Антимонопольное регулирование рыночных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 12:17, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является исследование антимонопольного регулирования рыночных отношений. Информационной базой работы выступили нормативные акты, труды отечественных и зарубежных авторов по исследуемой теме, данные периодических изданий.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
1 Понятие и виды монополистической деятельности……………………….. 4
2 Монополистическая деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления ..……………………………………………………
10
3 Понятие и формы недобросовестной конкуренции……………………….. 13
4 Правовые средства пресечения нарушений антимонопольного законодательства……………………………………………………………….
15
Заключение……………………………………………………………………… 23
Список литературы…………………………………………………………….. 24

Работа содержит 1 файл

контрольная предпринмтельство.docx

— 51.87 Кб (Скачать)

СПБГУП

Контрольная работа

 

 

Предпринимательство

Тема 7. Антимонопольное регулирование  рыночных отношений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Киров 2012

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………

3

1 Понятие и  виды монополистической деятельности………………………..

4

2 Монополистическая  деятельность органов исполнительной  власти и местного самоуправления  ..……………………………………………………

 

10

3 Понятие и формы недобросовестной  конкуренции………………………..

13

4 Правовые средства  пресечения нарушений антимонопольного  законодательства……………………………………………………………….

 

15

Заключение………………………………………………………………………

23

Список литературы……………………………………………………………..

24


 

 

Введение

 

Во всех странах в любых  социально-экономических системах государственное управление составляет неотъемлемую часть процесса управления экономикой. Государству принадлежит  определяющая роль в управлении экономическими объектами, относящимися к государственной  собственности, включая продажу, приобретение, приватизацию этих объектов, их использование  для выполнения государственных  функций, предоставление в аренду, концессию, в качестве залога. Государство управляет  формированием и расходованием  бюджета страны и регионов, движением  государственных финансовых ресурсов, выполняет функции социального  управления, способствует решению задач  научно-технического развития. Не остаются вне влияния государства и рыночные процессы, для регулирования которых государство использует правовые, организационные, экономические механизмы, институты и инструменты. Программно-целевое планирование и управление также попадает в сферу государственного воздействия.

В современной науке и  практике во многом преодолена концепция  невмешательства государства в  рыночную экономику. Стало очевидным, что только государство способно преодолеть так называемые «провалы» рынка и ввести экономические процессы в цивилизованное русло сочетания централизованного управления и рыночного саморегулирования. Разработка и проведение антимонопольной политики относятся к числу важнейших экономических функций современного государства. Данная функция характеризует не только деятельность тех государств, в которых уже имеется социально ориентированная рыночная экономика, но и тех, которые идут по пути строительства такой экономики, как, например, Россия.

 Целью работы является исследование  антимонопольного регулирования рыночных отношений. Информационной базой работы выступили нормативные акты, труды отечественных и зарубежных авторов по исследуемой теме, данные периодических изданий.

 

1 Понятие и виды монополистической деятельности

 

Под монополистической  деятельностью понимаются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов  или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Монополистическая деятельность является правонарушением и антиподом  конкуренции [20.С.14].

Монопольное положение  является желанным для каждого предпринимателя  или предприятия. Оно позволяет  им избежать целого ряда проблем и  рисков, связанных с конкуренцией, занять привилегированную позицию  на рынке, концентрируя в своих руках  определенную хозяйственную власть, они имеют возможность с позиций  силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что они навязывают свои контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы. Господство в экономике  служит основой того влияния, которое  монополии оказывают на все сферы  жизни страны.

Явление монополизма  связано со следующими основными  факторами [18.С.25]:

  • монопольно высокими ценами;
  • ограниченной готовностью монополии к инновациям.

Можно привести следующие признаки монополии:

1. Монополистический  рынок представлен одним продавцом  и множеством покупателей;

2. Производимая  продукция является уникальной (то  есть отсутствуют товары-субституты);

3. Вход новых  фирм на рынок фактически невозможен  из-за барьеров. Могут быть разные  причины существования таких  барьеров, например:

  • крупные размеры предприятий и экономия от масштабов производств;

 

  • система лицензий на выполнение отдельных типов  работ, избранно выдаваемых государством;
  • монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого блага (например, бриллиантов);
  • нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия-монополиста в целом;

4. Сложность в  получении полной информации  обо всём рынке. 

