Антимонопольное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение антимонопольного регулирования. Для достижения поставленной цели в работе решается ряд задач:
1. рассмотреть историю антимонопольного регулирования в связи с законом Шермана;
2. изучить сущность антимонопольного регулирования;
3. представить антимонопольную политику в России и в других странах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОРИЯ АНТИМОПОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 5
1.1. Антимонопольное регулирование до закона Шермана 5
1.2. Экономисты и возникновение антимонопольного регулирования 10
2. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВНАИЕ В СОСРЕМЕННОМ МИРЕ 13
2.1. Антимонопольное регулирование 13
2.2. Антимонопольная политика в России и других странах 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
Список литературы 27

Работа содержит 1 файл

ант-льное рег-ние КУРС.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

     Эти объяснения допустимы, но для перемены отношения экономистов к антимонопольному регулированию могла быть еще  более весомая причина.

     В конце XIX века большинство экономистов считало конкуренцию динамическим процессом соперничества, аналогично теории конкуренции, воплощенной в трудах Адама Смита и сегодняшних экономистов австрийской школы. Соответственно, они были склонны рассматривать слияния как естественное следствие конкурентной борьбы, а не что-то, куда необходимо вмешиваться с помощью антимонопольного законодательства. Хотя в конце XIX века некоторые отрасли становились более концентрированными, конкуренция по-прежнему оставалась не менее интенсивной, чем раньше, как доказывает быстрый рост объема выпуска и снижение цен. Тем самым, экономисты того времени не видели оснований вмешиваться в рыночные процессы с помощью антимонопольного регулирования.

     Начиная с 1920-х годов экономисты-математики разработали так называемую модель совершенной конкуренции, заменившую прежнюю теорию. Вместо соперничества и предпринимательства конкуренция для экономистов стала означать равенство цены предельным издержкам. Самое главное, что согласно этой модели в «неконцентрированных отраслях» должно быть «много» фирм. Как только конкуренцию начали определять в терминах структуры рынка, экономисты стали все больше и больше подпадать под очарование антимонопольного регулирования как способа заставить мир бизнеса соответствовать их теории конкуренции, по общему признанию — нереалистичной. Экономист Пол Макнолти замечает: «Две эти концепции конкуренции не просто различны, они фундаментально несовместимы. С экономистами- математиками конкуренция стала означать гипотетически реализуемую ситуацию, в которой деловое соперничество исключается по определению».7

     Фридрих Хайек сделал еще более сильное  утверждение: «То, что обсуждает  теория совершенной конкуренции, едва ли может вообще претендовать на то, чтобы называться «конкуренцией»… ее выводы малопригодны для использования в качестве руководства при выработке политики». Более того, писал Хайек, «если бы состояние дел, предполагаемое теорией совершенной конкуренции, когда-либо существовало, то оно не только лишило бы все действия, описываемые глаголом „конкурировать“, их масштаба, но и сделало бы их практически невозможными».8

     Например, реклама, дифференциация продукции, ценовая  конкуренция — все это по определению  исключается из состояния «совершенной»  конкуренции, которое, по Хайеку, «на деле означает полное отсутствие какой-либо конкурентной деятельности». Экономисты, использующие структуру рынка для измерения конкуренции, вероятно, благосклонно относятся к антимонопольному регулированию. Более тридцати лет назад Стиглер утверждал: «Одно из допущений совершенной конкуренции — это наличие закона Шермана». Однако для экономистов XIX в. антитрестовский закон был несовместим с конкуренцией и свободным предпринимательством. Модель совершенной конкуренции и вытекающая из нее парадигма теории отраслевых рынков «структура—поведение— результат» направили экономистов на неверный путь, по крайней мере в области антимонопольной политики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВНАИЕ В  СОСРЕМЕННОМ МИРЕ
    1. Антимонопольное регулирование

     Антимонопольное регулирование — специфическая форма государственного контроля и регулирования рыночных отношений, структуры рынка, уровня и масштабов конкуренции с целью повышения эффективности экономики.9 Его можно определить и как реализацию государством комплекса экономических, законодательных и административных мер, направленных на обеспечение развития рыночной конкуренции, недопущение чрезмерной монополизации рынка и злоупотребления монопольной властью со стороны хозяйствующих субъектов. Антимонопольное регулирование осуществляется практически во всех странах, базируясь либо на антитрестовском законодательстве (США, Канада, Япония), либо на законодательстве по борьбе с ограничительной хозяйственной практикой (скандинавские страны), либо на соответствующих нормах, закрепленных крупными международными соглашениями (ЕС, ВТО). Главным инструментом антимонопольного регулирования является антимонопольное законодательство. Впервые оно было принято в конце XIX века в Канаде и США. Правительство в этих странах установило ряд правил, относящихся к организации капитала и содержанию заключаемых договоров.

