Антимонопольное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:34, курсовая работа

Описание работы

В своей работе автор ставит задачу дать анализ антимонопольного ре-гулирования в современных условиях. Для этого он ставит цели: показать сущность и виды монополии, причины существования монополий; поведение монополистических фирм в краткосрочном и долгосрочном периоде; особен-ности антимонопольного регулирования в экономике Республики Беларусь и т.д. Автор использует для написания курсовой учебники, монографии, статьи из периодических изданий.

Содержание

ВведениЕ…………………………………………………………………….3

Монополия и антимонопольная политика………………4

1.1. Сущность и виды монополий. Причины существования монополий…4
1.2. Поведение монополистических фирм в краткосрочном и долгосрочном периоде…………………………………………………………………....6
1.3. Эффективность монополии. Антимонопольная политика……………10

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ в экономике Республики Беларусь…………………………………………………..13

2.1. Антимонопольное законодательство…………………………………..13
2.2. Монополизм в современных условиях…………………………………18
2.3. Монополизм и конкуренция…………………………………………….20
2.4. Проблемы и противоречия демонополизации белорусской экономики и антимонопольного регулирования………………………………………..23
Заключение………………………………………………………………27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………29

Работа содержит 1 файл

Курсовая. Монополия.doc

— 219.00 Кб (Скачать)

Содержание. 
 

     ВведениЕ…………………………………………………………………….3       

                                                                                                         

  1. Монополия и антимонопольная политика………………4      

                                              

  • 1.1. Сущность и виды монополий. Причины существования монополий…4                                                                                                         

      • 1.2. Поведение монополистических фирм в краткосрочном и долгосрочном периоде…………………………………………………………………....6                                                                                     

  • 1.3. Эффективность монополии. Антимонопольная политика……………10                  
  •  
    1. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ в экономике Республики Беларусь…………………………………………………..13           

                               

  • 2.1. Антимонопольное законодательство…………………………………..13                                                  

  • 2.2. Монополизм в современных условиях…………………………………18
  • 2.3. Монополизм и конкуренция…………………………………………….20                                                               
      • 2.4. Проблемы и противоречия демонополизации белорусской экономики и антимонопольного регулирования………………………………………..23                                          

        Заключение………………………………………………………………27

        СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………29                                                                                                             
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

      ВВЕДЕНИЕ. 

            Взаимодействие  между спросом и предложением, как известно, происходит на рынке. В системе рыночных отношений покупатели и продавцы свободно обмениваются благами на многих конкурентных рынках. Конкуренция является механизмом, который решает многие экономические проблемы общества; в переводе с латинского она означает «сходиться», «сталкиваться». Это свободное соперничество между производителями и покупателями за получение максимального дохода.

            Монополия является полным антиподом совершенной  конкуренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий близких заменителей. В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса, рассчитывая при этом получить максимальную прибыль. Экономический анализ монополии важен потому, что в современных условиях в развитых странах около 5-6% валового национального продукта производится в условиях, близких к монополии, и общество небезразлично к тому, как функционирует это производство.

            Реформы 90-х годов в белорусской экономике  сопровождались дезорганизацией управления, укреплением монопольных структур, ростом негосударственных образований спекулятивно-коммерческого типа, их сращиванием с государственными формированиями, сопровождаемым скрытым подкупом должностных лиц.

            Особенностями переходного периода в Республике Беларусь являются резкая активизация  антимонопольной направленности экономической  политики, энергичная деятельность антимонопольных органов в начале 90-х гг. и столь же резкий их спад к настоящему времени.

            В своей работе автор ставит задачу дать анализ антимонопольного регулирования в современных условиях. Для этого он ставит цели: показать сущность и виды монополии, причины существования монополий; поведение монополистических фирм в краткосрочном и долгосрочном периоде; особенности антимонопольного регулирования в экономике Республики Беларусь и т.д. Автор использует для написания курсовой учебники, монографии, статьи из периодических изданий. 
       
       
       
       
       
       
       
       
       

      1. Монополия и антимонопольная политика
       

  • 1.1. Сущность и виды монополий. Причины существования монополии. 
  •       Совершенная конкуренция характеризуется неспособностью отдельных продавцов влиять на цену товара, так как ни одна конкурентная фирма не имеет достаточно большой доли рыночного предложения, чтобы воздействовать на цену. Монополия же характеризуется концентрацией производства в руках владельцев единственной фирмы, что дает ей возможность влиять на цену производимого товара. Монополия – это рыночная структура, в которой одна фирма является единственным поставщиком продукта, не имеющего близких заменителей. В экономической теории различают следующие виды монополий: [4, с. 187]

    1. Чистая монополия – ситуация, с единственным продавцом товара, не имеющего близких заменителей. Понятие «чистая монополия» является абстракцией, так как практически отсутствуют продукты, у которых нет заменителей. Ситуация с чистой монополией скорее характерна для местного рынка, чем для общенационального,  так как на местном рынке услуги почты, парикмахера, стоматолога могут быть расценены как услуги единственного продавца товара, не имеющего заменителей.
    2. Закрытая монополия – монополия защищенная от конкуренции с помощью юридических ограничений, патентной защиты, института авторских прав.
    3. Естественная монополия – отрасль, в которой долгосрочные средние общие издержки достигают минимума лишь тогда, когда фирма обслуживает весь рынок целиком. В этой ситуации разукрупнение фирмы приведет к потере эффективности и экономии от эффекта масштаба.
    4. Открытая монополия – фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо, обычно нового, товара, не обладая специальной защитой от конкуренции. Открытая монополия будет существовать до тех пор, пока не появится другой производитель аналогичной продукции.
    5. Простая монополия – фирма-монополист продает свою продукцию по одной цене всем потребителям. В целях упрощения анализа именно этот вид монополии  будет рассмотрен в данном параграфе при определении цены и объема выпуска фирмы-монополиста в краткосрочном и долгосрочном периодах.

          Выделение отдельных видов монополии весьма условно,  так как некоторые фирмы могут одновременно принадлежать к нескольким видам.

          Сохранению  монополии как вида рыночной структуры  способствуют барьеры, ограничивающие вход в отрасль.

          Основными типами барьеров являются: [4, с. 190]

    1. исключительные права, полученные от правительства, например, на продажу спиртных напитков, проведение лотереи, услуги связи и т.д.
    2. патенты и авторские права, гарантирующие на определенный период времени защиту от конкурентов при производстве новых продуктов и услуг;
    3. собственность на все предложения какого-либо ресурса, в том числе и на уникальные способности человека – певца, актера, хирурга и др.;
    4. Эффект масштаба, преимущества низких издержек крупного производства, обусловленного монополизацией рынка;
    5. нелегальные методы борьбы с новыми потенциальными конкурентами.

          Фирма обладает монопольной властью тогда, когда она может воздействовать на цену своего товара, изменяя его количество, которое она готова продать. Ограничивая объем продаж, фирма устанавливает более высокую цену на свою продукцию и получает экономическую прибыль. Обладание монопольной или рыночной властью означает, что кривая спроса на продукцию монополии имеет отрицательный наклон. Существуют три следствия нисходящей кривой спроса монополии:

    1. цена, в отличие от совершенной конкуренции, превышает предельный доход. Дело в том, что фирма может продать дополнительную единицу продукции только при условии понижения цены. При этом положение цены касается не только последней единицы продукции, но и всех предыдущих. Следовательно, предельный доход будет ниже цены;
    2. в связи с тем, что кривая спроса выражает зависимость между ценой и объемом выпуска, монополист одновременно выбирает и цену, и объем выпуска;
    3. максимизирующий прибыль монополист будет выбирать объем выпуска и цену, соответствующие эластичному отрезку кривой спроса. Рис. 1 [14, с. 201] Эластичный и неэластичный отрезки кривой спроса монополии.

