Антимонопольное регулирование рыночных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 12:17, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является исследование антимонопольного регулирования рыночных отношений. Информационной базой работы выступили нормативные акты, труды отечественных и зарубежных авторов по исследуемой теме, данные периодических изданий.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
1 Понятие и виды монополистической деятельности……………………….. 4
2 Монополистическая деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления ..……………………………………………………
10
3 Понятие и формы недобросовестной конкуренции……………………….. 13
4 Правовые средства пресечения нарушений антимонопольного законодательства……………………………………………………………….
15
Заключение……………………………………………………………………… 23
Список литературы…………………………………………………………….. 24

Работа содержит 1 файл

контрольная предпринмтельство.docx

— 51.87 Кб (Скачать)

3. Монополии,  возникающие в результате обладания  исключительными правами.

Монопольное положение  может также возникать из обладания (использования) субъектом предпринимательской  деятельности исключительными правами  на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации предпринимателя, продукции (работ, услуг). Таковыми являются права  на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования и т. п. (п. 1 ст. 138ГК РФ).

Субъект предпринимательской  деятельности может занимать монопольное  положение на рынке по использованию  этих объектов исходя из самого факта  юридического признания за ним статуса  их обладателя (например, обладатели патентов на изобретения, промышленные образцы  или свидетельств о регистрации  товарных знаков). Обладание правами  на подобные объекты ставит субъекта предпринимательской деятельности в положение, при котором использование  этих объектов всецело зависит лишь от его усмотрения.

 

 

2 Монополистическая деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления

 

Особенность российского  антимонопольного законодательства состоит  в том, что его запреты распространяются не только на хозяйствующих субъектов, но и на деятельность властных органов (федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления). В частности, согласно п.2 ст.7 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» [4] законодатель запретил совмещение функций властных органов с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение последних функциями и правами органов государственного надзора (кроме предусмотренных законодательными актами исключений).

В зависимости  от числа участников монополистическая  деятельность федеральных органов  исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления делится на следующие  разновидности [19.С.39]:

1) Индивидуальная монополистическая деятельность, которая проявляется в форме издания актов или осуществление действий государственных органов и органов местного самоуправления, направленных на:

а) ограничение  самостоятельности хозяйствующих  субъектов;

б) создание дискриминирующих условий деятельности для отдельных  субъектов;

в) создание благоприятствующих условий деятельности для отдельных  хозяйствующих субъектов путем  предоставления им льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим  субъектам, работающим на рынке того же товара;

г) введение ограничений  на создание новых хозяйствующих  субъектов в какой-либо сфере  деятельности, а также установление запретов на осуществление отдельных  видов деятельности или производство определенных видов товаров, за исключением  случаев, установленных законодательством  Российской Федерации;

д) необоснованное создание препятствий осуществлению  деятельности хозяйствующих субъектов  в какой-либо сфере;

е) установление запретов на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона Российской Федерации (республики, края, области, района, города, района в городе) в  другой или иное ограничение права  хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров;

ж) выдачу хозяйствующим  субъектам указания о первоочередной поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) определенному кругу покупателей (заказчиков) или о приоритетном заключении договоров без учета  установленных законодательными или  иными нормативными актами Российской Федерации приоритетов;

з) создание необоснованных препятствий для создания новых  хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности и др.

2) Коллективная, осуществляемая в форме соглашений (согласованных действий). Запрещается заключение соглашений государственных органов и органов местного самоуправления с другим органом власти или управления либо с хозяйствующим субъектом, если они могут иметь своим результатом ограничение конкуренции. Целями подобных запрещаемых соглашений может быть поддержание, повышение или снижение цен; раздел рынка; ограничение доступа на рынок или устранение с него хозяйствующих субъектов.

Федеральная антимонопольная  служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением  законодательства в сфере конкуренции  на товарных рынках, защиты конкуренции  на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий  и рекламы.

Помимо этого, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства о  размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для  государственных и муниципальных  нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.

ФАС России сертифицирована  на соответствие требованиям международного стандарта менеджмента качества ИСО 9001-2008. 17 января 2012 года удостоверяющий сертификат был вручен руководителю ФАС России Игорю Артемьеву.

 Федеральная антимонопольная служба создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 29 июля 2004 г. ФАС России - федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации[22].

 

3 Понятие и формы недобросовестной  конкуренции 

 

Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской  деятельности действия хозяйствующих  субъектов, которые противоречат положениям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости и могут  причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам  или нанести ущерб их деловой  репутации (ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» [4]).