По своим видам  монополистическая деятельность делится  на: индивидуальную, коллективную, договорную, внедоговорную.

Федеральный закон  «О защите конкуренции» [7] допускает действия, бездействие, соглашения, согласованные действия, сделки, если ими не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок, иных действий.

Запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции  указанных органов органами и  организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным  банком РФ или между ними и хозяйствующими субъектами, либо осуществление этими  органами и организациями согласованных  действий, если такое соглашение или  такое осуществление согласованных  действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к:

  • повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ;
  • экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
  • разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи и покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей;
  • ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Разновидностями монополистической деятельности хозяйствующих субъектов являются [7]:

1. Индивидуальная монополистическая деятельность, которая проявляется как злоупотребление со стороны хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением на рынке, в отношении которого антимонопольным органом установлен факт доминирования.

2. Коллективная монополистическая деятельность в виде соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию. В зависимости от субъектного состава различают:

а) соглашения (согласованные  действия) конкурирующих субъектов, имеющих в совокупности долю на рынке  определенного товара более 35 процентов;

б)  соглашения неконкурирующих  хозяйствующих субъектов, один из которых  занимает доминирующее положение, а  другой является его поставщиком  или покупателем (заказчиком).

Различают следующие основные типы монополий:

1. Монополии, создаваемые в результате непосредственного регулирующего воздействия государства, которые создаются по воле государства с целью обеспечения государственных и общественных интересов. Они защищены от конкуренции со стороны хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами данных монополий.

Существуют следующие  разновидности монополий рассматриваемого типа:

  • государственные монополии;
  • естественные монополии.

Под государственной  понимается монополия, созданная в  соответствии с законодательством  Российское Федерации, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего  органа.  Государственные монополии создаются в целях защиты экономических интересов государства и потребителей, укрепления безопасности, внешнеторговых, военно-политических позиций государства и т. д. Эти монополии устанавливаются в императивном порядке на основании норм законодательства и направлены в основном на обеспечение публично-правовых интересов.

Осуществление государственной  монополии регламентируется федеральными нормативными актами (в частности, Федеральными законами «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»[14], «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» [15], «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» [13] и др.).

Естественная  монополия – состояние товарного  рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее  в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими  товарами, в связи с чем спрос  на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени  зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров (ст. 3 Федерального закона «О естественных монополиях» [5]).

Перечень сфер деятельности, в которых вводится режим естественной монополии содержится в ст. 4 Федерального закона «О естественных монополиях»:

  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  • транспортировка газа по трубопроводам;
  • железнодорожные перевозки;
  • услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
  • услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
  • услуги по передаче электрической энергии;
  • услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
  • услуги по передаче тепловой энергии;
  • услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

В указанных сферах предпринимательской деятельности государство вводит особый правовой режим регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий.

Органы регулирования  естественных монополии могут применять  следующие методы регулирования  деятельности субъектов естественных монополий:

а) ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;

б) определение  потребителей, подлежащих обязательному  обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности  удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения  безопасности государства, охраны природы  и культурных ценностей (ст. 6 Закона о естественных монополиях).

2. Монополии,  образуемые вследствие самостоятельных  действий субъектов предпринимательства  без непосредственного регулирующего  воздействия государства.

Такие монополии  могут появиться в связи с  победой в добросовестной конкуренции  над определенным субъектом предпринимательства  и выходом с рынка других конкурентов, посредством концентрации капиталов  и объединения субъектов предпринимательства, неразвитости рынка и т. д. В данной ситуации субъект предпринимательства  на определенное время становится единственным производителем (продавцом) определенного  товара. При этом юридических ограничений  для конкуренции не существует, другие субъекты имеют право осуществлять аналогичную предпринимательскую  деятельность на данном рынке и конкурировать между собой;

Информация о работе Антимонопольное регулирование рыночных отношений