       Р 

     

                              I 

     
     

                                                 II

                                                          D

                                        Q

      ТR     МR

                                      
     
     
     
     
     
     
     

          На  рис. 1 видно, что отрезок I кривой спроса D монополии является эластичным, так как при уменьшении цены любая дополнительная единица выпуска, соответствующая данному отрезку, увеличивает совокупный доход (ТR). Предельный доход (МR) является положительным. При понижении цены, соответствующем неэластичному отрезку II, прирост совокупного дохода уменьшается, а предельный доход становится отрицательным. Очевидно, что монополист не станет снижать цену на неэластичном отрезке, так как это становится не выгодным.

          Причины существования монополии следующие: [15, с. 215]

    • Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство большим количеством фирм. Иначе имеется эффективность производства, хотя нет эффективности распределения ресурсов.
    • Существования монополии на контроль над редкими ресурсами (интеллектуальные, спортивные способности). Защита этих ресурсов от неэффективного использования оформляется патентами, лицензиями.
    • Правительство предоставляет монопольное право осуществления какой-то деятельности (железная дорога, энергетика). Уровень технической и технологической оснащенности современных производств настолько высок, что эффективное малозатратное производство может быть достигнуто только при очень крупных его размерах. Такое положение характерно, например, для автомобильной, сталелитейной, нефтехимической и некоторых других отраслей экономики. Каждая из них контролирует до одной трети рынка своих товаров. Естественно, что конкурентам чрезвычайно трудно войти в такие отрасли. Малым фирмам это не под силу, так как для достижения нормального для отрасли объема производства необходим длительный срок накопления. Однако и для крупных предприятий задача вхождения в отрасль практически неразрешима в связи с тем, что новому производству очень сложно получить крупный денежный капитал. В итоге производство контролируется рядом базовых отраслей, традиционно и исторически заполняющих их.

          В общественном хозяйстве существуют отрасли, являющиеся естественными монополиями. Это, например, электрические и железнодорожные компании, водо- и газоснабжение. Им обычно предоставляются исключительные государственные привилегии. Конкуренция в подобных отраслях недопустима. Вода постоянно должна быть в квартире, а это достигается при жесткой монополии работ по водоснабжению городов и населенных пунктов. 

  • 1.2. Поведение монополистических фирм в краткосрочном и долгосрочном периоде. 
  •       Подобно совершенной конкуренции фирма-монополист максимизирует прибыль или минимизирует убытки, производя количество продукции, соответствующее правилу МR = МС. Однако особенностью монополии является установление более высокой цены. (Рис. 2) [13, с. 597] 
     
     

    Р

     
     
     
     

                                                     МC

                                    М

       P1                                                           АТС 
     

        C                            Т 
     
     

        0                           К                                            D          Q 

                                                       МR 

          Рис. 2 Максимизация прибыли фирмой монополистом. 

          На  рисунке видно, что монополист в  соответствии с правилом mR = mC будет производить объем продукции, соответствующий точке К. Цена определяется спросом на продукцию и равна Р1. Прямоугольник ОР, mК характеризует величину совокупного дохода, ОСТК – величину совокупных издержек, площадь заштрихованной фигуры – величину экономической прибыли.

          В краткосрочном периоде фирма-монополист может терпеть убытки. В этой ситуации величина совокупного дохода буде меньше величины совокупных издержек, а кривая АТС будет расположена выше цены (совокупного дохода). До тех пор, пока возмещаются переменные издержки, фирме необходимо продолжать производство. При невозможности компенсации переменных фирме следует остановить производство.

          В долгосрочном периоде размеры предприятия  могут быть изменены, причем фирмы  могут покидать отрасль или входить  в нее. В зависимости от вида монополии условия долгосрочного равновесия могут существенно отличаться друг от друга. Равновесие при отсутствии угрозы появления конкурента: В долгосрочном плане максимизирующий прибыль монополист расширяет свое производство до тех пор, пока не выпустит количество продукции, соответствующее равенству предельных издержек: МR=LR МC.

          Долгосрочная  равновесная цена будет определяться соответствующей точкой на кривой спроса. При долгосрочном равновесии фирма-монополист, во-первых, не может терпеть убытки, так как в противном случае она уйдет с рынка. Во-вторых, долгосрочное равновесие не обязательно устанавливается в точке минимума долгосрочных средних общих издержек. В-третьих, цена, максимизирующая долгосрочную прибыль фирмы-монополиста, будет ниже, чем цена, максимизирующая краткосрочную прибыль. Дело в том, что монополист одновременно выбирает и цену, и объем выпуска. При более низкой цене с учетом эластичности спроса валовая прибыль будет больше.

          Открытая  монополия и лимитирующее ценообразование: Как нам уже известно, открытая монополия на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо нового товара, но она не защищена от конкурентов барьерами. Следовательно, фирма должна выбрать ту модель поведения, которая принесет ей максимальную экономическую прибыль и, одновременно, будет препятствовать проникновению в отрасль конкурентов. С этой точки зрения существует несколько оптимальных вариантов поведения открытой монополии. Во-первых, это повышение цены до уровня, обеспечивающего получение максимальной краткосрочной экономической прибыли, что неизбежно привлечет в отрасль конкурентов с аналогичным товаром. Рынок превратится в олигонолистический, и цена существенно понизится. Однако, возможно, к этому моменту фирма уже получит достаточную монопольную прибыль или предложит новый продукт по максимальной цене. Во-вторых, открытая монополия может установить несколько меньшую цену за новый товар. В этом случае прибыль будет ниже и не стане привлекать потенциальных конкурентов. Такая стратегия носит название лимитирующего ценообразования. В-третьих, фирма может вначале установить высокую цену, а затем по мере появления конкурирующих фирм постепенно ее снижать.

          Закрытая  монополия: Как уже отмечалось выше, закрытая монополия защищена от конкуренции барьерами – патентами, разрешениями, государственными лицензиями и т.п. Экономической прибыли закрытой монополии угрожают разработка товаров-субститутов и возможность опротестования юридических барьеров со стороны конкурентов. Усилия, предпринимаемые конкурирующими фирмами, будут увеличивать затраты закрытой монополии на защиту имеющихся барьеров и, в конечном итоге, могут свести на нет чистую экономическую прибыль (ренту) монополиста. В такой ситуации фирма будет функционировать безубыточно, получая доход, достаточный для возмещения всех издержек, включая альтернативные, но не приносящий экономической прибыли.

          Естественная  монополия: Отрасль является естественной монополией, если одна фирма обеспечивает рынок каким-либо товаром или  услугой с меньшими издержками, чем это удалось бы двум или более конкурентам. Другими словами, при любом объеме выпуска увеличение числа фирм-производителей ведет к уменьшению объема выпуска каждой и к увеличению средних совокупных издержек.

          Примером  естественной монополии может служить водо- и газоснабжение, услуги местной телефонной компании и т.п. С точки зрения общества эффективным объемом выпуска будет производство товаров или услуг естественной монополией, соответствующее равенству предельного дохода предельным издержкам. Можно предположить, что если регулирующий государственный орган установит цену на уровне предельных издержек, то эффективность естественной монополии будет очевидной, так как потребители получат максимальное количество продукта по минимальным ценам. Однако в действительности дела обстоят гораздо сложнее.