     В Европе антимонопольное законодательство получило широкое развитие после  второй мировой войны. В ряде стран  были приняты законы, направленные против недобросовестной конкуренции, включая мошенничество в производстве и торговле. Они были призваны предотвратить монополизацию рынка, антиконкурентное слияние компаний, сговоры о ценах и др. Во всех развитых странах на общегосударственном уровне существуют антимонопольные органы, отвечающие за разработку и реализацию антимонопольной политики.

     В США — это Федеральная торговая комиссия и антитрестовский отдел  министерства юстиции, возглавляемые  помощником министра; в ФРГ —  Федеральное управление по делам  картелей; в Великобритании — Департамент охраны интересов потребителей и цен, Комиссия по вопросам слияний и монополизации, Судебная палата по вопросам свободной торговли и ограничительных мер; во Франции — Совет по делам конкуренции; в Швеции — Государственное бюро по вопросам цен и картелей и Антитрестовское управление; в Японии — Комиссия по вопросам свободной торговли.

     В настоящее время антимонопольное  регулирование представляет собой  гибкую систему постоянно действующих  и мобильно перестраиваемых мер  и санкций, носящих ограничительный, запретительный и поощрительный характер и основанных на принципах экономической целесообразности и эффективности. Так, объединение фирм (вертикальное, горизонтальное, конгломеративное) нельзя считать заведомо отрицательным явлением. Слияние компаний может повысить эффективность производства за счет снижения издержек путем роста масштабов производства и приобретения дополнительных преимуществ, которыми обладала каждая фирма. Оно может способствовать решению финансовых проблем участников соглашения, дисциплинировать управляющих корпораций, совершенствовать организацию поставок и т.д.

     Некоторые виды и формы монополий современная  западная экономическая наука и  законодательство считают нормальным явлением. Нельзя наказывать фирму, которая  захватывает значительную долю рынка путем выпуска уникального товара или внедрения новой технологии.

     Правительства многих стран, учитывая достоинства  и недостатки больших компаний, не препятствуют образованию эффективного крупномасштабного производства. Система  государственного антимонопольного регулирования формируется во всех странах, где экономика строится на рыночных  принципах.  Кроме  административных  и  экономических мер, осуществляемых государством с целью ограничения возможностей производителей монополизировать рынки, эта система включает и юридические меры.

     Таким образом, антимонопольное регулирование  есть комплекс экономических, административных и законодательных актов, осуществляемых государством с целью обеспечить условия для рыночной конкуренции  и ограничить возможности производителей монополизировать рынки. Антимонопольное регулирование включает регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование.

     Опыт стран Запада по созданию и использованию антимонопольного законодательства свидетельствует о необходимости этой формы государственного регулирования рыночных отношений, уровня и масштабов конкуренции, имеющей целью повышение эффективности экономики.

     Первый закон, запрещавший монопольные соглашения, был принят в Канаде в 1889 г., затем в США - закон Шермана, широко известный как "хартия экономической свободы" (1890 г.). В соответствии с этим законом создание монополии — преступление, которое влечет за собой уголовное наказание: штраф до 5000 долл. (впоследствии он был повышен до 50000 долл.) и тюремное заключение на срок до одного года. Вскоре по этому образцу были приняты законы в Австралии и Новой Зеландии. Закон Шермана дополнялся в 1914, 1936, 1959 гг. Антимонопольные законы в странах Европы были приняты в 30-х годах (Бельгия — 1935 г.; Нидерланды — 1935 г.; Дания — 1937 г.).

     Особый  характер монополизма в нашей  экономике обусловил и особенности  создаваемого с учетом мирового опыта  в отдельных суверенных республиках  антимонопольного законодательства.  

    1. Антимонопольная политика в России и других странах
 

     Основные  инструменты, имеющиеся в руках  государства и позволяющие ему  стимулировать модернизацию производств, - это механизмы антимонопольной  политики, таможенно-тарифные инструменты  и регулируемые тарифы на услуги инфраструктурных монополий. Все они должны использоваться с целью повышения конкуренции.

     Что касается антимонопольной политики, то здесь важнейшей задачей Правительства  является активизация деятельности не только в рамках внутреннего рынка  в целом, но и в отношении местных  монополий.

