Антимонопольное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение антимонопольного регулирования. Для достижения поставленной цели в работе решается ряд задач:
1. рассмотреть историю антимонопольного регулирования в связи с законом Шермана;
2. изучить сущность антимонопольного регулирования;
3. представить антимонопольную политику в России и в других странах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОРИЯ АНТИМОПОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 5
1.1. Антимонопольное регулирование до закона Шермана 5
1.2. Экономисты и возникновение антимонопольного регулирования 10
2. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВНАИЕ В СОСРЕМЕННОМ МИРЕ 13
2.1. Антимонопольное регулирование 13
2.2. Антимонопольная политика в России и других странах 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
Список литературы 27

Работа содержит 1 файл

ант-льное рег-ние КУРС.doc

— 141.50 Кб (Скачать)
  • устранение отрицательных явлений, связанных с ограничением конкуренции;
  • исключение неправильного использования монопольного положения на рынке;
  • расширение прав ведомства по делам конкуренции;
  • исключение превышения устанавливаемых цен.

     В ряде стран (Швеция, Дания, Финляндия  и др.) приняли, например, законы о  запрещении повышения цен, которые  введены для обеспечения возможности  уменьшить нарушения в динамике цен и расходов при значительном колебании валютных курсов, существенном для повышения уровня цен и расходов на международном рынке и серьезном расстройстве народного хозяйства страны. Если предприниматель нарушает названный закон, то к нему предъявляются санкции экономического и правового характера.

     Речь  идет о праве государственного органа по контролю за конкуренцией запретить предпринимателю или ассоциации предпринимателей применять договоренность или иную ограничивающую конкуренцию согласованную практику; обязать предпринимателя поставлять предметы потребления другому предпринимателю на условиях, соответствующих тем, на которых он предлагал их другим, находящимся в аналогичном положении; приостановить деятельность, если имеющий доминирующее положение предприниматель или ассоциация предпринимателей назначают предмету потребления цены, вознаграждения, основа определения которых стали неумеренными или в силу их чрезмерно низкого уровня существенно искажающими условия конкуренции.

     Более того, тот, кто умышленно нарушает положение закона, должен быть приговорен за преступное ограничение конкуренции либо к штрафу, либо к лишению свободы не более чем на один год. Тот, кто не исполняет предусмотренной обязанности извещения или передачи сведений, предъявления документов или же умышленно передает ведомству по вопросам конкуренции несостоятельные сведения, должен, если иным законодательством не предусмотрено более строгое наказание, быть приговорен к штрафу или к лишению свободы не более чем на 6 месяцев.

     Тот, кто умышленно нарушает запрет, подвергается за нарушение обязанности хранить тайну к штрафу или лишению свободы не более чем на 6 месяцев. Анализ особенностей разных видов правового регулирования конкуренции дает основание говорить о том, что антимонопольное законодательство и законодательство о недобросовестной конкуренции являются самостоятельными областями (подотраслями) законодательства о конкуренции, что, к сожалению, не было учтено российским законодателем. Среди положений Гражданского кодекса РФ, прежде всего, следует назвать норму, устанавливающую недопустимость использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке, и норму об антимонопольных правилах, касающихся ограничительных условий договора коммерческой концессии и др.

     Антимонопольные нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП) и Уголовного кодекса РФ (УК) касаются в основном усиления ответственности за отдельные  наиболее опасные правонарушения. Антимонопольные правила содержатся также в ряде других законов:

  • Водном кодексе Российской Федерации;
  • Федеральном законе "О государственном регулировании агропромышленного производства";
  • Федеральном законе "О животном мире";
  • Законе РФ "О защите прав потребителей";
  • Федеральном законе "О негосударственных пенсионных фондах";
  • Законе РФ "О недрах";
  • Федеральном законе "О почтовой связи";
  • Федеральном законе "О связи";
  • Законе РФ "О товарных биржах и биржевой торговле";
  • Федеральном законе "О финансово-промышленных группах";
  • Федеральном законе "Об акционерных обществах".