          Например, в отраслях, производящих коммунальные услуги, технология обуславливает очень большие постоянные издержки по поддержанию системы в рабочем состоянии и очень низкие предельные издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции. В связи с этим установление регулирующим органом цены на уровне предельных издержек может привести к убыткам монополиста. Как решается данная проблема? Существует два основных подхода к регулированию естественных монополий: [10, с. 117]

      1. Правительственное регулирование естественных монополий. Если регулируема фирма не должна субсидироваться, то это значит, что она должна получать не отрицательную прибыль. В идеале предполагается установление цены правительственным органом на уровне средних общих издержек. Проблема состоит в определении истинных издержек фирмы, так как сделать это довольно трудно.
      2. Передача естественной монополии в эксплуатацию правительству. В этой ситуации оптимальным является установление цены на уровне предельных издержек и предоставление фирме аккордной субсидии в целях поддержания этой цены.

          Проблема  заключается в том, что аккордная  субсидия может отражать не только высокие постоянные издержки, связанные  с эксплуатацией предприятий коммунальный услуг, но и неэффективность производства.

          Рассматриваемая нами модель монополии построена  на допущении, что все единицы  продукции в определенный период времени продаются всем покупателям  по одной и той же цене. Однако при определенных условиях могут  назначаться разные цены на один и тот же товар разным группам потребителей. Такая практика, присущая естественным монополиям, называется ценовой дискриминацией.

          Для осуществления практики ценовой  дискриминации рынок должен отвечать двум условиям: [4, с. 201]

    1. покупатели не могут перепродавать приобретенную продукцию;
    2. продавец имеет возможность разделять покупателей на группы, исходя учета эластичности спроса на товар.

          Разделив  покупателей на группы, фирма-монополист назначает более высокую цену тем покупателям, спрос которых неэластичен, и  более низкую цену покупателям с эластичным спросом. Так, электростанция назначает разные цены на электроэнергию для промышленных предприятий и населения. Разные цены на входные билеты могут быть назначены для детей и взрослых. Существуют дифференцированные тарифы от времени суток и т.д. В результате ценовой дискриминации монополист увеличивает доход и прибыль, а также объем выпуска. 
     
     

  • 1.3. Эффективность монополии. Антимонопольная политика. 
  •       Оценка  эффективности монополии с точки зрения общества имеет следующие аспекты: [4, с. 202]

    • во-первых, если при совершенной конкуренции цена и объем выпуска определяются равенством предельного дохода и предельных издержек, то при монополии цена устанавливается выше, а объем производства, соответствующий более высокой цене, будет значительно ниже эффективного (конкурентного). Разницы между эффективным объемом выпуска и монопольным составляет безвозвратные потери и означает недораспределение ресурсов с точки зрения общества;
    • во-вторых, установление монопольных цен приводит к тому, что по сравнению с совершенной конкуренцией излишек потребителя будет меньше, а излишек производителя – больше. Суммарные излишки потребителя и производителя при монополии меньше конкурентных, что подчеркивает экономическую неэффективность монополии;
    • в-третьих, монополия может достичь положительного эффекта масштаба и аналогичных или даже более низких средних общих издержек, как и конкурентная фирма. Исключение составляет только закрытая монополия, издержки которой могут быть очень высокими, что связано с необходимостью содержания лоббистов и адвокатов, защищающих броню юридических барьеров. В таких случаях экономисты отмечают, что монополиям присуща так называемая «Х-неэффективность», имеющая место тогда, когда фактически издержки фирмы больше минимально возможных. Причинами «Х-неэффективности» называют отсутствие конкуренции и расходы, связанные с сохранением монополии;
    • в-четвертых, монополии обладают достаточными финансовыми средствами для осуществления НТП. Однако в условиях защищенности от конкурентов у монополии нет автоматического стимула для внедрения ее достижений;
    • в-пятых, существует мнение, что монополия усиливает неравенство в богатстве и доходах. Однако однозначно согласиться с этим нельзя. Если речь идет о крупной корпорации, то большая часть ее акционерного капитала обычно принадлежит страховым компаниям и пенсионным фондам профсоюзов. В этом случае часть прибыли монополии пойдет на социальные нужды. Если же речь идет о монополии на местном уровне (театр, парикмахерская), то они будут функционировать на уровне безубыточности. Средства государственных монополий, как правило, пополняют правительственный бюджет, а не создают личные состояния. Прибыль многих монополий существует непродолжительное время из-за натиска конкурентов. Закрытые монополии тратят громадные деньги на защиту своих юридических барьеров. Открытые монополии сознательно ограничивают свою прибыль для предотвращения появления конкурентов.

          Использование монопольной власти позволяет фирме  ограничивать выпуск продукции и тем самым увеличивать величину прибыли. И чем выше эта величина, тем выше разница между ценой роста и выпуска для потребителей (общества) и ценой этого роста для производителя, т.е. тем выше потери для общества в оптимальном распределении ресурсов. Антимонопольная политика направлена на защиту и усиление конкуренции путем создания препятствий для использования и возникновения монопольной власти.

          В развитых капиталистических странах  антимонопольная политика ведется по четырем направлениям: ограничение монополизации рынка, запрещение слияния конкурирующих компаний; запрещение установления монопольных цен; обеспечение, сохранение и поддержание конкуренции в ее цивилизованных формах.

          Целью антимонопольной политики является борьба не с монополией, как таковой, а с попытками монополизации и злоупотреблениями монопольными действиями, ведущими к неразумному поведению на рынке и ослаблению конкуренции.

          В современных условиях антимонопольное  регулирование в США имеет  динамичный характер, корректируется с учетом изменяющихся хозяйственных и социальных условий развития страны. Антитрестовское законодательство США дает возможность государству регулировать деятельность и соглашения фирм и компаний, способных действовать антиконкурентно. В современных условиях можно выделить два направления антитрестовского законодательства США:

    • против действий, противозаконных по своей сути;
    • и против действий, законность которых определяется правилом разумности.

          В рамках первого направления достаточно наличия факта незаконных действий или соглашений, подрывающих конкуренцию, чтобы вина компании (фирмы) была доказана. В США противозаконными по своей сути действиями компаний являются:

    • горизонтальное фиксирование цен;
    • горизонтальный сговор о доле рынка;
    • групповой бойкот (согласованный отказ торговать);
    • договоренность о взаимных продажах и закупках;
    • связанные продажи (продажа только в ассортименте, установленном поставщиком).

          По  второму направлению, согласно правилу  разумности, все действия и соглашения, способные оказать как анти-, так и проконкурентное воздействие, должны подвергаться тщательному анализу для выяснения их истинных мотивов и целей. В зависимости от того, превалируют аспекты «за» или «против», принимается решение. К подобным действиям и соглашениям относятся: [5, с. 390]

    • поддержание перепродажной цены (вертикальное фиксирование цен);
    • отказ в поставках со стороны отдельной фирмы;
    • исключительные сделки (например, компания-дилер снабжается продукцией лишь одним производителем и обязуется не заключать контракты с другими производителями);
    • исключительные дистрибутивные контракты (например, компания-производитель, заключившая сделки с несколькими дилерами, может договориться о закреплении за каждым из них определенного территориального рынка).

          Объектом  особого регулирования в США являются естественные монополии. Их существование зависит от эффекта масштабности, когда одна фирма способна снабжать рынок товаром по цене, более низкой, если бы это могли делать конкурирующие фирмы. Поведение естественной монополии на рынке определяется государственной собственностью и государственным регулированием, которое осуществляют федеральные регулирующие комиссии (Федеральная комиссия по торговле между штатами, Федеральная комиссия по управлению энергетикой, Федеральная комиссия по связи). Глубокие качественные изменения, произошедшие в мировом хозяйстве в 80-х – начале 90-х гг., повлекли за собой либерализацию антимонопольного регулирования в США. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    1. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ в экономике Республики Беларусь.
     