     Другой  инструмент стимулирования конкуренции - таможенно-тарифная политика. Создавая для своих производителей тепличные  условия, мы тем самым снижаем  стимулы для их эффективной работы. Время показало, что искусственная  защита лишь консервирует отсталость. В России сегодня средняя эффективная ставка по импортным пошлинам составляет 10-11% против 3-4% в странах Евросоюза и США.10 Что, в этих странax предприниматели платят меньшую зарплату работникам? Или они меньше средств расходуют на газ и электричество? Конечно же нет. Просто они знают, что если не будут оптимизировать менеджмент, если не будут вводить инновации, если не будут создавать новые рынки, то завтра на их место придут другие. Обязательно придут.

     Речь, конечно, не идет о том, чтобы убрать все таможенные ограничения и бросить отечественные предприятия на произвол судьбы. К вопросу снижения таможенных барьеров нужно подходить очень аккуратно. Это наш ресурс, который мы можем и должны эффективно использовать для переговоров по снятию барьеров, возникающих перед российскими товарами на мировых рынках. Процесс пересмотра таможенных и тарифных ограничений обязательно должен быть дорогой с двусторонним движением. Но нам по ней необходимо двигаться.

     Третий  инструмент стимулирования конкуренции  и модернизации производств, имеющийся в распоряжении государства, - регулирование деятельности инфраструктурных монополий. На сегодняшний день государство прямо или косвенно регулирует цены на продукцию и услуги железнодорожного транспорта, электроэнергетики, газовой монополии, предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Стоимость этих товаров и услуг на сегодняшний день в разы ниже мировой.

     Все это приводит к довольно печальным  последствиям. С одной стороны, ресурсы  зачастую используются крайне неэффективно - стоит лишь вспомнить парящие коллекторы коммунальных теплотрасс или бесцельно сжигаемый на предприятиях дешевый газ. С другой стороны, предприятие лишается дополнительных стимулов к применению энергосберегающего, как правило, высокотехнологичного оборудования.

     Принципиально важно в этой ситуации активизировать проведение реструктуризации инфраструктурных монополий. Проводимый курс на выделение  из монополий конкурентных составляющих и организацию жесткого контроля над монопольной частью абсолютно  верен.

     Анализ проблем формирования конкурентной среды в российской экономике позволяет выделить три основные составляющие конкуренции: между отечественными компаниями на отечественном рынке; между отечественными и иностранными компаниями на отечественном рынке; между отечественными и иностранными компаниями на зарубежных рынках.

     Одной из важнейших экономических функций  государства является разработка и  проведение антимонопольной политики, причем она наиболее актуальна в  странах, находящихся на переходном этапе к созданию социально ориентированного хозяйства. Антимонопольная политика рассматривается как комплекс мер государственной власти, направленных на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности, обеспечение всем хозяйствующим субъектам равных условий конкуренции и недопущение недобросовестной конкуренции. В настоящее время основными целями антимонопольной политики нашего государства являются:

  • формирование единого экономического и правового пространства;
  • обеспечение экономической свободы предпринимательской деятельности;
  • создание конкурентной среды.

     Главную роль в антимонопольном законодательстве играет закон "О конкуренции и  ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках". В закон неоднократно вносились изменения и дополнения. Большинство из них носило частный характер и затрагивало лишь отдельные положения. Однако дважды (в мае 1995 г. и в октябре 2002 г.) изменения были столь существенными, что давали основание говорить о принятии новой редакции закона о конкуренции.

     Задача законодательства о недобросовестной конкуренции - устранение негативных проявлений самой конкуренции, выражающихся в особом типе правонарушений - недобросовестной конкуренции. К основным правовым средствам регулирования в данной области относится запрещение и преследование недобросовестной конкуренции. С этой целью законодатель определяет понятие такого правонарушения и приводит примерный перечень неправомерных действий.

     Субъектами  регулирования являются субъекты предпринимательской  деятельности независимо от их участия в процессе монополизации. К субъектам защиты от недобросовестной конкуренции наряду с хозяйствующими субъектами отнесены также потребители. В число субъектов данного правонарушения (т.е. правонарушителей) соответственно не входят органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и должностные лица органов власти и управления. Это вполне соответствует мировому опыту. В развитие закона о конкуренции в ряде стран действует закон об ограничении конкуренции. Такие законы принимаются для защиты здоровой и действенной конкуренции. Законы об ограничении конкуренции предусматривают:

Информация о работе Антимонопольное регулирование