     Возвращаясь к генезису антимонопольного законодательства, необходимо отметить, что исторически  сложилось два типа антимонопольных  законов. Первый из них предусматривает  формальное запрещение монополии, второй строится на принципе контроля за монополистическими объединениями и ограничения их злоупотреблений. Речь идет об антитрестовском законодательстве США и европейской системе антимонопольного законодательства, которая предусматривает контроль за монополистическими объединениями в целях недопущения их злоупотреблений своим господствующим положением на рынке. В странах европейской системы антимонопольного законодательства предусмотрена регистрация определенных видов соглашений о создании монополий или существенном ограничении конкуренции. При противоречии указанных соглашений публичным интересам они признаются государственным органом, регистрирующим подобные соглашения, вышестоящим государственным органом или судами недействительными.

     Американская  система антимонопольного законодательства принята в Аргентине и ряде других стран. Европейская система помимо стран Западной Европы действует в Австралии, Новой Зеландии, ЮАР. Промежуточное положение между этими двумя системами занимает законодательство ФРГ, что объясняется тем фактом, что антимонопольное законодательство этой страны наряду с общей нормой о запрете монополий предусматривает большое количество исключений из этого принципа.

     Первый  антитрестовский закон был принят в штате Алабама в 1883 году. Затем, на протяжении 1889-1890 годов, аналогичное законодательство было принято в других штатах США. Принятие антитрестовского законодательства многими штатами способствовало разработке соответствующих законов на федеральном уровне. Так, в 1890 г. появляется так называемый Закон Шермана, положивший начало антимонопольному законодательству США. Главной особенностью этого законодательства является формальный запрет монополий, что придает ему, в отличие от законодательства других стран, наиболее жесткий характер.

     В 1914 г. в развитие общих положений  Закона Шермана были приняты Закон Клейтона и Закон о федеральной торговой комиссии.

     Эти три нормативных акта с последующими изменениями и дополнениями составили  костяк антимонопольного законодательства США.

     Основная  особенность антитрестовского законодательства США заключается в принципе запрета монополий как таковых, то есть признания их незаконными изначально, в то время как  западноевропейское антимонопольное законодательство строилось на принципе регулирования монополистической практики путем устранения ее отрицательных последствий. Но вскоре судебная практика в США нашла инструмент, посредством которого жесткое правило запрета всякой монополии нашло смягчение. Таким инструментом стало так называемое “правило разумности”, одобренное Верховным судом США в 1911 г. Верховный суд постановил, что Закон Шермана основывается на доктринах общего права об ограничении торговли и что его следует толковать в пользу запрета только тех ограничений, которые можно классифицировать как “неразумные” согласно принципам общего права.

     Кроме этого, американские суды со временем стали использовать и другие средства регулирования конкуренции, что  в целом открыло для них  и возможность более гибкого  подхода к регламентации монополистической  практики, и широкое поле судебного  усмотрения. Так, в американской правовой литературе указывается, что отрицательные последствия жесткого правила незаконности монополий как таковых могут быть устранены тремя способами: более узким толкованием этого правила, установлением исключений из него и использованием как первого этапа в более широком анализе монополистической практики в рамках применения “правила разумности”.

       Ярким примером страны с европейской  системой патентного законодательства  является Великобритания. В целом  оно либеральнее американского антитрестовского законодательства, так как следует традиционной британской политике свободы торговли и минимизации прямого государственного вмешательства в хозяйственную деятельность предпринимателей.

     С принятием Закона от 19 июля 1977 г. наметились глубокие изменения во французском антимонопольном законодательстве. Так, в соответствии с этим Законом были ужесточены санкции по отношению к запрещенным картелям и злоупотреблению доминирующим положением на рынке. Впервые был организован контроль за концентрацией производства. В 1986 г. Принято новое французское антимонопольное законодательство, которое существенно отличается от ранее действовавшего. Суть его можно понять в связи с государственным вмешательством в экономическую жизнь страны (так называемая политика “дирижизма”), в частности с государственным регулированием цен. Поворотным моментом в экономической политике Франции стал отказ от экономического вмешательства со стороны государства, хотя и со многими оговорками. Отныне борьба с инфляцией, установление и регулирование цен попало под действие рыночного механизма.