     

        2.1. Антимонопольное законодательство 

        Государственная антимонопольная политика в Республике Беларусь является частью экономической политики государства и осуществляется по следующим направлениям:

        законотворческая  и нормотворческая деятельность в области конкурентной политики; 

        предупреждение, ограничение и пресечение монополистической  деятельности хозяйствующих субъектов и органов управления; 

        демонополизация товарных рынков;

        пресечение  недобросовестной конкуренции; 

        содействие  развитию конкуренции на товарных рынках республики; 

        контроль  за экономической концентрацией;

        регулирование деятельности субъектов естественных монополий, в пределах компетенции, определенной законодательством; 

        обеспечение правовой защищенности добросовестной конкуренции; 

        международное сотрудничество в области конкурентной политики.

        Функции по государственному антимонопольному регулированию и контролю определены во исполнение требований Законов Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», «О естественных монополиях», иных актов законодательства.

        В соответствии с функциями, определенными  в соответствии с действующим антимонопольным законодательством, антимонопольный орган – Министерство экономики Республики Беларусь: рассматривает и дает заключения по всем документам и проектам документов экономического характера на предмет их соответствия антимонопольному законодательству Республики Беларусь; разрабатывает нормативные правовые акты в области антимонопольной и конкурентной политики; анализирует состояние товарных рынков и определяет степень их монополизации; формирует и ведет Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и Государственный реестр субъектов естественных монополий; осуществляет контроль за недобросовестной конкуренцией; регулирует деятельность субъектов естественных монополий в пределах компетенции, определенной законодательством; дает заключения о соответствии антимонопольному законодательству соглашений хозяйствующих субъектов и органов управления, ведущих к ограничению конкуренции; дает заключения по условиям акционирования хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке; принимает в установленном законодательством порядке решения о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке; согласовывает создание объединений хозяйствующих субъектов, в том числе холдингов, хозяйственных групп (финансово-промышленных групп), союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов; осуществляет контроль за сделками с акциями, принадлежащими хозяйствующим субъектам и (или) выпущенными ими, в том числе по продаже акций, принадлежащих Республике Беларусь на конкурсах, аукционах, торгах, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов; формирует и ведет электронный банк данных по организационно-законодательной и нормативно - методической базе в области антимонопольной и конкурентной политики стран СНГ; обеспечивает международное сотрудничество и взаимодействие в области конкурентной политики, с учетом того, что Республика Беларусь является членом Международной конкурентной сети (МКС), Межгосударственного совета по антимонопольной политике стран СНГ (МСАП), ЕврАзЭс и Единого экономического пространства Республики Беларусь, Украины, Казахстана и Российской Федерации; выносит предписания хозяйствующим субъектам, государственным органам, их должностным лицам, допустившим нарушение антимонопольного законодательства, о прекращении противоправной деятельности и об устранении возникших в ее результате вредных последствий; исполняет ряд других функций.

        Исполнение  указанных функций осуществляется в соответствии с нормами и требованиями, изложенными в следующих нормативных правовых актах: Конституция Республики Беларусь;  Гражданский Кодекс Республики Беларусь;

        Кодекс  об административных правонарушениях;  Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»;

        Закон Республики Беларусь «О естественных монополиях»; 

        Положение о Государственном реестре хозяйствующих  субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках»; Положение о Государственном реестре субъектов естественных монополий;  Инструкция по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках;  Инструкция по выявлению монопольных цен;  Инструкция по выявлению и пресечению антиконкурентных соглашений;  Инструкция по реорганизации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках;  Правила проведения государственного антимонопольного контроля за соблюдением требований статьи 12 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»; Методические рекомендации о порядке проведения антимонопольным органом экспертизы проектов создания холдингов, в том числе в процессе разгосударствления и приватизации; Положение о порядке согласования условий преобразования государственных, государственных унитарных, относящихся к республиканской собственности, и арендных предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в открытые акционерные общества; Инструкция по организации и проведению проверок по соблюдению антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, доминирующими на товарных рынках.

                        

        Основу  антимонопольного законодательства составляет Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», определяющий организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в целях обеспечения необходимых условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, содействия и развития добросовестной конкуренции, защиты прав и законных интересов потребителей. В целях реализации Закона создана и постоянно совершенствуется правовая база антимонопольного контроля и регулирования, регламентирующая следующие основополагающие вопросы: определение доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь;

        порядок формирования и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и Государственного реестра субъектов естественных монополий правила проведения государственного антимонопольного контроля за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов; порядок согласования условий преобразования государственных, государственных унитарных, относящихся к республиканской собственности, и арендных предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в открытые акционерные общества; порядок организации и проведения проверок по соблюдению антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, доминирующими на товарных рынках; порядок проведения государственного антимонопольного контроля за реорганизацией хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь; порядок выявления и пресечения антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах; порядок выявления монопольных цен; порядок рассмотрения запросов (заявлений) об установлении соответствия положений соглашений, ограничивающих конкуренцию, антимонопольному законодательству; порядок рассмотрения заявлений (обращений) о нарушении антимонопольного законодательства, в части осуществления недобросовестной конкуренции; порядок применения мер, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства. Государственная антимонопольная политика направлена на ограничение монополистической деятельности и создание здоровой конкуренции. Антимонопольная политика республики способствует снижению и ликвидации административных, экономических, правовых, информационных и организационных барьеров для входа на рынки новых хозяйствующих субъектов, достижению эффективности защиты прав собственников и равных условий конкуренции для предприятий всех форм собственности.

        В результате процессов реформирования собственности, демонополизации экономики в республике сформировались товарные рынки с конкурентной структурой. Вместе с тем некоторые товарные рынки по своей природе остаются монополизированными. В этой связи необходимо определение статуса и роли рыночных монополий в процессе мониторинга товарных рынков, а также соответствующих методов государственного антимонопольного регулирования и контроля за их деятельностью и поведением на товарных рынках.

        Регулирование деятельности субъектов естественных монополий будет осуществляться путем постепенного уменьшения числа товарных рынков, на которых признается наличие естественной монополии, стимулирования конкуренции, поддержки предпринимательства, устранения препятствий к вхождению на рынок новых производителей.

        В тех сферах, в которых по объективным технологическим причинам сохраняется состояние естественной монополии, а возможная конкуренция будет носить разрушительный характер, должны вводиться специальные жесткие регулирующие ограничения, касающиеся ценообразования, объемов и качества услуг, условий обслуживания, норм потребления.

        Одной из важнейших составляющих конкурентной политики является обеспечение контроля за экономической концентрацией. Основой  государственного контроля за экономической концентрацией являются такие принципы, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и денежных средств, поддержка конкуренции, недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В рамках преодоления концентрации производства количество хозяйствующих субъектов рынка должно приблизиться к уровню насыщения и не являться ограничением для развития рыночных отношений.

        Настоящий этап развития экономики по-новому ставит проблему оценки экономической  концентрации при создании хозяйственных и финансово-промышленных групп, холдингов и других объединений хозяйствующих субъектов. Государственная антимонопольная политика должна способствовать таким тенденциям в экономической концентрации, которые будут иметь позитивное воздействие на конкурентоспособность отечественных производителей. Регулируемая экономическая концентрация может рассматриваться как один из элементов государственной экономической стратегии, посредством которой можно мобилизовать имеющийся промышленный потенциал, с тем чтобы обеспечить импортозамещение на внутреннем рынке и определенные конкурентные преимущества товаров отечественного производства на внешнем рынке.

        Важным  и актуальным направлением регулирования  отношений на конкурентных рынках является предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции. Необходимость развития данного вида деятельности антимонопольного органа обусловлена прежде всего построением в республике социально ориентированной рыночной экономики, в рамках которой одно из важных мест принадлежит формированию цивилизованной конкурентной среды. Целью государственной политики в этом направлении является выработка цивилизованных и справедливых методов ведения бизнеса, добросовестного продвижения на рынок товаров и услуг.

