Антимонопольное регулирование в Рф

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без

принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться

на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех

экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной,

выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и

конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство

от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс

гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации

экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.

Содержание

1. Общие методологические подходы к антимонопольному регулированию.

1.1 Введение ………………………………………………………………...3

1.2 Зарубежный опыт антимонопольного регулирования………………..5

1.3 Область проблем антимонопольного регулирования в России….…16

2. Тенденции и разрешение проблем антимонопольного регулирования в России

2.1 Цели и методы антимонопольного регулирования в России………...27

2.2 Тенденции развития нормативной базы антимонопольного законодательства

в решении проблем………………………………..46

2.3 Заключение……………………………………………………………..49

2.4 Список использованной литературы…………………………………52

Работа содержит 1 файл

антимонопольное регулирование в росии.docx

— 97.60 Кб (Скачать)

                   План работы 
 

1. Общие методологические  подходы к антимонопольному регулированию.

   1.1   Введение  ………………………………………………………………...3

   1.2   Зарубежный  опыт антимонопольного регулирования………………..5

   1.3   Область  проблем антимонопольного регулирования  в России….…16

2. Тенденции и  разрешение проблем антимонопольного  регулирования в России

   2.1 Цели  и методы антимонопольного регулирования  в России………...27

   2.2 Тенденции  развития нормативной базы антимонопольного  законодательства

       в решении проблем………………………………..46

   2.3  Заключение……………………………………………………………..49

   2.4  Список  использованной литературы…………………………………52 
 
 

                                  ВВЕДЕНИЕ 

      Проблемы монополизации хозяйственной  жизни,  конкуренция  на  товарных

рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но  и

широких слоев  населения.

      С начала 90-х годов  эти   проблемы  остро  стали  перед   Россией:  без

принятия твердых  и последовательных мер против монополизма  нельзя  надеяться

на успех  экономической  реформы  и  переход  к  рыночной  экономике.  Успех

экономических  преобразований  в  немалой  степени  зависит  от  взвешенной,

выверенной  системы  регулирования  государством  монопольных  процессов   и

конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой  в  наследство

от командно-административной системы бывшего СССР  достался  целый  комплекс

гигантов-монополистов, особенно важной становится  проблема  демонополизации

экономики и недопущения  усиления роли уже действующих на рынке монополий.

      В России процесс создания  государственного  контроля  по  недопущению

недобросовестной  конкуренции   фактически   начался   с   нуля,   так   как

присутствующая  еще  совсем  недавно  в  управлении   экономикой   командно-

административная  система  по  своей  сути   исключала   наличие   свободной

конкуренции в  хозяйственной деятельности.

      Поэтому  на  данном  этапе   огромное   значение   имеет   создание   и

усовершенствование   законодательной   базы    по    поводу    регулирования

монополистических  процессов  и  конкуренции,  понимание  населением  России

необходимости экономических  реформ в данной сфере.

      Проблемы монополизации хозяйственной  жизни,  конкуренция  на  товарных

рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но  и

широких слоев  населения. Изучение монопольных рынков актуально для  принятия

экономических решений  по разным вопросам.

      Развитие     антимонопольного     регулирования  очень  актуально   для

развития   российской экономики, где степень монополизации  рынка  выше,  чем

в государствах с  исторически  сложившимся  рыночным  хозяйством.  Российская

экономика унаследовала от советской экономики высокий  уровень  концентрации

производства во многих отраслях хозяйства. В России также  большой  рыночной

властью обладают естественные монополии, функционирующие  в  базовых  сферах

экономики  -  электроэнергетике  и  транспорте.  Так,   «РАО   ЕЭС   России»

контролирует  98%  потребителей  электроэнергии,  «РАО  ГАЗПРОМ»  -   94   %

внутреннего газового рынка,  МПС  -  77%  грузооборота.    Антимонопольное 

регулирование   в сочетании с поддержкой отечественного  предпринимательства

и  организацией  защиты  прав  потребителей  служат  одним  из  существенных

условий успешного  социально-экономического развития   России.

      Целью настоящей работы является  изучение и обобщение зарубежного  опыта

антимонопольного  регулирования,  а  так  же  возможность  его  применения  в

российских   условиях,   анализ    основных    принципов    антимонопольного

регулирования в  России  на  основе  сложившейся  экономической  ситуации  и

действующих    нормативных    актов,    рассмотрение     области     проблем

антимонопольного  законодательства и возможных путей  их решения;  определение

источников  проблем  антимонопольного  регулирования;   основных   тенденций

изменения  антимонопольного  законодательства  методом  анализа  действующих

нормативных актов  с учетом особенностей российской экономики 
 
 

               Зарубежный опыт антимонопольного  регулирования 

      Одной  из  наиболее  развитых   стран   в   области   антимонопольного

регулирования экономики  является США. Государственное регулирование  в  этой

стране осуществляется в отношении отдельной  категории  отраслей  экономики,

тех,  где  зачастую  возникает  естественная  монополия.  При  этом  они  не

национализируются, а действующие  в  них  компании  пользуются  полной  либо

значительной независимостью от органов  государства  в  вопросах  построения

внутренней  системы  организации   производства,   принятия   инвестиционных

решений.