Признаки недобросовестной конкуренции [17.С.28]:

а) недобросовестная конкуренция, в отличие от монополистической деятельности, может осуществляться только активными действиями, возможность пассивного поведения в виде бездействия не предусмотрена;

б) данные действия будут рассматриваться как правонарушения, если они противоречат не только положениям действующего законодательства, но и  обычаям делового оборота, требованиям  добропорядочности, разумности, справедливости;

в) субъектами недобросовестной конкуренции могут быть лишь хозяйствующие  субъекты, то есть российские и иностранные  организации, занимающиеся предпринимательской  деятельностью, а также индивидуальные предприниматели;

г) целью активных действий субъектов недобросовестной конкуренции является приобретение преимуществ в предпринимательской  деятельности;

д) в результате действий конкурентам могут быть причинены убытки или нанесен  ущерб их деловой репутации. Достаточно лишь потенциальной угрозы причинения убытков или нанесения ущерба деловой репутации для квалификации данного правонарушения как недобросовестной конкуренции.

Формы недобросовестной конкуренции определены в разделе III Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». К их числу, в частности, относятся:

1) распространение  ложных, неточных или искаженных  сведений, способных причинить убытки  другому хозяйствующему субъекту  либо нанести ущерб его деловой  репутации;

2) введение потребителя  в заблуждение относительно характера,  способа и места изготовления, потребительских свойств, качества  товара;

3) некорректное  сравнение хозяйствующим субъектом  производимых им товаров с  товарами других хозяйствующих  субъектов;

4) продажа товаров  с незаконным использованием  результатов интеллектуальной деятельности  и приравненных к ним средств  индивидуализации юридического  лица, продукции, работ, услуг;

5) получение,  использование, разглашение научно-технической,  производственной или торговой  информации, в том числе коммерческой  тайны, без согласия ее владельца.

Следует иметь  в виду, что перечень форм недобросовестной конкуренции, приведенный в ст. 10 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», не является исчерпывающим [17.С.29].

 

 

 

 

4 Правовые средства пресечения  нарушений антимонопольного законодательства

 

Антимонопольное законодательство представляет собой систему нормативно-правовых актов, направленных на регулирование  монополистической деятельности и  пресечение недобросовестной конкуренции.

 Проблема необходимости  государственного регулирования  естественных монополий была  осознана властью лишь к 1994 г., когда рост цен на производимую  ими продукцию уже оказал существенное  влияние на подрыв экономики.  При этом реформаторское крыло  правительства стало уделять  большее внимание проблемам регулирования  естественных монополий не столько  в связи с необходимостью остановить  рост цен в соответствующих  отраслях или обеспечить использование  возможностей ценового механизма  для макроэкономической политики, а в первую очередь стремясь  ограничить круг регулируемых  цен.

 Антимонопольная политика  государства осуществляется прежде  всего экономическими методами, используется экономический механизм, обеспечивающий свободную конкуренцию  между многочисленными производителями  и потребителями.

 Однако большая роль  в регулировании конкурентного  рынка принадлежит праву, правовому  механизму, который находит свое  выражение в нормах права - кодифицированных и некодифицированных  правовых актах, в антимонопольном  законодательстве.

 Антимонопольное законодательство  представляет собой систему нормативно-правовых  актов, направленных на регулирование  монополистической деятельности  и пресечение недобросовестной  конкуренции [21.С.33-34].

 Основополагающим элементом  антимонопольного законодательства  выступает Конституция РФ [1], ст. 8 которой гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Статья 34 Конституции РФ прямо запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

 Особое место в антимонопольном  законодательстве занимает принятый  в 1991 году Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В 1992 году принят Закон РФ «О защите прав потребителей», который содержит ряд норм, определяющих как компетенцию антимонопольных органов, так и сферу регулирования антимонопольного законодательства при защите прав потребителей.

 Из федеральных законов,  имеющих существенное значение  для антимонопольного регулирования,  кроме указанных Законов следует  отметить, Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях [2], Уголовный кодекс РФ [3], Закон о связи [10],  Закон об акционерных обществах [11].

 Правоотношения, регулируемые  антимонопольным законодательством,  имеют в большинстве своем  гражданско-правовые свойства. При  этом антимонопольное законодательство  содержит и административные  нормы.

 К административным  можно отнести те нормы, которые  регулируют структуру, компетенцию  антимонопольных органов, порядок  рассмотрения дел о нарушениях  антимонопольных правил, порядок  и правила применения административной  ответственности за нарушение  антимонопольного законодательства.

 Цели антимонопольного  законодательства реализуются специально  созданной структурой исполнительной  власти - федеральным антимонопольным  органом и создаваемыми им  территориальными органами. В соответствии  с Указом Президента Российской  Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 25.06.2012) руководство за деятельностью Федеральной антимонопольной службой осуществляет Правительство Российской Федерации.

Территориальные органы Министерства по антимонопольной политике создаются  в основном в субъектах Российской Федерации. Федеральный антимонопольный  орган наделяет свои территориальные  органы полномочиями в пределах компетенции.

 Применение норм антимонопольного  законодательства осуществляется  не только специально созданными  органами, но и судами общей  юрисдикции, арбитражными судами.

Информация о работе Антимонопольное регулирование рыночных отношений