        Исходя  из изменившихся экономических условий, основным направлением антимонопольной политики должно стать дальнейшее сужение сферы прямого государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) организаций-монополистов на основе дифференцированного подхода к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей и постепенного перехода от ценового регулирования к системе антимонопольного регулирования и контроля.

        Одним из направлений антимонопольной политики является работа по созданию условий для ликвидации самих возможностей злоупотребления монопольным положением хозяйствующих субъектов, освобожденных от ценового регулирования. При этом остается необходимость регулирования цен (тарифов) на продукцию, обеспечивающую национальную, продовольственную, экологическую безопасность.

        Дальнейшего развития и разработки потребует  методологическая база по определению  порядка ценового регулирования  в сферах естественных монополий.

        Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал указ, которым разграничиваются функции антимонопольного органа.

        "В  документе проведено разграничение  функций антимонопольного органа: на товарных рынках республики эти функции выполняет министерство экономики, а на товарных рынках областей и Минска - структурные подразделения областных и Минского городского исполнительных комитетов", - заявили агентству "Интерфакс-Запад" в пресс-службе президента.

        Указом  расширены права антимонопольного органа по пресечению действий, в том числе по отмене не соответствующих законодательству правовых актов, принятых государственными органами, объединениями юридических лиц, результатом которых может являться ограничение конкуренции, отметили в президентской пресс- службе.

        Кроме того, отметили там, антимонопольному органу также предоставлено право заключать соглашения с юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках, в которых определяются условия их конкурентного поведения, а также пределы изменения цен (тарифов) на товары (работы, услуги). При этом данное юридическое лицо исключается из Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, пояснили в пресс-службе главы государства.

        В соответствии с указом, антимонопольный  орган наделяется правом обращения с исковыми заявлениями в суды о признании недействительными договоров, заключенных в нарушение антимонопольного законодательства, причиняющих вред правам и законным интересам других юридических лиц или граждан и приводящих к ограничению конкуренции. 
     
     
     
     
     
     

  • 2.2. Монополизм в современных условиях. 
  •       Государственный монополизм в трансформируемой экономике  Республики Беларусь представляет собой монополизм особого рода. Это монополизм государственных структур, сохранение и усиление которого сказывается на развитии предпринимательства. Складывающаяся белорусская модель переходной экономики имеет мощный государственный сектор, незначительную долю мелкого и среднего бизнеса, частного предпринимательства.

          В республике и в настоящее время доминирует монополия государственной собственности и власти. Более 80% государственной собственности распоряжается административный аппарат, принимающий экономические решения. На долю государственных предприятий приходится подавляющая часть производственных активов, 62% общего объема промышленного производства. [8, с. 17]

          Высока  доля государства и в собственности  частично приватизированных предприятий. Даже при акционировании у государства остается значительная часть собственности преобразованных предприятий, право передачи их в управление министерств и других центральных органов управления, назначения работников, прошедших специальную подготовку, представителями государства в открытых акционерных обществах.

          Так, в концерне «Беллегпром» 75 из 93 предприятий являются негосударственными, но на всех, где есть доля государства, имеется его представитель-проводник государственной политики. Доля государства в акционерном капитале негосударственных промышленных предприятий колеблется от 4 до 95%. В среднем государству принадлежит 40-50% акций. Следовательно, называть многие из них негосударственными было бы некорректно.

          Сохраняются наследие административно-командной  системы - ведущее положение государства как крупнейшего монопольного субъекта экономических отношений: неразрывная связь собственности и власти, разнообразие форм реализации им прав собственника, госконтроль над экономикой, нетождественный госрегулированию. Абсолютная монополия государства формирует естественную, искусственную, организационную, технологическую и экономическую монополии.

          Государственный монополизм проявляется прежде всего  в сфере управления, обуславливая монополизм хозяйствующих субъектов  как в сфере производства, так и в сфере обращения. Государство одновременно выступает и как монопольный собственник (производитель), и как монопольно управляющее начало. Практически все существующее в республике монополии, как естественные, так и искусственные, являются государственными.

          Свобода экономических субъектов в переходной экономике в значительной мере условна, так как их поведение предопределяется номенклатурными корпоративными интересами. Характерным для Беларуси является государственное регулирование хозяйственной деятельности предпринимателей путем объявления все больших сфер бизнеса зонами ограниченного доступа.

          Сохраняется сильная зависимость многих предпринимателей (прежних директоров приватизированных госпредприятий, новых менеджеров, возглавивших коммерческие структуры) от чиновников органов государственного управления, имеющих возможности неограниченного контроля за негосударственным бизнесом, его разрешения или запрещения. Органы государственной власти как и прежде используют набор административно-командных инструментов воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов, игнорируя законы товарно-денежного обращения. К ним относятся: «административное вмешательство в вопросы ценообразования и сбыта продукции, регулярные корректировки политики в области расчетов, движения финансовых потоков и котировки национальной валюты, запреты на регистрацию и требования нерегистрации негосударственных предприятий, что делает бизнес в нашей стране практически непредсказуемым». [2, c. 2] Преобладание административного вмешательства подавляет экономическую заинтересованность производителей, консервирует их технологическую отсталость.

          По  оценкам зарубежных специалистов, начинающему  белорусскому бизнесмену для основания  предприятия по производству, например, мебели необходимо получить визы не менее 70 должностных лиц, что может длиться  до 7 месяцев. [7, с. 34]

          Государственный монополизм в республике проявляется  в работе 27министерств, 17 госкомитетов, создании объединений (отраслевых концернов), наделенных особыми правами, часто с монопольным правом на продажу товаров и услуг (например, «Торгэкспо», «Белагроинторг», «Белресурсы»), и полномочиями самих органов управления (например, «Белпром», «Белбуд», «Беллегпром», «Белсельхозпром», «Белнефтегаз» и др.) [9, с. 8]

          Многие  из белорусских концернов образовались на базе ликвидированных министерств, руководивших деятельностью отраслевых предприятий, производивших главным образом однотипную продукцию. Фактически сохранились искусственно созданные барьеры для выхода на рынок новых производителей и нерациональная монополистическая структура, прежние стиль, принципы и методы управления.

          Увеличилось количество носителей монопольной  власти. Кроме государства (правительства, министерств и ведомств), ряда организаций (особенно торговых – розничных и оптовых), предприятий-монополистов, монопольной властью обладают: управляющая (административная) элита; промышленная элита (директорский корпус), посредники, отдельные предприятия-немонополисты, руководители теневого бизнеса. Объем «теневой экономики» в республике составляет 21-25% ВВП [12, с. 41]

          В процессе сращивания управленческой элиты государственных структур с представителями частного предпринимательства, в том числе и теневого и мафии, государственного и негосударственного монополизма в переходной экономике появилась новая разновидность монополизма - государственно-частного, сформировалась система экономических отношений, субъекты которых стремятся к достижению монопольной власти в производстве и обращении, других сферах деятельности. Возможности формирования конкурентных рыночных отношений ограничены частным вмешательством властей в деятельность предприятий. В совете директоров АК «Славнефть» представлены 4 зам. министров: Топливно-энергетического комплекса, Министерства государственного имущества, Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (с российской стороны), а также один из зам. министра Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации (с белорусской стороны).

          Таким образом, особенность переходной экономики  Республики Беларусь состоит в том, что рыночные преобразования в ней осуществляются медленно и противоречиво. Структурные диспропорции, наличие элементов административно-командной системы, отсутствие традиций рыночной экономики, сильное влияние уравнительно-коллективистской психологии, распад единого хозяйственного комплекса СССР делают переход к рынку в стране более длительным и болезненным. В республике существует гипертрофированная хозяйственная система с господством псевдорыночных отношений и государственного монополизма, высшей формой проявления которого выступает монополия управленческой власти.