      В основу комплекса государственных  мер,  составляющих  антимонопольную

политику  США,  заложено  общее   концептуальное   представление,   согласно

которому наивысшее  благосостояние граждан достигается  в  случае,  когда  они

имеют  возможность  свободно  обмениваться  производимыми  ими  товарами   и

услугами на конкурентном рынке. Причем считается, что  если  все  сделки  по

подобному  обмену  будут  заключаться  на  уровне  цен,  устанавливаемых   в

результате конкурентной  борьбы  между  поставщиками  товаров  и  услуг,  то

общество в целом  получит больший объем  материальных  благ,  чем  в  случае,

когда часть подобных сделок будут заключаться  по  ценам,  отклоняющимся  от

конкурентных в  сторону как завышения, так и  занижения.  Конкурентный  рынок,

таким   образом,   выступает   универсальным    регулятором    общественного

производства, его  пропорций. При этом вопрос о  том,  что  производить  и  в

каком количестве, объективно решает сам  потребитель,  предъявляя  на  рынке

спрос на те или  иные виды товаров и услуг.

      Объектом антимонопольного регулирования  являются поведение компаний  и

институциональная структура экономики. Последняя,  согласно  антимонопольным

нормам  должна  быть  «эффективной»,  то  есть   при   определенном   объеме

находящихся   в   распоряжении   общества   ресурсов    максимизировать    в

количественном  и  оптимизировать  в  качественном  отношении   производство

потребляемых обществом  благ. Такова, по их мнению, структура,  состоящая  из

экономически и  юридически независимых  друг  от  друга  конкурирующих  между

собой  на  рынке  компаний,  каждая  из  которых  самостоятельно  определяет

характер  создаваемой  продукции  и  объем  ее  выпуска.    Воздействие   же

антитрестовского  законодательства  осуществляется  на  состав  хозяйственных

единиц, их экономическое  поведение  и ряд форм взаимоотношений  между ними.

      Важнейшие   принципы   антимонопольной   политики   сформулированы   в

специальном своде  хозяйственного права США  под  названием   «Антитрестовское

законодательство». Оно базируется на трех основных законодательных  актах:

Закон Шермана (1890 год).

           Этот   закон   составляет   ядро   антитрестовской   политики   в

     экономической  жизни США. Вне закона  объявляется   «всякий  контракт  и

     всякое  объединение в форме треста, либо  в иной форме, а  также   тайное

     соглашение, направленное на ограничение  торговли между штатами  или   с

     иностранными  государствами». В  этом  законе  также  указывается,  что

     «каждое  лицо монополизировавшее, либо  пытающееся  монополизировать...

     какую-  либо отрасль торговых операций  между несколькими штатами или   с

     иностранными  государствами  будет  считаться   правонарушителем».   В

     поправке  к  этому  закону  от  1974   года   нарушение   его   статей

     квалифицируется  как «тяжкое преступление».

      Федеральное правительство США  в  соответствии  с  этим  законом  имеет

право  привлекать  к  суду  фирмы  и  деловые  предприятия,  причем   спектр

вероятных наказаний  достаточно  широк:  от  денежных  штрафов  до  тюремного

заключения,  причем  после  введения  поправки  1974  года  последняя   мера

получила широкое  распространение.  На  действия  провинившейся  фирмы  может

быть наложен  судебный запрет, а в исключительных случаях суд  может  вынести

предписание  о  децентрализации  и  дроблении   фирмы   на   ряд   небольших

предприятий.

      Кроме  того,  все  частные   лица,  считающие,  что  понесли   убытки  в

результате нарушения  кем - либо Закона Шермана, имеют право  возбудить  дело

в суде и, в  случае  признания  претензий  обоснованными  -  могут  получить

компенсацию, втрое  превосходящую  стоимость  нанесенного  им  ущерба.  Такие

случаи стали  за  рубежом  в  последнее  время  вполне  обычной  практикой  в

деятельности судебных органов.

Закон Клейтона (1914 год) и Закон о Федеральной  торговой комиссии.

           Органы Федерального  правительства,  контролировавшие  исполнение

     Закона  Шермана, в ряде случаев преуспели  в реализации  антимонопольных

     программ. Наиболее запомнившиеся вехи  на этом пути- демонополизация   и

     разукрупнение  «Стандарт Ойл» и «Америкен  Тобакко» в 1911 году. Тем  не

     менее,  в эту пору целый ряд должностных   лиц  высказывал  сомнения  во

     всеобъемлемости  мероприятий, регламентированных  Законом Шермана.  Дело

     в  том, что в этом законодательном  акте ничего не говорилось  о  статусе

     монополий,  возникших в результате слияний.  Кроме  того,  многие  виды

     деятельности,   ограничивавшие   конкуренцию   на   свободном   рынке,

     трактовались  здесь расплывчато и двусмысленно. Поэтому в 1914 году был

     принят  Закон Клейтона, основные положения  которого гласили:

Информация о работе Антимонопольное регулирование в Рф