     Антимонопольное законодательство ФРГ занимает промежуточное положение между двумя системами антимонопольного законодательства. Значительным импульсом в развитии антимонопольного законодательства в ФРГ стало утверждение там свободной рыночной экономики в послевоенное время. В 1949 г. были разработаны два законопроекта: об обеспечении конкуренции путем повышения эффективности и о ведомстве по монополиям.

     Работа  в этом направлении была продолжена и завершилась принятием в 1957 г. Закона против ограничений конкуренции, который в обиходе получил сокращенное название Картельного закона, что не совсем точно отражает его содержание, поскольку он призван регламентировать ограничения конкуренции не только в форме картелей. В последующие годы в Картельный закон были внесены многочисленные изменения. В настоящее время Закон действует в редакции 1989 года. Вступив в силу 1 января 1990 г., он так теперь и датируется. Следует отметить, что Картельный закон ФРГ покоится на двух принципах: принципе запрещения и принципе контроля и регулирования монополистической деятельности.

     Как и в США, он запрещает определенную категорию соглашений, например картельные договоры и картельные постановления. Однако эти запреты сопровождаются многочисленными исключениями, которые в значительной степени нейтрализуют принцип запрещения монопольной практики. Так, если Закон Шермана объявляет незаконным заключение любого договора, ограничивающего торговлю, то Картельный закон ФРГ признает недействительным исполнение картельных договоров или постановлений. Кроме того, в отличие от горизонтальных конкурентных ограничений, вертикальные ограничения формально не запрещаются. Они подлежат административному контролю с целью предупреждения антиконкурентной практики. Опыт законодательства промышленно развитых стран свидетельствует о различных источниках правового регулирования пресечения недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности:

  • отдельно принятые антимонопольные законы и законы о пресечении недобросовестной конкуренции (Австрия, Испания, Канада, ФРГ, Швейцария);
  • антимонопольные законы и общие нормы гражданского права в области пресечения недобросовестной конкуренции (Италия, Франция);
  • антимонопольные или антитрестовские законы и судебные прецеденты в области пресечения недобросовестной конкуренции (Великобритания, США).   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Начало  антимонопольному законодательству было положено в США и Канаде, что  явилось реакцией на усиление власти союзов монополистов в экономике. В 1880 г. был принят первый закон – закон Шермана, который запрещал монополизацию рынка, признавал незаконными любые объединения и сговоры, направленные па ограничение производства и торговли. Позднее, в 1914 г. – закон Клейтона, направлен в первую очередь против различных видов монополистической практики.

     В 1914 г. была образована Федеральная торговая комиссия, предназначенная для борьбы с антиконкурентными слияниями  компаний. В 1938 г. на эту комиссию была возложена дополнительная ответственность  по защите общественности от вводящей в заблуждение или ложной рекламы.

     Акт Целлера–Кефовера 1950 г. дополнил закон  Клейтона о слияниях запретом на слияние  путем приобретения активов, результатом  чего могло явиться ослабление конкуренции. Первые антимонопольные законы США представляли собой попытку борьбы против крупного производства за выживание мелкого.

     В Западной Европе антимонопольное законодательство было принято в послевоенный период и имеет ряд особенностей. С  одной стороны, оно формально  направлено на защиту интересов потребителей, а с другой – призвано поощрять процесс концентрации производства и образования крупных корпораций, если это связано с научно-техническим прогрессом.

     Важнейшим средством регулирования деятельности монополии является антимонопольное законодательство, основы которого заложены в законодательных актах Верховного Совета Российской Федерации. Антимонопольное законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных «правил игры» на рынке. Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления:

Информация о работе Антимонопольное регулирование