          Процесс становления новых организационно-хозяйственных  структур в промышленности, да и  в экономике в целом, практически  носит искусственный и формальный характер. В настоящее время акционерными обществами, концернами, холдингами, финансово-промышленными группами, корпорациями и т.п. нередко именуются структуры, далекие по природе, статусу и содержанию от подобных формирований рыночной экономике. Их отличают отсутствие реальной свободы, принудительная «добровольность» формирования, осуществление жесткой централизации управления и финансовых ресурсов, сравнительно небольшие (по западным меркам) размеры и количество структурных единиц, административная и финансовая зависимость от центрального звена, отсутствие необходимого научно-технического и производственного потенциала. 

  • 2.2. Монополизм и конкуренция. 
  •       В Беларуси сложилась уникальная сверхмонополизированная  экономика, для управления которой использовались особые формы и методы. Искусственный монополизм в таких условиях проявлялся как организационный и ведомственный, т.е. как исключительное право государства на администрирование в лице соответствующих функциональных ведомств и отраслевых министерств. Являясь одной из форм проявления государственного монополизма, он одновременно выступал его воспроизводственной основой.

          В промышленности республики сложился высокий  уровень концентрации производства на предприятиях и в объединениях-монополистах: 15% крупнейших белорусских предприятий до распада СССР выпускали около 60% всей продукции. [6, с. 11]. Политика гигантомании привела к тому, что средний размер предприятий по численности занятых неуклонно повышался. Так, к началу 90-х годов он в 10 раз превышал западноевропейский. Если в 1970г. средний размер промышленного предприятия в Беларуси был существенно ниже среднесоюзного уровня (560 чел. – в БССР, 640 – в СССР), то к 1989г. картина стала обратной: БССР – 1010 чел., СССР – 793 чел. В странах Западной Европы, Японии, Южной Корее на 1 предприятие в 1989г. приходилось не более 80-90 человек. [14, с. 187]

          По  нормативным документам антимонопольных  органов в экономике республики выделяются следующие «рыночные» модели: деконцентрированные отрасли (розничная торговля) и рынки (строительных материалов, товаров легкой промышленности, банковский, страховых, строительных услуг); олигополии, представляемые несколькими крупными предприятиями, занимающими доминирующее положение в производстве и реализации (например, телевизоров, цемента, часов и др.); локальные монополии в масштабах региональных товарных рынков (например, монополизм предприятий перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, предприятий торговли и бытового обслуживания в отдаленных населенных пунктах, естественных локальных монополий в системе водо-, газо-, тепло-, электроснабжения и др.) [13, с. 187]. При этом в народном хозяйстве Беларуси отмечается наличие трех видов монополий – естественных, государственных и искусственных, а также их разновидностей – административных (в форме концернов, министерств, ассоциаций) и технологических (в форме чистой монополии). [12, с. 42]

          В белорусской экономике господствует монополия государственной собственности  – по содержанию, по форме же она  является чистой монополией или олигополией, что обуславливает невозможность возникновения конкурентной среды без изменения основ и форм экономических отношений.

          В зависимости от критериев монополизм можно классифицировать следующим  образом: по происхождению – искусственный  и естественный; по степени влияния  – всеобщий, абсолютный; по сфере  влияния – отраслевой и межотраслевой; по территориальному признаку – тотальный и локальный; по функциональной роли – ведомственный, должностной и производственный.

          В советской практике были распространены и в настоящее время проявляются производные формы монополизма: так называемый функциональный монополизм отдельных должностных лиц (монополизация ими должностных функций, связанных с исполнением возложенных обязанностей); групповой монополизм отдельных групп людей, ведомств. Общей чертой различных видов монополизма является гарантированность существования субъекта независимо от реальных результатов его деятельности.

          Децентрализация государственной системы распределения  и отказ от прямого контроля над  ценами стимулировали возникновение  региональных и даже районных монополий  в сфере торговли и сбыта. Бывшие государственные сбытовые конторы и торговые отделы трансформировались в акционерные объединения и при отсутствии конкуренции диктуют потребителям монопольно высокие цены. В результате возведения региональных барьеров произошла монополизация региональных рынков, возник массовый сговор продавцов на потребительском рынке. На смену ведомственно-отраслевому пришел республиканско-региональный монополизм.

          Высокий уровень монополизации экономики  характерен для тех ее секторов (более 20 отраслей и подотраслей), производственный потенциал которых сосредоточен на небольшом количестве субъектов хозяйствования, концентрирующих основную массу производимой продукции (работ, услуг). В промышленности республики функционирует более 40 единственных производителей определенного вида товара: Оршанский льнокомбинат (пряжа льняная товарная), Гомельский химический завод (фосфатные удобрения), Солигорский «Беларуськалий» (калийные удобрения), Минский тракторный завод (пропашные тракторы), Минский «Атлант» (холодильники и морозильники.

          Особенность монополизма в ряде отраслей состоит  в том, что наряду с чисто производственной монополией на определенные виды продукции  в них сохранена организационная  монополия в виде концернов, включающих практически все предприятия.

          Несмотря  на то, что в составе концернов  функционирует большое количество однопрофильных предприятий, они фактически не конкурируют друг с другом из-за высокой стоимости выпускаемой продукции и ограниченного ее предложения на рынке.

          Белорусским монополиям свойственны негибкость, инерционность, низкая экономическая эффективность, однообразие принципов и методов хозяйствования. Многие из них являются отсталыми в техническом отношении и убыточными – в экономическом, находятся в крайне тяжелом финансовом положении, а некоторые – даже на грани банкротства. Наличие устаревшего оборудования затоваривание продукцией вследствие потери рынков сбыта, незагруженность производственных мощностей (например, в легкой промышленности – от 17-25% до 50%, при необходимых для рентабельного производства 60%), отсутствие оборотных средств, низкая рентабельность – таковы некоторые характеристики отечественных монополистов. [11, с. 4]

          Правительственные документы по ценовой политике и  экспортно-импортным отношениям поставили ряд монополистов на грань банкротства. В настоящее время их целевой функцией является обеспечение способов выживания в условиях неопределенности и непредсказуемости перспектив существования. Так, единственный в республике производитель сухого детского питания Волковысское ОАО «Беллакт» разоряется вследствие сдерживания цен на свою продукцию. Ценовая политики государства обусловила отсутствие оборотных средств. Долги предприятия в начале 2008г. составили 172 млрд. белорусских рублей и 420 тыс. долларов. У предприятия есть только два пути выживания – рост цен или сокращение предложения (объемов производства).

          Принудительное  разукрупнение рыночных монополий  в развитых странах является средством  усиления конкуренции, а в трансформируемой экономике Республики Беларуси сопровождается усилением монополизма, появлением новых монополистов-производителей промежуточной продукции, заготовительных и др. Ликвидация СССР привела к появлению монополизма поставщиков ресурсов для Беларуси, причины искусственного создания которого – командно-административное прикрепление к поставщикам предприятий-потребителей, лимитирование объемов поставок, запрет на реализацию сырья и материалов за пределы определенной территории и т.п.

          Разрушение  госснабовской системы привело  к потере свободной информации о производителях. Организации бывшего Госснаба превратились в коммерческие структуры, монополизировавшие складское и транспортное хозяйство, информационные базы данных, стали диктовать свои кабальные условия при заключении хозяйственных договоров. Так, Минский автомобильный завод и Жлобинский металлургический, имевшие налаженные хозяйственные связи, приобретают сегодня продукцию друг друга через посредническую коммерческую фирму, что сказывается на росте цен [3, с. 3]. Условия переходного периода, некоторые негативные результаты проведенных реформ, создаваемые финансово-промышленные группы (ФПГ), региональные консорциумы, ассоциации не могут не отражаться на монополизме. Происходит его трансформация в скрытые формы. Складываются государственно-чиновничья, директорско-административная, мафиозно-клановая монополии. Нигде в мире не существует таких структур.

