедительно аргументирована и эффективна лишь в случае правильного отражения в государственной политике и законодательстве объективных признаков конкуренции и монополии и значения, последних в рыночной экономике. Данное обстоятельство обязывает, прежде чем говорить о государственном регулировании конкуренции и монополии, обратиться к познанию их экономической сущности, обуславливающей правовые формы обратного воздействия на них.

      Конкуренция способна без применения насильственных административных методов формировать и органично вводить в систему рыночных отношений такие важные рычаги экономики, как качество производства и товаров, ценообразование, хозяйственный расчёт, мотивация к труду и др. Под её влиянием растут или снижаются цены, выявляются и вытесняются с рынка ненужные товары и вовлекаются в рыночный оборот товары, пользующиеся спросом. Хозяйствующие субъекты находятся под бдительным контролем своих конкурентов по рынку соответствующих товаров. Конкуренция производит постоянную селекцию предпринимателей, отбирает и возвышает результативно работающих и вытесняет с рынка тех, кто не способен адаптироваться к постоянно меняющимся его условиям. Ослабление или устранение конкуренции рано или поздно приводит к «застою», «загниванию» экономики, снижает её эффективность, а, в конечном счёте – к падению жизненного уровня людей.

      Защита  конкуренции должна рассматриваться  как средство достижения таких целей, как: защиты профессиональных участников рынка – конкурентов, защиты прав и интересов потребителей, развития экономической системы общества и эффективного функционирования товарных рынков, обеспечения иных публичных  социально-экономических интересов. Достижение данных целей являться логическим следствием реализации государственной  политики по защите, поддержке конкуренции. Если же эти цели, в конечном счете, на практике не достигаются, значит, не обеспечивается надлежащая защита конкуренции  и необходимо совершенствование  государственной политики в данной области.

Информация о работе Антимонопольное регулирование рынков