          В Беларуси усиливается отраслевой монополизм вследствие образования межотраслевых монопольных структур. Неплатежеспособность предприятий ускоряет их кооперацию в процессе приватизации. В настоящее время возник монополизм денежного капитала и банковских структур, а также информационный монополизм.

          В республике отсутствует рыночная конкуренция  в сфере материального производства, но появились ее гипертрофированные разновидности в сферах товарного и денежного обращения, услуг, среди предприятий общественного питания, между государственными и негосударственными секторами экономики, иностранными экспортерами и белорусскими производителями.

          Опыт  стран с переходной экономикой показывает необходимость демонополизации экономики, изменения характера управления предприятиями и формирования конкурентных отношений путем разгосударствления и приватизации, развития малого и среднего бизнеса, соответствующей протекционистской политики, наличия рынка земли и недвижимости, устойчивых денежной и финансовой систем. 

  • 2.3. Проблемы и противоречия демонополизации белорусской экономики и антимонопольного регулирования. 
  •       Демонополизация в Беларуси предшествовала конкурентной политике. Если на Западе сначала появились и развились рыночные монополии, а затем началось их регулирование, то в нашей экономике с самого начала акцент был сделан на становление антимонопольного регулирования в условиях отсутствия рыночных монополий и конкуренции.

          Понятие «демонополизация» в западной экономической  литературе почти не используется (применяют  «антимонопольное, или антитрестовское, регулирование»), а в постсоветской оно вошло в оборот после 1990г. и трактуется как политика государства, направленная против злоупотреблений доминирующим положением субъектов на рынке, на снижение (ограничение) степени его монополизации, создание необходимых предпосылок для возникновения и развития конкуренции. Эта политика носит многоплановый характер и рассматривается как путь к экономической свободе путем устранения монополии государства на производство продукции и услуг (разгосударствление и приватизации) с целью формирования конкурентного рынка.

          Демонополизация включает меры по преодолению монопольных  тенденций: на уровне народного хозяйства – ликвидацию тоталитаризма государственной собственности и власти; на уровне отрасли – устранение монополизма министерств, ведомств и их преемников (ассоциаций, концернов и пр.), упразднение их командных функций: на уровне предприятий – пресечение диктата производителя (продавца).

          Беларусь  впервые приступила к реализации этих мер после принятия в 1992г. первого  в истории республики антимонопольного Закона «о противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». Специализированным органом, обеспечивающим координацию и контроль за мерами по ограничению и устранению злоупотреблений монополистов, развитию конкуренции и предпринимательства, является Министерство предпринимательства и инвестиций, созданное в 1996г. на базе Министерства по антимонопольной политике (ранее – Госкомитета по АМП).

          Особенности антимонопольного регулирования состоят  в том, что 1) его становление происходит в нерыночной экономике, находящейся  в кризисном состоянии; 2) оно осуществляется при высоком дельном весе государственной собственности и незначительных размерах частного капитала; 3) ставит задачей не развитие, а становление конкурентных отношений; 4) американского а западноевропейского антимонопольного законодательств.

          На  Западе антимонопольное регулирование было направлено на ослабление господства монополий, в постсоветской экономике – на ограничение государственного влияния на рынки, ослабление государственной монополии – монополии государственной собственности и власти, и прежде всего в сфере управления. Но решение этой проблемы сопровождается усилением монополизма.

          Целями  демонополизации являются: изменение  монопольной структуры рынков и создание правовых и экономических условий для прихода на них новых товаропроизводителей (поставщиков), снижение концентрации производства и создание необходимых условий для развития конкуренции, повышение эффективности экономических процессов путем включения конкуренции хозяйствующих субъектов в систему стимулов и экономических рычагов развития производства, общества в целом.

          Основными направлениями демонополизации  выступают: 1) формирование новых экономических структур, особенно малых и средних предприятий; 2) разукрупнение ассоциаций, концернов, других объединений, препятствующих развитию конкуренции; 3) государственное регулирование деятельности монополий; 4) контроль за слиянием, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, приобретением акций.

          Основным  критерием определения доминирующего  положения является доля хозяйствующего субъекта на рынке конкретного товара, превышающая предельную величину, устанавливаемую Министерством предпринимательства и инвестиций. Для хозяйствующих субъектов-производителей товаров и услуг (кроме продукции производственно-технического назначения) она составляет: для одного – 30%, для двух – 54, для трех – 72, для четырех – 95%; для хозяйствующих субъектов-производителей продукции производственно-технического назначения – соответственно 45,67 и 100%.

          Противоречивость  современной ситуации заключается  в том, что с одной стороны, антимонопольная политика и проводимая демонополизация направлены на ограничение монополизма, а с другой стороны, попытки решения этой проблемы вызывают его оживление. Традиционные меры демонополизации экономики не работают в условиях отечественного сверхмонополизма. Демонополизация государственного сектора экономики происходит не путем осмысления реформирования (государственного регулирования монополии), а за счет постепенной ликвидации крупных государственных предприятий (объединений).

          Примером такого процесса является Гомельское ПО «Коралл». Это государственное предприятие до 1994г. производило кинескопы для телевизоров, осуществляя полный цикл производства – от литья экранного стекла до сборки. В 1997г. оно было акционировано, 67% акций передано американской фирме «West Ray Inc» под обещанные 24 млн. долларов. В настоящее время договор с указанной фирмой расторгнут, так как она оказалась не в состоянии осуществить модернизацию производства. Произошло разукрупнение предприятия: в самостоятельные субъекты выделены завод «Модуль», инструментальное производство и транспортное хозяйство. В итоге некогда мощное и передовое предприятие столкнулось с рядом серьезных проблем.

          Особенность белорусского антимонопольного закона состоит в том, что он направлен на устранение монополизма на всех уровнях и прежде всего в сфере управления. Демонополизация в этой сфере предполагает качественно новую роль государства и его органов, сокращение прямого государственного вмешательства в экономику. В третьей статье первого раздела прямо указано на субъекты закона – органы управления и должностные лица. Подробный перечень запрещенных антимонопольным законом актов и действий органов управления, ограничивающих права хозяйствующих субъектов, дискриминирующих отдельных из них, создающих необоснованные препятствия для появления новых предприятий (ст.7), на практике повсеместно игнорируется. Вместе с тем большая часть производственной деятельности в стране контролируется государством. Решения, принимаемые органами управления, нередко носят антиконкурентный характер, ведут к разделу рынков, дискриминации негосударственных (особенно частных) фирм, незаконному ограничению самостоятельности предприятий, предоставлению необоснованных льгот отдельным хозяйствующим субъектам, что способствует усилению монополистических тенденций. Имеют место различные злоупотребления среди чиновников, запреты на отдельные виды коммерческой деятельности, необоснованные отказы на сертификацию товара, контрольно-проверочный прессинг (местные власти и налоговые органы проверяют, как правило, фирмы, успешно конкурирующие с государственными) и т.п.

          Антимонопольное регулирование в рыночной экономике  сопровождается уменьшением злоупотреблений со стороны монополий, в национальной экономике – появлением новых видов монополий и форм их проявления.

          Все это позволяет сделать вывод  о том, что в ходе реформирования национальной экономики было бы целесообразно отдать приоритет не антимонопольной, а конкурентной политике.

          Конкурентная  политика – это совокупность государственных мер, направленных на создание и поддержку (развитие) конкуренции. Ее проводят не только развитые и развивающиеся страны, но и государства с трансформируемой экономикой. Принципами такой политики в рыночной экономике являются: эффективность, справедливость, правовая защита производителя (продавца) и потребителя. Она направлена на стимулирование эффективности и контроля в экономике, предотвращение эксплуатации более слабых участников рынка. Основными направлениями конкурентной политики являются разработка и совершенствование законодательства о конкуренции, контроль над структурой рынка, предотвращение злоупотреблений рыночной власти, стимулирование предпринимательской деятельности. В переходный период важно создать необходимые условия для ее появления. Во-первых, следует принять законы, которые разрешают и стимулируют предпринимателей открывать новые фирмы. Во-вторых, процесс приватизации существующих предприятий должен предусматривать создание конкурентных рынков. В-третьих, важно открыть внутренние рынки для иностранных предпринимателей. И, наконец, необходимы законы, поощряющие конкуренцию и запрещающие ценовые сговоры.

          Антимонопольному  регулированию в республике должны были предшествовать принятие закона о конкуренции, разработка законодательства о ней, играющего важную роль в формировании конкурентной среды. Оно, как правило, включает возведенные в закон «правила игры», нормы поведения, регулирующие взаимоотношения хозяйствующих субъектов в сфере бизнеса. При этом в условиях переходной экономики должны преобладать меры не столько ограничительного, сколько стимулирующего характера, направленные на становление и развитие конкуренции. Необходима разработка концепции и программы государственной политики в области конкуренции.

          Конкурентная  политика и законодательство о конкуренции должны ориентироваться не столько на пресечение монопольного поведения хозяйствующих субъектов, сколько на устранение указанных выше препятствий (барьеров). При этом было бы корректным определять все законы, направленные на становление конкурентных отношений в трансформируемой экономике республики, как законодательство о конкуренции.

          Таким образом, роль государства как регулирующего  органа, сдерживающего монополистические тенденции и поощряющего конкурентные отношения, состоит не в запрете монополий как таковых, а в создании системы мер, поощряющих состязательность на рынке, стимулирующих деловую активность, поддерживающих соблюдение принципа равных возможностей. 
     
     

          ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

          Таким образом – монополия – это  рыночная структура, в которой одна фирма является единственным поставщиком продукта, не имеющего близких заменителей.

          В экономической теории различают  следующие виды монополий: чистая монополия, закрытая монополия, естественная монополия, открытая монополия, простая монополия. Барьеры, ограничивающие вход в отрасль представлены юридическими ограничениями в форме «лицензий», «авторского права», «товарных знаков» или «патентной защиты». Фирма, ограничивая объем продаж, устанавливает более высокую цену на свою продукцию и получает экономическую прибыль. Монополист одновременно выбирает и цену, и объем выпуска.

          Причины существования монополий следующие: если производство любого объема продукции  одной фирмой обходится дешевле, чем его производство  большим количеством фирм. Существование монополии на контроль над редкими ресурсами; правительство предоставляет монопольное право осуществления какой-то деятельности.

          Фирма монополист максимизирует прибыль  или минимизирует убытки, производя количество продукции, соответствующее правилу MR = MC. Однако особенностью монополии является установление более высокой цены.

          Фирма-монополист должна выбрать ту модель поведения, которая принесет ей максимальную экономическую  прибыль и, одновременно,  будет  препятствовать проникновению в  отрасль конкурентов.

          Рассматриваемая нами модель монополии простроена на допущении, что все единицы продукции  в определенный период времени продаются  всем покупателям по одной и той  же цене. Однако при определенных условиях могут назначаться разные цены на один и тот же товар разным группам потребителей. Такая практика называется ценовой дискриминацией. Эффективность монополии будет низкой, так как при монополии цена устанавливается выше, а объем производства будет значительно ниже эффективного (конкурентного). Разница между эффективным объемом выпуска и монопольным составляет безвозвратные потери и означает недораспределение ресурсов с точки зрения общества. Суммарные излишки потребителя и производителя при монополии меньше конкурентных, что подчеркивает экономическую неэффективность монополии. В условиях защищенности от конкурентов у монополии нет стимула для внедрения НТП.

          Антимонопольная политика направлена на защиту и усиление конкуренции путем создания препятствий для использования и возникновения монопольной власти.

          Государственный монополизм в трансформируемой экономике  Республики Беларусь представляет собой монополизм особого рода. Это монополизм государственных структур, сохранение и усиление которого сказывается на развитии предпринимательства. В республике в настоящее время доминирует монополия государственной собственности и власти.

          Практически все существующие в республике монополии, как естественные,  так и искусственные, являются государственными. Процесс становления новых организационно-хозяйственных структур в промышленности, да и в экономике в целом, практически носит искусственный и формальный характер. В настоящее время акционерными обществами, концернами, холдингами, финансово-промышленными группами, корпорациями и т.п. нередко именуются структуры, далекие по природе, статусу и содержанию от подобных формирований в рыночной экономике. Их отличают отсутствие реальной свободы, принудительная «добровольность» формирования, осуществление жесткой централизации управления и финансовых ресурсов, сравнительно небольшие (по западным меркам) размеры и количество структурных единиц, административная и финансовая зависимость от центрального звена, отсутствие необходимого научно-технического и производственного потенциала.

          В народном хозяйстве Беларуси отмечается наличие трех видов монополий – естественных, государственных и искусственных, а также их разновидностей – административных и технологических. Белорусским монополиям свойственны негибкость, инерционность, низкая экономическая эффективность, однообразие принципов и методов хозяйствования. Многие из них являются отсталыми в техническом отношении и убыточными – в экономическом, находятся в крайне тяжелом финансовом положении. Складывается государственно-чиновничья, директорско-административная, мафиозно-клановая монополии. Нигде в мире не существует таких структур. В нашей экономике акцент с самого начала был сделан на становление антимонопольного регулирования в условиях отсутствия рыночных монополий и конкуренции.

          Политика  демонополизации включает меры по преодолению  монопольных тенденций. В ходе реформирования национальной экономики было бы целесообразно отдать приоритет не антимонопольной, а конкурентной политике. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

          Список использованной литературы. 

    1. «О противодействии  монополистической деятельности и  развитии конкуренции» // Национальная экономическая газета – 1996 – 26 января.
    2. Калимов Д. Политика кнута и пряника // Белорусская газета – 2001 – 11 января.
    3. Маковецкая И. «Кораллу» - свободное плавание // Белорусская деловая газета – 2006 – 3 февраля
    4. Микроэкономика / Под ред. М.И. Плотницкого – Мн: ООО «Новое знание», 2002 – 422 с.
    5. Муталимов М.Г. Основы экономической теории. – Мн: 2002 – 464с.
    6. Санько Г.Г. Монополизм и конкурентная политика в трансформируемой экономике // Белорусский экономический журнал. – 2006 - № 2 – с. 12-13
    7. Санько Г.Г. Особенности монополизма в Республике Беларусь // Методология и методика преподавания современной экономической науки – Мн, 1996 – с. 33-36
    8. Санько Г. Особенности монополизма // ФУА- 2005- №2 – с. 16
    9. Санько Г. Государственный частный монополизм: сущность и проявления // ФУА. –2007- №8 – с. 7
    10. Современная экономика / Под ред. О.Ю. Мамедова – Ростов на Дону, 2001 – 543с.
    11. Сюльжина Л. Кинескоп оказался кривым зеркалом (об инвесторах и инвестиционном климате « // Советская Белоруссия –2004– 4 августа.
    12. Филанович Н.Н. Особенности монополизма, сложившегося в Беларуси // Методология и методика преподавания современной экономической науки – Мн, 1996 – с. 40-42
    13. Экономическая теория / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко – Мн: БГЭУ, 2001 – 752с.
    14. Экономическая теория / Под ред. Л.Н. Давыденко – Мн: Вышэйшая школа, 2002 – 366с.
    15. Экономическая теория / Под ред. В.Л. Клюни – Мн: Тетра Система, 2001 – 400с.

    Информация о работе Антимонопольное регулирование